ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Феномен социального интеллекта в психологических
исследованиях 6
1.2. Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта у
детей старшего дошкольного возраста 18
Вывод по Главе 1 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Диагностика уровня развития социального интеллекта у старших
дошкольников 31
2.2. Реализация педагогических условий развития социального
интеллекта детей старшего дошкольного возраста 36
2.3. Обсуждение результатов опытно-экспериментальной
работы 45
Вывод по Главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Феномен социального интеллекта в психологических
исследованиях 6
1.2. Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта у
детей старшего дошкольного возраста 18
Вывод по Главе 1 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Диагностика уровня развития социального интеллекта у старших
дошкольников 31
2.2. Реализация педагогических условий развития социального
интеллекта детей старшего дошкольного возраста 36
2.3. Обсуждение результатов опытно-экспериментальной
работы 45
Вывод по Главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
Ведущей причиной неэффективного сотрудничества между взрослыми людьми выступает отсутствие у них умения выстраивать отношения с окружающими. Отсутствие данного умения приводит к межличностным конфликтам различного рода, снижает результативность личных и профессиональных контактов, может стать причиной агрессии и пр. Вместе с тем данный навык должен быть сформирован еще в детстве. Для получения опыта социального взаимодействия и навыков выстраивания эффективных взаимоотношений с окружающим миром ребенок нуждается в воспитании ориентации на других людей. Однако педагогический процесс в образовательных учреждениях в большей мере ориентирован на стимулирование когнитивных процессов, а потому нередко не уделяет должного внимания социальному компоненту развития, что не верно. Именно опора на понимание других обеспечивает ребенка знаниями о реальном содержании окружающего мира.
В процессе своего развития социальная сфера опережает когнитивную сферу, а потому, при умелом руководстве, старший дошкольник может освоить навыки общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, научиться распознавать чужие эмоции и верно проявлять свои собственные, относиться к окружающим внимательно и с эмпатией, т.е. демонстрировать развитый социальный интеллект.
Термин «социальный интеллект» был впервые введен в научный оборот Э. Торндайком в начале XX века. Дальнейшая разработка социального интеллекта как психологического феномена была реализована Г. Айзенком, Г. Гарднером, Дж. Гилфордом, Г. Олпортом, Р. Стернбергом и пр. В отечественной психологической науке темой социального интеллекта занимались H.A. Аминов, М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов М.В. Молоканов, В.Н. Куницына и др.
Тем не менее, остаются не до конца раскрытыми вопросы изучения средств развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: выявить, теоретически обосновать и
экспериментально проверить условия развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития
социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выделить, теоретически обосновать и
экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста будет эффективнее при соблюдении следующих педагогических условий:
• организация развивающих занятий с использованием методов арт- педагогики;
• наполнение развивающей предметно-пространственной среды материалами, направленными на развитие социального интеллекта.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
• Рассмотреть феномен социального интеллекта в психо лого - педагогических исследованиях.
• Подобрать диагностический инструментарий для изучения уровня развития социального интеллекта старших дошкольников.
• Проверить эффективность педагогических условий развития социального интеллекта старшего дошкольного возраста.
Проанализировать результаты опытно-экспериментальной
работы.
Методы исследования:
• анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
• тестирование;
• эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный;
• качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации и обобщении научно-методической тематической литературы, обосновании использования средств арт-педагогики в целях стимулирования развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов работы следующими категориями лиц:
• психологами и воспитателями, работающими со старшими дошкольниками, с целью повышения эффективности профессиональной деятельности в отношении развития социального интеллекта воспитанников;
• студентами, обучающимися по психолого-педагогическому направлению, с целью самоподготовки к тематическим практическим и семинарским занятиям.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, библиографического списка и приложений.
В процессе своего развития социальная сфера опережает когнитивную сферу, а потому, при умелом руководстве, старший дошкольник может освоить навыки общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, научиться распознавать чужие эмоции и верно проявлять свои собственные, относиться к окружающим внимательно и с эмпатией, т.е. демонстрировать развитый социальный интеллект.
Термин «социальный интеллект» был впервые введен в научный оборот Э. Торндайком в начале XX века. Дальнейшая разработка социального интеллекта как психологического феномена была реализована Г. Айзенком, Г. Гарднером, Дж. Гилфордом, Г. Олпортом, Р. Стернбергом и пр. В отечественной психологической науке темой социального интеллекта занимались H.A. Аминов, М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов М.В. Молоканов, В.Н. Куницына и др.
Тем не менее, остаются не до конца раскрытыми вопросы изучения средств развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: выявить, теоретически обосновать и
экспериментально проверить условия развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития
социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выделить, теоретически обосновать и
экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста будет эффективнее при соблюдении следующих педагогических условий:
• организация развивающих занятий с использованием методов арт- педагогики;
• наполнение развивающей предметно-пространственной среды материалами, направленными на развитие социального интеллекта.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
• Рассмотреть феномен социального интеллекта в психо лого - педагогических исследованиях.
