Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Работа №154193

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение
Глава 1. Смысловое чтение как метапредметный образовательный результат обучения в основной общеобразовательной школе
1.1. Сущность, составляющие и этапы смыслового чтения
1.2. Характеристики учебного текста, способствующие его пониманию и усвоению
обучающимися
1.3. Приемы работы с учебным текстом - основа формирования навыков
смыслового чтения у обучающихся в процессе обучения биологии 24
Глава 2. Методика формирования навыков смыслового чтения у шестиклассников МКОУ Октябрьской СШ№9Ошибка! Закладка не
определена.
2.1. Определение критериев и показателей оценивания навыков смыслового чтения у обучающихся основной школы . . Ошибка! Закладка не определена.
2.2. Разработка дидактических материалов по экспериментальным темам

2.3. Этапы и результат экспериментальной работы по формированию у
шестиклассников навыков смыслового чтения на уроках биологии 56
Заключение
Список литературы 59

С введением Федеральный Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) в школы, в образовательном процессе произошли большие изменения. Учебная программа учителя теперь направлена не на развитие знаний, умений и навыков (ЗУН), а на формирование универсальных учебных действий (УУД), как способа достижения результатов освоения образовательной программы основного общего образования.
Результаты в соответствии с ФГОС подразделяются на предметные, метапредметные и личностные. Предметные результаты формируются у обучающихся учителями предметниками, отражают специфику каждого предмета и мониторятся с помощью диагностических работ, проверяющих знания и предметные умения учащихся.
Личностные результаты формируются всеми участниками учебного процесса на протяжении всего обучения в образовательных учреждениях. Универсальные диагностические работы, позволяющие контролировать уровень сформированности данного аспекта в учебных заведениях, еще не апробированы.
На диагностику метапредметных результатов центр оценки качества образования (ЦОКО) обращает особое внимание и ежегодно проводит большое количество диагностических и проверочных работ на разных ступенях образования.
Метапредметные результаты согласно ФГОС отражают 12 направлений сформированных умений, одним из которых является смысловое чтение, рассматриваемое в контексте познавательных УУД. К основным группам умений, входящим в состав данного УУД относятся: общее понимание текста и ориентация в тексте (определение основной идеи текста, поиск и выявление в тексте информации, представленной в различном виде (ориентация в тексте), а также формулирование прямых выводов и заключений) [2].
Развитие общеучебных универсальных действий в рамках познавательных универсальных учебных действий (УУД) - требование федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), одним из которых является смысловое чтение. При формировании смыслового чтения выделяют три основные направления: общее понимание текста, ориентация в тексте и формулирование прямых выводов и заключений [1, с. 312].
Смысловое чтение - вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Понимание учебного текста - сложный, комплексный мыслительный процесс, направленный на выявление существенных свойств предметов и явлений реальной действительности, отраженных в тексте, на основе имеющихся у обучающихся знаний.
Смысловое и техническое чтение тесно взаимосвязаны между собой и являются составляющими «полноценного чтения». Несмотря на то, что механическое чтение является лишь неким озвучиванием текста, тем не менее без наличия навыков технического чтения невозможно осмысливать прочитанное, а значит нет возможности говорить о смысловом чтении. В свою очередь смысловое чтение предполагает тот факт, что ребенок понимание о чем читает, контролирует собственные мысли и выводы на основе прочитанного [19, с. 51].
С точки зрения Л.А. Мосуновой смысловое чтение характеризуется столкновением смыслов, в ходе которого ребенок может сравнивать, сопоставлять различные данные из текста и сравнивать с окружающей 4
действительностью. Данный факт рассматривали в своих трудах К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский и ряд других исследователей и педагогов [8, с.24].
Понимание учебного текста обучающимися зависит от познавательных способностей, уровня имеющихся знаний, сформированности приемов работы с учебным текстом, а также от параметров учебного текста [3, с. 45]. В соответствии с данными факторами можно сделать вывод, что не любой учебный текст подойдет для формирования читательской грамотности.
Современное образование в России, отражающее характерные особенности информационного общества, заключающиеся, прежде всего, в многообразии способов освоения учебной информации, в зоне пристального внимания сохраняет чтение школьников. Формирование у детей умений смысловой обработки информационных потоков является одной из важнейших задач современного образования, определяемой потребностями общества.
Школьная практика и собственный опыт показывают, что навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Чтение служит для анализа, сравнения, оценивания как известной, так и новой информации, но лишь в том случае, если речь идет о процессе направленного, осмысленного чтения - когда школьники не просто читают строку за строкой, а самостоятельно могут сформулировать вопросы к тексту и найти на них ответы, определить главную мысль текста. В этом плане совершенно очевидна роль смысловой составляющей чтения в умственной и практической деятельности каждого школьника. Ребенок в процессе обучения повсеместно сталкивается с необходимостью решения разнообразных учебных задач, требующих умения не просто читать, но и анализировать содержание текстов, вычленять проблему, определять условия и последовательность действий, необходимых для решения таких задач [32, с. 60]. Это и обусловило выбор проблематики и цель нашего исследования....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Чтение - фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС. В основе успеваемости ученика лежит умение читать осмысленно. Сегодня необходимо научить детей работать не только с печатными, но и с электронными и аудио изданиями. Все это связано с таким понятием как функциональная грамотность - способность человека использовать умения чтения и письма в условиях получения информации из текста и в целях передачи такой
В условиях современной модернизации образования одной из главных дидактических проблем обучения (независимо от преподаваемого предмета) в свете реализации ФГОС основного общего образования становится формирование умений смыслового чтения. Познавательные УУД включают в себя общеучебные действия, составной частью которых является смысловое чтение.
На ступени ООО установлены планируемые результаты освоения 4 междисциплинарных учебных программ, в том числе программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом», направленной на достижение метапредметных результатов и включающей следующие направления работы с текстом:
• Поиск информации и понимание прочитанного;
• Преобразование и интерпретация информации;
• Оценка информации [4].
В научно-методической литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Сегодня, когда одним из главных критериев успеха становится доступ к информации, умение эффективно ее переработать, все участники образовательного процесса, и учителя биологии и ученики, особо нуждаются в развитии тех качеств, которые казались естественными и не требующими специального внимания. Именно сейчас умение быстро обучаться и переобучаться в любом возрасте, развитие своих потенциальных и расширение имеющихся способностей, а также формирование навыков смыслового чтения могут стать залогом успеха каждого учителя. Современному учителю биологии необходимо формировать у учащихся смысловое чтение - «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Психологами установлено, что полноценное чтение - это сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникационных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретации, комментирование текста и др.
Проблема развития навыка смыслового понимания текста может претендовать на роль одной из ключевых в методике обучения, в том числе, биологии, центральной проблемой совершенствования ученика, развития его личности. Задача учителя биологии - учить понимать, анализировать, истолковывать текст в знакомой учащимся и незнакомой познавательных ситуациях - остается все еще актуальной.
Используя разные приемы работы с текстом у ученика формируются такие универсальные учебные действия, как:
• Коммуникативные - умение формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника.
• Познавательные - умение извлекать, преобразовывать и оценивать информацию из прочитанного текста.
• Личностные - в случае, если анализ текста порождает личностные суждения.
• Регулятивные - умение работать по плану (алгоритму).
При организации смыслового чтения при обучении биологии важно учитывать, что современные ученики значительно изменились: они обладают системно-смысловым типом сознания, у них преобладает смысловая сфера как ориентация на смысл деятельности, что вызывает необходимость формирования, развития смыслового восприятия и переработки текстовой информации на всех этапах обучения чтению.
Выводы:
1. Смысловое чтение как один из образовательных результатов обучения в общеобразовательной школе в психолого-педагогической литературе достаточно широко изучен: выявлены особенности данного вида чтения; обоснован его вклад в общую функциональную грамотность обучающихся; определены этапы формирования навыков смыслового чтения и условия их протекания; представлены виды, методы и приемы обучения смысловому чтению обучающихся разного возраста.
2. Критерии и показатели сформированности у обучающихся навыков смыслового чтения разработаны на основе требований ФГОС и рабочей программы по биологии, учтен метапредметных характер смыслового чтения и специфика биологического содержания. Использование данных критериев в качестве входной диагностики выявило общую тенденцию к снижению понимания обучающимися экспериментальных классов смыслового содержания текста при переходе из начальной в основную школу до базового и пониженного уровня.
3. Апробация экспериментальной методики позволила выявить следующие условия эффективного формирования у обучающихся навыков смыслового чтения 6 класса на уроках биологии: подбор учебных текстов с учетов параметров, влияющих на его понимание и усвоение; учет возрастных особенностей восприятия обучающимися текстовой информации; развитие у обучающихся приемов логического мышления; обучение школьников приемам работы с учебным текстом.


