ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ОСОЗНАННОЙ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВЬЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 11
1.1. Управление процессом формирования потребности в здоровье у детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема.... 11
1.2. Организационные формы и методы в управлении процессом
формирования потребности в здоровье у детей старшего дошкольного возраста 21
1.3. Модель управления процессом формирования потребности в
здоровье у детей старшего дошкольного возраста (уровень ДОО) 31
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 41
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕМ ОСОЗНАННОЙ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВЬЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 44
2.1. Организация работы по реализации модели управления
формированием осознанной потребности в здоровье у старших дошкольников 44
2.2. Анализ показателей физической подготовленности у детей старшего
дошкольного возраста 58
2.3. Оценка модели управления формированием осознанной
потребности педагогами ДОО посредством анализа результативности взаимодействия ДОО и семьи 63
2.4. Оценка реализации модели управления формированием осознанной
потребности в здоровье у старших дошкольников
родителями / законными представителями детей 68
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 88
Актуальность темы. Здоровье является величайшей ценностью отдельного человека и всего общества. Физическое здоровье является одним из важнейших факторов духовного и морального развития ребенка. Нормальная жизнедеятельность организма, хорошее самочувствие - залог дальнейших успехов в обучении и труде.
В период дошкольного возраста закладывается фундамент здоровья ребенка, воспитываются основные черты личности, формируются жизненно необходимые двигательные умения, навыки, развиваются физические качества, что свидетельствует о необходимости физического воспитания со стороны взрослых, и способствует оздоровлению и полноценному развитию ребенка.
От отношения ребенка к своему здоровью во многом зависит эффективность его сохранение и укрепление. Научить детей беречь и укреплять свое здоровье - одна из важнейших задач современных дошкольных образовательных учреждений. Проблемы формирования потребностей здоровья у детей старшего дошкольного возраста заключаются в отрицательной динамике показателей здоровья, которые отмечаются по результатам профилактических медицинских обследований [13, с. 42].
Управление формированием осознанной потребности в здоровье у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации (ДОО) представляет собой систему мероприятий, направленную на совершенствование профессиональной компетентности педагогов и педагогических компетенций родителей воспитанников в области формирования осознанной потребности в здоровье у дошкольников. Центральной задачей дошкольного образования на современном этапе развития социально-экономических преобразований в нашей стране является формирование осознанной потребности быть здоровым. Дети должны быть мотивированы на формирование и поддержание собственного здоровья, правильного образа жизни. Исходя из этого, приоритетной задачей в настоящее время является организация эффективного управления процессом формирования осознанной потребности в здоровье у детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Степень изученности проблемы. Проблема управления процессом укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни детей нашла отражение в многочисленных исследованиях психологов, педагогов, политологов, философов, социологов, физиологов. Вопросы формирования здорового образа жизни у дошкольников рассмотрены в исследованиях: Е.Ю. Александровой, М.Ю. Картушина, Т.Г. Кареповой, Г.И. Кулика, Н.Н. Сергиенко, М.Н. Кузнецовой и др.
Проблема формирования осознанной потребности дошкольников к собственному здоровью игровыми методами рассматривается в работах Ю.Е. Антонова, Н.П. Аникеевой, А.П. Антроповой, A.A. Баланина, H.A. Барановой, Т.Л. Богина, И.В. Дубровиной, В.Н. Лучихиной и др.
Анализ научно-педагогической литературы и социально¬педагогической практики по исследуемой проблеме позволил выделить ряд существующих противоречий:
- между необходимостью личностно-ориентированного взаимодействия с целью формирования у детей здорового образа жизни и компетентностью руководителей в сфере управления этим взаимодействием;
- между имеющимися в управленческой деятельности тенденциями к стереотипам организации воспитательного процесса и необходимостью управления проектированием индивидуального образовательного маршрута воспитанника в дошкольной образовательной организации;
- между потребностью в научном осмыслении вопросов управления дошкольным образованием в формировании здорового образа жизни, осознанной потребности в здоровье и недостаточной их эмпирической и теоретической разработанностью.
Данные противоречия послужили основанием для определения проблемы исследования: каковы условия управления процессом формирования осознанной потребности в здоровье у детей старшего дошкольного возраста.
Это определило тему исследования: «Управление формированием осознанной потребности в здоровье у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс формирования осознанной потребности в здоровье у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: управление процессом формирования осознанной потребности в здоровье у детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы: обосновать и разработать модель управления процессом формирования педагогами и семьей осознанной потребности в здоровье у детей старшего дошкольного возраста и проверить результативность ее реализации в ДОО.
