Только Word
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы методики совершенствования речи младших школьников 6
1.1. Коммуникативные качества хорошей речи 6
1.2. Классификация речевых ошибок 9
1.3. Исправление речевых ошибок младших школьников 23
Выводы по первой главе 28
Глава II Исследование речевых ошибок и приемы их устранения 29
2.1. Анализ состояния речи младших школьников с позиций соответствия
норме 29
2.2. Программа коррекции словообразовательных ошибок младших
школьников 38
Выводы по второй
главе 48
Заключение 49
Список литературы 51
Приложения 56
Совершенствование речи учащихся, повышение ее культуры, всех ее выразительных возможностей - одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Овладение языком, запасом слов и грамматических форм создает предпосылки для развития мышления. «Речь - это канал развития интеллекта».[Жинкин Н. И., 1956, с. 35]
Есть ряд аспектов овладения речью: усвоение литературной языковой нормы, усвоение навыков чтения и письма. Именно в начальной школе учитель должен помочь детям обнаружить и исправить недостатки своих устных и письменных высказываний, следить за точностью и правильностью речи, в том числе и правильностью словообразования.
Развитие речи детей необходимо не только для успешного использования речевых умений на уроках русского языка и литературы, но и для освоения других дисциплин. Причем развитие интеллектуальных способностей напрямую зависит от речевого развития. Только владение связной речью способствует включению ребенка в активную жизнедеятельность.
Исследования различных ученых показали необходимость более глубокого изучения словообразовательных процессов в начальной школе.
Этим занимались известные лингвисты и методисты, такие как К.Д. Ушинский, Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, Д.И. Тихомиров. Ф.И. Буслаев, в свою очередь, обращал внимание на необходимость работы по словообразованию на уроках русского языка, чтоб было более полное понимание учащимися лексического значения слов. Это понимание гарантирует точный и осознанный выбор слов в условиях естественной речи. Важность словообразовательной работы на начальной ступени обучения русскому языку, её развивающий характер отмечал и К.Д. Ушинский.
Несмотря на очевидную значимость проблемы предупреждения и устранения ошибок в речи младших школьников, в практике школьного образования, по нашим наблюдениям, решению этой проблемы внимание уделяется лишь на уроках анализа творческих работ учащихся, что, безусловно, недостаточно, поскольку именно в начальной школе изучение языковых единиц с позиций их функционирования в речи отстает от реальной речевой практики учащихся.
Актуальность проблемы определила выбор темы исследования, постановку цели и задач.
Цель: исследовать характер речевых ошибок учащихся вторых классов и разработать комплекс корректирующих упражнений.
Объект исследования: особенности речевых ошибок учащихся вторых классов.
Предмет исследования: комплекс упражнений, направленных на устранение словообразовательных ошибок.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что в речи младших школьников сохраняются словообразовательные ошибки, обусловленные генерализацией одной из освоенных моделей, следовательно, в качестве корректирующего средства должны выступать упражнения, демонстрирующие учащимся синонимию и омонимию аффиксов.
Задачи исследования:
1. Дать анализ теоретических источников по проблеме исследования.
2. Определить методики исследования объекта и критерии оценки.
3. Установить актуальный уровень развития речи учащихся с позиции соответствия ее нормам современного русского языка.
4. Разработать комплекс корректирующих упражнений.
Методы исследования:
• анализ теоретических источников;
• анализ репродуктивных работ учащихся;
• тестирование;
• методы обработки результатов исследования.
Исследование проводилось на базе школы № 98, принимали участие 2 «А» и 2 «Б» классы в составе 22 и 23 человек.
Развитие речи учащихся - проблема, которая традиционно считается актуальной. Развитие речи является одним из принципов построения программы по русскому языку для начальных классов.
Недостаточная сформированность тех или иных коммуникативно- речевых умений приводит к появлению в устных и письменных высказываниях детей ошибок различного вида.
Анализ теоретических источников показал, что речь характеризуется различными параметрами (правильность, разнообразие (богатство), чистота, точность, логичность, выразительность, уместность, доступность (понятность), действенность), важнейшим из которых большинством ученых признается правильность, то есть соответствие нормам современного русского языка.
Актуальность проблемы исследования косвенно подтверждается большим разнообразием и неоднозначностью подходов к классификации речевых ошибок являющихся нарушением норм.
Значимость проблем исследования была подтверждена так же результатами констатирующего среза, который был направлен на выявление актуального уровня развития речи как в устной, так и письменной формах.
Результаты исследования были получены на основании двух методик: методика диагностики устной речи Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной, и изложение. Полученные результаты продемонстрировали низкий и средний уровень развития речи испытуемых, что определяет необходимость поиска эффективных путей совершенствования речи младших школьников с позиции соответствия нормам. Значимость зафиксированных в ходе констатирующего среза ошибок представляли нарушение
словообразовательных норм, обусловлено тем, что изучение языковых единиц с позиций их функционирования в речи отстает от реальной речевой практики учащихся.
Для усовершенствования речи учащихся нами была разработана серия упражнений, которая разделена на три блока. В первый и второй блок вошли упражнения, направленные на осознание учащимися синонимии и омонимии аффиксов, а третий блок содержит группу коррекционных упражнений.
Разработанные нами упражнения помогут ученикам младшего школьного возраста преодолеть трудности в образовании слов, и подготовить к дальнейшему изучению раздела морфемики в русском языке. Данные упражнения направлены на устранение и коррекцию словообразовательных ошибок.
1. Аверьянова А. Д. Как рождаются слова. - М.: Наука, 1979. -71с.
2. Бацевич Ф.С. Процесс неологизации и его влияние на системные
отношения в лексике // РЯШ. -1981. - №1. - с.
3. Бакина М.Л. Словотворчество // Языковые процессы современной
русской литературы. Поэзия. -М.: Наука, 1977. - с. 78-127.
4. Бондаренко А. А., М. Л. Калинчук . Формирование навыков литературного произношения у младших школьников .
5. Вахнина Т.П., Иванова О.В., Кузнецова Е.Ю. Современный русский
язык: учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2004. - 155 с.
6. Виноградов В.В. Словообразование в его отношении к грамматике
и лексикологии // Исследования по русской грамматике. - М., 1975. - 371с.
7. Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию // Избранные
работы по русскому языку. -М.: Наука, 1959. -451с.
8. Вороничев О.Е. Где кончается основа знаменательного? [о связи
словообразования с грамматикой] // Начальная школа. - 2008. - № 5. - С. 40.
9. Габинская О.А. Типология причин словотворчества. - Воронеж: Изд -
во Воронежского университета, 1981. - 152с.
10. Гак В.Г. Новые слова и словари новых слов. -Л.: Наука, 1983. - с.15-29.
11. Дёмичева В.В. Формирование логического мышления учащихся
при обучении словообразованию // Начальная школа. - 1994.
Мережко Е.Г. Словообразовательный анализ на уроках русского языка // Начальная школа. - 1996. - № 6. - С. 8.
12. Ефименкова Л. Н.. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов . - М., Просвещение , 1991 г.
13. Жинкин Н. И.. Язык - речь - творчество .- М., Просвещение , 1998 г.
14. Земская Е.А. Активные процессы современного
словопроизводства // Русский язык конца 20 столетия. -М.: Наука, 1996.
15. Земская Е.А. Словообразование как деятельность. -М.: Высшая школа, 1 992. -220с....53