Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии

Работа №15419

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы63 стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1010
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1.Теоретические основы формирования коммуникативных
универсальных учебных действий младших школьников на уроках
технологии 7
1.1. Сущность понятия коммуникативные универсальные учебные действия.7
1.2. Особенности уроков технологии в начальной школе 16
1.3. Педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках
технологии 24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию
коммуникативных универсальных действий младших школьников на уроках технологии 31
2.1. Выявление уровня сформированности коммуникативных универсальных
учебных действий младших школьников 31
2.2. Проведение серий уроков технологии, включающих формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников37
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 42
Заключение 48
Список использованной литературы и информационных источников 49
Приложения 55


В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования на первом месте стоит формирование универсальных учебных действий у детей, в состав которых входят коммуникативные универсальные учебные действия, имеющие важное значение для формирования личности учеников.
В состав универсальных учебных действий входят коммуникативные универсальные действия, именно они имеют огромное значение при формировании личности детей.
Многообразие методов и приемов формирования коммуникативных универсальных учебных действий описали в своих работах А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И. А. Володарская и другие. Они же разработали психологические требования к формированию коммуникативных универсальных учебных действий и критерии оценивания их эффективности.
А. Ф. Ануфриев, В. С. Казанская, И. В. Дубравина и другие пришли к выводу, что ученики младших классов испытывают затруднения при формировании коммуникативных универсальных учебных действий. По этим данным можно сказать, что имея все условия для формирования речи детей, они используются не до конца. Хотя в Федеральном государственном стандарте начального общего образования прописано о необходимости разработке коммуникативных универсальных учебных действий. В связи с этим требуется глубокое изучение вопроса.
Проблема исследования состоит в необходимости формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии.
Цель исследования - выявить педагогические условия формирования коммуникативных универсальных действий младших школьников на уроке технологии и опытно-экспериментальным путем доказать их эффективность.
Объект исследования - образовательный процесс на уроках технологии в начальной школе.
ПреДмет исследования - педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных
универсальных действий младших школьников на уроках технологии будет реализовано при соблюдении следующих педагогических условий:
- создание проблемных ситуаций;
- использование приемов постановки цели и планирования собственных действий по ее достижению;
- включение младших школьников в самоанализ и самооценку и другие.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
2. Описать особенности уроков технологии в начальной школе;
3. Охарактеризовать педагогические условия формирования
коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии;
4. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных действий младших школьников на уроках технологии
Метод: анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, опытно-экспериментальная работа, количественная и качественная обработка её результатов.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа №17 с углубленным изучением музыки и ИЗО» города Бийска Алтайского края (МБОУ «СОШ №17»).
Практическая значимость работы состоит в том, что разработан комплекс уроков технологии, включающий формирование коммуникативных универсальных действий и педагогические условия.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, выявлено противоречие, сформулирована проблема, цель, объект, предмет и задачи, выдвинута гипотеза, охарактеризованы методы и этапы исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии» раскрыта сущность понятия коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников, особенности уроков технологии в начальной школе, выявлены педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных действий младших школьников на уроках технологии» выявлен уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, проведение серий уроков технологии, включающих формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, проведен анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
В заключении подведены итоги исследования, сформулированы основные выводы.
В приложении содержатся материалы опытно-экспериментальной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В педагогическом исследовании была проанализирована психологическая, педагогическая, учебно-методическая литература подходящая по данной теме. Изучая научную литературу, нам удалось установить смысл понятия «коммуникативные универсальные учебные действия», выявить роль коммуникативных универсальных учебных действий в развитии ребенка, как личность, так же установили связь коммуникативных универсальных учебных действий с коллективной деятельностью и выделили формы организации коллективной работы учащихся на уроках технологии.
Опытно-экспериментальная работа заключалась в разработке и проведении цикла уроков с использованием педагогических условий, которые прописаны в гипотезе. В процессе была отмечена положительная динамика нашего исследования, в ходе которого было установлено, что формирование коммуникативных универсальных учебных действий будет эффективным при соблюдении педагогических условий.
Следовательно, выдвинутая гипотеза доказана, цель и задачи решены.



1. Агафонова, И. Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся [Текст]: монография / И. Н. Агафонова // Управление начальной школой, 2009. -- № 2. - с. 4.
