ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ
УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие конструирования и конструктивных умений детей в
современной науке и практике 7
1.2. Особенности становления и развития конструктивных умений детей
старшего дошкольного возраста 12
1.3. Обоснование условий развития конструктивных умений детей старшего дошкольного возраста детей в процессе изготовления поделок из бумаги .... 18
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 27
2.1. Изучение уровня развития конструктивных умений детей старшего
дошкольного возраста 27
2.2. Реализация условий развития конструктивных умений детей старшего
дошкольного возраста в процессе изготовления поделок из бумаги 39
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 45
Вывод по главе 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЬЕ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Социально-экономические преобразования конца 20 века в нашей стране привели к падению престижа и популярности инженерных профессий. В связи с этим в современной России фиксируется дефицит инженернотехнических кадров. Развитие отечественного производства, наукоемких технологий, возможно при условии раннего развития технического образования детей. Сегодня руководство страны объявило развитие инженерного образования важным приоритетом государственной политики начиная с дошкольной ступени образования. Такая позиция нашла отражение в нормативно-правовых документах, определяющих деятельность системы образования: федеральных государственных образовательных стандартах и примерных основных образовательных программах.
Анализ современных работ, посвященных реализации содержания и идей инженерного образования детей дошкольного возраста, показал, что ученые и педагоги-практики отдают предпочтение виду детской деятельности - конструирование. В процессе конструирования у детей развиваются познавательные способности, расширяется кругозор, более точным становятся познания о действительности и окружающем их мире. В конструировании дети приобретают опыт создания моделей конструкций, способны использовать ранее полученный опыт для применения в другой деятельности. Созданные в процессе конструирования продукты-поделки из различных материалов имеют высокую ценность для самих детей, они создаются ими в качестве подарков, украшений для помещений, атрибутов игровой деятельности.
В исследованиях отечественных педагогов (З.В. Лиштван, Л.В. Пантелеевой, Л.А. Парамоновой, Л.А Венгера и др.) придается существенное значение развитию конструирования из разных материалов, раскрываются разнообразные форм и методов конструирования (по модели, по образцу, по замыслу, по условиям или по заданной теме) и их роль в развитии психических процессов, различных сторон мыслительной деятельности. Несмотря на то, что детское конструирование является одним из наиболее предпочитаемых детьми видом деятельности в педагогической науке исследования о развитии конструктивных умений детей немногочисленные. Из всего вышесказанного вытекает ряд существенных противоречий между:
• потребностью общества и государства в ориентации детей на дальнейшее получение инженерного образования и недостаточной ориентацией образовательных организаций на развитие детского конструирования и конструктивных умений;
• необходимостью использовать разнообразные способы и средства развития конструктивных умений и отсутствием в педагогической теории единых подходов развития исследуемых умений;
• необходимостью оценки уровня развития конструктивных умений детей в процессе психолого-педагогической диагностики с целью дальнейшего совершенствования и создания наиболее благоприятных условий развития и слабой разработанностью прикладного аспекта этого направления;
• необходимостью организации образовательной деятельности по развитию конструктивных умений детей и отсутствием целостных методик и технологий развития данных умений.
Эти противоречия обусловили проблему, решению которой посвящена данная работа: «Каковы педагогические условия развития конструктивных умений детей старшего дошкольного возраста?». Формулировка проблемы позволила определится с темой работы: «Педагогические условия развития конструктивных умений детей старшего дошкольного».
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно - экспериментальным путем проверить педагогические условия, способствующие развитию конструктивных умений детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития конструктивных умений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие развитию конструктивных умений детей старшего дошкольного возраста в процессе изготовления поделок из бумаги.
Гипотеза исследования: базируется на предположении, что развитию конструктивных умений детей старшего дошкольного возраста будут способствовать следующие педагогические условия:
• знакомство детей с различными техниками конструирования поделок из бумаги;
• вовлечение детей в совместную с педагогом деятельность по конструированию поделок из бумаги;
• введение в образовательную деятельность вариативных форм, стимулирующих интерес детей к конструированию из бумаги.
В соответствии с целью и гипотезой решаются следующие задачи:
• рассмотреть и охарактеризовать сущность понятия «конструктивные умения»
• охарактеризовать особенности развития конструктивных умений детей старшего дошкольного возраста;
• выделить, сформулировать и охарактеризовать педагогические условия, способствующие развитию конструктивных умений детей старшего дошкольного возраста в процессе изготовления поделок из бумаги;
• разработать и описать диагностический инструментарий (карту наблюдения) для изучения конструктивных умений детей 5 - 6 лет;
• в процессе опытно-экспериментальной работы реализовать педагогические условия, способствующие развитию конструктивных умений детей старшего дошкольного возраста в процессе изготовления поделок из бумаги.
