Введение 3
Глава 1. Правовое регулирование экологического вреда, причиненного экологическим правонарушением 5
1.1. Правовые основы возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением 5
1.2. Понятие экологического вреда, причиненного экологическим правонарушением в РФ 15
Глава 2. Порядок возмещения вреда, причинённого экологическим правонарушением в РФ 25
2.3. Механизм исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде .. 25
2.2. Правовое регулирование платы за негативное воздействие на окружающую среду 38
Заключение 45
Список использованных источников 48
Окружающая среда - это основа жизни на земле, поэтому ее сохранение и восстановление должны стать приоритетными задачами всего человечества. К сожалению, сейчас мы наблюдаем динамику резкого ухудшения экологической ситуации, в том числе и в Российской Федерации, на территории которой находится значительная часть природных объектов нашей планеты.
Государство посредством правового регулирования обеспечивает экологическую безопасность в своей стране. Для этого в нашей стране и был создан целый механизм охраны окружающей среды, основным принципом которого является принцип платности природопользования. Заключается этот принцип в том, что все субъекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, должны платить, т.е. возмещать причиненный ей вред.
Однако анализ нормативных правовых актов и судебной практики показывает недостаточную разработанность института возмещения вреда в Российской Федерации. Отсутствие систематизации актов и частое их противоречие; несогласованность в определении основных понятий рассматриваемого института создают проблемы на практике и порождают множество научных дискуссий. Вопрос выбора способа возмещения экологического вреда и расходования средств, полученных государством от природопользователя, также остается открытым.
Актуальность темы исследования заключается в том, что вред, причиняемый окружающей среде, создает угрозу для жизни и здоровья человека, а также для будущих поколений. Непринятие срочных мер по минимизированию вредного воздействия на окружающую среду приведёт к катастрофическим последствиям в будущем. Следовательно, возмещение такого вреда следует рассматривать как вопрос социальной значимости.
Предметом настоящей работы является российское законодательство, регулирующее вопросы условий и порядка возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.
Целью работы является изучение проблем правового регулирования института возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть содержание понятий «экологический вред», экологический ущерб» и «экологические убытки»;
• проанализировать действующее законодательство в области возмещения экологического вреда;
• рассмотреть способы и порядок возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением;
• изучить механизм исчисления экологического вреда;
• провести анализ и обобщение судебной практики по спорам, связанным с возмещением экологического вреда;
• рассмотреть систему экологических платежей.
Настоящая выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка использованных источников. В первой главе автор исследует роль нормативных правовых актов в регулировании возмещения экологического вреда, а также его понятие и соотношение с другими правовыми категориями, такими как ущерб и убытки. Вторая глава посвящена изучению механизма исчисления и способов возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями, а также проблемам взимания экологических платежей и нецелевого расходования бюджетных средств, получаемых государством от природопользователей.
На основании анализа научных положении, норм российского законодательства, а также правоприменительной практики по вопросу возмещения экологического вреда можно сделать вывод, что институт возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением, имеет существенные недостатки.
Нами рассмотрено то, что существует огромное количество актов, на основании которых определяется и возмещается ущерб, но отсутствие их систематизации порождают сложности в толковании и применении последних. Этот факт, например, подтверждает произвольное употребление категорий вред, ущерб и убытки в юридических источниках.
Категории «экологический вред» и «вред окружающей среде» в общепринятом значении употребляются как синонимичные понятия. ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет «вред окружающей среде» как негативное изменение окружающей среды в результате её загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов . Из это определения следует, что закон скорее раскрывает определение экологического ущерба, который входит в состав экологического вреда. А понятие «экологические убытки» является более широким понятием, чем «экологический ущерб», т.к. состоит из реального ущерба и упущенной выгоды. Следовательно, понятие «экологический вред», включающее в себя имущественный и неимущественный вред, шире, чем понятие «экологические убытки».
Возмещение вреда, причиненного окружающей среде, производится в судебном или внесудебном порядке. Наиболее действенно в сфере защиты экологических прав граждан показали себя способы защиты, доступные в суде, в том числе из-за того, что они охватывают более широкий круг оснований для возмещения вреда.
Основные правила оценки экологического ущерба определяются системой такс и методик, которые утверждаются постановлениями Правительства РФ. Помимо этого, субъекты РФ с учётом региональных особенностей вправе устанавливать свои системы такс для исчисления вреда, причиненного экологическим правонарушением. При отсутствии нормативов, такс и методик исчисления ущерба, последний будет определяться исходя из фактических затрат на восстановление первоначального состояния природного объекта. То есть законом установлены две формы возмещения вреда: денежная и натуральная.
Законодатель, ученые и правоприменители до сих пор не пришли к единому мнению в вопросе приоритетности денежной или натуральной формы возмещения вреда.
Однако нам представляется, что возмещение вреда в натуральной форме является приоритетным способом возмещения вреда, причиненного природным ресурсам, т.к. движение средств от уплаты денежной компенсации не имеет целевого характера, поэтому задача по снижению негативного воздействия не будет достигнута.
В числе важных и обсуждаемых вопросов эколого-правовой литературы стоит целесообразность введения экологического налога. По нашему мнению, автоматическая замена платы за негативное воздействие на окружающую среду экологическим налогом крайне неэффективна. Увеличение потока выплачиваемых в бюджет денежных средств совсем не гарантирует большего финансирования природоохранных мероприятий. Для этого необходимо создание специальных экологических фондов или закрепление правил прямого финансирования природоохранных мероприятий.
Кроме того, придание платежу налогового характера исключает стимулирование природопользователей к минимизированию негативного воздействия на окружающую среду, поскольку преследует своим введением исключительно фискальный интерес....
1. Конституция Российской Федерации : офиц. текст. - Москва : Юридическая литература, 2009. - 65с.
2. Градостроительный кодекс РФ [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12.2004 г. №190-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации : в 4 ч. : по состоянию на 1 ноября 2018 г. - Москва : Проспект , 2018. - 704с.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : федер. закон РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. Об атомной энергии [Электронный ресурс] : федер. закон РФ от 21.10.1995 г. №170-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
6. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [Электронный ресурс] : федер. закон РФ от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
7. О недрах [Электронный ресурс] : закон РФ от 21.02.1992 г. № 2395-I // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
8. Об охране атмосферного воздуха [Электронный ресурс] : федер. закон РФ от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
9. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс] : федер. закон РФ от 10.01.2002 г. № -ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
10.0 природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах [Электронный ресурс] : федер. закон РФ от 23.02.1995 г. № 26-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
11.06 исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 03.03.2017 г. № 255 // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
12.0 ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 ред. от 24.01.2020 // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru.
13.06 утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 29.12.2018 г. № 1730 // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
14.06 утверждении Методических рекомендаций по оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах [Электронный ресурс]: постановление Госгортехнадзора РФ от 29.10. 2002 г. N 63 // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru.
15.06 организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании [Электронный ресурс] : приказ Генерального прокурора РФ от 1.04.2014 г. № 165 // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru...(76)