Только Word
Введение
Глава 1. Смысловое чтение как метапредметный образовательный результат обучения в основной общеобразовательной школе
1.1. Сущность, составляющие и этапы смыслового чтения
1.2. Характеристики учебного текста, способствующие его пониманию и усвоению
обучающимися
1.3. Приемы работы с учебным текстом - основа формирования навыков
смыслового чтения у обучающихся в процессе обучения биологии 24
Глава 2. Методика формирования навыков смыслового чтения у шестиклассников МКОУ Октябрьской СШ№9Ошибка! Закладка не
определена.
2.1. Определение критериев и показателей оценивания навыков смыслового чтения у обучающихся основной школы . . Ошибка! Закладка не определена.
2.2. Разработка дидактических материалов по экспериментальным темам
2.3. Этапы и результат экспериментальной работы по формированию у
шестиклассников навыков смыслового чтения на уроках биологии 56
Заключение
Список литературы 59
С введением Федеральный Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) в школы, в образовательном процессе произошли большие изменения. Учебная программа учителя теперь направлена не на развитие знаний, умений и навыков (ЗУН), а на формирование универсальных учебных действий (УУД), как способа достижения результатов освоения образовательной программы основного общего образования.
Результаты в соответствии с ФГОС подразделяются на предметные, метапредметные и личностные. Предметные результаты формируются у обучающихся учителями предметниками, отражают специфику каждого предмета и мониторятся с помощью диагностических работ, проверяющих знания и предметные умения учащихся.
Личностные результаты формируются всеми участниками учебного процесса на протяжении всего обучения в образовательных учреждениях. Универсальные диагностические работы, позволяющие контролировать уровень сформированности данного аспекта в учебных заведениях, еще не апробированы.
На диагностику метапредметных результатов центр оценки качества образования (ЦОКО) обращает особое внимание и ежегодно проводит большое количество диагностических и проверочных работ на разных ступенях образования.
Метапредметные результаты согласно ФГОС отражают 12 направлений сформированных умений, одним из которых является смысловое чтение, рассматриваемое в контексте познавательных УУД. К основным группам умений, входящим в состав данного УУД относятся: общее понимание текста и ориентация в тексте (определение основной идеи текста, поиск и выявление в тексте информации, представленной в различном виде (ориентация в тексте), а также формулирование прямых выводов и заключений) [2].
Развитие общеучебных универсальных действий в рамках познавательных универсальных учебных действий (УУД) - требование федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), одним из которых является смысловое чтение. При формировании смыслового чтения выделяют три основные направления: общее понимание текста, ориентация в тексте и формулирование прямых выводов и заключений [1, с. 312].
Смысловое чтение - вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Понимание учебного текста - сложный, комплексный мыслительный процесс, направленный на выявление существенных свойств предметов и явлений реальной действительности, отраженных в тексте, на основе имеющихся у обучающихся знаний.
Смысловое и техническое чтение тесно взаимосвязаны между собой и являются составляющими «полноценного чтения». Несмотря на то, что механическое чтение является лишь неким озвучиванием текста, тем не менее без наличия навыков технического чтения невозможно осмысливать прочитанное, а значит нет возможности говорить о смысловом чтении. В свою очередь смысловое чтение предполагает тот факт, что ребенок понимание о чем читает, контролирует собственные мысли и выводы на основе прочитанного [19, с. 51].
С точки зрения Л.А. Мосуновой смысловое чтение характеризуется столкновением смыслов, в ходе которого ребенок может сравнивать, сопоставлять различные данные из текста и сравнивать с окружающей 4
действительностью. Данный факт рассматривали в своих трудах К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский и ряд других исследователей и педагогов [8, с.24].
Понимание учебного текста обучающимися зависит от познавательных способностей, уровня имеющихся знаний, сформированности приемов работы с учебным текстом, а также от параметров учебного текста [3, с. 45]. В соответствии с данными факторами можно сделать вывод, что не любой учебный текст подойдет для формирования читательской грамотности.
Современное образование в России, отражающее характерные особенности информационного общества, заключающиеся, прежде всего, в многообразии способов освоения учебной информации, в зоне пристального внимания сохраняет чтение школьников. Формирование у детей умений смысловой обработки информационных потоков является одной из важнейших задач современного образования, определяемой потребностями общества.
Школьная практика и собственный опыт показывают, что навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Чтение служит для анализа, сравнения, оценивания как известной, так и новой информации, но лишь в том случае, если речь идет о процессе направленного, осмысленного чтения - когда школьники не просто читают строку за строкой, а самостоятельно могут сформулировать вопросы к тексту и найти на них ответы, определить главную мысль текста. В этом плане совершенно очевидна роль смысловой составляющей чтения в умственной и практической деятельности каждого школьника. Ребенок в процессе обучения повсеместно сталкивается с необходимостью решения разнообразных учебных задач, требующих умения не просто читать, но и анализировать содержание текстов, вычленять проблему, определять условия и последовательность действий, необходимых для решения таких задач [32, с. 60]. Это и обусловило выбор проблематики и цель нашего исследования....
Чтение - фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС. В основе успеваемости ученика лежит умение читать осмысленно. Сегодня необходимо научить детей работать не только с печатными, но и с электронными и аудио изданиями. Все это связано с таким понятием как функциональная грамотность - способность человека использовать умения чтения и письма в условиях получения информации из текста и в целях передачи такой
В условиях современной модернизации образования одной из главных дидактических проблем обучения (независимо от преподаваемого предмета) в свете реализации ФГОС основного общего образования становится формирование умений смыслового чтения. Познавательные УУД включают в себя общеучебные действия, составной частью которых является смысловое чтение.
