Введение 3
Глава 1. Теоретические основы профилактики агрессивного поведения подростков
1.1. Содержание, виды и этапы профилактики 6
1.2. Агрессивное поведение в подростковом возрасте 13
1.3. Методы профилактики агрессивного поведения подростков «группы
риска» 21
Выводы по 1 главе 31
Глава 2. Организация профилактики агрессивного поведения подростков «группы риска» в условиях общеобразовательной школы
2.1. Диагностика агрессивного поведения подростков «группы риска» 32
2.2. Реализация программы профилактики агрессивного поведения подростков
«группы риска» 40
2.3. Оценка эффективности программы профилактики агрессивного поведения
подростков 45
Выводы по 2 главе 50
Заключение 52
Список литературы 54
Приложения 59
В современном мире, проблема агрессивности подрастающего поколения является как никогда актуальной. Напряженная социальная, экономическая и политическая обстановка в стране порождает нарастание тревожности, озлобленности и жестокости среди населения. Все это в первую очередь негативно отражается на менее защищенных слоях общества, в том числе на подрастающем поколении. Подростковый возраст характеризуется вхождением в общественную жизнь, появлением новых обязанностей, активным стремлением к самореализации и формированием своей личности. В условиях происходящих социальных кризисов, социализация подростка нарушается и приводит к формированию агрессивного поведения.
Рост агрессивных проявлений в подростковом возрасте подтверждает статистика совершения преступлений несовершеннолетними. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Помимо количественного увеличения агрессивно-насильственных
посягательств, у подростков наблюдается углубление агрессии в сторону возрастания жестокости, цинизма, увеличение числа преступлений, происходящих под воздействием ситуативных, импульсивных поведенческих реакций.
На агрессивное поведение подростка может влиять множество факторов. Первопричиной формирования подростковой агрессивности является неблагоприятная атмосфера в семье, отсутствие конструктивного стиля воспитания, попустительство со стороны родителей. Также немаловажную роль в формировании агрессивности играют асоциальные группы сверстников. Подросток, попадая в группу, где проявление агрессии является нормой, начинает подражать сверстникам, таким образом, усиливая и закрепляя проявление своей агрессивности во взаимодействии в социуме.
Пропаганда насилия и жесткости в средствах массовой информации, а так же телевидении, приводят к тому, что агрессивное поведение воспринимается подростками как норма. С помощью агрессии они пытаются утвердиться в коллективе, достичь желаемого.
Таким образом, для того чтобы не допустить роста агрессивности в обществе, необходимо проводить профилактику агрессивных проявлений подростков уже на ранних этапах. Школа является основным институтом социализации подростков, поэтому именно в школе необходимо проводить профилактику агрессивного поведения подростков, для того чтобы предотвратить другие негативные последствия нарушения социализации.
Цель дипломной работы: определение эффективности условий профилактики агрессивного поведения подростков «группы риска» в условиях общеобразовательного учреждения.
Объект - агрессивное поведение подростков «группы риска».
Предмет - условия профилактики агрессивного поведения подростков «группы риска».
Гипотеза исследования: профилактика агрессивного поведения
подростков «группы риска» в общеобразовательном учреждении будет эффективной при следующих условиях:
• будут использоваться в работе с подростками тренинговые формы с опорой на механизмы группового взаимодействия, идентификации с образцами социально одобряемого поведения, тренировки навыков конструктивного взаимодействия;
• в тренинговые занятия будут включены подростки, демонстрирующие конструктивные стратегии взаимодействия и просоциальные установки в поведении.
Задачи исследования:
1. проанализировать содержание понятий «профилактика», «агрессивное поведение», социально-психологические особенности подросткового возраста, методы профилактики агрессивного поведения подростков;
2. изучить склонность к агрессивному поведению у подростков «группы риска» в условиях общеобразовательной школы;
3. разработать и реализовать программу профилактики агрессивного поведения подростков «группы риска».
Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы:
1. анализ литературы и документов;
2. метод беседы;
3. методика определения склонности к отклоняющемуся поведению: шкала - склонность к агрессивному поведению (А.Н.Орел);
4. опросник на выявление агрессивного поведения (Л.Г. Почебут);
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Дивногорска» В исследовании приняли участие 8 учащихся 9 класса.
Теоретическая значимость: обобщение и систематизация полученных знаний.
Практическая значимость: результаты данного исследования могут оказать помощь родителям, педагогам, социальным педагогам, психологам в организации профилактической работы с агрессивными подростками.
Структура работы: дипломная работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Первая глава состоит из трех параграфов, посвященных теоретическому анализу изучаемой проблемы. Вторая глава представляет собой эмпирическое исследование агрессивного поведения подростков и реализацию программы профилактики. В заключении сформулированы основные выводы по работе. Список литературы включает 51 источник.
