Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЖЕНЩИН 30¬40 ЛЕТ НА ЗАНЯТИЯХ ФИТНЕСОМ 10
1.1. Общие физиологические особенности физической тренировки женщин
для укрепления здоровья 10
1.2. Занятия фитнесом как способ укрепления здоровья женщин 20
1.3. Специфика вовлечения женщин 30-40 лет в процесс укрепления здоровья на занятиях фитнесом 28
Выводы по главе 1 34
Глава 2. Педагогические условия вовлечения женщин 30-40 лет в процесс укрепления здоровья на занятиях фитнесом 35
2.1 Разработка педагогических условий вовлечения женщин 30-40 лет в процесс укрепления здоровья на занятиях фитнесом 35
2.2 Оценка результативности реализации разработанных педагогических
условий в опытно-экспериментальной работе 43
Выводы по главе 2 58
Заключение 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и за-лог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и насыщенную жизнь.
Многие согласятся с тем, что качество жизни, благополучие, в первую очередь зависит от способности человека вести полноценный, активный образ жизни, не ограниченный проблемами со здоровьем. Занятия в фитнес клубах развивает двигательную подготовленность и позволяет оставаться бодрыми и энергичными в течение всего дня, легко переносить нагрузки и производить широкий круг физических действий. Именно поэтому занятия фитнесом не теряют своей популярности уже много лет.
Проблема ухудшения здоровья людей в настоящее время в основном связана с плохой экологической ситуацией, неправильным питанием, мало-подвижным образом жизни, и влиянием вредных привычек.
Поэтому, так и велика практическая значимость программы по фитнесу для женщин 30-40 лет. Она состоит в систематическом применении продолжительных, умеренных по интенсивности упражнений с регулируемой физической нагрузкой, способствующих укреплению здоровья. Занятия в фитнес клубе ориентированы на то, чтобы заложить стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.
Актуальность настоящего исследования подтверждается тем, что здоровье является мерой духовной культуры, показателем качества жизни и в то же время результатом нравственных уложений социальной политики. Здоровье как социально-биологическая основа жизни всей нации есть в конечном счете результат политики государства, создающего у своих граждан духовную потребность относиться к своему здоровью как к непреходящей ценности, а к его сохранению — как к необходимой основе реализации своего предназначения к продлению здорового рода, как к задаче энергетического обеспечения созидательного труда, гарантии совершенного генофонда, основе развития творчества и духовности. Здоровье нации приобрело качество системообразующего фактора в динамическом социальном процессе дестабилизации жизни мужчин и женщин, детей и стариков. По данным литературы, различные средства рекреации могут стать одним из эффективных средств оздоровления взрослых. Включение фитнеса в систему рекреации женщин среднего возраста может решить проблему улучшения функционального со-стояния лиц различного возраста. В современных условиях жизни интерес к занятиям фитнесом является достаточно высоким. Физическая активность позволяет поддерживать себя в красивой физической форме, укрепить и сохранить здоровье, быть уверенным в себе, а значит вести полноценный об-раз жизни, находиться в гармонии с собой и окружающей средой. Такая ситуация в обществе характеризуется расширением средств оздоровительной физической культуры, созданием новых программ фитнеса и технологий. Женщины среднего возраста отдают преимущество таким видам фитнесса, как аэробика, йога, фитбол, тайбо. В последние годы стало особенно заметно проявление интереса широкого круга людей к занятиям различными видами массового спорта и двигательной активности для отдыха и восстановления сил, для обеспечения хорошей спортивной формы и состояния здоровья. Этому в немалой степени способствовали появившиеся публикации, видеопродукция и большое количество клубов здоровья, основной целью которых является привлечение людей к оздоровительным тренировкам. Среди этих оздоровительных тренировок особое место занял фитнес. Систематические занятия фитнесом не только позволяют повысить уровень мышечной тренированности и улучшить состояние сердечно - сосудистой системы, но и доставляют огромное удовольствие занимающимся. Актуальность проблемы, ее практическая значимость побудили нас избрать темой курсового исследования: Укрепление здоровья женщин 30-40 лет на занятиях в фитнес клубе.
Цель разработка и опытно-экспериментальная проверка результативности педагогических условий, способствующих вовлечению женщин 30-40 лет в процесс укрепления здоровья на занятиях фитнесом.
Объект: процесс укрепления здоровья женщин 30-40 лет на занятиях в фитнес клубе.
Предмет: Педагогические условия вовлечения женщин 30-40 лет в процесс укрепления здоровья на занятиях фитнесом.
