Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Технология перевернутого класса 6
§ 1. Понятие «Технология перевернутого класса» как разновидности технологии смешанного обучения 6
§ 2. Содержание технологического процесса перевернутого обучения и его особенности 12
§ 3. Сравнение технологии традиционного и перевернутого обучения 19
§ 4. Приемы и средства перевернутого обучения 22
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Опытная работа по использованию технологии 29
§ 1. Особенности УМК «Английский язык» / «English», авторы: Кузовлев М.В., Лапа Н.М., Костина И.П., Перегудова Э.Ш. и др 29
§ 2. Психологические особенности учащихся 10-11 классов 34
§ 3. Разработки уроков по технологии перевернутого класса 38
Выводы по главе 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
Список использованных источников: 50
Приложение 1 55
Приложение 2 59
В современном мире существует потребность в творческой, социально активной личности, обладающей способностью самостоятельно принимать решения, касающиеся личной и профессиональной деятельности. Для воспитания такой личности, раскрытия всего ее внутреннего потенциала в настоящее время в школах используются различные образовательные технологии, ставящие своей главной задачей не пассивное обозревание окружающей действительности, а активное ее преобразование. Сложность и многообразие жизни в современном мире обуславливают необходимость в данной модели будущего выпускника, так как от современного человека требуются творческие, нестандартные решения различных жизненных и профессиональных проблем, а не обыденные шаблонные действия.
Формирование самостоятельности у будущих членов общества остается одной из главных задач обучения в школе. Технология перевернутого обучения является одним из возможных инструментов повышения автономности и самостоятельности будущих выпускников, так как данная технология направлена на развитие логического мышления, повышение познавательного интереса у обучающихся и формирование способности самостоятельно принимать решения.
Актуальность настоящего исследования заключается в том факте, что в настоящее время школы все больше отходят от традиционных способов и методов обучения и внедряют новые образовательные технологии с целью повышения эффективности учебного процесса. Технология перевернутого обучения является актуальной на данном этапе развития общества в связи с тем, что она полностью соответствует всем целям и задачам современной школы. Модель перевернутого обучения возлагает большой процент обучения на обучающихся, подготавливая их к жизни в современном обществе, а также способствует формированию полноценной, творческой и самостоятельной личности.
Объект исследования - процесс обучения английскому языку старших школьников.
Предмет исследования - способы использования технологии перевернутого обучения в преподавании английского языка в 10-11 классах.
Цель исследования - изучение возможностей, а также плюсов и минусов применения технологии перевернутого класса в обучении старших школьников английскому языку.
В соответствии с поставленной нами целью, выделяем следующие задачи:
• изучить технологию перевернутого класса как средство обучения;
• исследовать способы и методы реализации технологии перевернутого обучения;
• внедрить и апробировать элементы данной технологии на уроках английского языка в 10-11 классах;
• разработать методические рекомендации по применению технологии перевернутого обучения на уроках английского языка в 10-11 классах по УМК «Английский язык» / «English», авторы: Кузовлев М.В., Лапа Н.М., Костина И.П., Перегудова Э.Ш. и др.
Методы исследования - анализ теоретической и методической базы технологии, обобщение массового и индивидуального педагогического опыта.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования теоретической и практической части исследования педагогами и студентами при разработке плана будущего урока, а также возможность использования данных настоящей работы в более крупных исследованиях по этой теме и смежным с ней.
База исследования - старшие классы МБОУ Аэропортовской СОШ пгт. Емельяново Красноярского края. В экспериментальной группе приняли участие 9 учащихся 11 класса.
Структура работы - настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении обосновывается актуальность данной работы, ставятся цели и задачи исследования, а также описываются методы исследования, его практическая значимость, предмет и объект.
Первая глава настоящей работы посвящена теоретической части исследования. Здесь раскрывается суть и содержание технологии перевернутого обучения.
Вторая глава несет практическую значимость: здесь рассматриваются особенности УМК, психологические особенности учащихся старших классов, а также в данной главе представлены поурочные методические разработки уроков английского языка в 10-11 классе в соответствии с технологией перевернутого класса и выбранным УМК.
В заключении содержатся основные выводы по проведенному исследованию.
В списке использованных источников отражены работы, вошедшие в теоретическую основу содержания настоящего исследования.
В результате проведенного исследования, выяснилось, что технология перевернутого обучения зарекомендовала себя как эффективная, инновационная и доступная как для учителя, так и ученика технология, среди зарубежных и российских педагогов. Также, технология весьма перспективна, что доказывает пристальное внимание специалистов-педагогов и ученых всего мира (А. Семс, Дж. Бергман, Х. Маршалл и др.)
Благодаря технологии перевернутого обучения, происходит смена позиции педагога на более пассивную. Учащиеся же в свою очередь становятся активными деятелями на уроке, что несомненно способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся, а также активизирует тех студентов, которые привыкли выполнять пассивную роль на уроке, отмалчиваясь и выполняя инструкции учителя.
Простое описание технологии перевернутого класса обычно сводится к следующей формулировке: перевернутый класс - это такая образовательная среда, в которой выполнение домашнего задания происходит непосредственно во время урока, в то время как лекционный материал изучается учащимися самостоятельно в форме видео-лекций, выполняющих теперь роль домашнего задания.
