Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования исследовательских умений младших школьников при выполнении пейзажа 6
1.1 Сущность исследовательских умений 6
1.2. Специфика обучения младших школьников пейзажу 12
1.3. Педагогические условия формирования исследовательских умений
младших школьников при выполнении пейзажа 20
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию исследовательских умений младших школьников в процессе обучения пейзажу 27
2.1. Выявление уровня сформированности исследовательских умений
младших школьников 27
2.2. Проведение серии уроков изобразительного искусства (выполнение
пейзажа), включающих формирование исследовательских умений 35
2.3. Анализ результатов опытно - экспериментальной работы 55
Заключение 61
Список литературы и информационных источников 63
Приложения 69
В связи с Федеральным государственного образовательного стандарта общего образования важнейшей и первостепенной задачей становится предоставление учащимся возможности для исследовательских умений.
По мнению З. Ф. Есарева проблема развития исследовательских навыков занимает одно из центральных мест. На данный момент недостаточно разработана технология развития исследовательских навыков учащихся. В высших и средних учебных педагогических заведениях страны до недавнего времени не занимались подготовкой студентов к работе по этой проблеме в школе, не были разработаны критерии, уровни оценки развития исследовательских навыков школьников.
Н. В. Кузьмина, В. А. Николаев и др.; И. Г. Бердников, М. В. Владыка, Н. М. Яковлева и др.; К. П. Кортнева и Н. Н. Шушарина; В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Г.В. Козлова, Д.Б. Эльконин; А.И. Савенков, А.Н. Поддъяков) изучали особенности формирования исследовательских умений учащихся.
Анализ существующей практики показывает, что наблюдается возрастающий интерес к личности как исследователя, аналитика, способного к самореализации, к познанию и создании новых рабочих технологий, способного анализировать и преобразовывать, создавать «свое». Поэтому в школе сейчас акцентируется внимание на формировании и развитии исследовательских навыков школьников.
Для учителя исследовательская деятельность - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания школьников, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение знаний, самообучение и творческая деятельность .
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, связанной с выбранной темой, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.
Цель исследования - выявить дидактические условия формирования исследовательских умений младших школьников при выполнении пейзажа и доказать их эффективность.
Объект исследования - выполнение пейзажа на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
Предмет исследования - формировать исследовательские умения младших школьников при выполнении пейзажа.
Гипотеза - формирование исследовательских умений младших школьников заключается в том, что выполнение пейзажа будет эффективно при выполнении следующих условий:
- исследовательские умения будут формироваться на основе практического метода, обеспечивающего освоение выполняемых действий,
- перед проведением работы учащиеся должны выполнить действия по поиску недостающей информации, необходимой для их осуществления др.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
- Рассмотреть сущность и понятие исследовательских умений.
- Выявить специфику обучения младших школьников пейзажу.
- Рассмотреть педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников при выполнении пейзажа.
База исследования - МКОУ «Луговская СОШ» Зонального района Алтайского края 3 класс.
Проблема развития исследовательских умений младших школьников не снижает своей актуальности. Постепенно педагог в качестве источника знаний, умений и навыков смещается на второй план. Прежде всего, это связано с невозможностью быстро адаптироваться под постоянно изменяющиеся индивидуальные потребности школьников. Таким образом, сфера деятельности учащихся все дальше и дальше уходит за рамки деятельности педагога.
В связи с этим, с внедрением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования важнейшей и первостепенной задачей становится предоставление учащимся возможности для самостоятельного решения исследовательских проблем различного характера.
Анализ существующей практики показывает, что наблюдается возрастающий интерес к личности как исследователя, аналитика, способного к самореализации, к познанию и создании новых рабочих технологий, способного анализировать и преобразовывать, создавать «свое». Поэтому сейчас акцентируется внимание на формировании и развитии исследовательских умений школьников.
Исследовательское умение предполагает путь ребенка к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Составляющие исследовательской деятельности: выявление проблемы, выработка и постановка гипотезы, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения. Исследовательскую деятельность младших школьников характеризуется активностью, сознательностью,
предметностью, целенаправленностью и мотивированностью.
Исследования предоставляют младшему школьнику самому найти
ответы на вопросы «как?» и «почему?». Проблемные задания и вопросы помогают младшим школьникам приобрести новые знания о том или ином предмете, явлении. Исследовательская деятельность при обучении пейзажу направлена на выявление, преобразование и выражение увиденного, в ходе которого происходит познание свойств, связей, недоступных при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения исследования возможностей цвета, материалов способов изображения запоминаются надолго.
Опытно-экспериментальная работа по формированию исследовательских умений младших школьников в процессе обучения пейзажу позволяет объединить все виды деятельности и все стороны обучения, воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
В качестве основных форм и методов формирования исследовательских умений школьников в работе мы рассматривали проблемный и частично¬поисковый методы, использование познавательных и практико¬ориентированных заданий.
Таким образом, исследовательская деятельность обеспечивает условия для развития ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации познавательной активности, развития интереса к выполнению пейзажа, позволяет формировать общеучебные умения.