Гипотеза: Вовлеченности женщин 30-40 лет в процесс укрепления здоровья на занятиях фитнесом способствует реализация следующих педагогических условий:
- мониторинг здоровья женщин и их физкультурно-оздоровительной мотивации;
- просвещение по вопросам закономерностей и механизмов воздействия физических упражнений, предлагаемых на занятиях фитнесом, на состояние здоровья женщин;
- создание благоприятного социально-психологического климата в группах на занятиях фитнесом;
- создание положительного эмоционального фона занятий;
- применение мотивационных тренинговых упражнений для принятия позиции активного субъекта укрепления собственного здоровья.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать физиологические особенности физической тренировки женщин для укрепления здоровья.
2. Представить занятия фитнесом как способ укрепления здоровья женщин.
3. Выявить специфику вовлечения женщин 30-40 лет в процесс укрепления здоровья на занятиях фитнесом.
4. Разработать педагогические условия вовлечения женщин 30-40 лет в процесс укрепления здоровья на занятиях фитнесом.
5. Оценить результативность реализации разработанных педагогических условий в опытно-экспериментальной работе.
Методы исследования: анализ литературных источников по исследуемой проблеме. медико - биологические методы исследования, анкетирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Эмпирическая база: фитнес клуба «Территория фитнеса»
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на методологические положения системного подхода к изучению педагогических явлений, психологической теории деятельности и психологии личности, на современные знания в области теории и методики оздоровительной физической культуры, теории и методики кондиционной тренировки женщин, на существующие научно-методические разработки формирования сохранения здоровья. Решение задач исследования осуществлялось посредством применения методов исследования, адекватных его предмету, опытно-экспериментальная работа была проведена при непосредственном участии автора, экспериментальные данные были проанализированы с применением методов математической статистики.
Научная новизна результатов исследования:
1. Определены содержание и критерии укрепление здоровья женщин 30-40 лет, побуждающей и направляющей их к физической активности.
2. Выявлены особенности отношения женщин 30-40 лет, к занятиям в фитнес клубе.
4. Разработан и обоснован комплекс занятий по фитнесу у женщин 30-40 лет, в фитнес-клубе.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что они дополняют теорию и методику оздоровительной физической культуры новыми научными знаниями об укреплении здоровья женщин, сущности, содержании и критериях ее развития; особенностях отношения женщин 30-40 лет, к занятиям в фитнес клубе; особенностях сохранения здоровья.
Практическая значимость результатов исследования обусловлена их направленностью на укреплении здоровья женщин 30-40 лет, в условиях фитнес-клуба. Организация этих занятий с женщинами с учетом комплекса педагогических условий обеспечивает существенное повышение уровня укрепления здоровья, мотивации и, как следствие, уровня проявляемой ими физической активности. Результаты исследования могут применяться в организации деятельности фитнес-клубов со взрослым населением, а также при профессиональной подготовке специалистов по оздоровительной физической культуре.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования апробировались и внедрялись последовательно на всех этапах его проведения. Основные положения диссертации, теоретические и практические результаты были представлены на научно-практической конференции, в том числе, опубликованы в трех научных статьях.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Целесообразно, укрепление здоровья женщин рассматривать с позиции трех взаимосвязанных структурных компонентов: мотивационного, когнитивного и поведенческого.
Мотивационный компонент выполняет функцию побуждения к физкультурно-оздоровительной деятельности и включает в себя внутренние процессуальные мотивы, внутренние результативные мотивы и внешние мотивы, уровни которых выступают в качестве критериев его развития.
Когнитивный компонент обеспечивает регулирование физкультурно-оздоровительной деятельности по содержанию и уровню проявляемой психической и физической активности. Критерием его развития выступает полнота и точность знаний о фактах, психофизиологических закономерностях и механизмах воздействия физических упражнений на человека.
Поведенческий компонент обеспечивает реализацию физкультурно-оздоровительной мотивации в физических упражнениях, составляющих содержание физкультурно-оздоровительной деятельности. Критериями его раз-вития выступают степень формирования двигательных умений и навыков, уровень функциональных возможностей организма, физического развития и физической подготовленности.
С учетом степени развития этих компонентов выделяются три уровня развития физкультурно-оздоровительной мотивации: противоречивый (не- сложившийся), ситуативно-обусловленный и личностно-обусловленный.
2. Основным фактором, определяющим здоровье рассматриваемого контингента, является здоровый образ жизни, включающий также занятия физическими упражнениями, закаливание, правильное питание. Однако, эта позиция у испытуемых не подкрепляется включением в физкультурно-спортивную деятельность, а интерес к спорту проявляется на уровне созерцательного отношения к нему как к зрелищу.