Проблема агрессивности у подрастающего поколения в современном мире становится все более актуальной.
Под агрессивным поведением понимается поведение, направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба другому лицу.
Физиологические и психологические изменения, происходящие в подростковом возрасте, приводят к возникновению агрессии, как
своеобразного способа самозащиты и отстаивания своих прав, однако в то же время, при негативном влиянии социального окружения, агрессивность может закрепиться в качестве отрицательной черты характера.
Профилактику агрессивного поведения у подростков необходимо проводить в рамках школы, поскольку именно школа является основным институтом социализации подрастающего поколения, позволяющая предотвратить формирование негативных черт характера еще на ранних этапах и избежать дальнейших проблем в социализации подростков.
Под профилактикой агрессивного поведения подростков понимается система мероприятий на различных уровнях социальной организации, направленных на предупреждение начальных стадий агрессивного поведения.
Среди многообразия существующих методов профилактики агрессивного поведения наиболее эффективными являются педагогические и
психокоррекционные методы, а именно: социальная терапия, социодрамма, групповая терапия, арт-терапия и т.п.)
Наиболее эффективна групповая работа с подростками, которая позволяет подростку взглянуть на себя со стороны, развить коммуникативные навыки, научиться работать в команде, прислушиваться к другим людям, а так же познать себя, свои чувства и эмоции.
Практическая часть исследования проводилась в МОУ СОШ №4 г. Дивногорска. Работа проводилась с учениками 9-го класса, стоящими на внутришкольном учете, характеризующимися проявлениями физической и вербальной агрессии.
С данной группой подростков была проведена диагностика на выявление предрасположенности к агрессивному поведению по шкале склонности к агрессии и насилию в рамках методики определения склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел), опросника на выявление агрессивного поведения (Л.Г. Почебут).
По результатам проведенной диагностики, мы сделали вывод о том, что данная группа подростков проявляет высокие уровни физической, вербальной, эмоциональной агрессии, а также самоагрессии.
Для профилактики агрессивного поведения нами была разработана и реализована программа, направленная на снижение уровня агрессивного поведений подростков.
Для проверки эффективности программы профилактики нами было проведено контрольное диагностическое обследование в исследуемой группе, по результатам которого наблюдалось общее снижение проявления ярких агрессивных тенденций в поведении подростков, а так же снижение уровня агрессии по некоторым ее видам, в частности, уровень физической агрессии снизился у 2 человек, уровень вербальной агрессии у 3 человек, уровень эмоциональной агрессии у 2 человек. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась.
1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой. - СПб.: Речь, 2006.- 336 с.
2. Антонян, Ю. М., Гульдан, В. В. Криминальная патопсихология./Ю.М. Антонян, В.В. Гульдан. - М., 1991.
3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. - М: Издательство «Ось-89», 1999.
4. Берковиц, Л. Агрессия Причины последствия и контроль. / Л. Берковиц. - Спб., 1999.
5. Большой энциклопедический словарь: [А - Я]/ Гл. ред. А. М. Прохоров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая рос. энцикл.; СПб.: Норинт, 1997. - С. 1408. - Загл. корешка: БЭС.
6. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб: Питер, 2001. - 352 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
7. Возрастная и педагогическая психология: христоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / сост. И. В. Дубровина., А. М. При хожан., В. В. Зацепин. - 5- е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 368 с.
8. М.В. Воронцова, Т.А. Дубровская Социальная работа с девиантными подростками. Учебное пособие. Таганрог, 2011.- 436 с.
9. Гриневич, Н.В. Возможности использования метода Арт-терапии в психологической практике с детьми «группы риска» / Н.В. Гриневич //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2009. - №5. - С. 303 - 306.
10. Еникополов, С.Н. Дети и психология агрессии / С.Н. Еникополов // Школа здоровья. - 1995. - №3. - С. 31 - 39.
11. Зайцева Т.В. теория психологического тренинга. СПб: Речь, М.: Смысл, 2002. - 80с.
12. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) : учеб. пособие / Е.В. Змановская. - Москва: Академия, 2004. - 288 с.
13. Кадыржанова, Ж.Е. Условия и факторы возникновения агрессивного поведения в подростковом возрасте / Ж.Е. Кадыржанова // Вестник ВЭГУ. - 2010. - №1. - С. 99-103.
14. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии / М.В. Кларин. - М.: пед. центр Эксперимент, 1998. - 180 с.
15. Краснянская Т.М. Стратегии организации психологического
самообеспечения безопасности субъекта в экстремальной
ситуации // Известия Южного федерального университета. Технические науки, 2005. - Т. 49. - № 5. - С. 207-213....51