Введение 3
1. Использование художественной литературы на уроках истории 10
1.1. Произведения художественной литературы как исторический источник 10
1.2 Методика работы с художественным произведением на уроках
истории 16
2. Анализ отражения Первой мировой войны по истории в 10 классе в зарубежной и отечественной художественной литературе 32
2.1 Отражение Первой мировой войны в зарубежной художественной
литературе для 10 класса 32
2.2 Первая мировая война в отечественной художественной литературе
для 10 класса 44
3. Методические аспекты использования Первой мировой войны на уроках истории в 10 классе 50
3.1 Первая мировая война в УМК по истории 10 класса: ресурсы и
дефициты 50
3.2 Методическая разработка по использованию художественной
литературы на тему «Первая мировая война» на уроках истории
в 10 классе 55
Заключение 62
Список источников и литературы 64
Приложение 1 68
Первая мировая война (1914-1918), которая началась для России как Великая, Вторая Отечественная, а завершилась бесславным Брестским миром, долгие годы занимала очень скромное место в памяти российских граждан. За десятилетия, прошедшие после войны, сложилось устойчивое представление о том, что она не оставила заметного следа в русской литературе, музыке и живописи. Надолго оказались забытыми имена писателей, ушедших добровольцами на фронт, ставших военными корреспондентами, забвению преданы произведения отечественных поэтов, музыкантов и художников, запечатлевших канун трагедии России и скорбь народов Европы.
Судьбу Первой мировой войны в национальной памяти разделила литература не только отечественная, но и зарубежная. В работах по истории отечественной литературы начала XX в. этот период долгое время оставался пробелом, тогда как почти все писатели так или иначе откликнулись на это грандиозное событие.
Обострившаяся дискуссия о путях социально-экономического развития Российской Федерации, усложнения структуры и многоукладности отечественного образования, а также глубокой трансформации современного российского общества не обошла стороной и модернизацию обучения в образовательных учреждениях, а, именно, средних школах, что, несомненно, не могло не повлиять на методику преподавания и изучения исторического материала в школе. Одной из таких проблемных тем стала Первая Мировая война (1914-1918 гг.) и участие в ней России. Соответственно, отечественная историческая наука не могла не обратиться к данному событию, ставшему одним из катализаторов для Великой Российской Революции 1917 г. Беспристрастное осознание и оценка данных событий, несомненно, должны благотворно повлиять на понимание их места в истории нашей страны, а также стать «прививкой» от повторения подобных общественно- политических катаклизмов и гарантией успешного развития всех гражданских и общественных институтов нашего многонационального Отечества на принципах равенства, уважения и взаимопонимания.
Стоит сказать, что военная тема и сейчас остается одной из актуальных в литературе и искусстве.
Наиболее достоверными произведения о войне считаются произведения писателей, участвующих в войне. Например, Ю.В. Бондарева, В.О. Богомолова, В.В. Быкова, В.К. Кондратьева, Г.Я. Бакланова, Б.Л. Васильева, М.А. Шолохова, К.Д. Воробьева и других. В произведениях они опираются на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт. В своих произведениях о войне главной линией проходит тема солдатская дружба, фронтовое товарищество, тяжесть походной жизни, дезертирство и геройство.
Необходимо приводить подростков к умению давать событиям собственную оценку, осуществлять личные действия, делать собственные гражданские выводы.
Таким образом, очень важно изучать на уроках тексты о войне писателей, потому что в них заключен большой образовательно - воспитательный потенциал. Произведения военной тематики заставляют задуматься о настоящем и прошлом.
Так, в учебниках по истории уделяется достаточно большое внимание освещению темы «Первая мировая война», однако данные темы не отражают полной картины исторических событий того времени, следовательно дополнение уроков истории материалами художественной литературы будет способствовать более полному раскрытию темы, что обусловило актуальность выбранной темы.
Степень изученности проблемы:
Проблема использования художественной литературы на уроках истории рассматривалась с разных сторон.
Так, методику использования художественной литературы на уроках истории описывали работы таких авторов, как М. В. Короткова, М. Т. Студеникин1, Л. М. Предтеченская2, Е. С. Сенявская3, М.Т. Студеникин4, Т. Чариев5, Ю. А. Щетинов6 и др.
Изучение событий Первой мировой войны осуществлялось с использованием художественной литературы, которая также в последствии использовалась для методических разработок по использованию на уроках истории в 10 классе при изучении Первой мировой войны: Бунин И. Холодная осень , Барбюс А. Огонь , Гашек Я. Похождение бравого солдата Швейка , Ремарк Э. На Западном фронте без перемен , Малиновский Р. Я. Солдаты России.
Цель работы - оценить перспективы использования художественной литературы для изучения Первой мировой войны на уроках истории в 10 классе.
Задачи.