Методы исследования: Теоретические методы: изучение
педагогической, научно-методической литературы, официальных документов, их теоретический анализ, синтез, логическое обобщение и моделирование. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, качественная и количественная обработка данных, формирующий эксперимент.
База исследования: муниципальная дошкольная образовательная организация г. Красноярска.
Практическая значимость определяется тем, что материалы исследования и полученные результаты могут быть использованы в работе психологов и педагогов для изучения актуального уровня развития конструктивных умений детей старшего дошкольного возраста в процессе педагогической диагностики проводимой дошкольной образовательной организацией, а так же результаты, полученные в ходе выполнения исследования, могут быть положены в основу разработки программы развития конструирования детей старшего дошкольного возраста, использоваться для организации занятий и деятельности детей по конструированию.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает по три параграфа и вывод по главе, заключения, списка использованных источников, приложений.
Проведенное нами исследование, развития конструктивных умений детей старшего дошкольного возраста позволяет систематизировать полученные результаты в виде совокупности теоретических положений и сделать следующие выводы:
- конструирование - это целенаправленный процесс по созданию материальных объектов окружающего мира. Под конструированием взрослых принято понимать творческий процесс создания не самого объекта окружающего мира, а его чертежа или модели, имеющего новую техническую идею, и способствующего улучшению состояния искусственной среды обитания человека. В отличие от конструирования взрослых детское конструирование не имеет задачи воплощения новых технических идей. Под детским конструированием предлагается понимать создание детьми моделей объектов окружающего мира из различных материалов. Детское конструирование может рассматриваться как продуктивный вид детской деятельности и художественно-творческий вид деятельности детей. Такая неоднозначность в соотнесении конструирования с видами детской деятельности объясняется существованием двух типов конструирования: технического и художественного. Виды детского конструирования выделяются в зависимости от вида материала, из которого дети создают свои конструкции и модели. Виды детского конструирования соотносятся с его типами. Вне зависимости от вида и типа конструирование имеет два
основных и тесно связных между собой этапа: создание замысла и его исполнение. Именно на втором этапе конструирования возникает
необходимость в овладении детьми конструктивными умениями, т.е. умениями конструировать, самостоятельно создавать модели объектов окружающего мира. Наиболее общими, т.е. позволяющими реализовать деятельность ребенка по конструированию с любыми материалами, являются следующие конструктивные умения: умение узнать и выделить объект, т.е.
59
видеть существенное (умение абстрагироваться); умение расчленить, выделить составные части (умение анализировать); умение собирать объект из частей (умение синтезировать); умение видоизменять объект по заданным свойствам (умение конкретизировать), умения оценивать свойства и качества, используемых в деятельности материалов, планировать свои действия (рефлексивные умения);
• в качестве особенностей становления и развития конструктивных умений детей старшего дошкольного возраста принято рассматривать последовательное становление мыслительных операций, позволяющих детям овладевать различными формами конструирования. К старшему дошкольному возрасту в процессе конструирования дети умеют узнавать и выделять объект, т.е. видеть существенное (умение абстрагироваться); расчленять, выделять составные части (умение анализировать); собирать объект из частей (умение синтезировать). К этому возрасту у детей в процессе активного становления находятся такие конструктивные умения как способность видоизменять объект по заданным свойствам (умение конкретизировать), способность оценивать свойства и качества, используемых в деятельности материалов, планировать свои действия (рефлексивные умения);
• условиями, способствующими развитию конструктивных умений детей старшего дошкольного возраста в процессе изготовления поделок из бумаги, могут выступать: знакомство детей с различными техниками конструирования поделок из бумаги; вовлечение детей в совместную с педагогом деятельность по конструированию поделок из бумаги; введение в образовательную деятельность вариативных форм, стимулирующих интерес детей к конструированию из бумаги.
Эмпирическое исследование развития конструктивных умений было организованно на базе детского сада г Красноярск. В исследовании приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста, воспитанники двух старших групп детского сада по 20 человек в каждой.
В основу исследования, позволяющего определить актуальный уровень развития конструктивных умений детей старшего дошкольного возраста, была положена методика В.П. Дубровой «Помоги Мишке». Основной целю данной методики является определение уровня развития конструктивных умений: умение абстрагироваться; умение анализировать; умение
синтезировать; умение конкретизировать; рефлексивные умения.