Гипотеза исследования: управление процессом формирования осознанной потребности в здоровье у детей старшего дошкольного возраста будет результативным, если реализованы следующие условия:
на теоретическом уровне
- обоснована и разработана модель управления процессом формирования педагогами и семьей осознанной потребности в здоровье у детей старшего дошкольного возраста в ДОО;
на практическом уровне
- осуществлено включение педагогов ДОО (воспитатель, музыкальный руководитель, педагог по физической культуре, психолог и др.) и членов семьи в организацию различных видов физической активности детей и развивающей предметно-пространственной среды;
- обеспечено методическое сопровождение повышения педагогической компетентности и психологической грамотности родителей и педагогов ДОО.
Задачи:
1) раскрыть содержание понятий «формирование осознанной потребности в здоровье у детей старшего дошкольного возраста» и «управление формированием осознанной потребности в здоровье у детей»;
2) выявить организационные формы и методы управления формированием осознанной потребности в здоровье у детей старшего дошкольного возраста;
3) обосновать и разработать модель управления формированием осознанной потребности в здоровье у детей старшего дошкольного возраста;
4) проверить результативность реализации модели в дошкольной образовательной организации.
Теоретико-методологические основы исследования.
Методологические: положения диалектико-материалистического учения о человеке как о сложном объекте познания, методология системного подхода в разработке понятий «здоровый образ жизни» и «индивидуальное здоровье» (Т.Ф. Акбашева, Э.М. Казина, В.А. Пузынина, М.И. Картушина), деятельностного подхода в образовании (Н.И. Бочарова, Н.Н. Ефименко), принципы и закономерности концепции развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов).
Теоретические: идеи оптимизации, гуманизации, демократизации (Ю.К. Бабанский, Е.В. Бондаревская) образования, психолого-педагогические теории развития дошкольников и школьников младшего возраста (Л.И. Божович, Л.А. Венгер и др.), современная концепция социализации и воспитания личности (Б.Н. Ананьев, З.Н. Богуславская и др.), гносеологические основы моделирования как метода научного исследования (Б.Г. Глинский, Б.С. Дынин и др.).
Методы исследования:
теоретические: анализ, сравнение и обобщение теоретических источников, моделирование;
эмпирические: педагогический эксперимент, методы психолого-педагогической диагностики, математические и статистические методы обработки данных.
Методики исследования:
1. Методика оценки физической подготовленности детей дошкольного возраста (В.И. Усаков) с целью установления различий в уровнях физической подготовленности детей контрольной и экспериментальной групп;
2. Анкета самоанализа педагогов по определению эффективности взаимодействия ДОО и семьи (Л. Свирская) для определения степени эффективности реализации модели в аспекте взаимодействия родителей и педагогов;
3. Авторская анкета для родителей, разработанная с целью выявления степени эффективности реализации модели.
Основные этапы исследования.
1 этап - теоретико-аналитический - осуществлялся сбор статистического и фактологического материала, проводились наблюдение детей, анкетирование родителей, педагогов. На основе анализа литературных источников и потребностей массовой практики определена проблема исследования, предмет, цель, объект, задачи, сформулирована рабочая гипотеза исследования, разработана модель управления деятельностью педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни.
2 этап - опытно-экспериментальный - осуществлялась реализация и апробация разработанной модели управления педагогическим коллективом, в ходе которой выявлена результативность внесенных в учебно-воспитательный процесс изменений, объективность сформулированных в гипотезе положений.
3 этап - заключительный - подведены итоги эксперимента, обработаны и интерпретированы результаты исследования, закончено литературное оформление работы.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечена методической и теоретической обоснованностью исходных позиций, применением комплекса методов практического и теоретического исследования.
Опытно-экспериментальной базой исследования выступили: МБДОО «Детский сад № » и МБДОО «Детский сад № » г. Ачинска.
Экспериментальную выборку составили субъекты учебно-воспитательного процесса (воспитанники дошкольного возраста, их родители, педагогический состав ДОО) в количестве 120 испытуемых.
Экспериментальную группу исследования составили 60 испытуемых (воспитанники дошкольного возраста - 20 детей в возрасте 5-6 лет, их родители - 20 испытуемых, педагогический состав ДОО - 20 педагогов), принимавшие участие в апробации модели управления процессом формирования потребности в здоровье у детей старшего дошкольного возраста. Контрольную группу проведенного исследования составили 60 респондентов, не участвовавших в апробации модели управления процессом формирования потребности в здоровье у детей старшего дошкольного возраста, из них (20 детей в возрасте 5-6 лет, их родители - 20 испытуемых, педагогический состав ДОО - 20 педагогов).
