Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей коммуникативных компетенций педагогов средней школы 6
1.1 Понятие и компоненты коммуникативной компетенции 6
1.2 Формирование коммуникативных компетенций 11
1.3 Особенности коммуникативных компетенций педагогов средней школы 14
Выводы по первой главе 17
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей коммуникативных компетенций педагогов средней школы 18
2.1 Организация и методы исследования 18
2.2 Анализ результатов исследования 21
2.3 Рекомендации 27
Вывод по второй главе 32
Заключение 33
Список использованных источников 34
Приложение А(обязательное) Иллюстративная часть 37
Приложение Б(справочное) «Диагностика коммуникативной импульсивности (В.А. Лосенков)» 47
Приложение В(справочное) Диагностика эффективности педагогических коммуникаций (модифицированный вариант анкеты А. А. Леонтьева) 52
Приложение Г(справочное) Диагностика коммуникативной толерантности (В. В. Бойко)
Современный педагог должен отвечать высоким профессиональным требованиям, чтобы быть конкурентоспособным и востребованным на рынке труда. Он должен уметь не только проектировать и реализовывать образовательный процесс, исходя из потребностей и возможностей учеников, но и уметь вести диалог с представителями разных социальных групп, культур, вероисповеданий и видеть в каждом человеке уникальную ценность.
Актуальность темы заключается в том, что коммуникативная компетентность стала одним из основных показателей качества работы специалиста в любой области человеческой деятельности, демонстрирующим уровень сформированности ключевых представлений, знаний и навыков в сфере межличностного взаимодействия на социально и профессионально приемлемом уровне. Однако, как свидетельствуют научно-теоретические и психосоциологические исследования, эффективность процесса формирования коммуникативной компетентности педагогов средних образовательных учреждений существенно сдерживается недостаточно оперативным откликом психологической науки на потребности практики в научно-методическом обеспечении процесса коммуникативной подготовки педагогического состава. Именно поэтому представляется актуальным исследование коммуникативной компетентности педагогов средней школы, выявление и практическая реализация которых связана с осмыслением продуктивных подходов и идей, накопленных в отечественной и зарубежной теории и практике.
Основная проблематика изучения специфики использования коммуникативных компетенций в той или иной форме соотносится с различными областями методологии психологических исследований. В этой связи отдельные важные для целей ВКР аспекты отражены в различных, посвященных общим вопросам методологии и методов психологических исследований в части реализации практических исследовательских проектов. Коммуникативные компетенции, их цели, отличительные особенности и роль в различных психологических исследованиях рассмотрены в работах: (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, Б.О.Мухина, В.А. Петровский, Е.В. Субботский, А. А. Бодалев, Ю. Н. Емельянов, Л.Н. Булыгина, Л.К. Гейхман, Г. С. Васильева, Л.А.Петровская, Д.И. Иванов, И.А. Зимняя, К.Л. Кабдолова, С.А.Сальникова, Г.А. Сергеев, Г.А. Ковалев, Н.И. Дереклеева, Л.П. Буева).
Объектом исследования ВКР является: коммуникативные компетенции.
Предметом исследования ВКР является: особенности коммуникативных компетенций педагогов средней школы.
Целью исследования ВКР является: изучение особенностей коммуникативных компетенций педагогов средней школы.
Гипотеза ВКР - мы предполагаем, что особенности коммуникативных компетенций являются условием эффективной деятельности педагогов средней школы.
Задачи исследования ВКР:
1) Провести теоретический анализ коммуникативных компетенций;
2) Изучить особенности коммуникативных компетенций педагогов средней школы;
3) Организовать и провести эмпирическое исследование по изучению коммуникативных компетенций педагогов средней школы;
4) Дать психологические рекомендации по развитию
коммуникативных компетенций для педагогов.
Этапы исследования: исследование проводилось в три этапа: на первом этапе: определены цель и задачи исследования; выдвинута гипотеза;
проанализированы психолого-педагогическая литература, диссертационные исследования по проблеме; сформирована выборка; на втором этапе: проведено эмпирическое исследование коммуникативных компетенций педагогов; разработаны рекомендации; на третьем этапе: осуществлено обобщение и проверка полученных результатов, подведены итоги исследования, оформление работы.
Методы исследования: на каждом этапе работы и при решении отдельных задач применялись соответствующие методы исследования: на первом этапе - теоретический (анализ литературы по проблеме); на втором этапе - эмпирические (диагностические методики); на третьем этапе - анализ результатов исследования.
