Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Работа №154167

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы77
Год сдачи2021
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования 7
1.1. Проблема мышления в отечественной и зарубежной литературе. ..7
1.2. Формирование мышления в онтогенезе 10
1.3. Клинико-психологическая характеристика детей с задержкой
психического развития 16
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Экспериментальное исследование мышления у младших
подростков с легкой умственной отсталостью 23
2.1. Организация, методы и методика 23
2.2. Анализ результатов исследования 29
Выводы по главе 2 37
Глава 3. Психолого-педагогическая программа коррекции мышления младших подростов с легкой умственной отсталостью 37
3.1. Научно-теоретические и методологические подходы по
коррекции и развитию мышления младших подростов с легкой умственной отсталостью 37
3.2. Апробация психолого-педагогической программы коррекции
мышления младших подростов с легкой умственной отсталостью 41
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 57
Выводы по главе 3 62
Заключение 63
Библиографический список

Актуальность исследования обусловлена тем, что разработанная психолого-педагогическая программа коррекции мышления младших подростков с легкой умственной отсталостью основана на результатах диагностики и разработана специально для младших подростков в возрасте от 11 до 13 лет с легкой умственной отсталостью, а также недостаточной разработанностью психолого-педагогической литературы, в которой бы отражались особенности мышления младших подростков с легкой умственной отсталостью, и важнейшей ролью процессов мышления в дальнейшей социализации подростков.
Анализ зарубежной и отечественной литературы по теме исследования позволил определить уровень изученности проблемы, а также позволил выявить противоречия между наличием теоретических знаний об особенностях мышления младших подростков с нарушением интеллекта и недостаточной разработанностью практических разработок по коррекции мышления в учебной деятельности.
С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Л. С. Выготский и другие отечественные авторы заложили основные теории мышления. Исследование закономерностей индивидуального и возрастного развития мышления в онтогенезе, его закономерностей и особенностей становление имеет большое практическое значение. Проблема развития мышления приобретает сегодня особую актуальность в связи с повышением требований общества к личности инициативной, творческой, умеющей нестандартно мыслить, находить оригинальные способы мышления возможных ситуаций. В последнее время активно ведутся поиски разных форм деятельности ребенка, которые открывают возможности для развития мышления, умственных способностей и всестороннего развития личности.
В отечественной литературе немало исследований, посвященных особенностям развития мышления у детей с нарушением интеллекта, однако остается неизученным вопрос о методиках, направленных на коррекцию и повышение уровня мышления у данной категории.
Объект исследования: особенности мышления младших подростов с легкой умственной отсталостью.
Предмет исследования: психолого-педагогическая программа коррекции мышления младших подростов с легкой умственной отсталостью .
Цель: выявить особенности мышление младших подростов с легкой умственной отсталостью, разработать и апробировать психолого-педагогическую программу по коррекции мышления у младших подростков с легкой умственной отсталостью.
Задачи:
1. Теоретический анализ проблемы исследования.
2. Выявление особенности мышления у младших подростков с легкой умственной отсталостью.
3. Разработка и реализация программы психолого-педагогической коррекции мышления младших подростков с легкой умственной отсталостью, проверить ее эффективность.
Гипотеза: мы предполагаем, что для мышления младших подростков с легкой умственной отсталостью характерно: низкий уровень
сформированности основных мыслительных операций (обобщения, анализа, сравнения, синтеза), низкий уровень развития логического мышления. Использование разработанной нами программы психолого-педагогической коррекции мышления окажет положительное влияние на развитие мышления младших подростков с легкой умственной отсталостью.
Методологическая и теоретическая основа исследования:
Методы исследования были определены в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. Теоретический (анализ общей и специальной психолого - педагогической литературы); эмпирический (основу которого составили психодиагностические методы тестирования, наблюдение, беседа); количественный и качественный анализ полученных данных.
Так же в работе были представлены следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн).
2. Методика «Исключение предметов» (модифицированный вариант Н. Л. Белопольской).
Научно-теоретическая значимость исследования заключается систематизации и утонении знаний об особенностях мышления младших подростков с легкой умственной отсталостью.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в общеобразовательных учреждениях для коррекции мышления младших подростков с легкой умственной отсталостью.
База исследования: Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярская школа №3» (КГБОУ «Красноярская школа №3»).
