Компетентностно-ориентированные задания на уроках обществознания в 7-м классе
|
Только Word
Введение 3
1. Современный образовательный процесс
1.1. Новый смысл современного российского образования 9
1.2. Компетентностный подход в обучении истории и обществознания в
современной школе 14
1.3. Что такое компетенции и компетентности в современном образовательном
процессе 19
2. Компетенции как результат современного образования
2.1. Ключевые компетентности, отраженные в требованиях ФГОС ООО и других
нормативных документах 24
2.2. Формы и методы, способствующие формированию ключевых
компетентностей 28
2.3. КОЗ: понятие, особенности, содержание, типология. Опыт применения
заданий на уроках обществознания в 7 классе 32
2.4. Оценка сформированности ключевых компетенций 42
Заключение 50
Список используемой литературы и источники 52
Приложения 55
Введение 3
1. Современный образовательный процесс
1.1. Новый смысл современного российского образования 9
1.2. Компетентностный подход в обучении истории и обществознания в
современной школе 14
1.3. Что такое компетенции и компетентности в современном образовательном
процессе 19
2. Компетенции как результат современного образования
2.1. Ключевые компетентности, отраженные в требованиях ФГОС ООО и других
нормативных документах 24
2.2. Формы и методы, способствующие формированию ключевых
компетентностей 28
2.3. КОЗ: понятие, особенности, содержание, типология. Опыт применения
заданий на уроках обществознания в 7 классе 32
2.4. Оценка сформированности ключевых компетенций 42
Заключение 50
Список используемой литературы и источники 52
Приложения 55
В последнее десятилетие общество переживает ряд преобразований, связанных с различными сферами жизнедеятельности человека. Научные изыскания оказывают непосредственное влияние на качество жизни рядовых членов общества. Образование является одной из стратегически важных отраслей деятельности государства, цель которого, подготовить не просто образованных и имеющих определенный багаж знаний выпускников, а специалистов готовых самостоятельно восполнять пробелы и создавать новые знания.
Данная отрасль сейчас находится на стадии становления в абсолютно новом качестве. Школа развивается, меняются содержание обучения, задачи и формы организации учебного процесса; старые находятся на этапе «отмирания», создаются новые. Функцией образования выступает не усвоение определенного объема теоретических знаний, умений, навыков, а способы овладения, в первую очередь, практическими результатами обучения. Становится очевидным, что прежние подходы к обучению теряют свою актуальность и перед учителем, как главным субъектом образовательного процесса встают задачи пересмотра методики своей деятельности. Методы работы должны отражать не передачу знаний в готовом виде, а построить совместную деятельность так, чтобы ребенок сам учился искать новые знания, такие способности учеников мы называем компетентностями. В доказательство здесь уместно использовать древнюю китайскую мудрость, которая гласит: «Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю».
Образовательные стандарты нового поколения дают нам четкое понимание того, что современный выпускник должен обладать набором ключевых компетентностей и личностными, предметными и метапредметными результатами образования. Формирование компетентностей требует от педагога и ученика максимальной концентрации всех имеющихся интеллектуальных ресурсов: учитель в такой системе отношений ставит учебную задачу, направляет, контролирует, а ученик выясняет, находит, исследует. Ведущей формой обучения остается урок, меняется лишь его структура и виды деятельности, учащиеся из пассивных слушателей превращаются в активных участников процесса. Роль учителя создать условия, способствующие развитию учащихся компетентностей через выполнение практической деятельности. Под практической деятельностью, мы здесь понимаем, систему специальных заданий, в первую очередь, компетентностно - ориентированных (КОЗ). Такие задания к тому же выступают и современным средством оценивания результатов образования.
