Только Word
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения образовательных потребностей молодых людей с инвалидностью 7
1.1. Образовательные потребности молодых людей с нарушениями
интеллекта как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Особенности актуализации и реализации образовательных
потребностей молодых людей с инвалидностью, проживающих в психоневрологическом интернате 12
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Изучение образовательных потребностей молодых людей с инвалидностью, проживающих в психоневрологическом интернате 30
2.1. Диагностика образовательных потребностей молодых людей с
инвалидностью и образовательного потенциала психоневрологического интерната 30
2.2. Исследование образовательных потребностей молодых людей с
инвалидностью и условий их реализации в учреждении социального обслуживания (на примере психоневрологического интерната) 39
2.3. Рекомендации для специалистов по расширению образовательного
потенциала психоневрологического интерната 63
Выводы по главе 2 67
Заключение 69
Список использованной литературы 73
Приложения 78
Актуальность исследования определяется ростом численности инвалидов вследствие психических расстройств, длительностью пребывания больных в стационарных учреждениях психоневрологического профиля, необходимостью образования этого контингента в целях решения задач их комплексной реабилитации и интеграции в общество.
Сегодня в Российской Федерации, как и во всем мире, первостепенное значение приобретает подготовка лиц с особенностями психофизического развития к жизни в такой мере, чтобы они могли быть трудоустроены и заняты, чтобы улучшалось их материальное положение и социальный статус. Дети, подростки и взрослые с выраженными психофизическими нарушениями, проживающие в психоневрологических домах-интернатах - сложная группа, характеризующаяся многообразными признаками в клинической картине (вследствие органического поражения центральной нервной системы), а также комплексными нарушениями физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств.
Ведущим типом учреждения, предлагающим сопровождение лиц с инвалидностью, является психоневрологический дом-интернат - стационарное учреждение социального обслуживания лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших частично или полностью способность к самообслуживанию, основной задачей которого является организация ухода за гражданами, которые признаны недееспособными, их оказания им социально-бытовых и социально-медицинских услуг.
Однако, решая задачи инклюзии, а не просто помещения взрослого человека с психофизическими нарушениями в интернатное учреждение, необходимо ставить новые, а именно образовательные задачи, связанные с возможностью реализации профессионального обучения, подготовки взрослого человека к максимально независимому, но профессионально сопровождаемому проживанию.
У молодых людей, проживающих в психоневрологических домах- интернатах, т.е. в условиях закрытого социума, формируется крайне слабая мотивация к саморазвитию, происходит личностная деформация, замедляется и слабо развивается чувство ответственности за свои поступки. В результате несовершенства диагностического инструментария, а также по другим причинам в психоневрологических домах-интернатах могут находиться лица с нормальным психическим развитием, задержкой психического развития, девиантным поведением, что обусловлено социальной ситуацией в учреждениях закрытого типа. Многие из проживающих в интернатных учреждениях по разным жизненным причинам никогда не получали никакого образования, в результате чего лишены дееспособности и возможности трудоустройства, так как при определении их трудоспособности до сих пор используется диагнозный подход. В интернатные учреждения попадают люди с начальным образованием, со средним образованием, у которых образовательные потребности более высокого уровня связаны с овладением профессионально-трудовой деятельностью. Отсутствие образовательных услуг приводит к тому, что такие люди начинают деградировать.
Проблема образовательных потребностей молодых людей с инвалидностью, проживающих в психоневрологическом интернате, недостаточно исследована современными учеными. В связи с этим складывается противоречие между необходимостью изучения образовательных потребностей молодых людей с инвалидностью, проживающих в психоневрологическом интернате, и недостаточной изученностью данного вопроса в теории и практике.
Выявленное противоречие обусловило постановку проблемы исследования: каковы особенности образовательных потребностей молодых людей с инвалидностью, проживающих в психоневрологическом интернате, и условия их реализации в учреждении социального обслуживания?
Цель исследования - определить и охарактеризовать особенности образовательных потребностей молодых людей с инвалидностью и условий их реализации в психоневрологическом интернате.
Объект исследования - мотивационная сфера личности молодых людей с инвалидностью.
Предмет исследования - особенности образовательных потребностей молодых людей с инвалидностью, проживающих в психоневрологическом интернате.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Проанализировать психологическую и социально-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Разработать программу исследования особенностей образовательных потребностей молодых людей с инвалидностью, проживающих в психоневрологическом интернате.
3. Провести изучение образовательных потребностей молодых людей с инвалидностью и условий их реализации в психоневрологическом интернате, проанализировать и интерпретировать данные исследования.
4. Разработать рекомендации для специалистов по расширению образовательного потенциала КГБУ СО «Тинской психоневрологический интернат».
