Введение 3-8
Глава 1. Теоретические основы формирования умений педагогического общения у социальных работников
1.1. Сущность и специфика понятий «педагогическое общение» и «умения
педагогического общения» 9-23
1.2. Особенности профессиональной деятельности социального
работника 24-42
Выводы по 1 главе 43-44
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию умений педагогического общения у социальных работников психоневрологического интерната для детей средствами социально-психологического тренинга
2.1. Диагностика умений педагогического общения у социальных работников
психоневрологического интерната для детей 45-59
2.2. Разработка социально-психологического тренинга, направленного на
формирование умений педагогического общения у социальных работников
психоневрологического интерната для детей 60-68
2.3. Анализ эффективности опытно-экспериментальной работы 69-77
Выводы по 2 главе 78-80
Заключение 81-84
Библиографический список 85-91
Приложения 92-112
Во всех сферах человеческой деятельности ведущим фактором, обеспечивающим её успешность, является общение. В ряде профессий (педагоги, социальные работники, врачи, торговые работники, юристы, актеры и др.) общение из фактора, сопровождающего деятельность, превращается в профессионально значимую составляющую этой деятельности [23, С. 64].
Социальная работа относится к тем профессиям, где не только необходимы готовность к деятельности и компетентность специалиста, но и важны личностные, профессиональные качества и отношения, а также умения ориентироваться в пространстве коммуникативного мира человека, что во многом определяет эффективность и успешность работы. Трудно переоценить ту роль, которую выполняет педагогически грамотное общение в деятельности социальных работников, ибо их работа в основном происходит в форме общения с получателями социальных услуг. Профессии социального работника и учителя во многом схожи. И здесь, и там речь идет о работе с людьми, воздействии на их внутренний мир, общении, направленном на достижение поставленных целей.
В условиях модернизации системы социального обслуживания проблема общения с получателем социальных услуг приобретает все большую актуальность. Резкая смена общественных идеалов и общезначимых ценностей обусловливают потребность современного общества в людях инициативных, творчески мыслящих, обладающих коммуникативными умениями и способными к самореализации в жизни и профессии [10, С. 14].
В последние годы в России процесс предоставления социального обслуживания становится все более диалогичным. В настоящее время диалог выступает как наиболее действенное средство построения сложных систем отношений людей в разных сферах общественной жизни, в том числе в сфере социального обслуживания. Будучи определенной формой общения и выполняя все его функции, он обладает своей спецификой, обеспечивающей ему особую роль в организации деятельности по предоставлению социальных услуг гражданам.
Ведущая роль в построении взаимоотношений с получателем социальных услуг принадлежит социальному работнику, и поэтому особое значение приобретает не только его квалификация, но и то, как он умеет строить свои отношения с получателем во время предоставления социальных услуг. Постановка и реализация благоприятных взаимоотношений между социальным работником и получателем социальных услуг становится сейчас все более важным и актуальным, так как создание нормальных взаимоотношений между социальным работником и получателем социальных услуг - залог улучшения условий жизнедеятельности получателя и расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности в целом.
Согласно профессиональному стандарту "Социальный работник" (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2013 N 30627) социальному работнику для организации и поддержания беседы, формирования у клиента позитивного настроения необходимо обладать умениями организовывать и поддерживать беседу, формировать у клиента позитивное настроение.
Следует признать, что изучению и разработке проблемы педагогического общения исследователи всегда уделяли значительное внимание. Она интенсивно разрабатывалась в трудах многих известных психологов и педагогов (А.А. Бодалев, В.В. Знаков, Е.С. Кузьмин, В.Н. Куницына, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.А. Реан и др.), постепенно специализируясь и разделяясь на самостоятельные подвиды. Среди них одно из центральных мест занимает проблема эффективного педагогического общения (И.А. Зимняя, В.А. Кан -Калик, Я.Л. Коломинский, С.В. Кондратьева, Н.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев, А.В. Мудрик, А.А. Реан, Г.В. Рогова и др.). Анализ завершенных исследований, посвященных проблеме педагогического общения, показывает, что она рассматривается в различных аспектах:
- общетеоретические аспекты педагогического общения — В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, А.В. Мудрик и др.;
• роль педагогического общения в воспитательном процессе - В.В. Андреева, Д.А. Белухин, А.А. Бодалев, М.С. Каган, А.В. Мудрик и др.;
• педагогическое общение как средство социализации личности - Б.Ф. Ломов и др.