Анализируя, методическую литературу, мы пришли к выводу, что в настоящее время, наблюдается дефицит таких заданий по всем школьным предметам. Разработка КОЗ процедура трудоемкая и кропотливая, поэтому использование их на уроках становится, редким явлением в школе. Хочется отметить, что в настоящее время, есть существенная база КОЗ для работы в начальной школе, в средней школе есть небольшое количество разработок по русскому языку, математике, физике, истории и практически нет по обществознанию. Очевидна потребность в составлении заданий, готовых к непосредственному применению на уроках. Разработкой компетентностно- ориентированных заданий занимались некоторые учителя - практики Барыбина Т. В., Голиченко Т. И., Мелехина Т. С., но даже этот объем, как нам кажется, недостаточен.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы объясняется и ее низкой степенью изученности. В российской педагогической науке некоторые исследователи занимались изучением компетентностного подхода в образовании (Иванов Д. А., Федоров А.В., Хуторской А.В., Болотов В.А., Сериков В.В., Боголюбов Л.Н., Каспржак А.Г.), компетентностно-ориетированного урока (Пашкевич А.В.), проблемой интеграции личностного и компетентностного подходов в образовании (Вербицкий А.А., Ларионова О.Г.), ключевые компетентности, как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (Зимняя И.А.) и пр. Так как мы в нашей работе делаем акцент именно на обществоведческое образование в школе, то мы занимались поиском исследований именно на эту тему. Как показала практика, имеются исследования компетентностно-ориентированных заданий в обучении математики, химии, русского языка, географии, правового обучения, в рамках обществоведческого образования эта тема не освещается. Многие из перечисленных работ посвящены изучению компетентностного подхода на уровне профессионального образования и практически нет трудов по изучению школьного уровня....
Данная отрасль сейчас находится на стадии становления в абсолютно новом качестве. Школа развивается, меняются содержание обучения, задачи и формы организации учебного процесса; старые находятся на этапе «отмирания», создаются новые. Функцией образования выступает не усвоение определенного объема теоретических знаний, умений, навыков, а способы овладения, в первую очередь, практическими результатами обучения. Становится очевидным, что прежние подходы к обучению теряют свою актуальность и перед учителем, как главным субъектом образовательного процесса встают задачи пересмотра методики своей деятельности. Методы работы должны отражать не передачу знаний в готовом виде, а построить совместную деятельность так, чтобы ребенок сам учился искать новые знания, такие способности учеников мы называем компетентностями. В доказательство здесь уместно использовать древнюю китайскую мудрость, которая гласит: «Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю».
Образовательные стандарты нового поколения дают нам четкое понимание того, что современный выпускник должен обладать набором ключевых компетентностей и личностными, предметными и метапредметными результатами образования. Формирование компетентностей требует от педагога и ученика максимальной концентрации всех имеющихся интеллектуальных ресурсов: учитель в такой системе отношений ставит учебную задачу, направляет, контролирует, а ученик выясняет, находит, исследует. Ведущей формой обучения остается урок, меняется лишь его структура и виды деятельности, учащиеся из пассивных слушателей превращаются в активных участников процесса. Роль учителя создать условия, способствующие развитию учащихся компетентностей через выполнение практической деятельности. Под практической деятельностью, мы здесь понимаем, систему специальных заданий, в первую очередь, компетентностно - ориентированных (КОЗ). Такие задания к тому же выступают и современным средством оценивания результатов образования.
Анализируя, методическую литературу, мы пришли к выводу, что в настоящее время, наблюдается дефицит таких заданий по всем школьным предметам. Разработка КОЗ процедура трудоемкая и кропотливая, поэтому использование их на уроках становится, редким явлением в школе. Хочется отметить, что в настоящее время, есть существенная база КОЗ для работы в начальной школе, в средней школе есть небольшое количество разработок по русскому языку, математике, физике, истории и практически нет по обществознанию. Очевидна потребность в составлении заданий, готовых к непосредственному применению на уроках. Разработкой компетентностно- ориентированных заданий занимались некоторые учителя - практики Барыбина Т. В., Голиченко Т. И., Мелехина Т. С., но даже этот объем, как нам кажется, недостаточен.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы объясняется и ее низкой степенью изученности. В российской педагогической науке некоторые исследователи занимались изучением компетентностного подхода в образовании (Иванов Д. А., Федоров А.В., Хуторской А.В., Болотов В.А., Сериков В.В., Боголюбов Л.Н., Каспржак А.Г.), компетентностно-ориетированного урока (Пашкевич А.В.), проблемой интеграции личностного и компетентностного подходов в образовании (Вербицкий А.А., Ларионова О.Г.), ключевые компетентности, как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (Зимняя И.А.) и пр. Так как мы в нашей работе делаем акцент именно на обществоведческое образование в школе, то мы занимались поиском исследований именно на эту тему. Как показала практика, имеются исследования компетентностно-ориентированных заданий в обучении математики, химии, русского языка, географии, правового обучения, в рамках обществоведческого образования эта тема не освещается. Многие из перечисленных работ посвящены изучению компетентностного подхода на уровне профессионального образования и практически нет трудов по изучению школьного уровня....