Гипотеза исследования - для молодых людей с инвалидностью, проживающих в психоневрологическом интернате, характерны следующие особенности образовательных потребностей:
• потребность в учении сформирована, устойчива, актуализирована, недостаточно осмысленна и конкретизирована;
• учебная деятельность является значимой в качестве условия жизнедеятельности, а не в качестве ресурса достижения результата;
• цели обучения молодых людей связаны с желанием обретения самостоятельности и независимости.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в исследовании использованы методы:
• теоретический анализ научной литературы по теме исследования:
• эмпирические методы: наблюдение, методы опроса: интервью, экспертный опрос специалистов, анализ документации;
• методы количественной и качественной оценки результатов исследования.
База исследования: исследование проведено в КГБУ СО «Тинской психоневрологический интернат». В исследовании приняли участие 20 молодых людей с инвалидностью, проживающих в психоневрологическом интернате, 19 сотрудников административно-управленческого персонала психоневрологического интерната.
Объем и структура выпускной квалификационной работы определены логикой и задачами исследования. Работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения .
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Среди специфических черт, наблюдаемых при всех недостатках развития, может быть выделена совокупность особенностей, которые определяют необходимость организации специальной психологопедагогической помощи в развитии и обучении людей c такими недостатками. Эту совокупность особенностей принято называть особыми образовательными потребностями. Особые образовательные потребности - это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей (когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых, включая мотивационные), которые может проявить человек с недостатками развития в процессе обучения.
C целью определения образовательных потребностей молодых людей с инвалидностью, выяснения их образовательных возможностей, взглядов на трудовую и профессиональную деятельность, на их отношение к самостоятельному проживанию, проведен опрос молодых людей, проживающих в КГБУ СО «Тинской психоневрологический интернат». При изучении образовательных потребностей молодых людей с инвалидностью исследовались следующие параметры:
• сформированность образовательных потребностей;
• конкретизированность образовательных потребностей;
• степень актуализированности образовательных потребностей;
• объект образовательных потребностей;
• содержание образовательных потребностей;
• согласованность образовательных потребностей с другими социальными потребностями;
• самостоятельность в определении образовательных потребностей.
Опросник состоял из 31 вопроса, 29 из которых имели варианты ответов, а два вопроса предполагали свободный ответ. 28 вопросов кроме готовых ответов предполагали и свой вариант ответа. Опрос показал, что однозначное большинство опрошенных хотели бы учиться, несмотря на то, что многие из них где-то учились раньше. Мы можем сделать вывод о том, что учебная деятельность сама по себе является значимой для молодых людей: не столько как средство достижения результата (восстановление дееспособности, получения профессии и прочее), сколько в качестве условия жизнедеятельности.
Основные цели обучения опрошенные видят в том, чтобы пойти работать, быть более самостоятельными, жить самостоятельно (не в интернате). Большинство опрошенных хотели бы получить какую-нибудь профессию, научиться читать и писать, научиться правильно себя вести. Большинство опрошенных адекватно выбирали виды деятельности и профессии, которыми бы они хотели заниматься. В основном это те виды деятельности, которые есть или были в их личном опыте.
Кроме этого, был исследован образовательный потенциал КГБУ СО «Тинской психоневрологический интернат» и близлежащих организаций как условие удовлетворения образовательных потребностей молодых людей с инвалидностью. Для исследования образовательного потенциала КГБУ СО «Тинской психоневрологический интернат» были определены следующие параметры: материально-техническая база интерната; кадровый потенциал интерната; наличие межведомственных связей интерната с организациями поселка Тинской.
Исследование условий реализации образовательных потребностей молодых людей с инвалидностью в КГБУ СО «Тинской психоневрологический интернат» показало, что возможность реализации образовательных потребностей молодых людей с инвалидностью обусловлена наличием в учреждении:
• индивидуального подхода к каждому клиенту учреждения;
• квалифицированного персонала, имеющего опыт работы в сфере социального обслуживания;
- оборудованных помещений для комплекса оказания социально - реабилитационных мероприятий.
Большой опыт работы специалистов учреждения по реализации образовательных потребностей молодых людей с инвалидностью, современные подходы в осуществлению деятельности позволяет помочь клиентам преодолевать психологические трудности в обучении.
Несмотря на созданные относительно благоприятные условия реализации образовательных потребностей молодых людей с инвалидностью в КГБУ СО «Тинской психоневрологический интернат», в учреждении отсутствует особая инфраструктура помещений, специально оборудованные учебные места и специальные методики обучения. Существуют проблемы подготовки и переподготовки персонала к обучению инвалидов. Ввиду этого круг профессий, которым могут быть обучены инвалиды, сужается.