Значительный вклад в изучение особенности профессионального общения социальных работников внесли исследования В.Г. Бочаровой, С.И. Григорьева, Л.Г. Гусляковой, В.И. Жукова, П.Д. Павленка, Е.И. Холостовой, Н.Б. Шмелевой и др.
В педагогике ведутся поиски путей и средств формирования культуры профессионального общения, коммуникативных умений социальных педагогов, социальных работников, учителей (кандидатские диссертации О.Г.Комаровой, Г.А.Кудрявцевой, Л.Л.Лузяниной, Е.Ю.Максимовой, И.Г.Назаровой,
В.В.Самохваловой, Г.Г.Сечкаревой, О.Б.Сосновской, С.Н.Толстиковой, И.В.Шаровой, О.В.Шмайловой и др.).
Тем не менее, несмотря на изученность различных аспектов проблемы педагогического общения, малоизученными остаются в науке вопросы формирования умений педагогического общения у социальных работников как профессионально важной характеристики, являющейся залогом успешной профессиональной деятельности.
В связи в этим возникают противоречия между:
• требованиями к профессиональному уровню социальных работников, заложенными в нормативных документах, с одной стороны, и существующим на практике профессиональным уровнем развития социальных работников, с другой стороны;
• достаточной теоретической разработанностью категорий «умений» и «педагогическое общение» и недостаточной разработанностью категории «умения педагогического общения социального работника»;
• неудовлетворенной потребностью получателей социальных услуг психоневрологического интерната для детей в общении, с одной стороны, и умениями социальных работников рационально выстроить общение с получателем социальных услуг психоневрологического интерната для детей, с другой стороны;
- необходимостью формирования умений педагогического общения у социальных работников и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы формирования умений педагогического общения у социальных работников психоневрологического интерната для детей;
С учетом выявленных нами противоречий была сформулирована проблема: каким образом возможно формирование умений педагогического общения у социального работника психоневрологического интерната для детей.
Таким образом, теоретическая и практическая значимость решения данной задачи в сочетании с недостаточной изученностью ряда ее аспектов и определяет актуальность темы данного исследования «Формирование умений педагогического общения у социальных работников психоневрологического интерната для детей».
В соответствии с темой нами были определены объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объект: процесс формирования умений педагогического общения у
социальных работников.
Предмет: социально-психологический тренинг как средство формирования умений педагогического общения у социальных работников
психоневрологического интерната для детей .
Цель: теоретически обосновать и эмпирически выявить результативность формирования умений педагогического общения у социальных работников психоневрологического интерната для детей средствами социальнопсихологического тренинга.
Задачи:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме
исследования;
2. определить основные умения педагогического общения у социальных работников (выделить показатели и уровни сформированности умений педагогического общения социальных работников).
3. подобрать необходимый диагностический инструментарий и провести диагностическое исследование умений педагогического общения у социальных работников психоневрологического интерната для детей;
4. разработать, обосновать и экспериментально проверить эффективность влияния социально-психологического тренинга на процесс формирования умений педагогического общения у социальных работников психоневрологического интерната для детей .
5. проанализировать полученные результаты, сделать выводы.
После анализа литературы по интересующему нас вопросу мы выдвинули гипотезу, что процесс формирования умений педагогического общения у социальных работников психоневрологического интерната для детей будет результативным, если:
• формировать у социальных работников умение осознанно сопереживать текущему эмоциональному состоянию другого человека, умение контролировать свои эмоции в процессе общения, умение терпимо относиться к разнообразным особенностям личности в ситуациях коммуникативного взаимодействия, умение слушать, умение сохранять продуктивное функционирование психики в кратковременной или длительной напряженной ситуации;
• данные умения формировать средствами социально-психологического тренинга.
Для достижения поставленной цели и решения задач использовался следующий комплекс методов и методик:
• теоретические: анализ отечественных и зарубежных литературных источников, обобщение опыта;
• эмпирические: методика «Исследование уровня эмпатийных
тенденций» И.М. Юсупова (приложение 1), тест «Оценка самоконтроля в общении» М. Снайдера (приложение 2), тест «Умеете ли Вы слушать?» М. Снайдера (приложение 3), методика «Диагностика коммуникативной установки» В. В. Бойко (приложение 4), анкета «Оценка нервно-психической устойчивости» В.Ю. Рыбникова (приложение 5).....