Этапы исследования:
1 этап - анализ литературы по проблеме изучения мышления младших подростков с легкой умственной отсталостью. Обоснование современного состояния проблемы исследования, определение объекта и предмета исследования, формулировка проблемы.
2 этап - осуществлялся подбор диагностического инструментария. Проведение констатирующего эксперимента с количественным и качественным анализом полученных результатов исследования по выявлению особенностей мышления младших подростков с легкой умственной отсталостью.
3 этап - теоретическое обоснование, разработка и реализация программы психологической коррекции мышления младших подростков с легкой умственной отсталостью.
4 этап - сравнительный количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. Определение эффективности реализации программы психологической коррекции мышления младших подростков с легкой умственной отсталостью.
5 этап - формулирование выводов, оформление текста выпускной квалификационной работы.
Структура и объем магистерской диссертации: состоит из введения, заключения, выводов по главам, трех глав, библиографического списка. Работа иллюстрирована 7 таблицами, 8 рисунками, из которых 2 диаграмм и 6 гистограмм.
Публикации.
Результаты исследования представлены в сборнике материалов XVIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «НАУКА И СОЦИУМ»: Ульянова А.А. Особенности мышления младших подростков с легкой умственной отсталостью // Наука и социум: материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Новосибирск: АНО ДПО «СИПППИСР», 2021. - С. 148-150.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие мышления является одной из основных задач образовательных организаций в коррекционно-образовательной работе с младшими подростками с легкой умственной отсталостью, так как качество процесса обучения и его результативность, качество социализации зависит от уровня развития мышления.
Проблемой мышления занимались различные отечественные и зарубежные авторы в рамках теоретических направлений. Эти авторы давали также различные определения мышления, этапы его развития в онтогенезе.
Анализ литературный данных позволяет сказать о том, что нарушение мышления у младших подростков могут формировать негативное отношение к процессу обучения, а также могут формировать различные нарушения в психоэмоциональной сфере.
В рамках решения второй задачи нашего исследования был проведен констатирующий эксперимент. Целью констатирующего этапа являлось выявление особенностей мышления младших подростков с легкой умственной отсталостью.
Констатирующий эксперимент имел несколько этапов. На первом, подготовительном этапе, были подобраны методики, а также определен контингент испытуемых. На втором этапе был реализовано непосредственно само исследование, а на третьей этапе был произведен анализ полученных данных.
В эксперименте участвовали 20 младших подростков с легкой умственной отсталостью из экспериментальной и контрольной групп, которые обучаются в КГБОУ «Красноярская школа №3».
Результаты исследования показали, что у младших школьников с легкой умственной отсталостью имеется недостаточность развития логического мышления, проявляющегося в слабой способности к обобщению.
По данным результатам была разработана и реализована психолого - педагогическая программа коррекции мышления младших подростков с легкой умственной отсталостью.
После реализации программы был проведен контрольный эксперимент. Чтобы подтвердить эффективность нашей программы, мы привели результаты по тем же методикам, которые мы использовали на констатирующем этапе исследования.
Результаты контрольного эксперимента показали, что уровень мышление младших подростков с легкой умственной отсталостью после проведенной коррекционной работы повысился. Все это говорит об эффективности нашей психолого-педагогической программы.
Гипотеза исследования подтвердилась, цель достигнута и задачи магистерской диссертации решены.



1. Агаева И. Б. Терминологический словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии. - Красноярск: Красноярский гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Изд. второе, доп., 2014. - 240 с.
2. Аксенова Л. И. Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов педвузов. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
3. Алентьева Е. А. Особенности развития психических процессов у детей с проблемами в интеллектуальном развитии // Проблемы педагогики. -
2017. - №. 3 (26). - С. 37-43.
4. Барановская О. Г. Особенности словесно-логического мышления умственно отсталых младших школьников // Постулат. - 2019. - №. 4s.
5. Басилова Б.А., Белопольская Н.Л. Психолого-педагогическая коррекция нарушений интеллектуального развития у детей в современном образовании // Сборник материалов Второй Всероссийской научно-практической конференции по психолого-педагогической коррекции нарушений развития у детей: коррекция нарушений интеллектуального развития у детей в современном образовании. - 2013. - №3. - С. 104-109
6. Белопольская Н.Л., Любовский В.И. Дифференциально- психологическая диагностика детей с интеллектуальной недостаточностью // Психологический журнал.- 1993. - Т. 14. - №4. -C. 89-97
7. Белопольская Н.Л. Исключение предметов (Четвертый лишний):
Модифицированная психодиагностическая методика: Руководство по
использованию. - М.:Изд. 3-е, стереотип, 2009. - 53 с.