Основными причинами, препятствующими занятиям физическими упражнениями, для женщин 30-40 лет, являются недостаток свободного времени, недостаточность денежных средств и отсутствие соответствующей материальной базы. Для большинства женщин этой возрастной категории основным мотивом для занятий физической культурой выступает потребность в здоровье. На второй позиции по значимости находится физическое развитие, на третьей - формирование характера.
Укрепление здоровья женщин, 30-40 лет, обеспечивается через реализацию в процессе занятий фитнесом в фитнес клубе, комплекса следующих педагогических условий: педагогических условий: мониторинг здоровья женщин и их физкультурно-оздоровительной мотивации; просвещение по вопросам закономерностей и механизмов воздействия физических упражнений, предлагаемых на занятиях фитнесом, на состояние здоровья женщин; создание благоприятного социально-психологического климата в группах на занятиях фитнесом, положительного эмоционального фона занятий; применение мотивационных тренинговых упражнений для принятия позиции активного субъекта укрепления собственного здоровья.
Структура и объем диссертационной работы. Диссертация включает в свое содержание введение, 2 главы, выводы, список литературы. Материалы исследования изложены на 76 страницах и представлены в 10таблицах. Библиографический список включает 33 литературных источника, из них 7источников - на иностранном языке.
Тема данного исследования является на сегодняшний день одной из актуальнейших. Показатели морфофункционального статуса и заболеваемости населения, особенно лиц молодого возраста, в значительной степени определяют на ближайшую перспективу имеющийся потенциал для устойчивого развития общества, включающий трудовой, оборонный, интеллектуальный и репродуктивный ресурсы России. В этой связи изучение состояния здоровья граждан, а также факторов, влияющих на его поддержание, относится к числу первостепенных задач современности.
Здоровье - интегративный показатель состояния организма, обеспечивающий гармоничное взаимодействие со средой обитания, самим собой и окружающим миром. Здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная, психолого-педагогическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой.
Сохранение здоровья женщин - одна из главных задач государства. Несмотря на усилия ученых и практиков по созданию соответствующих сани-тарно-гигиенических, медицинских, содержательно-организационных условий, пока не удается разрешить проблему здоровьесбережения. Здоровье женщин в последние годы существенно ухудшилось. Это обусловлено, как современной социально-экономической ситуацией, сложной экологической обстановкой, так и возрастающим распространением вредных привычек (курение, наркомания и алкоголизм), гиподинамией.
Одним из направлений по формированию здоровьесбережения являются занятия двигательной активностью. На данный момент фитнес - это программа занятий, включающих в свою структуру различные физические упражнения, сформированные в содействии с врачами, атлетами, тренерами и психологами. Это своеобразная борьба за здоровое состояние своего организма, где главным оружием является сила воли. Начинается фитнес именно с желания поправить состояние своего организма, почувствовать себя лучше, энергичнее и жизнерадостнее.
Основной задачей и главным приоритетом фитнеса является возможность сделать жизнь человека более энергичной, подвижной и активной. К тому же такие занятия включают в свою структуру музыку и различные духовные компоненты, что помогает многим людям находить гармонию с собой в такой атмосфере и получать эмоциональную разгрузку.
Еще одной важной задачей считается улучшение физического состояния. За счет регулярных тренировок тело остается активным, осуществляется комплексный обмен веществ и все мышцы, а также внутренние органы, работают «на полную катушку». Занятия фитнесом помогают улучшить осанку, убрать лишний вес, сделать талию более тонкой и укрепить мышцы.
Помимо этого, есть еще одна задача фитнеса: повысить уровень стрессоустойчивости, провести эмоциональную разгрузку и создать хорошую мотивацию «двигаться дальше». Сюда же можно отнести развитие выносливости, гибкости, силы воли и предупреждение разного рода заболеваний.
По результатам исследования, которое проводилось на протяжении 2-х месяцев среди женщин, которые занимались фитнесом с применением разработанных нами педагогических условий, выяснилось, что тренировки положительно влияют на основные показатели здоровья женщин
На протяжении педагогического эксперимента была прослежена динамика показателей, таких как частота сердечных сокращений, систолическое и диастолическое давление, частота дыхания, сила мышц.
На основании результатов исследования важно отметить, что у большинства женщин 30- 40 лет после эксперимента показатели здоровья приблизились к норме.