1. Алфеева, Е.В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста (4-7 лет) [Текст]: Дис. канд. псих.наук. - М., 2014. - 251 с. - - Библиогр.: с. 87 - 236.
2. Беда, Г. В. Живопись и ее изобразительные средства: Учебное пособие для вузов [Текст]/ Г. В. Беда.- М.: Просвещение, 1977. - 186 с. - Библиогр.: с. 67 - 124.
3. Беда, Г. В. Основы изобразительной грамоты [Текст]/ Г. В. Беда.
- М.: Просвещение, 1989. - 188 с. - Библиогр.: с. 23 - 94.
4. Беляева, С. Е. Основы изобразительного искусства и
художественного проектирования: учебник для начального
профессионального образования [Текст]/ С. Е. Беляева. - М.: Академия, 2007.
- 203 с. - Библиогр.: с. 66 - 134.
5. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2012. - 216 с. - Библиогр.: с. 45 - 191.
6. Болотова, А. К., Молчанова, О. Н. Психология развития и возрастная психология [Текст] / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова: Учеб. Пособие. - М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2012. - 134 с.- Библиогр.: с. 56 - 122.
7. БорДовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст]/ Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2013. - 624 с. - Библиогр.: с. 54 - 214.
8. Венгер, Л. А. Педагогика способностей. Психология: учебник для Вузов [Текст] / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. - М.: Академия, 2007. - 446 с. - Библиогр.: с. 38 - 176.
9. Визер, В. В. Живописная грамота: система цвета в изобразительном искусстве [Текст]/ В. В. Визер. -Спб.: Питер, 2006. - 191 с. - Библиогр.: с. 66 - 138.
10. Визер, В. В. Живописная грамота основы пейзажа [Текст]/ В. В. Визер. - Спб.: Питер, 2007. - 192 с. - Библиогр.: с. 44 - 151.
11. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности [Текст]/ А. Г. Волостникова. - М.: Просвещение, 2011. - 362 с.- Библиогр.: с. 72 - 138.
12. Гаррисон, Х. Рисунок и живопись. Полный курс: Материалы — техника — методы [Текст]/ Хейзл Гаррисон. - М.: Эксмо, 2007. - 252 с. - Библиогр.: с. 57 - 126.
13. Гильмутдинова, О.А., Хамидуллин, А.Г. Живопись на пленэре [Текст]/Методическое пособие для студентов художественных училищ, учащихся художественных школ. - Казань: Отечество, 2011. - 219 с.- Библиогр.: с. 71 - 152.
14. Глазунов, С. Н. Метод анализа проблемных ситуаций как способ активизации мыслительной деятельности учащихся [Текст] / С.Н. Глазунов // Преподавание физики в школе. - 2010. - № 6. - С. 52-54. - Библиогр.: с. 52.
15. Давыдов, Е. Р. Исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Е. Р. Давыдова //Начальная школа. - 2010. - №12. - С. 61-62.- Библиогр.: с. 61.
16. ДавыДова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть1,2. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 72с. - Библиогр.: с. 4 - 67.
17. Долгушина, Н. Организация исследовательской деятельности школьников [Текст]/Н. Долгушина// Школьные технологии. - 2012. - №10. - С. 8-10.- Библиогр.: с. 8.
18. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. с изменениями 2018 г.
19. Иванова, Е. Развиваем творческие способности! [Текст]/ Е.Р. Иванова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 6. - С. 111-113.- Библиогр.: с.
111.
20. Идиатулин, В. С. Принцип проблемности в обучении [Текст] / В.С. Идиатулин// Школьные технологии. - 2010. - № 4. - С. 29-42.- Библиогр.: с. 29.
21. Каратаева, Н. Г.Аспекты поискового подхода при решении нестандартных задач в концепции проблемного обучения [Текст] / Н.Г. Каратаева // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2011. - № 12.
- С. 58-67.- Библиогр.: с. 58.
22. Киселев, А. Пейзажи импрессионистов [Текст] / А. Кисилев, А. Астахов. - М.: Белый город, 2014. - 240 с. - Библиогр.: с. 43 - 163.
23. КонДратьева, Н. В. Сущность понятия «творческие способности» [Текст] / Н.В. Кондратьева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 9 (сентябрь). - С. 106-110. - Режим доступа http: // www: http://e-koncept.ru/2015/15320.htm.
24. Котова, Е.В., Кузнецова, С.В., Романова, Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие[Текст] / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.- Библиограф.: с. 94 - 107.
25. Кретова, Д. А. Исследовательские методы обучения[Текст] / Д. А. Кретова // Специалист. - 2010. - № 6. - С. 35-37.- Библиограф.: с. 35.
26. Михайлова, Т. Чувство и цвет. Технология «эмоционального настроя» детей в процессе освоения техники живописи // Искусство в школе.
- 2010. - 189 с.- Библиограф.: с. 54 - 107.
