Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы личностно-профессиональной перспективы обучающихся в учреждении среднего профессионального образования 7
1.1 Понятие «личностно-профессиональная перспектива» в
исследованиях зарубежных и отечественных психологов 7
1.2 Социально-психологические особенности обучающихся в
учреждении среднего профессионального образования 13
1.3 Особенности личностно-профессиональной перспективы обучающихся в учреждении среднего профессионального образования 20
Вывод по главе 1 26
Глава 2. Изучение личностно-профессиональной перспективы обучающихся
в аграрном техникуме 28
2.1 Организация и методы исследования личностно-профессиональной
перспективы 28
2.2 Анализ результатов исследования 33
2.3 Программа по повышению учебно-профессиональной мотивации
студентов техникума 42
Выводы по главе 2 49
Заключение 51
Список использованных источников 54
Приложение
Темпы социально-экономических преобразований в нашей страны постоянно ускоряются, что влечет за собой возникновение неопределенности в различных сферах жизнедеятельности личности - в личной, профессиональной, социальной. Наличие неопределенности, в свою очередь, негативно сказывается на построении молодыми людьми своих жизненных планов и перспектив - личных и профессиональных. Актуальность исследования личностно-профессиональных перспектив обучающихся в учреждении среднего профессионального образования обусловлена внешними обстоятельствами (высокий темп развития общества, влекущий за собой изменения в жизнедеятельности человека), а также обстоятельствами внутренними (обучающийся среднего профессионального образования - личность не до конца сформированная, незрелая, находящаяся на границе подросткового и юношеского возраста, что, безусловно, отражается на специфике ее личностно-профессиональной перспективы).
Таким образом, в условиях современного «мотивационного кризиса» российской молодежи необходимо сосредоточить внимание на поиске той социальной технологии, которая позволила бы максимально раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал студента, повысить личностную ответственность молодежи за собственное будущее, помочь в понимании жизненной перспективы молодых людей, увеличить производительность труда, снизить социальную напряженность в обществе.
Личностно-профессиональная перспектива - это системное интегративное образование, отражающее образ личностно
профессионального будущего, совокупность ближайших и отдаленных целей профессионально-личностного развития и альтернативные пути их достижения. Теоретически значимым и практически востребованным становится рассмотрение всего спектра факторов развития личностнопрофессиональной перспективы в зависимости от формирования учебнопрофессиональной и мотивационной деятельности, управление которой позволило бы повысить качество профессионального труда молодых специалистов, осознание личной и профессиональной значимости.
Тема учебно-профессиональной мотивации студентов рассматривается рядом отечественных и зарубежных социологов, психологов, педагогов. Подходы к изучаемой теме можно классифицировать следующим образом.
Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности - одна из стержневых в психологии. Мотивационно - потребностные компоненты учебной и учебно-профессиональной деятельности рассматривались многими отечественными и зарубежными учеными. (Л.И.Божович, Р.С.Вайсман,
A. Н.Леонтьев, Г.И.Щукина, Н.В.Нестерова, А.Н.Печников, Г.А.Мухина,
B. Апельт, В.Я.Кикоть, В.А.Якунин, И.П.Ильин, П.М.Якобсон и др.).
В большинстве работ исследователи сосредотачивали свое внимание на влиянии, которое оказывают педагог и содержание учебных материалов на формирование мотивации учащихся к учебной деятельности.
В трудах отечественных ученых И.Ф. Беляевой, А.Г. Здравомыслова, А.Н. Леонтьева, В.П. Рожина, П.А. Рудик, П.М. Якобсон др. рассматривается процесс формирования и функционирования мотивации, выделяются смыслообразующие мотивы трудовой деятельности.
В отдельную группу можно выделить исследования ученых, которые содержат практические меры по оптимизации процесса мотивации студентов: Л.И. Бойко, В.В. Гриншкун, Н.Ю. Воронкова, Н.В. Комусова, М. Лукьянова, И.А. Мосичева, Ф.М. Рахматуллина, Я.М. Рощина, В.Р. Цылев и другие.
Объект исследования - личностно - профессиональная перспектива как ценностно-нравственная основа самоопределения.
Предмет исследования - учебно-профессиональная мотивация обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования, как фактор формирования личностно - профессиональной перспективы.