Профессиональное обучение в КГБУ СО «Тинской
психоневрологический интернат» осуществляется преимущественно по профессиям (специальностям), требующимся на рынке труда и под конкретные рабочие места. Очевидна узость профилей профессиональной подготовки инвалидов. Среди специальностей отсутствуют относительно престижные для молодежи профессии, доступные для большей части инвалидов.
Как показало исследование, фактически произошло сужение государственных гарантий по реализации программ реабилитации инвалидов и, следовательно, возможностей получения образования. В КГБУ СО «Тинской психоневрологический интернат» отсутствует достаточное финансирование со стороны государства, поэтому нет возможности приобретать специальное дидактическое оборудование и учебные материалы для инвалидов, производить доплаты преподавателям, работающим с инвалидами. Анализ взаимодействия КГБУ СО «Тинской психоневрологический интернат» с организациями и учреждениями поселка Тинской показал, что в них отсутствуют условия для реализации программ, адаптированных к особенностям инвалидов. Поэтому взаимодействие данных учреждений с интернатом ограничено.
Проведенное исследование показало, что, несмотря на созданные относительно благоприятные условия реализации образовательных потребностей молодых людей с инвалидностью, в КГБУ СО «Тинской психоневрологический интернат» остаются нерешенными ряд проблем.
Мы реалистично оцениваем возможности проживающих и не считаем, что дееспособность можно вернуть всем лицам с психофизическими нарушениями, но образовательные условия необходимо предоставить для всех, и шанс для восстановления дееспособности надо дать каждому.
В связи с этим мы считаем возможным и необходимым создание условий для реализации образовательных потребностей, молодых людей с психофизическими нарушениями, проживающих в КГБУ СО «Тинской психоневрологический интернат». С этой целью разработан и предложен к реализации проект «Маленькими шагами - в большой мир», направленный на создание условий для реализации образовательных потребностей молодых людей с инвалидностью, проживающих в КГБУ СО «Тинской психоневрологический интернат».Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Среди специфических черт, наблюдаемых при всех недостатках развития, может быть выделена совокупность особенностей, которые определяют необходимость организации специальной психологопедагогической помощи в развитии и обучении людей c такими недостатками. Эту совокупность особенностей принято называть особыми образовательными потребностями. Особые образовательные потребности - это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей (когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых, включая мотивационные), которые может проявить человек с недостатками развития в процессе обучения.
C целью определения образовательных потребностей молодых людей с инвалидностью, выяснения их образовательных возможностей, взглядов на трудовую и профессиональную деятельность, на их отношение к самостоятельному проживанию, проведен опрос молодых людей, проживающих в КГБУ СО «Тинской психоневрологический интернат». При изучении образовательных потребностей молодых людей с инвалидностью исследовались следующие параметры:
• сформированность образовательных потребностей;
• конкретизированность образовательных потребностей;
• степень актуализированности образовательных потребностей;
• объект образовательных потребностей;
• содержание образовательных потребностей;
• согласованность образовательных потребностей с другими социальными потребностями;
• самостоятельность в определении образовательных потребностей.
Опросник состоял из 31 вопроса, 29 из которых имели варианты ответов, а два вопроса предполагали свободный ответ. 28 вопросов кроме готовых ответов предполагали и свой вариант ответа. Опрос показал, что однозначное большинство опрошенных хотели бы учиться, несмотря на то, что многие из них где-то учились раньше. Мы можем сделать вывод о том, что учебная деятельность сама по себе является значимой для молодых людей: не столько как средство достижения результата (восстановление дееспособности, получения профессии и прочее), сколько в качестве условия жизнедеятельности.
Основные цели обучения опрошенные видят в том, чтобы пойти работать, быть более самостоятельными, жить самостоятельно (не в интернате). Большинство опрошенных хотели бы получить какую-нибудь профессию, научиться читать и писать, научиться правильно себя вести. Большинство опрошенных адекватно выбирали виды деятельности и профессии, которыми бы они хотели заниматься. В основном это те виды деятельности, которые есть или были в их личном опыте.
Кроме этого, был исследован образовательный потенциал КГБУ СО «Тинской психоневрологический интернат» и близлежащих организаций как условие удовлетворения образовательных потребностей молодых людей с инвалидностью. Для исследования образовательного потенциала КГБУ СО «Тинской психоневрологический интернат» были определены следующие параметры: материально-техническая база интерната; кадровый потенциал интерната; наличие межведомственных связей интерната с организациями поселка Тинской.
Исследование условий реализации образовательных потребностей молодых людей с инвалидностью в КГБУ СО «Тинской психоневрологический интернат» показало, что возможность реализации образовательных потребностей молодых людей с инвалидностью обусловлена наличием в учреждении:
• индивидуального подхода к каждому клиенту учреждения;
• квалифицированного персонала, имеющего опыт работы в сфере социального обслуживания;
- оборудованных помещений для комплекса оказания социально - реабилитационных мероприятий.