Решение поставленных задач исследования позволяет нам отметить следующие положения, выносимые на защиту.
1. Теоретический анализ показал, что управление деятельностью педагогического коллектива рассматривается как руководство группой педагогического состава, взаимодействие в которой опосредуется общественно-ценностным и личностно-значимым содержанием совместной деятельности.
2. Особенности управления коллективом в современных условиях заключаются в определении общественно значимой цели совместной деятельности, которая направлена на обеспечение здоровьесберегающего потенциала детей, построении структуры взаимоотношений между членами группы.
3. Специфика формирования осознанной потребности в здоровье у детей старшего дошкольного возраста определяется комплексом педагогических условий: организацию различных видов физической активности детей и развивающей предметно-пространственной среды.
4. В ДОО модель управления процессом формирования осознанной потребности в здоровье у детей реализуется в двух модулях:
1) включение педагогов ДОО (воспитатель, музыкальный руководитель, педагог по физической культуре, психолог и др.) в организацию различных видов физической активности детей и развивающей предметно-пространственной среды;
2) обеспечение методического сопровождения повышения педагогической компетентности и психологической грамотности родителей и педагогов ДОО.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- раскрыто содержание понятий «формирование осознанной потребности в здоровье у детей старшего дошкольного возраста» и «управление формированием осознанной потребности в здоровье у детей»,
- определены уровни и критерии сформированности осознанной потребности в здоровье у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их применения педагогами ДОО в целях формирования осознанной потребности в здоровье у детей старшего дошкольного возраста. Разработанная модель может выступать организационно-методическим ресурсом в управлении этим процессом.
Полученные результаты были представлены на IX Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых исследователей «Современный образ детства и векторы развития дошкольного образования» (Красноярск, 2016), XVIII Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов, молодых учёных «Молодёжь и наука XXI века» (Красноярск,2017), проблемном семинаре «Управленческая деятельность в дошкольном образовании: проблемы - исследования - инновации» (Красноярск, 2017).
Кроме того, результаты исследования обсуждались на заседаниях и семинарах кафедры педагогики детства, при разработке и проведении педагогических советов в МБДОО г. Ачинска.
По результатам исследования опубликовано 2 статьи:
1) Токарева Д.В. Формирование мотивированной потребности к здоровью у детей в условиях семьи // Научно-методический журнал «Novainfo» 2017, № 74, т.1, С. 322-326.
2) Токарева Д.В. Динамика физической подготовленности старших дошкольников в процессе формирования у них мотивированной потребности в здоровье // Материалы всероссийской научно-практической конференции Материалы IV Всероссийской конференции школьников, студентов и молодых ученых, посвященной 155-летию со дня рождения Георгия Ивановича Челпанова. Красноярск, 2017. С. 226-228.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В ходе проведенного исследования нами был решен ряд исследовательских задач.
В процессе теоретического анализа различной научной литературы в рамках обозначенной области исследования было раскрыто содержание понятий «формирование осознанной потребности в здоровье у детей старшего дошкольного возраста» и «управление формированием осознанной потребности в здоровье у детей», а также определены основные организационные формы и методы управления формированием осознанной потребности в здоровье у детей старшего дошкольного возраста. Так, формирование осознанной потребности в здоровье у детей старшего дошкольного возраста подразумевает:
1) наличие системных знаний и представления у дошкольников об основных направлениях здорового образа жизни;
2) практическую реализацию системы знаний в привычках и поведении; осознанное ценностное отношение к своему здоровью и окружающим.
В свою очередь, процесс управления формированием осознанной потребности в здоровье у детей старшего дошкольного возраста заключается в организованном методическом сопровождении педагогов и родителей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности в области формирования у детей осознанной потребности в здоровье; создание условий для формирования мотивов сохранения и укрепления здоровья у детей старшего дошкольного возраста (положительных качеств личности, культурного и нравственного поведения). Среди основных организационных форм и методов в управлении формированием потребности в здоровье у детей старшего дошкольного возраста можно выделить проведение лекций (просветительские занятия), организацию самостоятельной работы, теоретическое и практическое закрепление пройденного материала, дискуссии, обсуждения, организацию круглых столов и собраний по отдельным тематикам и др.
На основе анализа материала из различных научных источников, обоснована и разработана модель управления формированием осознанной потребности в здоровье у детей старшего дошкольного возраста, которая состоит из трех основных этапов.
Первый этап посвящен работе с педагогическим составом ДОО. Основная цель научной и методической работы на данном этапе предполагает создание системы повышения квалификации и компетентности педагогических кадров.