2. Агафонова, И. Н. Формирование у детей умения сотрудничать в парах [Текст]: монография / И. Н. Агафонова // Управление начальной школой,
2009. - № 3. - С. 4.
3. Агафонова, И. Н. Формирование у детей умения сотрудничать в команде [Текст]: монография / И. Н. Агафонова // Управление начальной школой, 2009. - № 4. - с. 10.
4. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя /
А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. - М.: Просвещение,
2014. - с. 67.
5. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И. А. Володарская. - М.: Просвещение,
2014. - с. 152
6. Аюпова, С. Д. Критерии компетентносного урока [Текст]: монография / С. Д. Аюпова // Справочник заместителя директора школы, 2013. - № 2. - с. 65.
7. Балашова А. И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий [Текст]: монография / А. И. Балашова, Н. А. Ермолова, А. Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2011. - №5. - С. 69-73.
8. Бодалев, А. А. Психология общения [Текст]: монография / А. А. Бодалев // М.: Когито центр, 2011. - с. 549
9. Бройде, М. Е. Русский язык в упражнениях и играх [Текст]: пособие для учителя / М. Е. Бройде. - М.: Академия, 2011. - с. 50.
10. Вербенец, А. М. Планирование образовательного процесса дошкольной организации. Современные подходы и технология [Текст]: учебное пособие / А. М. Вербенец, О. Н. Сомкова, О. В. Солнцева. - М.: Детство-Пресс, 2015. - с. 288.
11. Воровщиков, С. Г. Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетентности учащихся [Текст]: монография / С. Г. Воровщиков. - М.: УЦ «Перспектива», 2011. - с. 102.
12. Воровщиков, С. Г. Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетентности учащихся [Текст]: монография / С. Г. Воровщиков. - М.: УЦ «Перспектива», 2011. - с. 208.
13. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст]: монография / С. Л. Выготский. - М.: Педагогика, 2011. - с. 105.
14. Геронимус Т. М. Работаем с удовольствием методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию комплекта учебников-тетрадей по трудовому обучению в школе. 1-4 классы [Текст]: монография / Т. М. Геронимус - М.:АСТ- ПРЕСС «Школа», 2002. - с. 15.
15. Горбунова, Т. Н. Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся начальной школы [Электронный ресурс].- Электрон. Текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (28304 bytes). - М.: ГПНТБ РФ, 2000. - Режим доступа http://festival.1 september.ru/
16. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Механический конструктор [Текст]: пособие для учителя / Д. В. Григорьев. - М.: Просвещение, 2010. - с. 157.
17. Гришанова, И. А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук: / И. А. Гришанова; Ижевский гос. ун-т - Ижевск, 2010. - с. 15.
18. Даутова, О. Б. Как разработать образовательную программу основной школы [Текст]: учеб. пос. для студентов педвузов / О. Б. Даутова, О. Н. Крылова. - М. : Каро, 2015. - с. 112.
19. Дунилова, Р. А. Реализация требования ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников [Текст]: монография / Р. А. Дунилова. - Управление начальной школой, 2013. -№ 5. -
с. 29.
20. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст]: учебник для вузов / И. А. Зимняя. - М.: МПСИ, 2010. - с. 235.
21. Исакова, О. Ф. Условия формирования коммуникативных УУД у школьников по средствам самооценивания [Текст]: монография / О. Ф. Исакова // Управление начальной школой, 2013. - № 9. - с. 10.
22. Истратова, О. Н. Практикум по детской психологии: игры, упражнения, техники [Текст]: монография / О. Н. Истратов. - Изд. 4-е. - Ростов на Дону: Феникс, 2010. - с. 27.
23. Карабанова О. А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы [Текст]: монография / О. А. Карабанова // Управление начальной школой, 2001. - №12. - с. 9-11
24. Кирьякова А. В. «Проект - технология» в компетентностно-
ориентированном образовании [Текст]: учебно-методическое пособие /
А. В. Кирьякова, Н. А. Каргапольцева, Т. А. Ольховая, Е. А. Матвеева; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2011. - с. 114.
25. Ковалева, Г. С. Планируемые результаты начального общего образования [Текст]: учеб. пособие для студентов педвузов / Г. С. Ковалева, О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2010. - с. 120.