Большой опыт работы специалистов учреждения по реализации образовательных потребностей молодых людей с инвалидностью, современные подходы в осуществлению деятельности позволяет помочь клиентам преодолевать психологические трудности в обучении.
Несмотря на созданные относительно благоприятные условия реализации образовательных потребностей молодых людей с инвалидностью в КГБУ СО «Тинской психоневрологический интернат», в учреждении отсутствует особая инфраструктура помещений, специально оборудованные учебные места и специальные методики обучения. Существуют проблемы подготовки и переподготовки персонала к обучению инвалидов. Ввиду этого круг профессий, которым могут быть обучены инвалиды, сужается.
Профессиональное обучение в КГБУ СО «Тинской
психоневрологический интернат» осуществляется преимущественно по профессиям (специальностям), требующимся на рынке труда и под конкретные рабочие места. Очевидна узость профилей профессиональной подготовки инвалидов. Среди специальностей отсутствуют относительно престижные для молодежи профессии, доступные для большей части инвалидов.
Как показало исследование, фактически произошло сужение государственных гарантий по реализации программ реабилитации инвалидов и, следовательно, возможностей получения образования. В КГБУ СО «Тинской психоневрологический интернат» отсутствует достаточное финансирование со стороны государства, поэтому нет возможности приобретать специальное дидактическое оборудование и учебные материалы для инвалидов, производить доплаты преподавателям, работающим с инвалидами. Анализ взаимодействия КГБУ СО «Тинской психоневрологический интернат» с организациями и учреждениями поселка Тинской показал, что в них отсутствуют условия для реализации программ, адаптированных к особенностям инвалидов. Поэтому взаимодействие данных учреждений с интернатом ограничено.
Проведенное исследование показало, что, несмотря на созданные относительно благоприятные условия реализации образовательных потребностей молодых людей с инвалидностью, в КГБУ СО «Тинской психоневрологический интернат» остаются нерешенными ряд проблем.
Мы реалистично оцениваем возможности проживающих и не считаем, что дееспособность можно вернуть всем лицам с психофизическими нарушениями, но образовательные условия необходимо предоставить для всех, и шанс для восстановления дееспособности надо дать каждому.
В связи с этим мы считаем возможным и необходимым создание условий для реализации образовательных потребностей, молодых людей с психофизическими нарушениями, проживающих в КГБУ СО «Тинской психоневрологический интернат». С этой целью разработан и предложен к реализации проект «Маленькими шагами - в большой мир», направленный на создание условий для реализации образовательных потребностей молодых людей с инвалидностью, проживающих в КГБУ СО «Тинской психоневрологический интернат».
1. Васин С.А., Богоявленский Д.Д., Сороко Е.Л. Социальнодемографические характеристики инвалидности// Всероссийская
конференция: «Равные возможности для инвалидов: проблемы и государственная стратегия», 3-4 октября 2000г., Москва - М., ВОИ, 2000г. С.73-86.
2. Головко С.Г. Модель социальной реабилитации инвалидов// Отечественный журнал социальной работы. - 2008. №3. - С. 58-63.
3. Григорьев С.И. Теория и методология социальной работы. Москва, 2004., 123 с.
4. Гришин В. Управление нуждается в совершенствовании //Социальная защита. - 2009. -№5. - С. 15-18.
5. Гришина Л.П. Актуальные проблемы инвалидности в Российский Федерации. - М., 1995.86 с
6. Даринский А.В. Непрерывное образование // Сов. педагогика. - 1975. - №1. - С. 17-27.
7. Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: от призрения к реабилитации. — Красноярск, 1993, 195 с.
8. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работни - ков в обслуживании инвалидов и пожилых людей. — М., 1995.215 с.
9. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико
социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. -М., 1991. 135 с.
(ЦИЭТИН).
10. Дементьева, Н. В. Организационно-методические аспекты деятельности социального работника / Н. В. Дементьева, Е. Ю. Шаталова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 295 с.
11. Денискина В.З. Особые образовательные потребности детей с нарушением зрения / В.З. Денискина // Дефектология. - 2012. - №6. - с.17-24.
12. Дудкин А.С. Десять доступных мер повышения эффективности социального обслуживания в России//Социальная работа. - 2010. №12. - С. 25-28.
13. Дыскин, А. А. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан / А. А. Дыскин, Э. И. Танюхина. - М. : Логос, 2000. - 224 с.
14. Ефремов, О. Ю. Педагогика : краткий курс / О. Ю. Ефремов. — СПб. : Питер, 2009. — 256 с.
15. Жигарева Н.П. Социальная работа в структуре реабилитации инвалидов в условиях психоневрологического интерната// Отечественный журнал социальной работы. - 2010. № 1. - С. 82-85....50