Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕКСТОВ СОВРЕМЕННЫХ СМИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЯЗЫКОВАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ» ДЛЯ 9 КЛАССА СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа №154221

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3
Глава 1. Понятие языковой выразительности и языковой игры в лингвистике и методике 8
1.1. Языковая выразительность 8
1.2. Понятие и функции языковой
игры 10
1.3. Языковая выразительность и языковая игра в школьном курсе русского
языка 13
Глава 2. Языковая игра в публицистических и художественных текстах 16
2.1. Языковая игра в заголовках современных печатных и Интернет-
СМИ 16
2.2. Разработка элективного курса «Языковая выразительность» для 9 класса
общеобразовательной школы 20
2.2.1. Специфика элективного курса как формы учебной работы 20
2.2.2. Типология элективных курсов 22
2.2.3. Описание курса 26
2.2.4. Конспект занятия элективного курса 41
Заключение 48
Список литературы 53
Приложение №1 57
Приложение №2 68
Приложение №3 69

Актуальность исследования. Кандидат педагогических наук С.В. Белова в своей книге «Элективные курсы гуманитарной направленности» пишет следующее: «Гуманитаризация образования предполагает построение такой образовательной системы, которая обеспечивает так называемый “прирост качеств Человека”» [Белова, 2008]. Сегодня школьное образование не должно быть «репетиторским тренажером» ученика, готовящегося поступать в вуз. Выпускнику необходим такой уровень компетентности, который стал бы залогом успешной реализации его индивидуальности во всех сферах - профессиональной, личностной, семейной и др. Современному человеку требуется не только высокий уровень конкурентоспособности в обществе, но и гармония внутреннего и внешнего мира, что особенно подчеркивает автор книги.
Элективные курсы являются одной из актуальных форм учебной коммуникации в школе. Занятия курсов по выбору помогают сформировать устойчивый интерес к определенному предмету, способствуют развитию различных компетенций за счет более сконцентрированного, чем на обычных уроках, применения активных форм работы.
Типология элективных курсов, широко внедряемых в практику сегодняшнего школьного образования, достаточно разнообразна. В 8-9 классах ведущую роль начинают играть предметно-ориентированные (пробные) курсы по выбору, основная задача которых - дать обучающемуся возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, уточнить свою готовность и способность осваивать гуманитарные предметы на повышенном уровне сложности [Белова, 2008].
Вопросы теории и практики элективов начали интенсивно обсуждаться в методической науке с начала 2000-х годов - периода, когда актуализируется процесс профилизации старшей школы. В это время разрабатываются авторские программы элективных курсов: В.Ф. Чертов (2004), В.В.
Агеносов(2004), Е.А. Зинина (2004), Т.Г. Кучина (2007), А.В. Леденев, Т.В. Леденева (2004), Н.Л. Карнаух (2006), Г.В. Пранцова (2006) и др. Данные программы ориентированы на профильное обучение учащихся 9-11 классов, значительная часть которых носит прикладной характер.
Однако стоит заметить, что с каждым годом возрастающее количество элективных курсов не может охватить всего спектра проблем преподавания литературы и русского языка, тогда как реалии современного образовательного процесса требуют незамедлительных действий.
Для доказательности мысли, обратимся к письму Рособрнадзора от 23.10.2018 г. № 10-875 «Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования». В методических материалах по проведению итогового сочинения (изложения) за 2018-2019 учебный год указаны следующие, интересующие нас, критерии:
• «Аргументация. Привлечение литературного материала». Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, подкрепляя аргументы примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст). «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
• «Качество письменной речи». Проверяется умение участника выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные речевые конструкции.
Учитывая перечень требований к ученику, разработка программ таких курсов является важной и новой задачей современного школьного гуманитарного образования. Все выше сказанное обусловливает актуальность нашей работы.
Гипотеза исследования. Использование текстов современных СМИ в разработке элективного курса «Языковая выразительность» способствует углублению содержания литературного образования и формированию у девятиклассников предметных компетентностей (языковых, лингвистических, коммуникативных), что, в свою очередь, позволит успешнее подготовиться основному государственному экзамену по русскому языку и литературе.Регулярное обращение к литературному и публицистическому материалу заметно обогащает восприятие школьниками и художественных произведений, и внешнего мира, и собственных ощущений и переживаний, что находит отражение в письменной речи, как в аналитических жанрах, так и в художественных....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение содержания и трудностей, связанных с разработкой элективных курсов для обучения в современной школе представляет большой интерес для всех специалистов в области преподавания.
Основной задачей элективных занятий является расширение и систематизация знаний по предмету, а также обеспечение усвоения школьниками программного материала, учитывая их различные интересы и склонности.
Данная выпускная квалификационная работа ставит перед собой цель создание элективного курса «Языковая выразительность» для девятиклассников на материале текстов современных средств массовой информации.
В условиях реализации Федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку в учебно-воспитательном процессе необходимым условием развития и социализации школьников является овладение общими умениями, навыками, способами познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности, приобретение опыта разнообразной деятельности, в том числе опыта творческой деятельности.
В теоретической части работы мы рассмотрели понятие и сущность языковой выразительности и феномена языковой игры; представили и описали основные особенности приемов и способов её реализации в тексте. Изучив научную литературу по данному вопросу, отметим, что языковая игра исследовалась в работах Л. Витгенштейна, Е.А.Земской, Т.А.Гридиной, В.З.Санникова и других ученых - философов и лингвистов. Суть языковой игры (в максимально широком понимании термина) состоит внетрадиционной, неканоническойреализации творческого потенциала языка, ориентированной на скрытые эстетические возможности языкового знака.
Кроме того, данный прием является только вариантом проявления языковой выразительности. Под которым исследователи понимают наличие в тексте или речисовокупности таких качеств как точность, логичность, ясность, экспрессивность, что обеспечивает её полноценное восприятие адресатом.
Так мы приходим к выводу о том, что языковая выразительность — одно из качеств устной и письменной речи, акцентированное на прагматическом и эстетическом качестве речевых произведений, а именно: обеспечение полноценного и эстетически привлекательного восприятия путём особой организации речи и текста.
Вторая глава нашей работыпосвящена попыткам описать конкретные игровые приемы,встречающиеся в печатных и Интернет-СМИ. Анализ материала показал, что прием ЯИ характерен как для печатных газет, так и для электронных изданий.
В газете «Аргументы и факты» ЯИ представлена на:
• фонетическом:
«Бремя быть свободным»;
• лексическом:
«Амбиции разбитого корыта», «Унесенные льдиной», «Как кубинцы приспособились к «тропическому социализму»; «Чем богаты депутаты?»;
• синтаксическом уровнях языка:
«Подмечено: Россия никогда не бывает такой сильной, как кажется самой России. Но она никогда не бывает и такой слабой, как кажется ее противникам».
«Находясь с визитом в королевстве, спикер Совета федерации знала не только, что сказать, но и что надеть».
Заметим, что языковая игра прослеживается не только на уровне заголовков, но и в тексте самой статьи, в интервью.
В некоторых заголовках печатных СМИ можно наблюдать совмещение разных уровней языковой игры. В приведенном ниже примере сочетание лексического и фонетического уровней языка:
«Даешь странерубля!» - здесь явная аллюзия к советскому лозунгу: «даешь стране угля».
В языковой иерархии доминирующим в современных СМИ является лексический уровень языковой игры. В проанализированных нами примерах наблюдается трансформация фразеологизмов, использование алогизмов: «Когда насилие - путь к спасению; прием цитации: «От чего голова раскалывается»;метафоризации: «.. .пытаясь найти свою тропинку в уже исхоженном кинематографистами маршруте»; аллюзии к фильмам: «Черно-белое солнце»; художественным произведениям: «Унесенные льдиной» («Унесённые ветром» Маргарет Митчелл); общебытовым фразам:« Чтоб не жить на одну зарплату», «Отчего квартиры «резиновые»?».
Современная действительность отличается всё увеличивающейся скоростью в передаче информации, общении друг с другом. Но при этом не перестаёт цениться качество подачи информации. Количество и разнообразие приемов, характер их использования ставит печатные СМИ на уровень выше, что повышает дидактическую значимость в контексте урока. Именно поэтому при работе со школьниками мы опирались преимущественно на материал газетных изданий.
Из примеров приведенных, в главе 2, подпункте 2.1., можно сделать вывод, что в текстах электронных СМИ языковая игра представлена в основном на лексическом уровне. Тем не менее, свобода применения различных приемов языковой игры в сети Интернет открывает большой простор для творчества, что способствует развитию языка и мышления....


