Только Word
Введение 3
Глава I
1. Теоретические основы проблемного обучения 6
2. Возрастные особенности учащихся 6 класса 13
3. Использование проблемного обучения на уроках обществознания ... 19
Глава II
1. Примеры, иллюстрирующие приём проблемного обучения на уроках
обществознания в 6 классе 25
2. Система уроков обществознания в 6 классе, с применением
технологии проблемного обучения 33
Заключение 66
Список использованных источников 68
Целый ряд обучающих технологий (игровые технологии, проектная работа, проблемное обучение и др.) ориентирован на модернизацию традиционной системы. Технология проблемного обучения нацелена на авторизацию и интенсификацию учебной деятельности учащихся. Все обучающие технологии активизируют и интенсифицируют деятельность учащихся, но в технологии проблемного обучения эти два условия рассматриваются как главная концептуальная идея и показатель эффективности одновременно.
Проблемное обучение - технология организации учебного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. В проблемном обучении процесс усвоения знаний идет как процесс решения проблемных задач, трудных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон, т.е. ученик овладевает универсальными учебными действиями.
Вариантами проблемного обучения считаются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания.
Можно с уверенностью говорить, что проблемное обучение успешно применимо при обучении обществознанию на всех ступенях образования.
Технология проблемного обучения предполагает создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной (или в содружестве с учителем) деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности творческим путем. Проблемное обучение основывается на трех основополагающих принципах:
- общности целеполагания (цели преподавателя и учащихся);
• бинарности (взаимодействие обучающего и обучаемых);
• проблемности (наличие противоречия в учебном материале или в процессе его усвоения).
Наброски теории проблемного обучения можно проследить еще во времена Сократа. Он разрабатывал эвристические беседы, которые сегодня являются элементом теории. Д.И.Ушинский так же был близок к теории проблемного обучения. Д.Дьюи впервые ввел исследовательский метод обучения, который впоследствии стал основой для разработки идеи проблемного обучения.
В нашей стране теория проблемного обучения набрала популярность в 1960-е годы в СССР, в 1990-е годы в системе образования появились первые плоды проблемного обучения в виде игровых форм, модульного обучения, компьютеризации, диалогических методов, модельного обучения и т.д.
Основоположниками теории проблемного обучения в нашей стране были С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьевы и др.
Сегодня нет единого мнения о принадлежности теории проблемного обучения. М.И. Махмутов и В. Оконь считают, что проблемное обучение - это система обучения; И.Я. Лернер, Н.А. Менчинская называют его методом обучения и преподавания; Ю.К. Бабанский относит к средствам повышения эффективности обучения или видам обучения; особым подходом к организации обучения определяют Т.А. Ильина и М.Н. Скаткин.
Цель исследования: проанализировать проблемное обучение на уроках обществознания в 6 классе и разработать систему уроков.
Объект исследования: технология проблемного обучения.
Предмет исследования: проблемное обучение на уроках обществознания в 6 классе.
Для достижения поставленной цели мы выдвинули перед собой следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы проблемного обучения.
2. Изучить использование проблемного обучения на уроках обществознания.
3. Привести примеры, иллюстрирующие метод проблемного обучения на уроках обществознания в 6 классе.
При исследовании использовались следующие методы: изучение и анализ педагогической и методической литературы; анализ деятельности учителей и изучение их опыта работы по организации проблемного обучения; анализ работы учащихся.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть применены в процессе обучения обществознанию в 6 классе.
Структура дипломной работы организована в следующем порядке: введение, две главы (теоретическая и практическая), заключение, список использованной литературы. Содержание первой главы освещает теоретические основы проблемного обучения, методы, приемы. Вторая глава заключает приемы и уроки, демонстрирующие применение метода проблемного обучения на уроках обществознания в 6 классе. В заключение дипломной работы отражены основные выводы о целях и практической значимости проблемного обучения на уроках обществознания. Список использованной литературы содержит 34 источника. Общий объем работы насчитывает 70 страниц.
В дипломной работе были приведены примеры, иллюстрирующие приём проблемного обучения на уроках обществознания в 6 классе.
Проблемное обучение - это процесс обучения с системой проблемных ситуаций, в основе которого лежит особый вид взаимодействия учителя и учащихся, характеризующийся систематической самостоятельной учебно- познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных проблем.
Проблемный метод обучения на уроках обществознания используется для развития интеллектуальных способностей, самостоятельности и познавательной активности учащихся на основе постановки перед ними задач, перевода внешнего стимулирования обучающихся в самостимулирование у них внутренней мотивации.
Главной целью проблемного обучения на уроках обществознания становится развитие познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся, а также социальных и личностно-значимых интересов школьников, таких как: толерантность; настойчивость; уверенность в себе и т.д.
Технология проблемного обучения позволяет не только успешно рассматривать различные довольно сложные темы курса, но и развивать у обучающихся самостоятельность, способность находить материал, интерпретировать его, высказывать свою позицию, аргументирую ее, вести цивилизованный диалог.
Благодаря проблемно-диалогическому обучению у обучающихся развиваются пять универсальных компетентностей:
• способность к исследованию;
• способность к эффективным коммуникациям и организации взаимодействия;
• способность принимать решения;
• способность осуществлять принятое решение;
• способность постоянно осваивать новые виды деятельности.
Таким образом, существует три основных метода постановки и решения учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации к гипотезе диалог; подводящий от проблемы к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приёмом. Их сходство заключается в том, что все названные методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала.
Различие методов - в характере учебной деятельности школьников и в развивающем эффекте. Побуждающий от проблемной ситуации диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приёмом лишь имитируют творческий процесс. При этом подводящий диалог успешно формирует логическое мышление и речь учащихся, а развивающий результат сообщения темы с мотивирующим приёмом незначителен.
Использование проблемного метода способствует развитию самостоятельности учащихся, включению их в поисковую и исследовательскую деятельность, формированию познавательного интереса, поисковых навыков и умений. Данный метод открывает возможности творческого сотрудничества учителя и ученика, способствует более глубокому и прочному усвоению материала и способов деятельности.
1. Андреев В. И. Конфликтология. М., 2010.
2. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. - Тула, 2012. - 448с.
3. Аракелов Г.Г. О психологии подростка. -М.: АртС, 2010. -267с.
4. Бабанский Ю.К. Методическая работа в школе: организация и управление. - М.: Просвещение, 2006. - 626 с.
5. Богомолова О.Б. Проблемный подход в профильном обучении: одна задача - несколько решений // Информатика и образование. - 2010. - №1. - С. 95-114.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб Издательство «Питер», 2008- 400 с.
7. Виноградова Н.Ф. Создание проблемных ситуаций и обсуждение гипотез. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 352 с.
8. Глазунов С.Н. Метод анализа проблемных ситуаций как способ активизации мыслительной деятельности учащихся // Преподавание истории в школе. - 2010. - №6. - С. 52-54.
9. Загашев И.О. Учим детей мыслить критически / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек.
• СПб: Альянс Дельта, 2013. - 145 с.
10.Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и
педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. - Тюмень, 2010. - С. 8-39.
11. Иванова О.В. Проблемное обучение в курсе истории // Преподавание истории в школе. - 2009. - №8. - С. 25-27.
12. Идиатулин В.С. Принцип проблемности в обучении // Школьные технологии.
• 2010. - №4. - С. 29-42.
13. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. - М.: Педагогика, 2015. - 112 с.
14. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ А.И.Кравченко, Е.А.Певцова. -2-е изд.- М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. -232 с.
15. Краковский А.П. О подростках. - М.: Аспект пресс, 2006. - 235с....34