Сопоставление результатов обеих групп детей, позволяет сделать вывод о доминировании в обеих детских группах среднего уровня развития конструктивных умений. Несмотря на то, что ранги умений в первой и во второй группе отличаются, количество набранных баллов детьми по этим умениям имеет незначительные отличия. Т.е. можно утверждать, что результаты детей обеих групп очень близки в своих количественных и качественных характеристиках. В связи с этим в качестве экспериментальной группы будет выступать первая группа, в которой результаты чуть ниже, а вторая группа будет являться контрольной.
Дальнейшая работа была направлена на реализацию педагогических условий, обоснованных и выделенных в первой главе данной работы, в образовательной практике с детьми экспериментальной группой в количестве 20 человек старшего дошкольного возраста.
Реализации первого условия - знакомство детей с различными техниками конструирования из бумаги - происходило в свободной деятельности детей. Детей знакомили с поделками из бумаги, выполненными в разных техниках. Интерес, желание и умение конструировать из бумаги возникает у только детей знакомых с этими техниками конструирования. Знакомство детей с конструированием из бумаги началось с самых простых действий, т.е. с освоение детьми отдельных приемов конструирования из бумаги. Следующим шагом в реализации этого условия стало знакомство детей с историей возникновения выбранных техник конструирования из бумаги, что стимулировало интерес детей к ним и стремление выполнять поделки с использованием этих техник. Реализация первого условия 61 позволила познакомить детей с двумя техниками конструирования поделок из бумаги - оригами и обрывная аппликация и приобрести опыт создания поделок в техниках оригами и обрывная аппликация.
С целью реализации второго условия - вовлечения детей в совместную с педагогом деятельность по конструированию поделок из бумаги - использовалось конструирование по теме и конструирование по замыслу. Эти формы конструирования позволили создавать совместные
многосоставные поделки-конструкции, отдельные элементы которых создавались как детьми, так и взрослыми. Авторы работ самостоятельно выбирали способ, вид бумаги и технику, в которой будет выполняться конструирование. Реализация второго условия позволила детям обогатить опыт конструирования из бумаги в технике оригами и обрывная аппликация, дети научились самостоятельно изготавливать поделки, создавать из нескольких поделок многосоставные конструкции, использовать созданные ими конструкции в других видах детской деятельности (режиссерской и дидактической игре). Созданные детьми поделки-конструкции пополнили предметно-пространственную среду группы.
С целью реализации третьего условия - введение в образовательную деятельность вариативных форм, стимулирующих интерес детей к конструированию из бумаги - был организовано и проведено творческое мероприятие: фестиваль, приуроченном к празднованию «Дня
космонавтики». Участие детей в этом фестивале предоставило возможность каждому ребенку-участнику получить опыт творческого взаимодействия с единомышленниками, увлеченными общим делом, возникающего в пространстве фестиваля. Фестиваль стал прекрасной стартовой площадкой для детей дошкольного возраста, они вовлекаются в различные виды конструирования, знакомятся и пробуют различные техники конструирования из бумаги, что стимулирует их интерес, как к самой деятельности, так и желание добиться результатов - выиграть, победить, проявить себя.....
1. Аббасова Л.И. Конструктивная деятельность как средство формирования познавательной самостоятельности старших дошкольников. // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62. С. 4-7.
2. Баракина Т.В. Развитие конструктивных умений у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Детство, открытое миру. 2019. С.172-175.
3. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Учебное пособие. М. ВЛАДОС, 2003. 400 с.
4. Венгер Л.А. Путь к развитию творчества // Дошкольное воспитание. 2008. № 11. С. 32-38.
5. Веракса Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве. Учебное пособие. М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012. 36 с.
6. Выготский Л. С. Воображение и развитие в детском возрасте // Собрание сочинений. Том. 2. М.: Педагогика, 2002. С. 436-454.
7. Детство. Комплексная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. 352 с.
8. Дятлова, Н. В. Развитие конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. 2016. № 14 (118). С. 536537.
9. Егорова Е. П. Особенности обучения дошкольников искусству оригами // Образование и воспитание. 2016. № 2 (7). С. 19-21.
10. Карих В.В Савченко Е.Ю. Развитие инициативности детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. № 3. С. 342346.
11. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М.: Мозаика-Синтез, 2005. 120 с.
12. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет: учеб. пособие. М.: МОЗАЙКА СИНТЕЗ, 2010. 71 с.
13. Лаптева О.Д. Условия эффективного управления процессом развития конструктивных умений у старших дошкольников // Вопросы педагогики. 2022. №3-1. С. 157-161.
14. Лашкова Л.Л., Шанц Е.А. Современные подходы к формированию конструктивных умений у детей дошкольного возраста в детском саду // Концепт. 2018. №8. С. 517-529.
15. Лиштван З. В. Конструирование: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1981. 159 с....