На ступени ООО установлены планируемые результаты освоения 4 междисциплинарных учебных программ, в том числе программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом», направленной на достижение метапредметных результатов и включающей следующие направления работы с текстом:
• Поиск информации и понимание прочитанного;
• Преобразование и интерпретация информации;
• Оценка информации [4].
В научно-методической литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Сегодня, когда одним из главных критериев успеха становится доступ к информации, умение эффективно ее переработать, все участники образовательного процесса, и учителя биологии и ученики, особо нуждаются в развитии тех качеств, которые казались естественными и не требующими специального внимания. Именно сейчас умение быстро обучаться и переобучаться в любом возрасте, развитие своих потенциальных и расширение имеющихся способностей, а также формирование навыков смыслового чтения могут стать залогом успеха каждого учителя. Современному учителю биологии необходимо формировать у учащихся смысловое чтение - «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Психологами установлено, что полноценное чтение - это сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникационных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретации, комментирование текста и др.
Проблема развития навыка смыслового понимания текста может претендовать на роль одной из ключевых в методике обучения, в том числе, биологии, центральной проблемой совершенствования ученика, развития его личности. Задача учителя биологии - учить понимать, анализировать, истолковывать текст в знакомой учащимся и незнакомой познавательных ситуациях - остается все еще актуальной.
Используя разные приемы работы с текстом у ученика формируются такие универсальные учебные действия, как:
• Коммуникативные - умение формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника.
• Познавательные - умение извлекать, преобразовывать и оценивать информацию из прочитанного текста.
• Личностные - в случае, если анализ текста порождает личностные суждения.
• Регулятивные - умение работать по плану (алгоритму).
При организации смыслового чтения при обучении биологии важно учитывать, что современные ученики значительно изменились: они обладают системно-смысловым типом сознания, у них преобладает смысловая сфера как ориентация на смысл деятельности, что вызывает необходимость формирования, развития смыслового восприятия и переработки текстовой информации на всех этапах обучения чтению.
Выводы:
1. Смысловое чтение как один из образовательных результатов обучения в общеобразовательной школе в психолого-педагогической литературе достаточно широко изучен: выявлены особенности данного вида чтения; обоснован его вклад в общую функциональную грамотность обучающихся; определены этапы формирования навыков смыслового чтения и условия их протекания; представлены виды, методы и приемы обучения смысловому чтению обучающихся разного возраста.
2. Критерии и показатели сформированности у обучающихся навыков смыслового чтения разработаны на основе требований ФГОС и рабочей программы по биологии, учтен метапредметных характер смыслового чтения и специфика биологического содержания. Использование данных критериев в качестве входной диагностики выявило общую тенденцию к снижению понимания обучающимися экспериментальных классов смыслового содержания текста при переходе из начальной в основную школу до базового и пониженного уровня.
3. Апробация экспериментальной методики позволила выявить следующие условия эффективного формирования у обучающихся навыков смыслового чтения 6 класса на уроках биологии: подбор учебных текстов с учетов параметров, влияющих на его понимание и усвоение; учет возрастных особенностей восприятия обучающимися текстовой информации; развитие у обучающихся приемов логического мышления; обучение школьников приемам работы с учебным текстом.
1. Атрохова Т.В. Методы диагностики смыслового чтения // Педагогическое наследие К.Д. Ушинского. М.: НПК. 2014. С. 312-317.
2. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский. М.: «Педагогика», 1989. С. 328 - 346.
3. Банникова Т.В. Комплексна работа - инструмент оценки сформированности навыков смыслового чтения // Школьная педагогика. 2016. №1. С. 44-50.
4. Боярская С.А. обеспечение преемственности в формировании навыка смыслового чтения // Образовательная среда. М.: Спб. 2017. С. 75-78.
5. Булавинцева Л.И. Преемственность и интеграция организации смыслового чтения на примере биологии, литературы и литературного чтения // Биология в школе. 2018. №8. С. 18-23.
6. Волкова Т.В. Психологическая структура смыслового чтения у обучающихся к высоким показателями успешности // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. 2013. С. 222 - 224.
7. Гебекова А.Н. Формирование навыка смыслового чтения как важнейшей составляющей читательской компактности учащихся // Теоретические и методические проблемы развития современного образования. М.: АСТ, 2016. 256 с.
8. Горбуль Л.В. Опыт обучения смысловому чтению //
Педагогический поиск. 2016. №10. С. 24-26.
9. Дегтярева И.В. Использование технологии критического
мышления в обучении смысловому чтению. // Молодой ученый. М.: 2016. №8-5. С. 13-16.
10. Денисова О.Д. Эффективное чтение: модульное обучение зрительно-смысловой обработке информации в процессе чтения // Педагогика и психология. М.: МГУ, 2013. 38 с.
11. Дмитриева Е.А. Методические условия и возможности диагностики формирования умений смыслового чтения при обучении биологии // Педагогика и психология в современной системе образования. Севастополь, 2016. С. 42-60.
12. Дмитриева Е.А. Особенности формирования информационной компетентности в условиях образовательного учреждения // Наука сегодня: теория, практика. РнД, 2014. С. 31-60.
13. Елистратова И.В. Развитие способности к смысловому чтению в процессе обучения биологии // Наука и перспективы. 2016. - №2. С. 28 - 36.
14. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтения. Книга для учителя /В.Н. Зайцев. М.: Просвещение, 2001. 32 с.
15. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя, М.: НПО МО, 2011. 432 с....51