26. Козлов, В. В. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования [Текст]: российская академия / В. В Козлов А. М. Кондаков. - М.: Просвещение, 2011.
27. Кочетова Е. В. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников [Текст]: пособие для учителя / Е. В. Кочетова, Е. С. Кузнецова, И. Р. Михайлова Современные проблемы науки и образования, 2016. - № 6.
28. Кудрявцева, Н. Г. Системно - деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения [Текст]: справочник заместителя директора школы / Н. Г. Кудрявцева, 2011. - № 4.
29. Лебединцев, В. Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий обучающихся [Текст]: монография /
В. Б. Лебединцев. // Управление начальной школой,. 2012. - № 4.
30. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст]: монография / М. И. Лисина // СПб.: Питер, 2009. - с. 318 .
31. Медведева Ю. В. Формируем профессиональные компетенции [Текст]: справочник заместителя директора школы. / Ю. В. Медведева, 2013. - №5.
32. Микерова Г. Ж. Диагностик коммуникативныз универсальных учебных действий младших школьников [Текст]: пособие для учителя начальных классов / Г. Ж. Микерова, О. Л. Брусенцова // Современные проблемы науки и образования, 2015. - № 6
33. Мишанова О. Г. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий как мониторинг качества языкового образования младших школьников [Текст]: монография / О. Г. Мишанова // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — с. 102-106.
34. Мишанова, О. Г. Диагностика универсальных учебных действий младших школьников [Текст]: монография / О. Г. Мишанова // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. г. Санкт-Петербург, май 2013 г. - СПб.: Реноме, 2013. - с. 102-106.
35. Мудрик, А. В. Социализация человека [Текст]: монография / А. В. Мудрик. - М.: Модек, 2011. - с. 251.
36. Осипова, Н. В. Показатели сформирования универсальных учебных действий [Текст]: монография / Н. В. Осипова. // Управление начальной школой, 2010. - № 10.
37. Песняева, Н. А. Учебный диалог - средства формирования УУД младших школьников [Текст]: монография / Н. А. Песняева. // Управление начальной школой, 2013. - № 7.
38. Прохорова, С. Ю. Методические условия формирования УУД у младших школьников [Текст]: монография / С. Ю. Прохоров // Управление начальной школой, 2013. - № 8.
39. Роговцева Н. И. Уроки технологии. 2 класс [Текст]: учедное пособие для начальной школы / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Добромыслова // Просвещение, 2017. - с. 128.
40. Роговцева, Н. И. Технология. 2 класс. Учебник. ФГОС [Текст]: учедное пособие для начальной школы / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Добромыслова // Просвещение, 2017. - с. 95.
41. Савенков А. И. монография / Содержание и организация исследовательского обучения школьников [Текст]: монография / А. И.Савенкова // М.: “Сентябрь”, 2008. - с. 204.
42. Саркисова, И. И. Приемы педагогической техники для развития УУД [Текст]: справочник заместителя директора / И. И. Саркисова, 2012. - № 3.
43. Сериков, В. В. Обучение как вид педагогической деятельности [Текст]: учеб пособие для студентов высшего учебного заведения. / В. В. Сериков, И. А. Колесникова, В. А. Сластенина - М.: Издательский центр «Академия», 2010 - с. 256.
44. Тищенко, В. А. Рефлексия как условие формирование коммуникативных умений школьников [Электронный ресурс]. - Электрон. Текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. - Режим доступа http: //www.rusnauka. com/
45. Тюрикова С. А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности [Текст]: монография /
С. А. Тюрикова // Науковедение, 2014. -№ 3.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. - с. 32.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. - с. 59.
48. Ходаева, Л. Ю. Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе деятельного метода обучения [Текст]: монография / Л. Ю. Ходаева // Управление начальной школой, 2013. - № 6.
49. Хуторской, А. В. Методика личностного ориентированного обучения: Как учить всех по разному [Текст]: монография / А. В. Хуторской. - М., 2010. - с. 15.
50. Цукерман, Г. А. Введение в школьную жизнь: программа адаптации детей к школьной жизни [Текст]: монография / Г. А. Цукерман. - М.: Московский центр качества образования, 2010. - с. 120.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