Второй этап подразумевает включение в просветительскую работу членов семей дошкольников, что позволяет повысить психо лого - педагогическую компетентность, как педагогов, так и членов семей воспитанников в аспекте взаимодействия семьи и ДОО.
Третий этап реализации модели управления процессом формирования потребности в здоровье у детей старшего дошкольного возраста включает организацию предметно-пространственной среды для формирования осознанной потребности в здоровье у детей старшего дошкольного возраста, а также организацию совместных форм работы педагогов и членов семьи по воспитанию и развитию детей в данном направлении.
В рамках формирующего эксперимента были реализованы мероприятия по апробации разработанной модели управления формированием осознанной потребности в здоровье у детей старшего дошкольного возраста, в которых были задействованы испытуемые экспериментальной группы в составе 60 респондентов (20 старших дошкольников, 20 членов семей, 20 педагогов ДОО).
С целью оценки результативности формирующих мероприятий была проведена опытно-экспериментальная работа, в ходе которой были обследованы испытуемые контрольной и экспериментальной выборки. Испытуемые контрольной выборки (воспитанники, педагоги, родители) не участвовали в реализации мероприятий разработанной модели управления формированием осознанной потребности в здоровье у детей старшего дошкольного возраста. В основу оценки результативности модели был положен сравнительный анализ данных, полученных в контрольной и экспериментальной группах. Оценка результативности производилась посредством изучения показателей физической подготовленности детей контрольной и экспериментальной групп; определения степени эффективности реализации модели в аспекте взаимодействия семьи с педагогическим составом ДОО; выявления степени эффективности реализации модели родителями, участвующими в ее апробации.
По результатам качественного и количественного анализа полученных данных нам удалось сделать ряд важнейших выводов:
- имеются значимые различия в показателях испытуемых контрольной и экспериментальной групп по критериям физической подготовленности (дети экспериментальной группы отличаются более высоким уровнем физической подготовленности);
- педагоги, участвовавшие в реализации модели, имеют достоверно более высокие показатели эффективности взаимодействия с членами семей в вопросах воспитания и образования дошкольников;
- в экспериментальной группе родителей отмечаются достоверно более высокие показатели по критериям, свидетельствующим о стремлении ребенка к процедурам поддержания собственного здоровья, об уровне знаний в области психологии и педагогики, а также по степени эффективности взаимодействия родителей с ДОО в вопросах формирования осознанной потребности в здоровья у ребенка.
Таким образом, доказана результативность реализации разработанной модели управления формированием осознанной потребности в здоровье у детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
На основании этого можно сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза об основных условиях результативности управления процессом формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанной потребности в здоровье, полностью подтвердилась.
Основными условиями эффективности управления процессом формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанной потребности в здоровье являются:
- наличие научно обоснованной модели управления процессом формирования педагогами и семьей осознанной потребности в здоровье у детей старшего дошкольного возраста в ДОО;
- осуществление включения педагогов ДОО (воспитатель, музыкальный руководитель, педагог по физической культуре, психолог и др.) и членов семьи в организацию различных видов физической активности детей и развивающей предметно-пространственной среды;
- обеспечение методического сопровождения повышения
педагогической компетентности и психологической грамотности родителей и педагогов ДОО.
1. Акбашева Т.Ф., Казина Э.М., Пузынина В.А. Обучение здоровью. М.: Марка, 2012. 114 с.
2. Александрова Е.Ю. Оздоровительная работа в ДОО по программе «Остров здоровья». Волгоград: Учитель, 2011. 151 с.
3. Алексеев С.В., Петленко В.П. Мудрость здоровья. Культура и образ жизни человека. СПб.: Петроградский и К (РЕТКОС), 2014. 120 с.
4. Алямовская В.Г. Материалы курса «Оздоровительные технологии в дошкольном образовательном учреждении»: инновационный аспект: лекции 5-8. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2010. 124 с.
5. Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека // Человек и общество. Л.: ЛГУ, 1967. Вып. 2. С. 235-249.
6. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987. 144 с.
7. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Сулина Т.Ф. Здоровый дошкольник: социально - оздоровительная технология XXI века. М.: Аркти, 2014. 78 с.
8. Антропова А.П. Мониторинг здоровья в дошкольном образовательном учреждении // Проблемы подготовки здорового ребенка к школе. Курган: КГУ, 1998. С. 25-28.
9. Бабанский Ю.К., Поташник М.М. Оптимизация педагогического процесса. К., 1983. 287 с.
10. Баланин A.A. Становление физических качеств дошкольников в зависимости от их двигательной активности и соматотипа: автореф. дис. .канд.пед. наук. Малаховка: МГАФК, 2002. 21 с.
