Педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся второго класса при выполнении оригами
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся второго класса при выполнении
оригами 7
1.1. Сущность коммуникативных универсальных учебных действий 7
1.2. Методика выполнения оригами учащимися второго класса 13
1.3. Характеристика педагогических условий формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся второго класса
при выполнении оригами 19
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся второго класса при выполнении оригами 25
2.1. Выявление уровня сформированности коммуникативных универсальных
учебных действий учащихся второго класса 26
2.2. Серия уроков технологии по выполнению оригами, включающих
формирование коммуникативных универсальных учебных действий 32
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 38
Заключение 44
Список литературы и информационных источников 46
Приложения 52
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся второго класса при выполнении
оригами 7
1.1. Сущность коммуникативных универсальных учебных действий 7
1.2. Методика выполнения оригами учащимися второго класса 13
1.3. Характеристика педагогических условий формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся второго класса
при выполнении оригами 19
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся второго класса при выполнении оригами 25
2.1. Выявление уровня сформированности коммуникативных универсальных
учебных действий учащихся второго класса 26
2.2. Серия уроков технологии по выполнению оригами, включающих
формирование коммуникативных универсальных учебных действий 32
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 38
Заключение 44
Список литературы и информационных источников 46
Приложения 52
Приоритетной целью начального общего образования в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования является формирование способов деятельности, уровень освоения которых предопределяет успешность всего последующего образования, то есть развитие у младших школьников универсальных учебных действий.
Основной вклад в изучение теоретических основ формирования универсальных учебных действий внесли М.И. Скоморохова, А.Г. Асмолов, Г.С. Ковалёва, Г.В. Бурменская, О.А. Карабанов, Н.Г. Калмина. Специфику выполнения изделий в технике оригами и обучения этому школьников исследовали С.Ю. Афонькин, Е.Л. Кабачинская, М.М. Литвинов, С.В. Опаричева, Г.А. Соколова. Однако, практические пути формирования коммуникативных универсальных учебных действий при выполнении оригами недостаточно разработаны. В этой связи обостряется противоречие между необходимостью формировать коммуникативные универсальные учебные действия учащихся второго класса при выполнении оригами и недостаточной разработанностью педагогических условий в теории и практике. Это обусловило актуальность исследования и определило его проблему, которая заключается в выявлении педагогических условий формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся второго класса при выполнении оригами.
Исходя из этого, была определена тема исследования «Педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий
учащихся второго класса при выполнении оригами».
Цель исследования - выявить педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся второго класса при выполнении оригами и доказать их эффективность.
Объект исследования - выполнение оригами учащимися второго класса.
Предмет исследования - формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
Задачи:
1. Раскрыть сущность коммуникативных универсальных учебных действий.
2. Выявить особенности выполнения оригами учащимися второго класса.
3. Выделить педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся второго класса при выполнении оригами.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся второго класса при выполнении оригами.
Гипотеза исследования заключается в том, что формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся второго класса при выполнении оригами будет реализовано, если соблюдаются следующие педагогические условия:
- моделирование ситуаций общения;
- создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия;
- использование ролевых игр, игровых ситуаций и др.
Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, опытно-экспериментальная работа, количественный и качественный анализ её результатов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические положения и выводы, направленные на формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся второго класса при выполнении оригами, могут быть использованы учителями начальных классов для формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся второго класса при выполнении оригами.
По материалам исследования была подготовлена статья в сборник XX Всероссийской с международным участием научно-практической
Структура работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и информационных источников, приложений.
Во введении определено противоречие, обоснована актуальность темы, степень её разработанности, сформулированы объект, предмет, задачи исследования, выдвинута гипотеза, определены методы исследования и практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся второго класса при выполнении оригами» раскрыта сущность коммуникативных универсальных учебных действий, выявлены особенности выполнения оригами учащимися второго класса, выделены педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся второго класса при выполнении оригами.
Во второй главе «Проведение опытно-экспериментальной работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся второго класса при выполнении оригами» описана серия проведённых уроков оригами, разработана система педагогических условий формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся второго класса, описаны организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведён анализ её результатов.
В заключении подведены итоги опытно-экспериментальной работы, сформулированы выводы. Список информационных источников составляет 54 наименования. В приложениях содержатся материалы опытно-экспериментальной работы, конспект урока технологии.
Основной вклад в изучение теоретических основ формирования универсальных учебных действий внесли М.И. Скоморохова, А.Г. Асмолов, Г.С. Ковалёва, Г.В. Бурменская, О.А. Карабанов, Н.Г. Калмина. Специфику выполнения изделий в технике оригами и обучения этому школьников исследовали С.Ю. Афонькин, Е.Л. Кабачинская, М.М. Литвинов, С.В. Опаричева, Г.А. Соколова. Однако, практические пути формирования коммуникативных универсальных учебных действий при выполнении оригами недостаточно разработаны. В этой связи обостряется противоречие между необходимостью формировать коммуникативные универсальные учебные действия учащихся второго класса при выполнении оригами и недостаточной разработанностью педагогических условий в теории и практике. Это обусловило актуальность исследования и определило его проблему, которая заключается в выявлении педагогических условий формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся второго класса при выполнении оригами.