• Подобрать диагностический инструментарий для изучения уровня развития социального интеллекта старших дошкольников.
• Проверить эффективность педагогических условий развития социального интеллекта старшего дошкольного возраста.
Проанализировать результаты опытно-экспериментальной
работы.
Методы исследования:
• анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
• тестирование;
• эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный;
• качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации и обобщении научно-методической тематической литературы, обосновании использования средств арт-педагогики в целях стимулирования развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов работы следующими категориями лиц:
• психологами и воспитателями, работающими со старшими дошкольниками, с целью повышения эффективности профессиональной деятельности в отношении развития социального интеллекта воспитанников;
• студентами, обучающимися по психолого-педагогическому направлению, с целью самоподготовки к тематическим практическим и семинарским занятиям.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, библиографического списка и приложений.
Для получения опыта социального взаимодействия и навыков выстраивания эффективных взаимоотношений с окружающим миром ребенок нуждается в воспитании ориентации на других людей. Однако педагогический процесс в образовательных учреждениях в большей мере ориентирован на стимулирование когнитивных процессов, а потому нередко 52
не уделяет должного внимания социальному компоненту развития, что не верно. Именно опора на понимание других обеспечивает ребенка знаниями о реальном содержании окружающего мира.
Понятие «социального интеллекта» в отечественной и зарубежной психологии появилось относительно недавно (в начале ХХ века) и до сих пор не существует его универсального определения и единства в терминологии.
Термин «социальный интеллект» был впервые введен в научный оборот Э. Торндайком в начале XX века. Дальнейшая разработка социального интеллекта как психологического феномена была реализована Г. Айзенком, Г. Гарднером, Дж. Гилфордом, Г. Олпортом, Р. Стернбергом и пр. В отечественной психологической науке темой социального интеллекта занимались H.A. Аминов, М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов М.В. Молоканов, В.Н. Куницына и др.
Мы в своей работе опирались на понятие социальный интеллект - особая способность верно судить о людях, прогнозировать их поведение и обеспечивать адекватное приспособление в межличностных взаимодействиях Дальнейшая разработка социального интеллекта как психологического феномена была реализована
Для изучения уровня развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста были использованы следующие методикиМетодика. Изучение социальных эмоций Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, Методика. «Что-почему-как» (Нгуен Минь Ань).
По данным методикам можно сделать вывод, что уровень развития социального интеллекта у ребят из экспериментальной и контрольной группы находится на схожем уровне, им более свойственно безразличное отношение к сверстникам. Как правило, дети не оказывают помощь сверстникам по собственной инициативе. Уровнем развития готовности ребенка учитывать эмоциональное состояние другого человека находится на низком уровне, а точнее дети действуют более эгоистично, поступают так, как им хочется....
не уделяет должного внимания социальному компоненту развития, что не верно. Именно опора на понимание других обеспечивает ребенка знаниями о реальном содержании окружающего мира.
Понятие «социального интеллекта» в отечественной и зарубежной психологии появилось относительно недавно (в начале ХХ века) и до сих пор не существует его универсального определения и единства в терминологии.
Термин «социальный интеллект» был впервые введен в научный оборот Э. Торндайком в начале XX века. Дальнейшая разработка социального интеллекта как психологического феномена была реализована Г. Айзенком, Г. Гарднером, Дж. Гилфордом, Г. Олпортом, Р. Стернбергом и пр. В отечественной психологической науке темой социального интеллекта занимались H.A. Аминов, М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов М.В. Молоканов, В.Н. Куницына и др.
Мы в своей работе опирались на понятие социальный интеллект - особая способность верно судить о людях, прогнозировать их поведение и обеспечивать адекватное приспособление в межличностных взаимодействиях Дальнейшая разработка социального интеллекта как психологического феномена была реализована
Для изучения уровня развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста были использованы следующие методикиМетодика. Изучение социальных эмоций Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, Методика. «Что-почему-как» (Нгуен Минь Ань).
По данным методикам можно сделать вывод, что уровень развития социального интеллекта у ребят из экспериментальной и контрольной группы находится на схожем уровне, им более свойственно безразличное отношение к сверстникам. Как правило, дети не оказывают помощь сверстникам по собственной инициативе. Уровнем развития готовности ребенка учитывать эмоциональное состояние другого человека находится на низком уровне, а точнее дети действуют более эгоистично, поступают так, как им хочется....
Подобные работы
- Социально-педагогическое сопровождение развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении (Новосибирский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В РАМКАХ ПРОЕКТА «КАЛЕЙДОСКОП ЭМОЦИЙ»
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - Педагогические условия развития словотворчества у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2020





