Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК КАТЕГОРИИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Понятие конфликтной компетентности и ее характеристика 9
1.2. Психологическая характеристика младшего школьного возраста... 24
1.3. Проектная деятельность средство развития конфликтной
компетентности 39
Выводы по Главе 1 51
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В МЛАДШЕМ
ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 53
2.1. Организация и методы исследования 53
2.2. Анализ результатов исследования 59
2.3. Психолого-педагогическая программа развития конфликтной
компетентности детей младшего школьного возраста 68
Выводы по Главе 2 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 83
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в разделе результаты освоения основной общеобразовательной программы указано, что обучающийся по окончании начального звена должен уметь понимать причины неуспеха или успеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, адекватно оценивать поведение окружающих и своё собственное поведение, готовность вести диалог и слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. Перечисленное входит в структуру такого явления как конфликтная компетентность.
Развитие конфликтной компетентности является наиболее актуальным в младшем школьном возрасте, так как это обуславливает конструктивность организации совместной деятельности по решению учебных задач, а также деловых отношений в будущем. Именно в младшем школьном возрасте необходимо развивать конфликтную компетентность для обеспечения успешного будущего обучающегося начальной школы.
В современных школах мы часто сталкиваемся с тем, что в процессе обучения и усвоения программы уделяют недостаточное внимание развитию конфликтной компетентности. Это обусловлено тем, что в большинстве случаях учитель нацелен на то, чтобы повысить уровень качества и успешности образовательного процесса. Педагоги-психологи же отдают предпочтение упражнениям и малым играм, которые имеют узкую направленность, игнорируя более комплексные или инновационные средства. Поэтому процесс развития конфликтной компетентности происходит стихийно.
В результате, на выпуске из начального звена школы, мы можем иметь обучающихся, у которых конфликтная компетентность развита недостаточно, а также имеются трудности коммуникации как со сверстниками, так и с учителями, конструктивного поведения в конфликтах и личностного развития в целом.
Так, в данном направлении лежит острая необходимость в организованной систематической развивающей конфликтную
компетентность деятельности, а также использование современных средств развития, например, проектной деятельности.
Изучением данной проблемы занимались: А.Г. Антонова,
А.Я. Анцупов, Л.С. Выготский, А.А. Ершов, В.Г. Казаков, А.Г. Ковалев, Л.А. Максимова, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.И. Хасан и другие. Несмотря на регулярные исследования в данной области, внутренние механизмы развития конфликтной компетентности раскрыты недостаточно.
Решением данной проблемы станет эмпирическим путем установить уровень развития компонентов конфликтной компетентности младших школьников, а также составление и реализация программы развития конфликтной компетентности младших школьников и оценка ее эффективности, в которой ключевое место занимает проектная деятельность.
Таким образом, целью данной работы является изучить возможности развития конфликтной компетентности детей младшего школьного возраста посредством проектной деятельности.
Объект: конфликтная компетентность детей младшего школьного возраста.
Предмет: развитие конфликтной компетентности детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: мы предполагаем, что составленная программа,
включающая в себя проектную деятельность, направленную на развитие структурных компонентов конфликтной компетентности (знания о причинах появления конфликта, умение предвидеть развитие конфликта, его последствия, эффективное взаимодействие с участниками конфликта с учетом их личных особенностей и эмоциональных состояний), будет способствовать развитию конфликтной компетентности.
Для проверки поставленной гипотезы и достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть содержание понятия конфликтной компетентности, дать характеристику.
2. Представить психологическую характеристику младшего школьного возраста.
3. Проанализировать средства развития конфликтной компетентности.
4. Установить уровень развития конфликтной компетентности детей младшего школьного возраста.
5. Составить и реализовать программу развития конфликтной компетентности и оценить ее эффективность.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, обобщение психологической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические:
• методика «Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов);
• методика «Тест на оценку склонности к конфликту» (В.А. Алексеенко);
• методика «Стратегия и тактика поведения в конфликтной ситуации» (К. Томаса).
3. Метод обработки данных: сопоставление процентных долей, критерий сравнения Т-Вилкоксона.
Исследование проводилось на базе одной из общеобразовательных школ г. Красноярска МБОУ СШ № XX.
В исследовании приняло участие 32 обучающихся 4 класса в возрасте 10-11 лет....
Проанализировав психологическую литературу по проблеме исследования, было установлено, что под конфликтной компетентностью понимается способность личности понимать противоречия и конфликты, понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позиции других людей, отличные от собственной, понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. В данной работе мы основываемся на вышеупомянутом определении.
Было установлено, что конфликтная компетентность является динамичным образованием, которое развивается в онтогенезе. Однако становление и наиболее яркое развитие происходит на этапе младшего школьного возраста.
В младшем школьном возрасте (от 6-7 до 10-11 лет) происходит интенсивное развитие познавательной, эмоционально-волевой и
коммуникативной сферы. Именно в младшем школьном возрасте при становлении коммуникативной сферы в плоскостях ребенок - родитель, ребенок - учитель и ребенок - сверстники происходят первые конфликтные ситуации. Что обусловлено недостатком опыта конфликтного взаимодействия, конструктивного выхода из конфликтов, и только началом формирования и развития конфликтной компетентности и ее структурных компонентов.