8. Болдырева Л. А. Особенности психических процессов у детей с нарушением интеллекта //Проблемы современной науки и образования. - 2015. - №. 8 (38).
9. Бочарова Е.А.. Специальная психология: учебное пособие.-
Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского
университета, 2010. - 89 с.
10. Будаева З. Д. Усвоение языкового значения как фактор развития вербального мышления у умственно отсталых детей // Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно - развивающего воздействия. - 2018. - С. 62-64.
11. Бурдонос В. Ю. Особенности мыслительной деятельности учащихся с нарушением интеллекта // Социально -педагогическая поддержка лиц с ограниченными возмож-ностями здоровья: теория и практика: сборник статей по материалам. - 2019. - Т. 1. - С. 50.
12. Буробина А. Н. Программа коррекции мышления умственно отсталых младших школьников с легкой степенью с использованием средств образовательной кинезиологии // ББК У 43. - 2018. - С. 107.
13. Быкова Е. Б., Тихомирова А. В., Кинс О. А. Особенности внутренней картины дефекта подростков с легкой и умеренной интеллектуальной недостаточностью // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - №. 8. - С. 47-52.
14. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по воспитанию школьников. - М.: Просвещение, 1986. - 135 с.
15. Волкова А. А. Изучение словесно-логического мышления умственно отсталых младших школьников // Теория и методика обучения и воспитания в современном образовательном пространстве. - 2018. - С. 31-36.
16. Выготский Л. С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - 656 с.
17. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Юрайт, 1960. - 360 с.
18. Габидуллина Д. Ф. Развитие мышления у детей с задержкой психического развития и легкой умственной отсталостью // Реализация воспитательно-образовательных функций современной начальной школы. - 2019. - С. 52-57.
19. Гальперин П.Я. Введение в психологию: учеб. пособие для вузов по гуманитарным специальностям. - М.: Книжный дом «Университет», 2000. - 329 с.
20. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. - М.: Просвещение, 1987. - 303 с.
21. Глозман, Ж. М. Нейропсихология детского возраста. -М.: Академия, 2009. - 272 с.
22. Григорович, Л. А. Педагогика и психология. - М. : Гардарики, 2003. - 480 с.
23. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.:
Академический Проект, 2000. - 184 с.
24. Гущина И. П. Развитие наглядно¬образного мышления в процессе обучения детей с ограниченными возможнос тями здоровья : выпускная квалификационная работа / И.П. Гущина, науч. рук. Е.П. Пчелкина. - Белгород, 2017. - 89 с.
25. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. - 264 с.
26. Даутова А. А. Коррекция нарушений мышления у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью // Новая наука: психолого-педагогический подход. - 2017. - №. 3. - С. 40-42.
27. Дубровина И. В. Психология : учеб. для отдел. и фак. сред. пед. учеб. заведений. - М.: AcademiA, 2004. - 461 с.
28. Елизаров С. Г. Ценностные ориентации подростков и юношей с
ограниченными интеллектуальными возможностями // Психосоциальные проблемы психотерапии, коррекционной педагогики, специальной психологии: материалы III съезда Российской психотерапевтической
ассоциации и научно-практической конференции. - 2003. - С. 179 - 182.
29. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. - М.: Академия, 2006. - 240 с.
30. Зак А. З. Развитие и диагностика мышления подростков и старшеклассников. - М.; Обнинск: ИГ—СОЦИН, 2010. - 350 с.
31. Зиновьева М. В. Методическое обеспечение
коррекционноразвивающей деятельности педагога-психолога // Справочник педагога-психолога (школа). - 2015. - № 9. - С. 45- 56.
32. Инденбаум Е.Л. Психосоциальное развитие подростков с легкой интеллектуальной недостаточностью // Психологическая наука и образование. - 2010. - Т.15. - № 2. - С. 72-81.
33. Исаев Д. Н. Психопатология детского возраста: учебник для вузов. -СПб.: СпецЛит, 2006. - 481 с.
34. Искандарян С. С., Овсепян А. К., Матевосян А. Р. Основные организационно-методические подходы обучения умственно отсталых учащихся математике в интегрированной школе // Педагогика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты. - 2019. - С. 42-45.