В работе нами были использованы теоретические, эмпирические методы исследования. В качестве теоретических методов выступал анализ психолого-педагогической литературы, по проблеме исследования. В качестве эмпирических методов было использовано психологическое тестирование с использованием методик:
1) Диагностика потенциала коммуникативной импульсивности (В. А. Лосенков);
2) Диагностика эффективности педагогических коммуникаций (модифицированный вариант анкеты А. А. Леонтьева);
3) Диагностика коммуникативной толерантности (В. В. Бойко).
В качестве математических методов была использована корреляция Пирсона
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Березовская средняя школа № 4" Юридический адрес: 662521, Красноярский край, Березовский район, поселок городского типа Березовка, Солнечная улица, дом 2а. Исследованием было охвачено 30 сотрудников.
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений .
Теоретическое и эмпирическое исследование, проведенное нами по проблеме изучения особенностей коммуникативных компетенций педагогов средней школы, проанализировав несколько различных направлений исследований особенностей коммуникативных компетенций, можно сделать вывод о том, что все они являются мощными теоретическими течениями с богатой и хорошо разработанной эмпирической базой, все они связаны с именами известных отечественных ученых-психологов, чьи заслуги в изучении коммуникативных компетенций огромны и неоспоримы.
Были выявлены особенности коммуникативных компетенций педагогов. Значение коммуникативных компетенций является неотъемлемой частью в деятельности педагогов средней школы. Так как, необходимо обладать навыками работы и передачи информации; знать особенности коммуникативной среды; уметь использовать принципы делового общения при планировании и анализе своих действий; определять цели и стратегии контактов; учитывать намерения и способы коммуникации коллег и партнеров; менять по мере необходимости собственные речевые тактики и стратегии и т. д.
Для выполнения заданной цели была проведена следующая работа: мы изучили и проанализировали литературу по проблеме исследования. Подобрали методы и методики диагностики коммуникативных компетенций педагогов средней школы. Провели эмпирическое исследование, а также разработали рекомендации по улучшению коммуникативных компетенций.
Таким образом, проведенное нами теоретическое и эмпирическое исследование позволило выполнить все поставленные задачи, а результаты, полученные в ходе исследования, подтверждают нашу гипотезу, что особенности коммуникативных компетенций являются условием эффективной деятельности педагогов средней школы.
Полученные результаты и сформулированные на их основании выводы не претендуют на исчерпывающее представление рассматриваемой проблемы. Теоретический и практический материал требует дальнейшего развития и уточнения.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева.
- Москва : Аспект пресс, 2008. - 303 с.
2. Байбородова, Л.В. Воспитательный процесс в современной школе [Текст] / Л.В. Байбородова. - Москва : Ярославль, 2003. - 513 с.
3. Битянова, М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка [Текст] / М.Р. Битянова. - Москва : Педагогический поиск, 2005. - 667 с.
4. Богуславская, И. Деятельность классного руководителя в современной школе [Текст] / И. Богуславская. - Москва : Народное образование, 2004. - 422 с.
5. Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение [Текст] / Л.П. Буева. - Москва: Красная звезда, 2008. - 712 с.
6. Булыгина, Л.Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников [Текст] / Л.Н. Булыгина. - Москва : Вопросы психологии, 2010. - 297 с.
7. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика [Текст] / Ю.В. Василькова. - Москва : Академия, 2000. - 312с.
8. Волкова, Л. Г. Гармонизация личности средствами художественной культуры [Текст] / Л. Г. Волкова. - Москва : Искусство и образование, 2007. - 105 с.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - Москва : Педагогика-Пресс, 2002. - 254 с.
10. Гейхман, Л. К. Коммуникативная компетентность профессионала [Текст] / Л.К. Гейхман. - Москва : Профессиональное образование, 2006. - 410 с.
11. Георгиевский, А.В. Проведение праздников в начальных классах [Текст] / А.В. Георгиевский. - Москва : Просвещение, 2001. - 160 с.
12. Дереклеева, Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе [Текст] / Н.И. Дереклеева. - Москва : Академия, 2005. - 398 с.
13. Дубровина, М.В. Индивидуальные особенности школьников [Текст] / М.В.Дубровина. - Москва : Наука и искусство, 2005. - 511 с.
14. Еланцева, Н.Д. Организация развивающейся сферы как условие как художественно-эстетического воспитания школьников [Текст] / Н.Д. Еланцева. - Москва : Начальная школа плюс , 2008. - 684 с.
15. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях [Текст] / И.Н. Ерошенков. - Москва : НГИК, 2004. - 132с.
16. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно - целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И.А. Зимняя. - Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 376 с.
17. Иванов, Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании [Текст] / Д.И. Иванов. - Москва : Чистые пруды, 2007. - 432 с.
18. Кабдолова, К.Л. Формирование компетенций как необходимое условие повышения качества образования [Текст] / К.Л. Кабдолова. - Москва : Открытая школа, 2004. - 642 с.
19. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения [Текст] / О.М. Казарцева. - Москва : Наука, 2001. - 781 с.
20. Ковалева, А.И. Социализация личности: норма и отклонение [Текст] /А.И. Ковалева. - Москва : народное образование, 2002. - 154 с.
21. Ковалев, Г. А. Об одной из форм психологической помощи учителям и родителям в совершенствовании общения с детьми [Текст] / Г.А. Ковалев. - москва : Общение и развитие психики, 2001. - 465 с.
22. Кабуш, В.Т. Человек: Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся [Текст] / В.Т. Кабуш. - Минск : Красная птица, 2000. - 381 с.
23. Максимова, А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх [Текст] / А.А. Максимова. - Москва : Начальная школа, 2005. - 511 с.
24. Михайлова, И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности [Тест] / И.М. Михайлова. - Москва : Псков. ПГПУ, 2005. - 377 с.
25. Монастырская, Т.В. Театрализованные представления, утренники, конкурсные программы [Текст] / Т.В. Монастырская. - Волгоград: Учитель, 2009. - 263 с.
26. Мурик, А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения [Текст] / А.В. Мурик. - Москва : Академия, 2006. - 411 с.
27. Мурик, А.В. Социальная педагогика [Текст] / А.В. Мурик. - Москва : Академия, 2008. - 544 с.
28. Павлова, Е.Д. Искусство как средство эстетического воспитания и формирования художественного сознания учащихся [Текст] / Е.Д. Павлова. - Москва : Искусство и образование, 2007. - 565 с.
29. Рождественский, Н.С. Речевое развитие младших школьников [Текст] / Н.С. Рождественский. - Москва : Просвещение, 2000. - 381 с.
30. Салахутдинов, Р.Г. Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды [Текст] / Р.Г. Салахутдинов. - Казань : РИЦ “Школа”, 2002. - 216с.
31. Сальникова, С.А. Ключевые компетенции в современном образовании [Текст] / С.А.Сальникова. - Москва : Красная звезда, 2011. - 455 с.
32. Свенцицкий, А.Л. Социальная психология [Текст] / А.Л. Свенцицкий. - Москва : ТК Велби, Проспект, 2005. - 312 с.
33. Сергеев, Г.А. Компетентность и компетенции в образовании [Текст] / Г.А. Сергеев. - Владимир : Издательство Владимирского государственного университета, 2010. - 522 с.
34. Сергеев, И.С. Как реализовать компетентностями подход на уроке и во внеурочной деятельности [Текст] / И.С. Сергеев, В.И. Блинов. - Москва : АРКТИ, 2007. - 642 с.
35. Психодиагностика. Тесты и методики [Текст] / Под ред. В. Надеждиной. - Минск: Харвест, 2011. — 640 с.
36. Соколов, Э.В. Культура и личность [Текст] / Э.В. Соколов. - Москва : Наука, 2002. - 469 с.
37. Стефановская, Т.А. Педагогика: наука и искусство [Текст] / Т.А. Стефановская. - Москва : НГИК, 2008. - 609 с.
38. Сытенко, Т.В. Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока и внеурочной деятельности [Текст] / Т.В.Сытенко. - Москва : Школьные технологии, 2006. - 320 с.
39. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника [Текст] / Д.Б. Эльконин. - Москва : Знание, 2000. - 531 с.
40. Рогов, Е. И. Учитель как объект психологического исследования / Е. И. Рогов. - М.: Владос, 1998. - 496 с.
41. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Н. Ф. Талызина. - 3 - е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 288 с.
42. Педагогическая психология: учебное пособие [Текст] / Под общ. ред. И. А. Зимней. - Ростов-на-Дону:Феникс,1997.- 480 с.
43. Айсмонтас, Б. Б Педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов [Текст] / Б. Б. Айсмонтас. - МГППУ, 2004. - 374 с.