Профессиональная деятельность социального работника в сфере социального обслуживания представляет собой деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам, где социальная услуга - это действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Главная задача социального работника заключается, прежде всего, в раскрытии личности получателей социальных услуг, которая, в свою очередь, решается в процессе его общения с ними. Поэтому для социального работника, прежде всего, необходимо умение правильно организовать своё общение с получателями социальных услуг. Без организации продуктивного общения социального работника и получателя социальных услуг невозможно улучшить условия жизнедеятельности получателя социальных услуг и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Взаимодействие социального работника и получателя социальных услуг представляет собой взаимодействие в системе «человек-человек»; основу такого взаимодействия составляет субъект-субъектное общение, при котором участники процесса общения воспринимают друг друга в качестве равноправных партнеров общения. Современное взаимодействие социального работника и получателя социальных услуг - это, прежде всего, гуманистическое взаимодействие в процессе общения, подразумевающее, что каждый из партнеров общения занимает исходную позицию «признания человека как наивысшей ценности».
Педагогическое общение рассматривается в научной теории и практике с позиций профессиональной культуры, особого вида творчества и технологии профессиональной деятельности. Педагогическое общение - это взаимодействие субъектов, в котором происходит обмен рациональной и эмоциональной информацией, деятельностью, опытом, знаниями, навыками и умениями, а также результатами деятельности (К.К. Платонов). В своём исследовании, под умениями педагогического общения социальных работников, мы понимаем систему коммуникативных действий, основанных на освоенных социальным работником способах выполнения действий, позволяющая устанавливать педагогически продуктивные взаимоотношения с детьми и регулировать их в изменяющихся условиях.
Нами были выделены наиболее актуальные умения педагогического общения для социальных работников психоневрологического интерната:
• умение осознанно сопереживать текущему эмоциональному состоянию другого человека;
• умение контролировать свои эмоции в процессе общения;
• умение терпимо относиться к разнообразным особенностям личности в ситуациях коммуникативного взаимодействия ;
• умение слушать;
• умение сохранять продуктивное функционирование психики в кратковременной или длительной напряженной ситуации.
Нами было проведено исследование актуального состояния умений педагогического общения у социальных работников краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух» при помощи методики «Исследование уровня эмпатийных тенденций» И.М. Юсупова, теста «Оценка самоконтроля в общении» М. Снайдера, теста «Умеете ли Вы слушать?» М. Снайдера, методики «Диагностика коммуникативной установки» В. В. Бойко, анкеты «Оценка нервнопсихической устойчивости» В.Ю. Рыбникова. Анализ полученных данных позволил сделать вывод о том, что преобладающее число социальных работников преобладающее число социальных работников имеют средний уровень развития умения осознанно сопереживать текущему эмоциональному состоянию другого человека (45%), характеризуются низким уровнем развития умения контролировать свои эмоции в процессе общения (52,5%), средним уровнем развития умения слушать (42,5%), низким уровнем развития умения терпимо относиться к разнообразным особенностям личности в ситуациях коммуникативного взаимодействия (67,5%), средним уровнем развития умения сохранять продуктивное функционирование психики в кратковременной или длительной напряженной ситуации (47,5%). На этом же этапе констатирующего исследования были сформированы 2 группы: контрольная и экспериментальная (всего 40 социальных работников). В контрольную группу вошли 20 социальных работников, в экспериментальную вошли также 20 социальных работников. Достоверного различия между контрольной и экспериментальной группами перед проведением социально-психологического тренинга по уровню напряжения умений педагогического общения (умение осознанно сопереживать текущему эмоциональному состоянию другого человека, умение контролировать свои эмоции в процессе общения, умение терпимо относиться к разнообразным особенностям личности в ситуациях коммуникативного взаимодействия, умение слушать, умение сохранять продуктивное функционирование психики в кратковременной или длительной напряженной ситуации) выявить не удалось. Оценка значимости осуществлялась при помощи U-критерия Манна-Уинтни.
