ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие лексической стороны речи человека 6
1.2. Особенности развития словаря детей среднего
дошкольного возраста 11
1.3. Дидактическая игра как средство развития словаря детей среднего
дошкольного возраста 17
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ
ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
2.1. Констатирующий этап исследования 23
2.2. Содержание формирующего этапа по формированию словаря детей
среднего дошкольного возраста 29
2.3. Формирующий эксперимент и его результаты 31
2.4. Контрольный эксперимент и его результаты 34
Выводы по главе 2 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 45
Благодаря речи происходит социальное развитие ребенка, обогащение его через слова социальным опытом других людей. Поэтому развитие речи относится к числу важнейших для среднего дошкольника.
Речевое развитие в дошкольный период открывает для ребёнка огромнейшие возможности развития, являясь наиболее сензитивным периодом для этого. Вся деятельность ребенка и окружающих его людей в дошкольный период развития обусловлена социальной природой. Это происходит потому, что речь является связующим звеном всех психических процессов ребенка. Ведь речь позволяет ребенку стать человеком, и так как речь, прежде всего, слова, то немаловажно изучение всех процессов речевого развития, с учетом развития словарного запаса, который позволяет ребенку обогащать знания об окружающем мире. Богатый словарный запас, это значительный потенциал развития ребёнка.
Для проведения работы по развитию речи ребенка дошкольного возраста, очень важно обращать внимание на обогащение его словарного запаса, ведь он отражает также и способность ребенка связно и правильно выражать свои мысли. Если словарь отстаёт от нормы развития и беден то и мышление, память ребенка также могут развиваться не столь динамично, как у сверстников, так как именно речь ведет за собой развитие большинства психических процессов. С развитием словарного запаса - развивается и личность ребенка, понимание своего места в окружающем мире, понимание им происходящих вокруг него явлений и процессов.
Чем раньше вы начнете с практической работы речевого развития в дошкольном возрасте, тем более успешным будет психическое и социальное развитие детей.
Овладение словарным запасом занимает одно из важнейших мест в системе работы по развитию речи детей и является одним из важных условий умственного развития, потому что содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, отражено и обобщено в речевой форме и прежде всего в значениях слов (А. Н. Леонтьев).
Одной из главных задач в сфере речевого развития в дошкольной организации является установление тенденции по проведению словарной работы и управлению процессом обогащения лексики детей дошкольного возраста.
Проблема в том, что развитие речи, лексической ее стороны, осуществляется под влиянием многих условий и многими способами, также нуждается в целенаправленной педагогической работе, потому что не может быть стихийным. Поэтому появляется необходимость не только поиска, но и дальнейшей разработки уже хорошо известных нам педагогических технологий для развития лексической стороны речи.
Актуальность и проблема определили тему выпускной квалификационной работы: «Развитие словаря детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Исходя из актуальности данной проблемы, был определен методологический аппарат:
Объект: развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста
Предмет: комплекс дидактических игр как средство развития словаря детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования - разработка и апробация комплекса дидактических игр как средства формирования словаря.
Задачи исследования:
• проанализировать теоретическую литературу по проблеме развития словаря у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры;
• выявить уровни развития словаря у детей среднего дошкольного возраста;
• проследить динамику развития словаря у детей среднего дошкольного возраста непосредственно после проделанной работы.
Гипотеза исследования: комплекс дидактических игр будет способствовать формированию словаря в том случае если:
- если игры будут скомпонованы в соответствии с задачами формирования по нескольким направлениям:
1. Расширение словарного запаса детей.
2. Организация усвоения слов через углубление и расширение информации, знаний окружающих предметах и явлениях.
3. Знакомство со словами, которые обозначают элементарные для детей понятия;
- будет обеспечено взаимодействие воспитателя и родителей по вопросам формирования словаря у дошкольников.
Методы исследования: для решения поставленных нами задач исследования был осуществлен теоретический анализ специальной литературы. В опытно-практической работе были применены такие методы как, беседы с воспитателями, диагностика, дидактические
игры, качественная и количественная обработка результатов.
В процессе анализа психолого-педагогической и методической литературы было установлено, что исследования развития речи детей ученые ведут довольно давно, накоплен огромный объем исследовательской работы, освещены все методические способы по обогащению словаря. Сегодня продолжаются исследования в области развития словаря ребенка дошкольника. Одним из ведущих методов является игровая деятельность.
Игры облегчают усвоение материала, пополняют словарный запас, развивают у детей правильное восприятие речи.
Результаты диагностики выявили, что у большинства детей недостаточный уровень развития словаря для данного возраста. Дети умеют слушать и понимают речь, однако у них возникают трудности с пониманием многозначного слова, с подбором обобщающих слов, частотны ошибки при подборе слов, называющих признаки, качества и действия, к названию предмета.
По результатам диагностики разработаны игры, направленные на обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста. Они предполагают такой тип занятий, который построен в форме игры и игровых упражнений. Использованы три основных вида дидактических игр: с предметом, настольно-печатные и словесные. Разработанные нами дидактические игры рассчитаны на решение конкретных речевых задач.
Дидактические игры с предметом направлены на развитие понимания слов, умения подбирать названия признаков, качеств и действий к названию предмета. Настольно-печатные дидактические игры направлены на обогащение словаря обобщающими словами, на развитие умения подбирать названия действий к названному предмету, умения различать значения многозначного слова. Словесные дидактические игры направлены на обогащение словаря глаголами, наречиями, антонимами и синонимами, существительными и числительными.
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
2. Александрова О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет. М.: Эксмо, 2013. 48 с.
3. Арушанова А.Г. Дошкольный возраст: формирование
грамматического строя речи // Дошкольное воспитание. 1993. №10. С. 40-46.
4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М.: МозаикаСинтез, 2002. 272 с.
5. Баймуратова Б.Б. Методика развития речи. Алматы: Мектеп, 1987. 270с.
6. Баймуратова Б.Б. Разработка уроков для подготовки детей к школе Алматы: Мектеп, 1991. 203 с.
7. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 256 с.
8. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1991. 160 с.
9. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1974. 96 с.
10. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С., Программа
воспитания и обучения в детском саду // М.А. Изд. 3. М.: Мозаика- Синтез,
2015. 150 с.
11. Васильева М.А., Веракса Н.Е., Комарова Т.С. От рождения до школы: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования М.: Мозаика-Синтез, 2015. 368 с.
12. Володина В. О согласовании существительного с числительным в речи детей 5-6 лет // Дошкольное воспитание, 2002. № 8. С. 52-59.
13. Выготский Л.С. Детская речь. М.: Педагогика, 2014. 94 с.
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 2015.
15. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: 2014. 471с.....78