Таким образом, гипотеза исследования доказана. Вовлеченности женщин 30-40 лет в процесс укрепления здоровья на занятиях фитнесом способствует реализация следующих педагогических условий:
- мониторинг здоровья женщин и их физкультурно-оздоровительной мотивации;
- просвещение по вопросам закономерностей и механизмов воздействия физических упражнений, предлагаемых на занятиях фитнесом, на состояние здоровья женщин;
- создание благоприятного социально-психологического климата в группах на занятиях фитнесом;
- создание положительного эмоционального фона занятий;
- применение мотивационных тренинговых упражнений для принятия позиции активного субъекта укрепления собственного здоровья.
Перспективы дальнейших исследования связаны с разработкой научно обоснованных фитнес-программ силовой направленности для женщин, целью занятий которых является укрепление здоровья и коррекция массы и формы тела.
1. Nazarenko, L. The methodological aspect of the training process pedagogi¬cal monitoring effectiveness organization in sports aerobics / L. Nazarenko, N. Kasatkina, E. Funina // Proceedings of the IX International Academic Congress "Contemporary Science and Education in Americas, Africa and Eurasia" (Brazil, Rio de Janeiro, 18-20 August 2015). VolumeIII. "UFRJ- Press", 2015. - 522-530 с.
2. Anderson Nancy workshop Materials of the International training center in-structors aerobics "Setsystems" [Electronic resource ] : http ://www.disser- cat. com / content/modelirovanie-godichnogo-tsikla-podgotovki-v-sportivnoi -aerobike
3. Афанасьев В.В., Муравьёв А.В., Осетров И.А., Михайлов П.В. Спортивная метрология [Текст] : учебное пособие / под ред. В.В. Афанасьева / В.В. Афанасьев, А.В. Муравьёв, И.А. Осетров, П.В. Михайлов. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2009 - 242 с.
4. Barrer S. Caution, sport! About the dangers of running, fitness and other physical activities. - Moscow.: Alpina Publisher, 2015. - 230 p.Бенджамин Лоу. Красота спорта. Пер. с англ. И. Л. Моничева / Под общ. ред. В. И. Столярова. - М. :«Радуга», 1984. - С. 27-75.
5. Варзин С.А., Тарасковская О.Ю. (ред.) Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения Часть 6. СПб.: Изд-во Поли- техн. ун-та, 2011. - 690 с.
6. Галеева, О.Б. Оздоровительная тренировка женщин 18-28 лет, занимающихся гидроаэробикой: автореф. дисс. ...канд. пед. наук : 13.00.04. / Галеева, Ольга Борисовна.- Москва, 2012. - 178 с.
7. Горцев, Г. Аэробика. Фитнесс. Шейпинг / Г. Горцев. - Москва: Вече, 2013.- 230 с.
8. Губа В.П. Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике [Текст] : учеб. пособие для вузов физич. культуры / В.П. Губа, М.П. Шестаков, Н.Б. Бубнов, М.П. Борисенков. - М.: СпортАкадем- Пресс, 2012. - 211 с.
9. Давыдов В. Ю. Научно-методическое обеспечение занятий фитнесаэробикой: Учебно-методическое пособие / В. Ю. Давыдов, Т. Г. Коваленко, Г. О. Краснова. - Волгоград: ВГАФК, 2013. - 204 с.
10. Давыдов, В.Ю. Методика преподавания оздоровительной аэробики / В.Ю. Давыдов. - Волгоград: Волгоградский Гос. Университет, 2014. - 115 с.
11.Загревский В.И. Методы математической статистики в спортивной метрологии. - Могилев: Изд-во МГУ, 2011. - 21 с.
12.Зефирова, Е.В. Оздоровительная аэробика: содержания и методика: учеб.-метод. пособие / Е.В. Зефирова, В.В. Платонова. -Санкт-Петер-бург: СПбГТ ИТМО, 2012. - 25 с.
13. Иванова, О.А. Все о стретчинге / О.А. Иванова.- Москва: Национальная школа аэробики, 2011. - 67 с.
14. Kim, N. K. Perfect figure. Encyclopedia of modern fitness / N. K. Kim. - Moscow: AST-PRESS BOOK. 2016- 280 p.
15. Крючек, Е.С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий: учебно-метод. пособие / Е.С. Крючек. - Москва: Терра-Спорт, Олимпия-Пресс, 2011. - 64 с.
16. Кудра, Т.А.Аэробика и здоровый образ жизни: учеб. пос. / Т.А. Кудра.
- Владивосток: МГУ им. адмирала Г.И. Невельского, 2013. - 216 с.