Гипотеза исследования: выбор профессии обучающихся в
учреждении среднего профессионального образования зависит от уровня учебно - профессиональной и личной мотивации, состоящей из совокупности устойчивых мотивов, проявление которых зависит от профессиональных и личных взглядов, отношений, позиций, формируется на основе факторов, связанных с успешным трудоустройством, высоким заработком, престижностью работы и осознанным выбором жизненного пути.
Целью данной работы является, выявление и изучение особенностей личностно-профессиональной перспективы обучающихся аграрного техникума.
Исходя из цели данного исследования, были определены следующие задачи:
• изучить социально-психологические особенности обучающихся в учреждении СПО;
• раскрыть особенности личностно-профессиональной перспективы обучающихся в учреждении СПО;
• изучить осознание личностно-профессиональной перспективы, у
обучающихся аграрного техникума;
• анализ жизненных планов обучающихся аграрного техникума;
• составить, рекомендовать и внедрить программу для педагогов, аграрного техникума, с целью повышения учебно-профессиональной мотивации как фактора формирования личностно - профессиональной перспективы.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ научной литературы по проблеме.
Эмпирические методы: диагностические (тестирование, индивидуальные беседы), экспериментальные (проведение исследования, математические и статистические методы обработки данных.)
Методики для исследования:
• Методика «Мотивы выбора профессии» (Р.В.Овчарова)
• Методика для диагностики учебно-профессиональной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой)
• Тест СЖО - смысложизненных ориентаций (Д.А.Леонтьева)
Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут быть использованы психологами сферы образования, педагогами, родителями обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования с целью оптимизации процесса профессионального самоопределения учащихся аграрного техникума.
База исследования: Исследование проводилось на базе КГБОУ КАТ Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение, «Красноярский государственный аграрный техникум» в период с 8 февраля по 20 марта 2016 года. В исследовании принимали участие 20 обучающихся аграрного техникума с 1-3 курс в возрасте с 17 до 20 лет.
Анализ литературы по теме исследования позволил нам сделать выводы о том, что личностно-профессиональные перспективы студентов средних профессиональных образовательных учреждений разнородны на разных этапах обучения: так, на начальном этапе обучения у студентов, как правило, низкий уровень сформированности жизненных планов: их жизненные планы, личностно-профессиональные перспективы идеалистичны, неопределенны, спонтанны. К концу обучения жизненные планы студентов становятся более четкими, нежели ранее; они начинают увязываться с дальнейшим обучением, однако студенты все же слабо понимают пути достижения личностных и профессиональных целей, слабо конкретизируют сферу профессиональной деятельности, не всегда имеют адекватные жизненные цели и пр., что позволяет говорить в совокупности уже о среднем уровне сформированности жизненных планов.
Также мы сделали вывод о том, что учебная мотивация студентов средних профессиональных образовательных учреждений может являться фактором построения личностно-профессиональных перспектив студентов данной категории. На наш взгляд, от уровня учебной мотивации зависит степень сформированности жизненных планов студентов: если учебная мотивация студента устойчивая, высокая, то и жизненные планы его хорошо сформированы.
На основании теоретического анализа данной проблемы мы сформулировали гипотезу: выбор профессии обучающихся в учреждении среднего профессионального образования зависит от уровня учебно - профессиональной и личной мотивации, состоящей из совокупности устойчивых мотивов, проявление которых зависит от профессиональных и личных взглядов, отношений, позиций, формируется на основе факторов, связанных с успешным трудоустройством, высоким заработком, престижностью работы и осознанным выбором жизненного пути. Гипотеза была проверена в рамках экспериментальной главы нашего исследования.
В нашем исследовании особенностей личностно-профессиональной перспективы как фактора учебно-профессиональной мотивации у студентов КГБОУ КАТ Краевого государственного бюджетного образовательного учреждения, «Красноярский государственный аграрный техникум». В исследовании принимали участие 20 подростков, учащиеся в аграрном техникуме в возрасте с 17 до 20 лет, с 1 по 3 курс. Исследование проводилось с 8 февраля по 20 марта 2016 года.
Для проведения диагностической части исследования нами были использованы следующие методики:
• Методика «Мотивы выбора профессии» (Р.В.Овчарова)
• Методика для диагностики учебно-профессиональной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой)
• Тест СЖО - смысложизненных ориентаций (Д.А.Леонтьева)
Результаты диагностики показали, что у студентов преобладают внешние положительные мотивы выбора профессии (30 %), чуть менее выражены внутренние индивидуально значимые и внешние отрицательные выборы профессии (по 25 %), в меньшей степени у студентов проявляются внутренние социально значимые мотивы выбора профессии (20 %). Также диагностика выявила то, что у обучающихся доминируют учебнопознавательные мотивы (35%), чуть меньше выражены профессиональные мотивы (30%). У студентов, помимо выделенных, проявляются и социальные мотивы (25%). Наименее выражены коммуникативные мотивы (5%), и мотивы избегания (5 %).