27. Лекерова, Г. Дж. Активные методы обучения как психологическая основа развития мотивации в процессе обучения [Текст] / Г. Дж. Лекерова// Психология обучения. - 2011. - № 6. - С. 17-27.- Библиограф.: с. 17.
28. Леонтович. А. В. Модель организации исследовательской деятельности учащихся [Текст] / А. В. Леонтович // Директор школы . - 2010. - №7. - С. 69-74.- Библиограф.: с. 69.
29. Лук, А. Н. Мышление и творчество [Текст] / А. Н. Лук. - М.: Просвещение, 2011. - 323 с. - Библиограф.: с. 92 - 207.
30. Могилевцев, В.А. Образцы для копирования[Текст] : Учебное пособие. - СПБ.: 4арт, 2012. - 324 с.- Библиограф.: с. 72 - 167.
31. Могилевцев, В.А. Основы живописи [Текст]: Учебное пособие. - СПБ.: 4арт, 2012. - 251 с.- Библиограф.: с. 67 - 112.
32. Морелова, С. Н. Организация рефлексивного пространства как фактор индивидуализации обучения на проблемно-диалогическом уроке[Текст] / С.Н. Морелова // Школьные технологии. - 2010. - № 1. - С. 31¬
35. - Библиограф.: с. 32.
33. Нестеренко, А. А. Синтез малых форм как инструмент поискового обучения [Текст] / А.А. Нестеренко // Педагогические технологии. - 2012. - № 6. - С. 72-75.- Библиограф.: с. 72.
34. Поддьяков, А.Н. Развитие и формирование исследовательского поведения и экспериментирования [Текст] / А.Н. Подъяков// Педагогическая психология. Психолог-практик в сфере образования: Сборник программ учебных дисциплин / Под ред. И.И.Ильясова, Н.А.Рождественской. - М.: Российское психологическое общество, Факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, 2010. -С. 85-98. - Библиограф.: с. 85.
35. Прокофьев, Н. И. Живопись. Техника живописи и технология живописных материалов[Текст]: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство». Гриф УМО МО РФ / Н. И. Прокофьев. - М.: Владос, 2010. - 158 с.- Библиограф.: с. 63 - 119.
36. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе[Текст]: Учебник для худож.-граф. фак-товпед. Вузов / Н. Н. Ростовцев. - М.: Просвещение, 1999. - 238 с. - Библиограф.: с. 105 - 144.
37. Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования [Текст] /Рыжова Л. В. - СПб: Детство-Пресс, 2015. - 208 с.- Библиограф.: с. 94 - 134.
38. Савинова, И. А. Развитие познавательной активности посредством экспериментирования [Текст] / И. А. Савинова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, 2008. - №12. - С. 112-118.- Библиограф.: с. 112.
39. Савенков, А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании [Текст] /А. И. Савенков // Школьные технологии.- 2014. - №4. - С. 82-85.- Библиограф.: с. 82.
40. Савенков, А. И. Творческий проект [Текст] /А. И. Савенков // Школьные технологии, 2010. - №4. - С. 144-148.- Библиограф.: с. 144.
41. Савенков, А. И. Самостоятельная исследовательская практика как фактор развития познавательных потребностей младших школьников [Текст] А. И. Савенков // Первое сентября. - 2011. - №4. - С. 27-29.- Библиограф.: с. 27.
42. Савенков, А. И. Одаренный ребенок в массовой школе [Текст] /А. И. Савенков // Начальная школа.- 2010. - №1. С. 30-33.- Библиограф.: с. 30.
43. Савенков, А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников [Текст] /А. И. Савенков.-М.: «Сентябрь», 2013.- 204 с.- Библиограф.: с. 62 - 129.
44. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст] /А. И. Савенков.- М.: Просвещение, 2010. - 434 с.- Библиограф.: с. 134 - 178.
45. Савенков, А. И. Исследовательское обучение - возможность преодолеть «образовательный предел» [Текст] /А. И. Савенков // Директор школы.- 2010. - №10. - С. 25-40.- Библиограф.: с. 25.
46. Савенков, А. И. Принципы исследовательского обучения [Текст] /А. И. Савенков // Директор школы, 2010. - №9. - С. 50-55.- Библиограф.: с. 50.
47. Савенков, А.И. Научим детей видеть проблемы [Текст] /А. И. Савенков// «Одаренный ребенок».- 2013.-№1.- С. 23- 27. - Библиограф.: с. 23.
48. Святкова, О. Развиваем творческие способности[Текст] / О. Святкова. - М.: Просвещение, 2012. - 196 с.- Библиограф.: с. 54 - 107.
49. Шашков, Ю. П. Живопись и ее средства: учебное пособие для вузов [Текст] / Ю. П. Шашков. М.: Академический Проек [и др.], 2010.- 128 с.- Библиограф.: с. 34 - 89.
50. Штаничева, Н. С., Денисенко В. И. Живопись: учебное пособие для вузов [Текст] / Н. С. Штаничева, В. И. Денисенко. - М.: Академический Проект [и др.], 2009. - 304 с. - Библиограф.: с. 65- 207.