Введение 3
1. Теоретическое обоснование использования фактов из истории Англии с
целью повышения интереса к изучению английского
языка 6
1.1. Место лингвострановедческого материала в обучении английскому языку....6
1.2. Историческая информация в процессе обучения английскому языку 9
Выводы по главе 1 12
2. Опытная работа по применению фактов истории в процессе обучения
английскому языку 13
2.1. Использование аутентичных текстов 13
2.2. Экспериментальная методика применения исторических материалов на
уроках английского языка 19
2.3. Игровые приемы, основанные на исторических фактах при обучении
английскому языку 38
Выводы по главе 2 42
Заключение 44
Библиографический список 46
Приложение А 49
Приложение Б 54
Приложение В 56
Приложение Г 58
Приложение Д 59
Государственная образовательная политика Российской федерации направлена на модернизацию образования. Содержание школьной языковой политики определяется общественной потребностью в знании иностранных языков. Установление взаимопонимания между народами и обеспечение доступа к многообразию мировой политики и культуры является главной функцией. Владение иностранным языком становится необходимой частью личной и профессиональной жизни каждого человека.
Одной из главных целей обучения иностранному языку является воспитание у школьников позитивного отношения к иностранному языку, культуре и истории народа, говорящего на этом языке [Маслова, 2013, с. 10], что предполагает изучение культуры, истории, реалий и традиций стран изучаемого языка, а также включение школьников в диалог культур. Интерес делает процесс познания увлекательным, личностно значимым для обучаемого, повышает темпы и объем усвоения материала, т. е. способствует продуктивному изучению иностранного языка [Волкова, 2015, с. 37]. В этом мы видим актуальность работы.
Теоретическую основу исследования составили нормативные документы, регламентирующие процесс обучения иностранным языкам в основной школе; работы по различным аспектам современного процесса обучения иностранным языкам Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова, [Верещагин, Костомаров, 1980], Гальсковой Н.Д. [Гальскова, 1995], Пассова Е.И. [Пассов, Кузовлева, 2010].
Анализ теории и практики исследуемого вопроса позволил выделить противоречие между необходимостью взаимосвязанного изучения языка и культуры и недостаточным количеством лингвострановедческого материала для работы в рамках учебного времени в средней школе, что обосновывает актуальность данного исследования.
Актуальность данной работы состоит в том, что в ней рассматривается использование элементов лингвострановедения в общеобразовательной школе на основе учебно-методического комплекса «Радужный английский» О.В. Афанасьевой, рекомендованного к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, старшего общего образования.
Практическая значимость данного исследования упражнения, разработанные для использования фактов из истории Англии, разработка авторского родительского собрания в виде семейного клуба, которые могут быть использованы педагогами общеобразовательных заведений.
Объект исследования - процесс изучения английского языка в лингвострановедческом аспекте.
Предмет исследования - процесс внедрения фактов истории в обучение английскому языку.
Цель работы: разработать упражнения для использования фактов из истории Англии с целью повышения интереса обучающихся к изучению английского языка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по вопросу актуальности использования лингвострановедческого аспекта в обучении английскому языку;
2) определить роль и место исторической информации в процессе обучения английскому языку;
3) выявить эффективные способы применения фактов истории в обучении английскому языку;
4) рассмотреть информативность аутентичных текстов;
5) представить экспериментальную методику применения исторического аспекта на уроках английского языка;
6) описать использование игровых приемов изучения исторических фактов при обучении английскому языку.
В работе использовались следующие методы исследования (по А.М. Новикову):
• анализ литературы;
• изучение и обобщение отечественной практики;
• сравнение;
• теоретический анализ и синтез;
• конкретизация;
• обобщение.
Апробация использования фактов из истории Англии с целью повышения интереса к изучению иностранного языка проводилась на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения дополнительного образования «Центр профессионального самоопределения».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. В конце каждой главы представлен вывод.
Итак, в ходе выполнения работы выяснилось, что лингвострановедческий материал помогает создать и поддержать интерес к изучению иностранных языков, и служит опорой для поддержания мотивации, т.к. включает в себя два аспекта: обучение языку; сведения о стране и ее истории.
Благодаря страноведческому материалу учащиеся знакомятся с реалиями страны изучаемого языка, получают дополнительные знания в области географии, истории, культуры, образования и т.д. Наряду с углублением лингвострановедческих знаний у обучающихся формируются интеллектуальные и речевые способности, культура речи.