Исходя из этого, была определена тема исследования «Педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий
учащихся второго класса при выполнении оригами».
Цель исследования - выявить педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся второго класса при выполнении оригами и доказать их эффективность.
Объект исследования - выполнение оригами учащимися второго класса.
Предмет исследования - формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
Задачи:
1. Раскрыть сущность коммуникативных универсальных учебных действий.
2. Выявить особенности выполнения оригами учащимися второго класса.
3. Выделить педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся второго класса при выполнении оригами.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся второго класса при выполнении оригами.
Гипотеза исследования заключается в том, что формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся второго класса при выполнении оригами будет реализовано, если соблюдаются следующие педагогические условия:
- моделирование ситуаций общения;
- создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия;
- использование ролевых игр, игровых ситуаций и др.
Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, опытно-экспериментальная работа, количественный и качественный анализ её результатов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические положения и выводы, направленные на формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся второго класса при выполнении оригами, могут быть использованы учителями начальных классов для формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся второго класса при выполнении оригами.
По материалам исследования была подготовлена статья в сборник XX Всероссийской с международным участием научно-практической
Структура работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и информационных источников, приложений.
Во введении определено противоречие, обоснована актуальность темы, степень её разработанности, сформулированы объект, предмет, задачи исследования, выдвинута гипотеза, определены методы исследования и практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся второго класса при выполнении оригами» раскрыта сущность коммуникативных универсальных учебных действий, выявлены особенности выполнения оригами учащимися второго класса, выделены педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся второго класса при выполнении оригами.
Во второй главе «Проведение опытно-экспериментальной работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся второго класса при выполнении оригами» описана серия проведённых уроков оригами, разработана система педагогических условий формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся второго класса, описаны организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведён анализ её результатов.
В заключении подведены итоги опытно-экспериментальной работы, сформулированы выводы. Список информационных источников составляет 54 наименования. В приложениях содержатся материалы опытно-экспериментальной работы, конспект урока технологии.
В данной работе предметом исследования выступило формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
В первой главе раскрыты сущность, теоретические и практические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на основе изучения и теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы, выявлены особенности выполнения оригами учащимися второго класса, изучены педагогические условия по формированию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся второго класса при выполнении оригами.
В опытно-экспериментальной работе выявлен исходный уровень коммуникативных универсальных учебных действий учащихся второго класса при помощи диагностических методик «Рукавички», «Кто прав?» и задания «Дорога к дому», проведена серия уроков технологии по формированию коммуникативных универсальных учебных действий, а также выделены эффективные педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся второго класса при изучении оригами.
Обобщение результатов теоретического анализа литературы и результатов опытно-экспериментальной работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий позволяет сделать вывод, что эффективны различные педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся второго класса:
- моделирование ситуаций общения;
- создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия;
- использование ролевых игр, игровых ситуаций;
- применение групповой работы на уроках;
- опора на субъектный опыт ученика;
- использование заданий, способствующих развитию творческих способностей учащихся;
- создание в процессе сотрудничества коллективных творческих проектов.
Теоретические положения и выводы исследования могут быть использованы учителями начальных классов для формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся второго класса при выполнении оригами.
Таким образом, в ходе работы достигнута цель настоящего исследования, решены поставленные задачи, гипотеза подтверждена.
В первой главе раскрыты сущность, теоретические и практические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на основе изучения и теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы, выявлены особенности выполнения оригами учащимися второго класса, изучены педагогические условия по формированию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся второго класса при выполнении оригами.
В опытно-экспериментальной работе выявлен исходный уровень коммуникативных универсальных учебных действий учащихся второго класса при помощи диагностических методик «Рукавички», «Кто прав?» и задания «Дорога к дому», проведена серия уроков технологии по формированию коммуникативных универсальных учебных действий, а также выделены эффективные педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся второго класса при изучении оригами.
Обобщение результатов теоретического анализа литературы и результатов опытно-экспериментальной работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий позволяет сделать вывод, что эффективны различные педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся второго класса:
- моделирование ситуаций общения;
- создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия;
- использование ролевых игр, игровых ситуаций;
- применение групповой работы на уроках;
- опора на субъектный опыт ученика;
- использование заданий, способствующих развитию творческих способностей учащихся;
- создание в процессе сотрудничества коллективных творческих проектов.
Теоретические положения и выводы исследования могут быть использованы учителями начальных классов для формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся второго класса при выполнении оригами.
Таким образом, в ходе работы достигнута цель настоящего исследования, решены поставленные задачи, гипотеза подтверждена.