Были рассмотрены средств развития конфликтной компетентности. При анализе средств было установлено, что наиболее эффективным средством является проектная деятельность за счет: активного участия обучающихся - возможность выступить в роли субъекта, практическое применение знаний, развитие коммуникативных навыков (умения слушать собеседника, договариваться), развитие творческого мышления.
Вследствие этого, целью нашего исследования стало - изучить возможности развития конфликтной компетентности младших школьников посредством проектной деятельности.
На основе теоретических положений была выдвинута гипотеза: мы предполагаем, что проектная деятельность может выступать средством развития конфликтной компетентности детей младшего школьного возраста, потому что требует сотрудничества и коммуникации между участниками проекта, дети учатся эффективно общаться, выражать свои мысли и идеи, слушать и уважать мнение других, поскольку от этого зависит итоговый продукт проектной деятельности.
Для достижения цели, и подтверждения гипотезы мы изучили психологическую литературу, составили схему эмпирического исследования, применяя следующие методики: методика «Тест на оценку склонности к конфликту» (В.А. Алексеенко); методика «Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов); методика «Стратегия и тактика поведения в конфликтной ситуации» (К. Томаса), составили и реализовали программу развития конфликтной компетентности оценили ее эффективность с помощью сопоставления процентных долей и метода математической обработки данных - критерий Т-Вилкоксона.
В результате проведенных исследований было выявлено, что обучающиеся не готовы вставать на позицию другого человека проявляя эмпатию, слушать собеседника и договариваться с ним. Чаще же проявляется отсутствие уступчивости, стремление настоять на своем, победить любой ценой. Все вышеперечисленное сопровождается негативными эмоциями, взаимным проявлением агрессии, настойчивости и упрямстве, как в диаде ребенок - ребенок, так и ребенок - учитель. Согласно представленным результатам высока вероятность регулярного возникновения конфликтных ситуаций, которые разрешаются с большими усилиями (или не разрешаются). Можно сказать, что таким обучающимся для конструктивного разрешения конфликтов потребуется высокий уровень саморегуляции, время для приобретения опыта и выработки своей стратегии совладания с конфликтными ситуациями, которым младшие школьники не владеют.
Данные результаты были обоснованием необходимости составления программы развития конфликтной компетентности младших школьников.
В основу программы заложен компетентностно-деятельностный подход, который предполагает: приобретение обучающимися знаний, выработку эмоционального отношения к явлению «конфликт», а также отработку умений и навыков. Через все содержание программы проложено использование проектной деятельности, а завершается программа итоговым групповым проектом, в котором от усилий и уровня сформированности конфликтной компетентности зависит итоговый продукт.
После реализации программы для подтверждения ее эффективности была проведена повторная диагностика, результаты которой были подвержены качественному и количественному анализу. А с помощью критерия Т-Вилкоксона нам удалось установить, что диагностируемые шкалы находятся на уровне статистической значимости (p<0,01). И установлена положительная динамика по всем представленным шкалам. Что дает нам основания считать составленную программу развития эффективной....
1. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования // Просвещение, 2010. №373. С. 9-10.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов. М: Академия, 1997. 540 с.
3. Аверин В.А. Психология детей и подростков. Спб.: Питер, 2015. 230 с.
4. Алфимова М.Б. Типы межличностных отношений: учебное пособие. Спб.: Питер, 2023. 418 с.
5. Ананьев Б.Г. Структура личности. Психология личности в трудах отечественных психологов. Спб.: Питер, 2020. 415 с.
6. Антипченко В.С. Психологические тесты. М.: Норма, 2022. 612 с.
7. Анцупов А. Я. Конфликтология. Спб.: Питер, 2015. 528 c.
8. Анцупов А. Я. Российская конфликтология. М.: ТАСТ, 2013. 244 с.
9. Анцупов А.Я. Конфликтология психология. Спб.: Питер, 2018. 490 с.
10. Асеев В.Г. Мотивация деятельности и формирование личности Москва, 1996. 212 с.
11. Бахур В.Т. Эмоции. Плюсы и минусы. М.: Знание, 2019. 294 c.
12. Березин С.В. Личностно-развивающий потенциал конфликтов // Вестник СамГУ. 2013. С.81-87
13. Богословский В.В. Общая психология: учеб.пособие для студентов пед. Институтов. М.: Просвещение, 1981. 383 с.
14. Винокуров Л.Н. Основы педагогической диагностики и профилактики психолого-педагогических нарушений у детей и подростков - Кострома: Изд- во Костром.гос. пед. ун-та, 2019. 250 с.
15. Влияние образа я на конфликтность личности. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/vliyanie-obraza-ya-na-konfliktnost-
lichnosti/viewer (дата обращения: 21.02.2022)....61