Для реализации достижения целей по формированию умений педагогического общения у социальных работников психоневрологического интерната для детей был организован социально-психологический тренинг, который был реализован в сформированной экспериментальной группе. После проведения данной работы были получены следующие результаты: произошло повышение средних показателей умений педагогического общения (умение осознанно сопереживать текущему эмоциональному состоянию другого человека, умение контролировать свои эмоции в процессе общения, умение слушать, умение терпимо относиться к разнообразным особенностям личности в ситуациях коммуникативного взаимодействия , умение сохранять продуктивное
функционирование психики в кратковременной или длительной напряженной ситуации) в экспериментальной группе. Уровень исследуемых показателей в контрольной группе за время эксперимента существенно не изменился. Оценка значимости осуществлялась при помощи U-критерия Манна-Уинтни. Также отзывы участников (социальных работников) социально-психологического тренинга свидетельствуют о результативном воздействии на них проведённого социально-психологического тренинга.
Полученные данные позволяют сделать вывод об эффективности проведённого нами социально-психологическом тренинга с социальными работниками краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух». Это связано с тем, что, если формировать у социальных работников умение осознанно сопереживать текущему эмоциональному состоянию другого человека, умение контролировать свои эмоции в процессе общения, умение терпимо относиться к разнообразным особенностям личности в ситуациях коммуникативного взаимодействия, умение слушать, умение сохранять продуктивное функционирование психики в кратковременной или длительной напряженной ситуации средствами социально-психологического тренинга, то процесс формирования умений педагогического общения у социальных работников психоневрологического интерната для детей будет результативным. Таким образом, в ходе опытно-экспериментальной работы цель исследования была достигнута и были решены поставленные задачи. Общие выводы подтверждают правомерность гипотезы. Итак, можно сделать вывод о том, что выдвинутая нами в начале научно-исследовательской работы гипотеза находит своё подтверждение.
Диссертационное исследование не претендует на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы ввиду ее многоаспектности и сложности. Так, одним из направлений, на наш взгляд, является построение системы комплексной диагностики сформированности умений педагогического общения у социальных работников психоневрологического интерната для детей, с одной стороны, поиск и научное определение других факторов, продуктивно влияющих на формирование умений педагогического общения у социальных работников психоневрологического интерната для детей, с другой стороны.
1. Азарнова, А. Н. Психологическое консультирование: базовые приемы и техники / А. Н. Азарнова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. - 317 с.
2. Аслаев, С.Т. Формирование умений педагогического общения у учителей физической культуры в процессе интерактивного обучения: дис. ... канд. пед. наук / С.Т. Аслаев. - Чебоксары, 2007. - 156 с.
3. Базарова, Т.С. К вопросу о психологических особенностях личности социального работника / Т.С. Базарова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. - № 5. - С. 165 - 170.
4. Базарова, Т.С. Методологические подходы к профессиональной
подготовке социального работника / Т.С. Базарова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2011. - № 5. - С. 214 - 221.
5. Базарова, Т.С. Психологические характеристики профессиональной компетентности социального работника / Т.С. Базарова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - № 5. - С. 107 - 112.
6. Батракова С. Н. Образовательный потенциал педагога как "человека культуры" / С. Н. Батракова // Высшее образование в России. - 2009. - № 5. - С. 105-108.
7. Батракова С.Н. Педагогическое общение как диалог в культуре / С.Н. Батракова // Педагогика. - 2002. - № 4. - С. 27-33.
8. Бодалев, А. А. Личность и общение: избранные психологические труды / А. А. Бодалев. - Москва: Международная педагогическая академия, 1995. - 324 с.
9. Бойко, Е.В. Формирование у студентов умений оптимального
педагогического общения: дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Бойко. - Саратов, 2002. - 184 с.
10. Воробьева, И.В. Формирование умений педагогического общения у студентов вуза: дис. ... канд. пед. наук / И.В. Воробьева. - Майкоп, 2006. - 193 с.
11. Гарькуша О. Н. Профессиональное общение: учебное пособие / О. Н. Гарькуша. - Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2014. - 109 с.
12. Гужва, И.В. Психологические особенности педагогического общения преподаватель-студент в современном вузе: дис. ... канд. псих. наук / И.В. Гужва.
• Смоленск, 2011. - 197 с.
13. Гуслова, М. Н. Организация социальной работы в Российской Федерации: учебник для студентов средних учебных заведений по профессии "Социальный работник" / М. Н. Гуслова. - Москва : Академия, 2014. - 191 с.
14. Ефимова, Н. С. Психология общения: практикум по психологии : [учебное пособие для студентов среднего профессионального образования] / Н. С. Ефимова. - Москва: Форум : ИНФРА-М, 2015. - 191 с.
15. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: [учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям] / И. А. Зимняя. - Москва: Логос, 2008. - 382 с....74