1. Охарактеризовать виды, преимущества, проблемы использования художественной литературы на уроках истории, методики ее применения.
2. Провести анализ художественной литературы зарубежных и российских авторов о Первой мировой войны с точки зрения ее репрезентации.
3. Выявить ресурсы и дефициты УМК по истории для 10 класса с точки зрения изучения Первой Мировой войны.
4. Предложить методические разработки по использованию художественной литературы на тему «Первая мировая война» на уроках по всеобщей истории и истории России в 10 классе....
В результате выполнения работы можно сделать следующие выводы.
Использования художественной литературы в процессе обучения истории в школе не только способствует решению образовательных задач, но и помогает понять сущность изучаемой эпохи, чувствовать её колорит, специфику исторических явлений, расширяет кругозор учащихся. А также решает и воспитательные задачи: картины прошлого вызывают определенные эмоции, заставляют переживать сочувствовать, восхищаться, ненавидеть, формируются жизненные идеалы учеников. Образы художественной литературы способствуют более прочному закреплению исторического материала в памяти учащихся.
Художественная литература является важнейшим средством познания общественно исторических явлений, а также способствует развитию у учащихся образного мышления, умения анализировать полученную информацию, сравнивать выделять главное.
Проведя данную работу, можно убедиться в незаменимости и высокой эффективности художественной литературе на уроках истории путем выявления основных целей ее использования. А именно, формирование научно-исторических представлений у учащихся, повышение эффективности понимания учениками событий прошлого, конкретизация исторического материала, воспитывать патриотизм, сформировать у учащихся яркие образов прошлого.
Основные знания по истории учащиеся получают через рассказ учителя. Нити рассказа прокладывают в сознании детей связи с прошлым народа и страны. Слово учителя, предельно точное, полное стремительной мысли и неподдельного чувства, во многом предопределяет успех обучения. Однако учитель не всегда находит нужную гамму ярких изобразительных средств для конкретной и образной передачи знаний. На помощь ему, а значит и учащимся, должны прийти произведения писателей и поэтов.
Проанализировав художественную литературу по теме Первой мировой войны, рекомендованной учебниками истории за 10 класс, мы пришли к выводу, что произведения зарубежных авторов преимущественно освещают внутреннюю сторону войны, показывая читателю все ее ужасы, тогда как отечественные авторы более гуманны и раскрывают переживания отдельно взятых людей без имен ужасы войны за ее пределами. При этом произведения и отечественных и зарубежных авторов о Первой мировой войне необходимы для изучения школьниками также и потому, что учебники, предлагаемые министерством образования раскрывают только происходящие противоборствующих стран и совсем не касаются жизни простого народа.
Для использования художественной литературы была предложена методическая разработка, включающая в урок истории отрывки из художественной литературы, помогающие ученикам более полно понять события Первой мировой войны и ее влияние на жизнь общества.
1. Абдулаев Э.Н. История России. 10 класс. Углубленный уровень. Методическое пособие. М.:Дрофа, 2023
2. Гущина Т.А. Атлас. Россия и мир. 10-11 классы. М.: Дрофа, 2023
3. Гущина Т.А. История России. 1914 год - начало XXI века. 10 класс. Контурные карты. М.:Дрофа, 2023.
4. История России XX - начало XXI вв. 10 класс. Учебник. Углубленный уровень М.: Дрофа, 2023. 415 с.
5. История России. 10 класс. Рабочая тетрадь.. Базовый и углубленный уровни 2023 | Макарова М.И., Данилов А.А., Косулина Л.Г., Соколова Л.А. . - Москва: Просвещение, 2024
6. История России. 10 класс: учебник в 3 ч. Ч.1: базовый и углубл. уровни/ред. А.В.Торкунов. - Москва: Просвещение, 2024
7. История России. 10 класс: учебник в 3 ч. Ч.2: базовый и углубл. уровни/ред. А.В.Торкунов. - Москва: Просвещение, 2024
8. История. История России. 1914 год — начало XXI века. 10-11 классы. Базовый уровень. Атлас (к госучебнику) . - Москва: Просвещение, 2024
9. Клоков В.А. История России. 10 класс. Тематические контрольные работы. М.:Дрофа, 2023.
10. Клоков В.А., Симонова Е.В. История России. 10 класс. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2023
11. Мединский В. Р, Торкунов А. В: История России. 1914-1945 гг. 10 класс. Учебник. Базовый уровень. М.: Просвещение, 2024. 496 с.
12. Сороко -Цюпа О.С. История. Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс: учебник: базовый и углубл. уровни/ О.С.Сороко -Цюпа, А.О.Сороко -Цюпа; ред. А.А.Искендеров. - Москва: Просвещение, 2024
13. Стрелова О.Ю. Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс. Методическое пособие. М.: Просвещение, 2024. 496 с.