Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коммуникация в городском общественном транспорте (на материале транспортных диалогов в г. Канске)

Работа №154154

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2016
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 4
Глава 1. Проблема транспортной коммуникации в контексте речежанровой лингвистики 7
1.1 Понятие жанра в современной лингвистике 7
1.1.1 Определение речевого жанра 7
1.1.2 Аспекты функционирования речевых жанров 9
1.1.3 Дискурсивная база речевых жанров 12
1.2 Классификация жанров речи 14
1.3 Составляющие коммуникации в общественном транспорте 17
1.3.1. Участники коммуникации и их роли 18
1.3.2. Коммуникативная ситуация 19
1.3.3. Характер коммуникативного взаимодействия 20
Глава 2. Жанры коммуникации в общественном транспорте 25
2.1 Этикетные жанры 25
2.1.1 Благодарность 25
2.1.2 Извинение 26
2.2 Императивные жанры 27
2.2.1 Совет 27
2.2.2 Просьба 28
2.2.3 Требование 29
2.2.4 Угроза 30
2.3. Оценочные жанры 31
2.3.1. Похвала 31
2.3.2. Замечание 32
2.3.3. Выговор 33
2.3.4. Укор и обвинение 33
2.3.5. Оскорбление 34
2.4. Информативные жанры 35
2.4.1. Вопросно-ответный комплекс 35
2.4.2. Сообщение 36
2.4.3. Комментарий 36
2.4.4. Телефонные разговоры 40
2.5. Причины коммуникативных неудач в городской транспортной
коммуникации 44
Заключение 48
Список использованной литературы 50
Приложение. План-конспект урока по развитию речи «Речевой этикет в общественном транспорте»(5 класс) 53

Несмотря на большое количество исследований, связанных с коммуни­кативной и социокультурной средой, в жанроведческом направлении многое остается неизученным. Особого внимания заслуживают жанры устной ком­муникации, которую принято в основном связывать с обыденной деятельно­стью человека. Сферами ее распространения являются семья, рабочий кол­лектив, дружеские коллективы и др. Данный тип коммуникации естественен для любого человека, именно с неофициального общения начинается пости­жение ребенком языка.
Изменения, которым подвергаются язык и жанры в устной неформаль­ной коммуникации, являются настолько значительными и масштабными, что вызывают необходимость всестороннего изучения и классификации. Картина функционирования языка меняется на глазах.
Изучение речевых жанров коммуникации в общественном транспорте входит в русло обозначенной проблематикии потому является весьма акту­альным.
Кроме того, изучение речевых жанров, функционирующих в устном неформальном дискурсе, в частности - в общественном транспорте, пред­ставляет интерес в связи с актуализацией антропоцентрического направления в лингвистике. Исследование языковых процессов в современной лингвисти­ке ведется в неразрывной связи с потребностями коммуникативной деятель­ности и учитывает человеческий фактор, когда субъект речи как ее творец включается в описание языковых механизмов.
Степень изученности темы исследования.Исследованиями проблемы жанров занимались Н.Д. Арутюнова, М.М. Бахтин, К.А. Долинин, А.А. Кибрик, М.Н. Кожина, П.Е. Кондратов, К.Ф. Седов, Ф.О. Смирнов, М.Л. Ма­каров, А.К. Михальская, Т.В. Шмелева и мн. др. Однако все исследователи изучают данный вопрос на материале разных сфер, сред и ситуаций комму­никации, поэтому единая классификация речевых жанров отсутствует.
Среди работ, посвященных изучению коммуникации в общественном транспорте, можно отметить диссертационное исследование А.Н. Байкуло- вой, в частности, раздел «Общение незнакомых», в котором рассматриваются особенности устного неформального общения в транспорте [4], а также рабо­ты М.В. Китайгородской и Н.Н. Розановой [17].
Объект исследования - коммуникация в общественном транспорте.
Предмет исследования - жанровыеформы коммуникации в обществен­ном транспорте.
Цель исследования - выделить и классифицировать речевые жанры, функционирующие в обозначенном коммуникативном пространстве.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. проанализировать понятие «жанр» в современной лингвистике;
2. рассмотреть классификации жанров речи;
3. выделить составляющие коммуникации в городском общественном транспорте;
4. проанализировать этикетные, императивные, оценочные иинформатив- ные жанры «транспортной» ситуации;
5. проанализировать причины коммуникативных неудач в ее границах.
В работе использованы следующие методы исследования: анализ и синтез, описательный метод, прямое наблюдение, сопоставительный анализ, дискурсивный анализ.
Теоретическую базу ВКРсоставили работы по теории речевой дея­тельности, теории речевых жанров и теории дискурса, психолингвистические исследования, публикации поречевому этикету и культуре речи.
Материалом исследования послужили записи диалогов и отдельных высказываний, собранные в период 2015-2016 гг. в автобусах города Канска. Объем картотеки составляет 200 текстов монологического и диалогического характера.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов в дальнейшем изучении город­ского общения, в спецкурсах по коммуникативной лингвистике, а также в школьных курсах по развитию речи.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключе­ния, списка использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Преимущество коммуникативно-прагматического подхода к речевой деятельности заключается в исследовании коммуникативного взаимодей­ствия на оси «адресант - адресат»; в изучении значения и употребления язы­ковых единиц; в учете исходных прагматических установок говорящего: це­ли, намерения, эмоций; в конце концов, в анализе речевых жанров, обеспечи­вающих успешность / неуспешность каждой речевой ситуации.
В процессе формирования теоретической базы исследования мы при­шли к выводу, что одним из краеугольных вопросов теории жанров является проблемы их четкого определения, а такжепостроения непротиворечивой классификации типичных высказываний, поскольку в научной литературе до сих пор нет единого мнения о принципах выделения жанров.
Некоторые исследователи указывают и на проблемы разграничения жанра и среды его функционирования, и дифференциации признаков, лежа­щих в основе этого разграничения.
Одной из сред регулярного общения незнакомых людей является транспорт. Контакты с незнакомыми людьми возникают в основном в период выхода человека из «дома» в «город»: для многих российских граждан это дорога до работы и обратно.
Коммуникация в общественном транспорте - это коммуникация незна­комых людей, которая основана на существующих в обществе стереотипах в условиях минимальной (фактически отсутствующей) психологической и со­циальной близости незнакомых коммуникантов и одновременной макси­мальной вынужденной физической близости, ограниченной размерами транспортного средства.
Как показало исследование, в городской транспортной коммуникации преобладают этикетные и информативные речевые жанры. Это связано с тем, что в условиях устного неформального общения в общественной среде люди вынуждены соблюдать элементарные правила речевого этикета и по возмож­ности уважительно относиться к незнакомым людям, для собственного ком­форта и безопасности. Этикетные (благодарность, извинение), оценочные (похвала) и информативные высказывания (вопрос-ответ, сообщение) реали­зуют именно эту функцию.
Вместе с тем, транспортная среда должна быть признана конфликто­генной, когда вследствие внешних, объективных факторов (пробка, авария, поломка транспортного средства и т.п.) либо внутренних, субъективных фак­торов (болезнь, стресс, проблемы личностного характера) участники комму­никации - кондуктор и пассажиры - регулярно сталкиваются с речевой агрессией.На нее могут «работать» не только «отрицательные» оценочные жанры (замечание, выговор, обвинение, оскорбление), но и императивы (тре­бование, угроза), и этикетные жанры (отказ). В целом, по нашим наблюде­ниям, это с регулярностью приводит к коммуникативным неудачам.
Коммуникативная неудача в транспортной коммуникации, как правило, является следствием нарушения паритетности общения. Причиной наруше­ния контакта с собеседником и прекращения разговора может быть и не­уместное замечание в адрес слушателя, и недоброжелательное отношение го­ворящего к его действиям, личностным качествам и характеристикам. Кроме того, одной из причин коммуникативных неудач в общении в транспорте яв­ляется нежелание одного из коммуникантов вступать в диалог с посторонним человеком.
Следует прийти к выводу о социальной и коммуникативной ответ­ственности, которая накладывается на всех участников публичного обще­ственного контакта, в нашем случае - транспортного общения. В его рамках равную степень ответственности за эффективное общение несут и обслужи­вающий персонал, и пассажиры.


1. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений (Оценка. Событие. Факт.). - М.: Наука, 1998.
2. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - М.: Языки русской куль­туры, 1999.
3. Байкулова А.Н. Устное неофициальное общение и его разновид­ности: Дис. ... д-ра филол. наук. - Саратов, 2015.
4. Байкулова А.Н. Устное неофициальное общение и его разновид­ности: повседневная речь горожан. - Саратов: ИЦ «Наука», 2014.
5. Баранов А.Н. Политический дискурс: прощание с ритуалом? // Человек. - 1997. - №6.
6. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Собр. соч.: в 7 т. М., 1996. - Т. 5.
7. Бахурова Е.П. Причины коммуникативных неудач в межкультур­ном общении // Молодой ученый. - 2014. - №18. - С. 844-847.
8. Боброва В.М. Отказ и возражение как жанры негативной реакции // Семантические и прагматические аспекты высказывания. - Новосибирск, 1991.
9. Богданов В.В. Текст и текстовое общение. - СПб.: Изд-во С.- Петерб. гос. ун-та, 1993.
10. Борзунова А.К. Коммуникативные неудачи как следствие нару­шения речевого этикета // Молодой ученый. - 2012. - №8. - С. 79-83.
11. Бугрова С.Е. Коммуникативные неудачи и способы их преодоле­ния в неофициальном англоязычном общении: Автореф. дис. . канд. филол. наук. - Н. Новгород, 2013.
12. Бугрова С.Е. Феномен коммуникативной неудачи в рамках ком­муникативно-прагматической парадигмы // Вестник Челябинского гос. уни­верситета. - 2012. - № 21 (275). - Серия Филология. Искусствоведение. Вып. 68.
13. Долинин К.А. Речевые жанры как средство организации социаль­ного взаимодействия // Жанры речи: сб. науч. ст. - Саратов: Изд-во Гос. учебно-науч. центра «Колледж», 1999.
14. Енина Л.В. Речевая агрессия и речевая толерантность в средствах массовой информации // Российская пресса в поликультурном обществе: то­лерантность и мультикультурализм как ориентиры профессионального пове­дения. - М.: Независимый Институт Коммуникативистики, 2002.
15. Звегинцев В.А. Предложение и его отношение к языку и речи. - М., 1976....34


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