11. Баранова H.A. Особенности построения и содержания занятий физическими упражнениями дошкольников с родителями // Материалы науч.конф. Л., 1990. С. 21-23.
12. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях / Т.Л. Богина. - М.: Мозаика-синтез, 2014. - 128 с.
13. Богуславская Т.Н. Развитие теоретических основ содержания дошкольного образования в отечественной педагогике 80-х гг. XX - начала XXI века: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Москва, 2009. 270 с.
14. Божович Л.И. [и др.] Личность и ее формирование в детском возрасте /. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
15. Бондаревская Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников. Р-на-Д., 1976. 192 с.
16. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. М.: Наука, 2011. 123 с.
17. Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста. М., 2015. 96 с.
18. Венгер Л.А. [и др.] Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М.: Педагогика, 1986. 224 с.
19. Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры
дошкольников. М.: АРКТИ, 2015. 114 с.
20. Волошина Л.Н. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет. М: АРКТИ, 2014. 52 с.
21. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2014. 200 с.
22. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.:Педагогика,1991. 480 с.
23. Гигиена детей и подростков: руководство для санитарных врачей. М.: Медицина, 2006. 245 с.
24. Глинский Б.А. [и др.] Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ). Минск: Изд-во МиГУ, 1995. 248 с.
25. Голубева Л.Г. Пути и способы оптимизации здоровья детей 4-7 лет, воспитывающихся по программе «Из детства в отрочество»: методическое пособие для воспитателей, родителей, инструкторов физкультуры. М.: Аскона, 2012. 180 с.
26. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240 с.
27. Дубровина И.В. Психологическое здоровье детей и подростков. М. : Академия, 2000. 256 с.
28. Желобкович Е.Ф. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа. М.: Скрипторий, 2014. 52 с.
29. Здоровьеформирующее физическое развитие: пособие для
педагогов дошк. учреждений. М.: Владос, 2015. 336 с.
30. Ефименко H.H. Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста: материалы к оригинальной авторской программе. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2015. 256 с.
31. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М. МАКРОСС, 2013. С. 203-208.
32. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим: оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. М.: ТЦ Сфера, 2014. 384 с.
33. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы. Волгоград: Учитель, 2011. 170 с.
34. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Борисова М.М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М. ВЛАДОС, 2013. 92 с.
35. Кравченко В.М. Оценка эффективности программно¬
методического обеспечения формирования мотивированной потребности дошкольников в здоровье // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. № 4. С. 45-50.
36. Кравченко В.М. Роль семьи в формировании мотивированной потребности в здоровье у детей дошкольного возраста // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2010. № 1. С. 40-45.
37. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОО. СПб, 2015. 42 с.
38. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. М.: Сфера, 2006. 103 с.
39. Лучихина В.Н. Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Набережные Челны, 2015. 122 с.
40. Науменко Ю.В. Социально -культурные феномены «Здоровье» и «Здоровый образ жизни»: сущность и стратегия формирования // Проблемы современного образования. 2012. № 6. С. 151-176.
41. Парамонова Л.А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. М.: Просвещение, 2010. 159 с.
42. Поташник М.М., Моисеев А.М. Управление развитием
современной школы. М.: Новая школа, 1997. 350 с.
43. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.: Изд. центр «Академия», 2014. 368 с.
44. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении. Программа и методические рекомендации. М: Мозаика-синтез, 2015. 96 с.
45. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 2009. 1531 с.
46. Сластенин В.А. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 480 с.
47. Тушук Е.А. Современное состояние и особенности
заболеваемости населения Российской Федерации. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. М.: Дрофа. 2017. С. 2-13.
48. Тонкова-Ямпольская Р.В. Ради здоровья детей: пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 2015. 128 с.
49. Усаков В.И. Педагогический контроль в физическом воспитании дошкольников: учебное пособие // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2011. 84 с.
50. Хакимова Г.А. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью старшего дошкольного возраста. СПб.: Аскона, 2014. 123 с.
51. Шадрина Е.Н. Педагогические аспекты в управлении персоналом. М.: Менеджмент, 2015. 231 с.
52. Шорохина Н.Н. Особенности педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении. СПб. Дрофа. 2014. 221 с.
53. Эльконин Д.Б. Психология личности и деятельности дошкольника. М.: Просвещение, 1995. 164 с.
54. Andersen K.L., Rutenfran I., Masironi R. Habitual physical activity and health. Copenhgagen: WHO, 1978.
55. Maslow A.A. Motivation and Personality. N.Y. 1954.