17. Кудяшев, М. Н. Особенности отношения женщин первого зрелого возраста к оздоровительной физической культуре / М. Н. Кудяшев / Актуальные вопросы современной педагогической науки : материалы VIII Международной научно-практической конференции (2 апреля 2013 года). — Чебоксары : НИИ педагогики и психологии, 2013. — С. 79-82
18. Кузнецов, В.С. Теория и методика физической культуры и спорта: учеб.пособие высш.учеб.заведений. / В.С. Кузнецов, Ж.К. Холодов. - Москва: «Академия», 2010.- 480 с.
19. Кузнецова, З. М. Возрождение олимпийской традиции / З. М. Кузнецова, Ю. П. Симаков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2009. - № 10. [Электронный ресурс]. http ://www/kamgifk. chelny. net/j ournal.
20. Лисицкая, Т.С. Аэробика / Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева. - Москва: «Наука», 2014. - 250 с.
21. Лисицкая, Т.С. Аэробика на все вкусы / Т.С. Лисицкая. - Москва: Просвещение, 2012. - 130 с.
22. Любимова, Г.И Основы оздоровительной аэробики и силового тренинга: учеб. пособие / Г.И. Любимова. - Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2011. - 304 с.
23. Матвеев, Л. П. Теория и методика физического воспитания / Л.П. Матвеев. - Москва: Омега - Л, 2014 - 160 с.
24. Менхин, Ю.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика / Ю.В.Менхин. - Ростов на Дону: Феникс, 2002. - 348 с.
25. Моисеева, Л.В.Ритмическая гимнастика как нетрадиционная форма занятий по физическому воспитанию: метод.рекомендации / Л.В. Моисеева. - Саранск: Саран.кооп.ин-т РУК, 2009. - 290 с.
26. Москаленко О. Влияние комплексных программ по фитнесу на организм женщин зрелого возраста [Электронный ресурс] / О. Москаленко // М1й тренер - Режим доступа: http://miytrener.com/174- vliyaniekompleksnyx-program-po-fiitnesuna.html
27. Мякиниченко, Е.Б.Аэробика. Теория и методика проведения занятий: учеб. пособие для студентов вузов физ. культ/ Е.Б.Мякинченко.- Моск-а: СпортАкадемПресс, 2011. - 305 с.
28. Wright V., winter R. Fitness after 40. In great shape at any age. - Moscow.: Alpina Publisher, 2017. - 356 p.
29. Сайкина, Е.Г. Перспективы развития фитнеса в России / Е.Г. Сайкина, // Технологии образования в области физической культуры: сб. матер, науч.-практ. конф. «Герценовские чтения»,- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008,- С.28 - 37.
30. Сиднева, Л.В. Оздоровительная аэробика и методика преподавания / Л.В. Сиднева, С.А. Гониец. - Москва: Журнал оздоровительной тренировки для профессиональных инструкторов, 2013. - 74 с.
31. Сосина, В.Ю. Азбука ритмической гимнастики / В.Ю. Сосина, - Моск¬ва: Здоровье, 2008. - 420с.
32. Список литературы. 1. Бочаров М.И. Спортивная метрология [Текст] : учеб. пособие / М.И. Бочаров. - Сыктывкар: СГУ, 2012. - 109 с.
33. Степанец А. А., Полякова Т. А., Гордеева А. Ю. Фитнес-программы как инструмент профилактики ожирения для улучшения качества жизни // Вестник современной клинической медицины. - 2017. - Т. 10. - Вып. 3. - С. 75-77.
34. Счастливцева, И. В. Мотивация женщин к занятиям фитнесом / И. В. Счастливцева, А. В. Веретенникова // Соврем. проблемы науки и образования.- 2013.- № 6.
35. Трифонова, Н. Н.спортивная метрология : [учеб. пособие] / н. н. Три- фонова,и. в. Еркомайшвили ; [науч. ред. г. и. семенова] ; М-во образования и науки рос. Федерации, урал. федер. ун-т. — Екатеринбург :изд-во урал. ун-та, 2016 — 112 с.
36. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» (с изменениями на 25 июля 2018 года)
37. Фонарева, Е.А. Социально-педагогические аспекты фитнес-аэробики /
Е.А. Фонарева // Теория и практика физической культуры. - 2010 - № 9 - С.89-92.
38. Hawley, Edward T., health and Fitness / howley, Edward T., don Franks, Kyiv: Olympic literature, 2000. - 248 p.
39.Schenk, M. Active stretching / Mylene Schenk. - translation from French. E. Melikovoy. - Moscow: fair, 2008. - 160 p.
40.Шипилина, И.А. Аэробика. Учебное пособие/ И.А. -Ростов н/Д: Феникс, 2012.-80с.