Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ

Работа №154186

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы51
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие самооценки в психологии 6
1.2. Развитие самооценки ребёнка дошкольного возраста в процессе
онтогенеза 9
1.3. Роль взрослого в формировании самооценки и потребности в
достижениях у ребёнка дошкольного возраста 14
1.4. Особенности восприятия художественной литературы детьми
дошкольного возраста 17
1.5. Способы развития самооценки ребёнка дошкольного возраста
посредством сказок 21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СКАЗКОЙ 27
2.1. Изучение самооценки детей старшего дошкольного возраста 27
2.2. Содержание работы по развитию самооценки детей старшего
дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой 32
2.3. Контрольный этап исследования 34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39
ПРИЛОЖЕНИЯ

Положительная самооценка дошкольника очень важна для его уверенности в себе, овладения новыми умениями, общения с другими детьми. По результатам исследования Фонда Общественного Мнения (ФОМ), в наше время родители уделяют мало времени своим детям, а это значит, что дети испытывают недостаток внимания с их стороны. Важность формирования положительной самооценки ребёнка объясняется тем, что в современном мире увеличивается роль общественно значимой активности личности, которая предполагает ее высокую сознательность и требовательность к себе и к людям [25].
По мнению В. Абраменковой, А.В. Иващенко, Е.Н. Лебеденко, повышение активности и сознательности дошкольника означает формирование у них умения реально оценивать свои возможности в разных видах деятельности, а также формирование умения связывать собственные действия с желаниями и потребностями других людей на основе верной оценки своих личностных качеств. Данные особенности психической регуляции дошкольника являются обязательным условием подготовки его к обучению в школе, где ребёнку важно уметь взаимодействовать с другими детьми.
У ребёнка дошкольного возраста потребность оценке его действий и поступков очень велика, но удовлетворяется она не всегда. Как считает Л.И. Божович, дошкольник старается быть таким, каким его видит взрослый. Это значит, что одним из аспектов формирования самооценки ребенка, является изучение отношения окружающих людей к нему, а самое главное - родителей.
Роль самооценки в формировании личности, приобретении опыта во взаимодействии с обществом рассматривалась во многих исследованиях. Была выявлена связь характера самооценки с разными видами общения и деятельности детей, тенденции ее развития формирования. Результаты исследований говорят о том, что самооценка имеет для ребенка огромное значение и выполняет регулирующую функцию.
Во многих исследованиях самооценка детей дошкольного возраста рассматривается в структуре его образа «Я», представляющего собой к концу старшего дошкольного возраста относительно устойчивое образование [23], [24].
Появление к концу дошкольного возраста «собственно осознаваемых» форм самооценки показано в работах Репиной Т.А., Стеркиной Р.Б. [17], [18]. Они выявили связь самооценки с взаимодействием дошкольников между собой, раскрыли роль результативной деятельности в качестве фактора, который увеличивает уровень осознанности самооценки.
В связи с вышесказанным мы нашли актуальным рассмотрение специфики вопроса об уровне самооценки у детей старшего дошкольного возраста, что и определило тему нашего исследования: «Сказки как средство развития самооценки детей дошкольного возраста».
Цель: способствовать развитию самооценки детей старшего
дошкольного возраста в процессе работы со сказкой.
В соответствии с целью исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по теме формирования самооценки у детей дошкольного возраста;
2. изучить уровень самооценки детей старшего дошкольного возраста с помощью подобранных методик;
3. разработать и апробировать цикл мероприятий, направленных на развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Объект: развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: сказка как средство развития самооценки ребёнка старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста можно развить самооценку при следующих условиях:
1. отбор сказок, соответствующим возрастным особенностям детей;
2. анализ сказочных текстов с точки зрения схожести главных героев с детьми дошкольного возраста с низкой самооценкой;
3. отбор текстов, содержание которых способствует развитию самооценки детей дошкольного возраста;
4. отбор методов работы с художественным текстом, способствующих повышению уровня самооценки.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги, можно сказать, что самооценка дошкольника очень важна для его уверенности в себе, овладения новыми умениями, общения с другими детьми, а у ребёнка дошкольного возраста потребность оценке его действий и поступков очень велика.
Самооценка - это ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.
Детская самооценка-это то, как ребёнок оценивает свои успехи и неудачи, свои качества и способности. Самооценка дошкольника близко связана с самосознанием - пониманием того, что он собой представляет, какими чертами характера обладает, каково мнение окружающих людей о нём, и чем именно вызвано данное мнение. Зачатки самооценки появляются уже к трём годам, когда ребёнок начинает понемногу сравнивать себя с окружающими людьми. В среднем дошкольном возрасте дети уже самостоятельно дают оценку своим поступкам и действиям других людей, а к 6 - 7 годам дошкольники уже стремятся достичь какой - либо социальной роли.
Формирование самооценки является сложным процессом, определяющим психическое развитие ребёнка. Этот процесс протекает под контролем воспитателей и родителей. Если не знать особенности самосознания дошкольников, то очень сложно правильно оценивать их поступки, выбирать соответствующее наказание или похвалу, грамотно руководить процессом воспитания.
Данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, показали, что среди воспитанников подготовительной группы 12% детей обладает высоким уровнем самооценки, большинство детей (59%) имеют средний уровень самооценки, а 29% детей имеют низкий уровень самооценки, что не соответствует возрастной норме. С целью повышения уровня самооценки детей с низким уровнем были разработаны и проведены мероприятия с использованием текстов сказочных произведений. Данная работа проводилась с детьми в течение месяца, и по окончании формирующего эксперимента, данные, полученные в самом начале исследования, несколько изменились: детей с низким уровнем самооценки стало меньше и на данный момент число этих детей составляет 17,5%, детей со средним уровнем самооценки стало 65%, а детей с высоким уровнем самооценки 17,5%.
Таким образом, поставленная гипотеза подтвердилась, у детей старшего дошкольного возраста можно развить самооценку, при условии проведения мероприятий с использованием сказок.


1. Аверин В.А Психология детей и подростков. СПб.: Изд-во Михайлова В.А, 2000. 89 с.
2. Алиева Т.И., Васюкова Н.Е. Художественная литература для детей 5-7 лет. 2 изд. М.: Сфера, 2015. 224 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб: 2001. 288 с.
4. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников // Вопросы психологии. 2001. №4. С. 38.
5. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников // Вопросы психологии. 2001. №4. С. 38.
6. Выготский Л.С., Божович Л.И., СлавинаЛ.С., Ендовицкая Т.В. Опыт экспеpиментального изучения пpоизвольного поведения // Вопросы психологии. 1976. №4. С. 55 - 61.
7. Галкина Т.В. Самосознание и самооценка человека: теория, диагностика, коррекция. М.: Ин-т психологии РАН, 2011. 398 с.
8. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: книжный дом «Университет», 1976. 332 с.
9. Елисеева М.Б. Книга о восприятии ребёнка от рождения до 7 лет. М.: Сфера, 2008. 64 с.
10. Зак А.З. Развитие и диагностика мышления подростков и старшеклассников. М.: ИГ-СОЦИН, 2010. 350 с.
11. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Психологический словарь. М.: АСТ-Астрель-Хранитель, 2007. 479 с.
12. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психическое развитие детей в норме и патологии. СПб.: Питер, 2004. 480 с.
13. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер, 2006. 41 с.
14. Молчанова О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования: Учеб.пособие. М.: Флинта, 2010. 255 с.
15. Мухина В.С. Детская психология. М.: Просвещение, 1985. 270 с....28


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