Были диагностированы и смысложизненные ориентации исследуемой категории студентов. Так, по общему показателю смысложизненных ориентаций большинство студентов (45%) находится на среднем уровне. Чуть менее выражен низкий уровень (35%) студентов. И лишь у немногих обучающихся преобладает высокий уровень (25%).
Отсутствие мотивации к обучению может быть связано с нарушениями в межличностных отношениях с одногрупниками, а это значит, что необходимо развивать у студентов навыки общения.
Анализ результатов диагностики актуализирует вопрос разработки программы для обучающихся в учреждении среднего профессионального образования, он имеет социальный заказ со стороны родителей, педагогов, а так же профессиональных организаций, принимающих впоследствии выпускников к себе на работу.
Нами разработана программа по повышению учебно-профессиональной мотивации студентов техникума. Целью программы является создание условий для повышения учебно-профессиональной мотивации как фактора формирования личностно - профессиональной перспективы.
Формы работы предлагаются различные: групповые занятия;
индивидуальная работа (заполнение бланков); работа в парах, работа в тройках; экскурсия, диалог; беседы в кругу (круглы стол); тренинг; упражнения; игры. Цикл занятий направлен на повышение уровня мотивации к обучению за счет осознания значимости происходящего для себя, принятия и одобрения значимыми людьми, потребности и возможности в самовыражении себя на совместных занятиях, определения себя как будущего профессионала. Цикл рассчитан на 11 занятий по 60-90 минут (в зависимости от скорости работы группы).
Ожидаемые результаты реализации программы: повышение
мотивационной готовности студентов к обучению и профессиональному самосовершенствованию.
Из этого следует, что выдвинутая нами гипотеза верна, задачи решены, цель достигнута.
1. Абанкина, Т.В. Образование как старт для жизни: жизненные
планы сельских школьников в России / Т.В. Абанкина, А.Н. Красилова, Г.А. Ястребов // Вопросы образования. - 2012. - № 2. - С. 87-120.
2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни /
К.А. Абульханова-Славская. - М., 1991.
3. Адлер, А. Наука жить / А. Адлер. - Киев : Port-Royal, 1997. - 300 с.
4. Астафьева, И.Н. Критерии типологий жизненных планов / И.Н. Астафьева // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2009. - Т. 7 № 4. - С. 73-76.
5. Астафьева, И.Н. Содержание и структура жизненных планов, нацеленных на личностный рост, у студентов-выпускников / И.Н. Астафьева // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2010. - Т. 8 № 4. - С. 42-45.
6. Бакирова, З.Х. Ценностные ориентации и жизненные планы студентов педагогического колледжа / З.Х. Бакирова // Вестник ВЭГУ. - 2012. - № 1. - С. 152-156.
7. Бакшаев, Н.А. Психология мотивации студентов / Н.А. Бакшаев,
А.А, Вербицкий. - СПб. : Питер, 2006. - 308 с.
8. Баринов, Д.Н. Жизненные планы, образовательные стратегии и социальные настроения российской молодежи / Д. Н. Баринов // Alma mater. - 2011. - № 2. - С. 30-33.
9. Батаршев, А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи / А.В. Батаршев. - М. : Академия, 2009. - 192 с.
10. Белугина, М.А. Структура и динамика формирования жизненной стратегии в юношеском возрасте / М.А. Белугина // Ярославский педагогический вестник. - 2008. - № 4. - С. 109-111.
11. Бенедик, И.В. Жизненные перспективы студентов-психологов / И.В, Бенедик // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 50-2. - С. 182-189.
12. Беркутова, Д.И. Мониторинг профессиональных планов современных провинциальных студентов / Д.И. Беркутова, Е.М. Громова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2.
13. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Вопросы психологии. - 1979. - № 4. - С. 23-34.
14. Брагина, Н.В. Психологическое время и типология опыта / Н.В. Брагина // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 2.
15. Варламов, Г.Ю. Профессиональное самоопределение учащихся колледжа / Г.Ю. Варламов // Студенческая наука и XXI век. - 2014. - № 11. - С. 60-61....50