. Александрова, Е.М. Языковая игра. Механизмы создания и способы
перевода / Е.М. Александрова. - СПб., 2012.
2. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов/ О.С. Ахманова. - М., 1966.
3. Белова, С.В. Элективные курсы гуманитарной направленности / С.В. Белова. - М., 2006.
4. Васильева, А.Н. Стилистический анализ языка художественного произведения/ А.Н. Васильева. - М., 1966.
5. Виноградов, В.В. О теории художественной речи/ В.В. Виноградов. - М., 1971.
6. Виноградова, Л.В. Методика преподавания в средней школе : учебное пособие / Л.В. Виноградова. - Ростов, 2005.
7. Гридина, Т.А. Языковая игра : стереотип и творчество / Т.А. Гридина- Екб., 1996.
8. Гридина, Т.А. «Делать из мухи слона»: ассоциативные проекции игрового слова в художественном тексте // Лингвистика креатива / под общ. ред. Т. А. Гридиной. -Екб.,2012.
9. Гридина, Т.А. Языковая игра в художественном тексте: [Текст] монография / Т.А. ГридинаЕкб. :Урал. Гос. Пед ун-т., 2008.
10. Головин, Б.Н. Основы культуры речи / Б.Н. Головин. - М., 1988.
11. Земская, Е.А., Китайгородская, М.А., Розанова, Н.Н. Языковая игра // Русская разговорная речь: Фонетика. Морфология. Лексика. Жест /Е.А. Земская, М.А. Китайгородская, Н.Н. Розанова. - М., 1983.
12. Капацинская, Е.В. Определение выразительности и способы ее усиления // Проблемы, экспрессивной стилистики / Е.В. Капацинская. - Ростов н/Д., 1987.
13. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка / М.Н. Кожина. - М., 1993.
14. Кожина, М.Н. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. - М., 2003. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://stylistics.academic.ru/15.
15. Колягин, Ю.М. О создании курса математики для школ и классов экономи...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