35. Кабирова Э. Н., Болдырева В. Э. Особенности мышления умственно отсталых детей // Цели и пути устойчивого экономического развития. - 2020. - С. 166-169.
36. Калмыкова Е. А., Ефремова А. Л. Возможности игротерапии в коррекции наглядно-образного мышления умственно отсталых детей младшего школьного возраста // Интегративные тенденции в медицине и образовании. - 2017. - Т. 1. - С. 56-60.
37. Капралова О. П. Инновационные технологии
коррекционноразвивающей работы с учащимися: учебно-методическое пособие.- Краснодар: Просвещение-Юг, 2012. - 121 с.
38. Каширская Т. И. Взаимосвязь мышления и речи у умственно отсталых подростков // Перспективы науки и образования. - 2017. - №. 2 (26). - С. 7-12.
39. Каштанова С. Н., Соколова Д. В. Развитие мыслительных процессов как основа логопедической работы по устранению дисграфии у умственно отсталых школьников //Ярославский педагогический вестник. -
2018. - №. 4. - С. 144-150.
40. Козырева О.А. Актуальное нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2016. - №4. - С. 58-64.
41. Колосова Т. А. Развитие ресурсов личности умственно отсталых подростков в процессе профилактики отклоняющегося поведения в условиях школы-интерната // Подростки с интеллектуальными нарушениями: профилактика рискованного поведения в условиях интернатных учреждений: сб. материалов по итогам Международной научно-практической конференции. - 2014. - С. 80 - 83.
42. Колосова Т., Исаев Д. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков. - СПб.: КАРО, 2012. - 180 с.
43. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - Москва: Педагогика, 1991. - 150 с.
44. Кронштатова Е. А., Белисова А. А., Борисова Н. А. Особенности развития словесно-логического мышления у детей с нарушениями интеллекта // Актуальные вопросы современной науки. - 2018. - № 2 (18) - С. 56-59.
45. Крутетский В. А. Лукин Н. С. Психология подростка. - М.: Профиздат, 2010г. - 120 с.
46. Кудрявцев В. А., Каштанова С. Н. Сравнительная характеристика основных качеств мыслительной деятельности при умственной отсталости и задержке психического развития // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №. 6. - С. 1543-1543.
47. Кузма Л. П. Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в учебной и внеурочной деятельности: методические рекомендации. - Краснодар, 2016. - 45 с.
48. Кузма Л.П., Клещева Л.А. Системный подход к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью // Кубанская школа. Научно-методический журнал. - 2016. - № 3. - С. 39-43.
49. Кузнецова Д. А. Особенности развития мышления в подростковом возрасте // Молодой ученый. - 2018. - № 22 (208). - С. 285-288.
50. Лапп Е.А., Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в вопросах и ответах. - Волгоград.: Учитель, 2015. - 286 с.
51. Лапчинская И. В., Хмыров Н. В., Вебер Е. А. Особенности познавательной сферы умственно отсталых детей // Инновационные проекты и программы в психологии, педагогике и образовании. - 2020. - С. 65-67.
52. Леонтьев А.Н. Мышление // Философская энциклопедия. - 1964. - Т. 3
53. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - Москва: Воронеж, 1997. - 239 с.
54. Лошкарева Л. А. Формирование основ словесно-логического мышления у детей с лёгкой умственной отсталостью // Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства. - 2013. - С. 196-200.
55. Лушпаева И. И. Нейропсихологический подход в системе психолого-педагогического сопровождения школьников // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. - 2016. - №. 6. - С. 47-52.
56. Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом. - М.: Печатный двор, 1996. - 182 с
57. Малофеев Н. Н. Особый ребенок - вчера, сегодня, завтра. - М.: Институт коррекционной педагогики, 2007. - 145 с.
58. Малофеев Н. Н. Стратегия модернизации системы специального образования // Психосоциальные проблемы психотерапии, коррекционной педагогики, специальной психологии: материалы III съезда Российской психотерапевтической ассоциации и научно-практической конференции. - 2003. - С. 206- 218.
59. Мамаева А.В. Шаповаленко Л.О. Анализ существующих подходов к пониманию основных сущностных характеристик умственной отсталости // Аутизм и другие нарушения в развитии: современные исследования и разработки. - 2018. - № 1 (1). - С. 38-52.
60. Мамайчук И. И. Психологическое развитие аномального ребенка. - СПб: СПбГУ, 1995. - 52 с.