Необходимо отметить, что данная технология активно внедряется многими учителями в учебный процесс как за рубежом, так и в России, что доказывает ее универсальность и применимость к любым условиям и требованиям. На данный момент в России применение данной технологии еще не распространено как в других странах, но уже есть разработки и исследования в этой инновационной сфере. Значительным преимуществом использования технологии перевернутого обучения является ее практикоориентированность, так как большее количество аудиторного времени уделяется на отработку теоретического материала, на взаимодействие с другими учениками, с передачей опыта самостоятельного обучения, что способствует более интенсивному развитию различных личностных качеств ученика, его автономности, развитию критического мышления, а также достижению предметных результатов.
Как и любая другая образовательная технология, перевернутый класс имеет свои недостатки, которые в конечном счете с легкостью нивелируются достоинствами.
Одним из преимуществ обучения по модели ПК является возможность реализации требований стандарта ФГОС. В документе сформулирован как ряд общих требований к уроку, которые включают в себя подбор средств достижения результата адекватных поставленным целям, использование технологий, способствующих эффективному ведению урока, формирование УУД, формирование мотивации к изучению предмета иностранный язык. Эти требования были созданы для ведения урока по традиционной модели, однако модель перевернутого обучения также помогает их реализовать, что соответствует современным стандартам обучения.
Отличительной особенностью технологии перевернутого обучения является ее ориентированность на учащихся. Но несмотря на этот факт, стоит понимать важность педагога в условиях перевернутого класса. На плечи учителя ложится вся работа по отбору и выработке качественного учебного материала, который учащиеся смогут освоить самостоятельно, а также организация учебного процесса на уроке, что зачастую выходит из-под контроля, а, значит, учитель должен быть готов к различного рода нештатным ситуациям.
В рамках технологии перевернутого обучения было организовано пробные занятия учащихся 11 класса Аэропортовской СОШ (пгт. Емельяново).
Практическая часть содержит описание УМК «Английский язык 2-11» авторов Кузовлева В.П., Лапа Н. М., Костиной И.П., Перегудовой Э.Ш. и др., на основе которого были разработаны и проведены пробные занятия, конспекты которых содержатся в Приложении 1 и 2.
Результаты, полученные в ходе исследования данной ВКР, можно использовать на практике, так как модель «перевёрнутый класс» является перспективной моделью обучения, и проведённое исследование доказывает, что её внедрение не только вносит разнообразие в образовательный процесс, но и приносит ощутимую пользу, существенно меня подход к школьному обучению.
1. Андреева Н. В. Особенности организации эффективного смешанного обучения в школе //Электронное обучение в непрерывном образовании. -
2015. - №. 1-1. - С. 425-429.
2. Баранников А. В. Образование нового поколения //М.: УЦ «Перспектива.
• 2013. - 233 с.
3. Басалгина Т. Ю. Технология «Перевернутый класс» при изучении
специальных дисциплин //Профессиональное образование: проблемы и перспективы развития: материалы V Краевой заочной научно
практической конференции, Пермь. - 2014. - Т. 17. - С. 173-175.
4. Богданова Д. А. Перевернутый урок //Дети в информационном обществе.
• 2012. - №. 11. - С. 68-71.
5. Бондаренко Е. А. Медиаобразование в современной школе с точки зрения
образовательных стандартов //Медиаобразование и
медиакомпетентность/Под ред. АВ Федорова, Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та. - 2009. - 232 с.
6. Бондаренко Ю. А. Использование технологии «перевернутый класс» на
уроках английского языка //Всероссийская научно-методическая конференция «Педагогическая технология и мастерство учителя» [Электрон. ресурс]. - URL: http: //www.nauka-
it.ru/attachments/article/1331 /bondarenkoj ua novo sibirsk konl13. pdf (дата
обращения: 30.01.21).
7. Борзова Т. А. Преподаватель как основное звено технологии" перевёрнутый класс" //Высшее образование в России. - 2018. - №. 5. - С. 42-49.
8. Вербицкий А. А. Контекстное обучение и становление новой образовательной парадигмы //Жуковский: МИМ ЛИНК. - 2000. - 41 с.
9. Воронина М. В. " Перевёрнутый" класс-инновационная модель обучения //Открытое образование. - 2018. - Т. 22. - №. 5. - С. 40-51.
10. Вульфович Е. В. Организация самостоятельной работы по иностранному языку на основе модели «перевёрнутый класс» //Высшее образование в России. - 2017. - №. 4. - С. 88-95.
11. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. — 2-е изд., М.: АРКТИ, 2003. — 192 с.
12. Гараев И. М., Варфоломеева Т. Н. Структурные особенности и рекомендации по использованию смешанной модели обучения" Перевернутый класс" //Современная педагогика. - 2017. - №. 2. - С. 7-11.
13. Гладких Д. С. Использование технологии flipped classroom при обучении иноязычной письменной речи в старшей школе //Проблемы романогерманской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. - 2018. - №. 14. - С. 118-123.
14. Гречухина А. П. Элементы технологии достижения успеха в работе с
«перевернутым классом» //Современные Web-технологии
образовательного назначения: перспективы и направления развития. -
2016. - С. 265-267.
15. Енбаева Л. В., Иванова М. А. Технология flippedclassroom на уроке иностранного языка //Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. - 2016. - №. 12. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya- flipped-classroom-na-uroke-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 16.02.21)....40