Кроме того, если раньше страноведческие сведения сопровождали базовый курс иностранного языка только как комментарий при изучении какого-либо материала, то в настоящее время лингвострановедческий аспект должен стать неотъемлемой частью уроков иностранного языка. То есть все более ощущается необходимость обучать не только языковой стороне, но и тому, что «лежит за языком», то есть культуре страны изучаемого языка, ее истории. Использование лингвострановедческого аспекта способствует формированию мотивации учения, что в условиях изучения иностранного языка в средней школе очень важно, так как само иноязычное общение не подкреплено языковой средой. Также очень важным мотивационным стимулом изучения иностранного языка является стремление к расширению своего кругозора и общего багажа знаний о культуре и истории страны изучаемого языка. Следовательно, в школе этот учебный предмет является средством приобщения обучающихся к «духовной и исторической культуре других народов».
Стимулом к изучению иностранного языка является стремление к расширению своего общего кругозора. За счет последовательной реализации лингвострановедческого аспекта, можно обогатить межпредметные связи.
В процессе работы были решены поставленные задачи:
1) изучена методическая и психолого-педагогическая литературу по вопросу актуальности использования лингвострановедческого аспекта в обучении английскому языку;
2) определены роль и место исторической информации в процессе обучения английскому языку;
3) выявлены эффективные способы применения фактов истории в обучении английскому языку;
4) рассмотрена информативность аутентичных текстов;
5) представлена экспериментальная методика применения исторического аспекта на уроках английского языка;
6) описано использование игровых приемов изучения исторических фактов при обучении английскому языку.
Для формирования страноведческой компетенции были разработаны упражнения, в которых отражены аспекты страноведческой компетенции, а информация представлена в формах, способствующих более эффективному освоению материала.
Таким образом, в процессе обучения иностранному языку важно знать, что нужно изучать язык вместе с его культурой. Так мы узнаем не только новый язык, но и знакомимся с народом, его культурой и разными сферами деятельности. Для улучшения качества знаний в страноведческой сфере необходимо заниматься не только на уроках иностранного языка, но и самостоятельно. Помочь в этом могут Интернет - ресурсы: просмотр видеороликов о стране, прослушивание аудио записей, чтение газет, журналов, статей, чтение художественной литературы. Все это помогает нам лучше узнать некие факты и реалии о стране, а также это помогает обучающимся улучшить разговорные навыки.
1. Айвенго / В. Скотт; пер. с англ. А.Климов. - Москва: Издательство АСТ, 2015. - 112 с.: ил. - (Иллюстрированная классика приключений)
2. Артемова А.Ф., Леонович О.А. Страноведение через идиоматику. Учебное пособие по английскому языку. - «Флинта, Наука», 2013. - 265 с.
3. Афанасьева О.В. Английский язык. 5 кл.: В 2 ч. Ч 1: учебник / О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К. М. Баранова. - 6 изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2017. - 136 с.: ил. - (Rainbow English)
4. Афанасьева О.В. Английский язык. 6 кл.: в 2 ч. Ч 2: учебник / О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К. М. Баранова. - М.: Дрофа, 2014. - 126 с.: ил. - (Rainbow English)
5. Афанасьева О.В. Английский язык. 7 кл.: в 2 ч. Ч 1: учебник / О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К. М. Баранова. - М.: Дрофа, 2014. - 126 с.: ил. - (Rainbow English)
6. Афанасьева О.В. Английский язык. 8 кл.: в 2 ч. Ч 2: учебник / О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К. М. Баранова. - М.: Дрофа, 2014. - 126 с
7. Афанасьева О.В. Английский язык. 9 кл.: В 2 ч. Ч 2: учебник / О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К. М. Баранова. - 5 изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2018. - 149 [3] с.: ил. - (Российский учебник: Rainbow English)
8. Афанасьева О.В. Английский язык. Базовый уровень. 10 кл.: учебник / О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К. М. Баранова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016. - 253 с.: ил. - (Rainbow English)
9. Афанасьева О.В. Английский язык. Базовый уровень. 11 кл.: учебник / О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К. М. Баранова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016. - 205 с.
10. Борисова Е.Г. История английского языка: учебно-методическое пособие / Е.Г. Борисова, Е.Р. Мец; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. - Рязань, 2016. - 52 с.
11. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Лингвострановедческая теория слова. - М.: Русский язык. - 1980. - 285 с.
12. Волкова С.Л. Особенности развития познавательного интереса учащихся
к английскому языку средствами лингвострановедения. - М.,
Просвещение. - 2015. - 94 с.
13. Временный государственный образовательный стандарт. Общее среднее образование. Иностранный язык. - М., 1993.
14. Гальскова Н.Д. Практические и общеобразовательные аспекты обучения иностранным языкам // ИЯШ. 1995. - № 5. - С. 8-13.
15. Зангиева З.Н. Взаимосвязь языков и культур как основа обучения межкультурной коммуникации // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико - биологические науки. - 2013. - № 1. - С. 32-35....31