61. Мамайчук И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов. - М.: Юрайт, 2019 г. - 318 с.
62. Маринчева Г. С. Умственная отсталость // Руководство по
психиатрии. - 1999. - Т. 2. - С. 611 - 680
63. Матасова Д. С., Малов А. Г., Деева Е. В. Оптимизация нейропсихологической коррекции высших психических функций у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости // Специальное образование. - 2019. - №. 4 (56). - С. 156-170.
64. Михайлова Л. А. Конструирование как средство коррекции недостатков мыслительной деятельности умственно отсталых школьников // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. - 2020. - №. 3. - С. 55-58.
65. Михейкина О. В. Эпидемиология умственной отсталости (обзор литературы) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. - 2012. - № 3. - С. 24 - 33.
66. Мишустина Г. И. Особенности обучения детей с ОВЗ (легкая умственная отсталость) // Образование, воспитание и педагогика: традиции, опыт, инновации. - 2020. - С. 163-165.
67. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. - М.: Просвещение, 1971. - 235 с.
68. Москвина А. Заболотная Е. Творческая изобразительная
деятельность как средство развития наглядно-образного мышления младших школьников с умственной отсталостью // Науков1 записки. - 2014. - №. 125. - С. 135-139.
69. Мустафаева Д. Р. Организация работы по развитию образного мышления у детей с умственной отсталостью // StudNet. - 2020. - Т. 3. - №. 9.
70. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2000. - 432 с.
71. Мясищев, В. Н. Психология отношений. - М.; Воронеж, 1995. - 356 с.
72. Новикова К. П., Андрусёва И. В. Развитие мышления умственно отсталых учащихся на уроках изучения истории // Профессиональная подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования. - 2017. - С. 138-140.
73. Новикова Л. А. Психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях развития инклюзивного образования // Психологическое здоровье и развитие личности в современном мире. Материалы Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 63.
74. Нураева Д. Р. Развитие мышления у детей с умственной отсталостью в процессе ознакомления с пословицами и поговорками // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной. - 2013. - С. 210-213.
75. Обухова Л.Ф. Этапы детского мышления (формирование элементов научного мышления у ребенка). -М.: Москва, 1972. - 150 с.
76. Олексюк З. Я., Коренькова Е. Е. Нейропсихологическая
коррекция процесса мышления детей младшего школьного возраста с нарушенным интеллектом // Новые развивающие технологии
педагогической практики. - 2016. - С. 61-73.
77. Орленко А. Ю. Особенности мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья // ББК 60 С 56. - 2020. - С. 49.
78. Пачурин Г. В. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, современное состояние // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - №. 8-3. - С. 146-152.
79. Певзнер, М. С. Динамика развития детей олигофренов. - М.:АПН РСФСР, 1963. - 125 с.
80. Петрова В. Г. Психология умственно отсталых школьников: учеб.
пособие для студентов высш. педагогических учеб. заведений. - М.:
Академия, 2002. - 160 с.
81. Печерский В. Г. Психолого-педагогическая поддержка развития способностей к продуктивному межличностному взаимодействию у подростков и юношей с легкой умственной отсталостью // Дефектология. - 2007. - № 5. - С. 3-9.
82. Пешкова Н. А. Развитие познавательной сферы у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости //Акмеология. - 2016.
- №. 2 (58).
83. Пиаже Ж. Избранные психологические произведения. - М.; Просвещение, 1969. - 659 с.
84. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб.: Речь, 1997. - 352 с.
85. Погарцева Е. К. Развитие наглядно-образного мышления у умственно отсталых младших школьников // Постулат. - 2017. - №. 6.
86. Полтавцева Н. С. Особенности стрессового реагирования подростков с легкой степенью умственной отсталости // Поведение риска: современные направления исследования и профилактики: материалы Международной научно-практической конференции. - 2012. - С. 101 - 106.
87. Попов Г. Н. Проблемы обучения детей с умственной отсталостью // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2008. - №. 3.
88. Поташник М.М. В поисках оптимального варианта. - М.:
Просвещение, 1988. - 220с.
89. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб: Питер, 2012. - 816 с.
90. Реан А. А. Психология подростка: учебник. -СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2003. - 408 с.
91. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: Питер, 2012 г. - 319 с.
92. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. - М.; Акад. наук СССР, 1958. - 147 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