Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФРЕЙМОВ В
ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ 11
1.1 Теоретическое состояние проблемы формирования и развития
познавательных УУД в обучении биологии 11
1.2 Теоретическое состояние проблемы применения фреймовой наглядности
в обучении биологии 15
1.3 Состояние проблемы в практике работы современной школы 22
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФРЕЙМОВОЙ НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ 25
2.1 Состояние проблемы применения фреймовой наглядности в практике
работы современной школы 25
2.2 Проект «Фреймовая наглядность - средство формирования и развития
познавательных УУД в обучении биологии» и методические особенности его применения 28
ВЫВОДЫ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
На протяжении сотен лет от становления обучения как процесса усвоения знаний и до нашего времени эталоном образованности является способность обучающегося в полной мере выразить и использовать всё то, что он узнал от своего учителя - показать уровень владения инструментами и средствами познания, которыми являются умения схематически выражать усваиваемый материал или создавать его модели. При этом каждый учитель постоянно находится в поиске вещей, которые станут помощниками в его труде, то есть в поиске каких-либо средств обучения. Подобными средствами в данных исследованиях являются фреймовые модели биологической информации. В изучении биологии, дисциплине постигая которую человек связывается непосредственно с естественными законами и процессами, отвечает на задаваемые природой вопросы, читает язык живого, просто необходимо иметь полный объём знаний о действительности этих процессов, чтобы приобрести необходимые умения (универсальные учебные действия). В современной школе, где время для изучения биологии сведено до минимума, учащиеся по результатам исследований современных дидактов и педагогов не всегда имеют даже общего представления о структуре живого, законах эволюции, процессах жизнедеятельности организмов и других очень важных понятиях и учебных навыках. А основная задача учителя биологии - сформировать у каждого ученика чёткое представление о том, как он должен строить собственную учебную деятельность, т.е. обладать спектром универсальных навыков для получения знаний (познавательных УУД), выполняется только в случаях с отдельными учащимися. Поэтому проблема недостаточного развития познавательных УУД в современной школе требует непосредственного разрешения, что и будет освещено в данном исследовании, а также является требованием ФГОС:
В ФГОС начального общего образования одним из планируемых результатов обучения в разделе «Познавательные универсальные учебные действия» отмечается необходимость учащимся уметь «... использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач» в начальной школе, и как результат, получить возможность научиться «.создавать и преобразовывать модели и схемы.» в средних и старших классах [38].
По требованиям ФГОС основного общего образования, деятельность учащихся со средствами знаково-символической наглядности является неотъемлемым компонентом любого урока. В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования» ФГОС говорится об развитии и формировании у учащихся умений работать с учебным текстом с применением терминологии и символики, овладения символьным языком, построения и анализа построенных моделей, развития изобразительных умений и навыков, а также умений извлекать информацию, представленную в схемах, таблицах, диаграммах и графиках [220, с. 15]. [38]
Кроме недостаточности количества отводимых уроков на показатель уровня развития познавательных УУД также влияет скудность средств обучения, которыми пользуется преподаватель и малая эффективность этих средств.
Изучение школьной биологии невозможно без наглядной демонстрации, поэтому в последнее время особо актуальным стал вопрос о повышении эффективности усвоения понятий и умений у учащихся на уроках биологии, посредством использования знаково-символических средств фреймовой наглядности, как одной из наиболее результативных из наглядных средств обучения.
Всё перечисленное выше позволяет сформулировать актуальность исследования, которая заключается в следующих тезисах:
• недостаточный уровень развития познавательных УУД учащихся 9 класса по биологии;
• недостаток современных средств обучения, в том числе знаковосимволических средств фреймовой наглядности в практике работы учителей биологии;
• недостаточное владение методикой применения фреймовой наглядности как эффективного средства развития познавательных УУД.
Изучением проблемы развития познавательных УУД в естественнонаучном обучении занималось множество педагогов и исследователей. Само понятие «универсальные учебные действия» было сформулировано и довольно подробно рассмотрено А.Г. Асмоловым в 2010 г. Он разработал классификацию УУД, что помогло наиболее полно представить суть данного понятия и соответственно развить методики для определения уровня развития УУД. Наряду с А. Г. Асмоловым над данной проблемой работали Г.В Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов.
Использовать фреймовую наглядность в обучении биологии предлагали Марвин Минский, О.П. Зайцева, Т.Н. Колодочка, Р.В. Гурина, Н.А. Черабаева приводящие её подробные описания, помогающие дать чёткое представление о её различных формах. Проблема использования наглядности в процессе обучения, изучалась психологами И.В. Богословским, А.В. Петровским, А.В. Занковым, И.Ф. Харламовым, методистами Е.П. Бруновтом, Н.М. Верзилиным, Б.Е. Райковым и другими учёными, но и настоящее время она остаётся актуальной.