1. Атрохова Т.В. Методы диагностики смыслового чтения // Педагогическое наследие К.Д. Ушинского. М.: НПК. 2014. С. 312-317.
2. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский. М.: «Педагогика», 1989. С. 328 - 346.
3. Банникова Т.В. Комплексна работа - инструмент оценки сформированности навыков смыслового чтения // Школьная педагогика. 2016. №1. С. 44-50.
4. Боярская С.А. обеспечение преемственности в формировании навыка смыслового чтения // Образовательная среда. М.: Спб. 2017. С. 75-78.
5. Булавинцева Л.И. Преемственность и интеграция организации смыслового чтения на примере биологии, литературы и литературного чтения // Биология в школе. 2018. №8. С. 18-23.
6. Волкова Т.В. Психологическая структура смыслового чтения у обучающихся к высоким показателями успешности // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. 2013. С. 222 - 224.
7. Гебекова А.Н. Формирование навыка смыслового чтения как важнейшей составляющей читательской компактности учащихся // Теоретические и методические проблемы развития современного образования. М.: АСТ, 2016. 256 с.
8. Горбуль Л.В. Опыт обучения смысловому чтению //
Педагогический поиск. 2016. №10. С. 24-26.
9. Дегтярева И.В. Использование технологии критического
мышления в обучении смысловому чтению. // Молодой ученый. М.: 2016. №8-5. С. 13-16.
10. Денисова О.Д. Эффективное чтение: модульное обучение зрительно-смысловой обработке информации в процессе чтения // Педагогика и психология. М.: МГУ, 2013. 38 с.
11. Дмитриева Е.А. Методические условия и возможности диагностики формирования умений смыслового чтения при обучении биологии // Педагогика и психология в современной системе образования. Севастополь, 2016. С. 42-60.
12. Дмитриева Е.А. Особенности формирования информационной компетентности в условиях образовательного учреждения // Наука сегодня: теория, практика. РнД, 2014. С. 31-60.
13. Елистратова И.В. Развитие способности к смысловому чтению в процессе обучения биологии // Наука и перспективы. 2016. - №2. С. 28 - 36.
14. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтения. Книга для учителя /В.Н. Зайцев. М.: Просвещение, 2001. 32 с.
15. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя, М.: НПО МО, 2011. 432 с....51


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