Из вышесказанного становится ясно, что использование наглядности имеет уже весьма долгий срок в процессе обучения биологии. Но в реальности до сих пор не существует достаточно хорошо разработанных основ использования фреймовой наглядности в обучении этому предмету и ещё меньше проводится исследований, посвящённых внедрению её в педагогический процесс. На эту тему очень мало публикаций, в них отсутствуют целостные системы и определения фреймовой наглядности, нет единства в их классификации, а также практически не определяются условия влияния этой разновидности наглядности на отдельные познавательные УУД учащихся.
Вышесказанное определяет цель данного исследования: разработка модели развития познавательных УУД учащихся 9-х классов по биологии через использование знаково-символических средств фреймовой наглядности....
1. Анализ литературы и периодической печати, проведённый в ходе разработки проекта, показал, что проблема развития УУД посредством применения фреймовой наглядности не является в педагогике новейшей, однако актуальность её решения не теряется до сегодняшнего времени и постоянно растёт. Вопросу использования фреймовой наглядности, как фактора повышения развития УУД, в литературе и периодической печати уделяется недостаточно внимания.
2. Состояние вопроса использования фреймовой наглядности в практике работы современной школы свидетельствует о недостаточном внимании учителей к данной проблеме, в силу ряда объективных трудностей, возникающих при организации процесса обучения.
3. Система фреймовой наглядности, предлагаемая в ВКР, разработанная с учётом предполагаемых затруднений и методических условий позволила устранить противоречия между значимостью проблемы и её недостаточной разработанностью в теории и практике.
4. Для эффективной реализации разработанной системы фреймовой наглядности необходимо соблюдать следующие условия:
-использовать фреймовую наглядности на различных этапах и видах уроков ; -рационально сочетать наглядные методы со словесными и практическими, знаковую наглядность с натуральной наглядностью;
-демонстрировать фреймы и условные изображения, привлекающие максимальное внимание и наиболее кратко и точно характеризующие рассматриваемое понятие.
-организовать совместную работу с учащимися, направленную на выделение в предоставляемой информации определённых символов и поиск смысловых связей между ними, для побуждения учащихся к самостоятельному структурированию информации в знаково-символические модели в ходе дальнейшего обучения
I. Анастасова Л.П. Формирование здорового образа жизни подростков. М.: Наука, 2000. 364с.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. М.: Педагогика, 1989. 190 с.
3. Большая Российская энциклопедия / Под ред. Н.Г. Бим-Бад, В.А. Безруцких, Л.С. Глебова, В.А. Болотова и др. М.: Знание, 2003. 528 с.
4. Бордовская Н.В. Педагогика: учебник для вузов. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 304 с.
5. Буланова-Топоркова М.В. Педагогические технологии: учеб. пособие для студ. пед. специальностей / М.В. Буланова-Топоркова А.В. Духавнёва, В.С. Кукушин. М.: Март, 2004. 336 с.
6. Верзилин Н.М. Общая методика преподавания биологии / Н. М. Верзилин, В.М. Корсунская. М.:Просвещение, 1976. 384с.
7. Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания биологии. М.: Педагогика, 1974. 324с.
8. Веселов. В.В. Наглядность - нестареющий принцип обучения// Педагогика. 1999. Т. 2. № 5. С. 124-125.
9. Воронцов Н.Н. Эволюция органического мира: учеб. пособие для 9-10 кл. средн. шк. / Л.Н. Сухорукова. М.: Просвещение, 1991. 223 с.
10. Высоцкая Л.В. Общая биология: учеб. для 10 - 11 кл. с углубл. изучением биологии в шк. 5-е изд., перераб. / Л.В. Высоцкая С.М. Глаголев., Г. М. Дымшиц и др. М.: Просвещение, 2005. 462 с.
II. Гостар А. А. Особенности использования знаково-символических средств дошкольниками с задержкой психического развития: автореф дисс. к.п.н. Москва, 2008. 25 с.
12. Зайцева, О. П. Фреймовое представление естественнонаучных знаний как способ интенсификации учебного процесса: Первая международная научно-практическая конференция: сб. тез.: 13-16 сентября 2010 г. Екатеринбург, 2010. С. 48-50.
13. Знаково-символическая наглядность в обучении биологии:
методическое пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2012. 108 с.
14. Каменецкий С.Е. Теория и методика обучения физике в школе: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений / С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская и др. М.: Академия, 2000. 154 с.
15. Кассирер, Э. Опыт о человеке / Пер. А. Муравьева // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 3-30....42