Новый смысл российского образования, согласно ФГОС ООО заключается в достижении учащимися современных образовательных результатов:
• формирование компетенций и компетентностей в предметных областях;
• формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
• активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. [7]
То есть формирование и развитие у школьников компетенций и компетентностей должно стать частью содержания учебной деятельности, в этом случае совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов называется компетентностным подходом.
Компетентностный подход усиливает практическую направленность обучения, теоретические знания не должны оставаться тяжелым грузом в головах выпускников, они должны стать практическим средством решения жизненных задач. Следовательно, компетентностный подход в изучении истории и обществознания позволяет преодолеть трудности связанные с проблемой применения полученных знаний, умений и навыков в реальной жизни, при непредвиденных обстоятельствах. Также он содействует развитию у обучающихся способностей к самостоятельному поиску решения проблем различного характера (межличностных отношений, выявление скрытых способностей, поиск будущей профессии и т.п.) с помощью социального опыта и своего собственного. Новыми результатами образования становятся компетенции и компетентности.
Овладение компетенциями и компетентностями в совокупности откроет перед школьниками возможности самореализации, позволит самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях, в то время как наличие знаний и неумение их применить, как правило, не имеет потенциала для развития личности. Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения различных важных целей и решения различных сложных задач в различных ситуациях. Их классификация в отечественной очень разнообразна и единого мнения на сегодняшний день по этому вопросу нет.
Компетентностный подход в образовании предполагает использование наиболее активных форм и методов взаимодействия учителя и ученика. Такие задания, в своей основе должны быть компетентностно-ориентированными, то есть направленными на овладение ключевыми компетентностями. Нами был проведен эксперимент, который показал, что показатели успешного освоения компетентностей, растут, если на уроках учитель применяет КОЗ.
Тут возникает другая проблема - каким образом оценивать уровень компетентностей у учащихся? Отметочная система теряет актуальность, так как не в состоянии объективно оценить новые умения школьников. В литературе предложены некоторые новые способы оценки современного образовательного процесса. Это может быть рейтинговая система, карты самостоятельной работы, предметное портфолио, комбинированные тесты, участие в конференциях, публичных выступлениях и т.д.
• формирование компетенций и компетентностей в предметных областях;
• формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
• активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. [7]
То есть формирование и развитие у школьников компетенций и компетентностей должно стать частью содержания учебной деятельности, в этом случае совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов называется компетентностным подходом.
Компетентностный подход усиливает практическую направленность обучения, теоретические знания не должны оставаться тяжелым грузом в головах выпускников, они должны стать практическим средством решения жизненных задач. Следовательно, компетентностный подход в изучении истории и обществознания позволяет преодолеть трудности связанные с проблемой применения полученных знаний, умений и навыков в реальной жизни, при непредвиденных обстоятельствах. Также он содействует развитию у обучающихся способностей к самостоятельному поиску решения проблем различного характера (межличностных отношений, выявление скрытых способностей, поиск будущей профессии и т.п.) с помощью социального опыта и своего собственного. Новыми результатами образования становятся компетенции и компетентности.
Овладение компетенциями и компетентностями в совокупности откроет перед школьниками возможности самореализации, позволит самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях, в то время как наличие знаний и неумение их применить, как правило, не имеет потенциала для развития личности. Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения различных важных целей и решения различных сложных задач в различных ситуациях. Их классификация в отечественной очень разнообразна и единого мнения на сегодняшний день по этому вопросу нет.
Компетентностный подход в образовании предполагает использование наиболее активных форм и методов взаимодействия учителя и ученика. Такие задания, в своей основе должны быть компетентностно-ориентированными, то есть направленными на овладение ключевыми компетентностями. Нами был проведен эксперимент, который показал, что показатели успешного освоения компетентностей, растут, если на уроках учитель применяет КОЗ.
Тут возникает другая проблема - каким образом оценивать уровень компетентностей у учащихся? Отметочная система теряет актуальность, так как не в состоянии объективно оценить новые умения школьников. В литературе предложены некоторые новые способы оценки современного образовательного процесса. Это может быть рейтинговая система, карты самостоятельной работы, предметное портфолио, комбинированные тесты, участие в конференциях, публичных выступлениях и т.д.
Подобные работы
- Формирование критического мышления с помощью компетентностно-ориентированных заданий на уроках обществознания в 7 классе
Дипломные работы, ВКР, обществознание. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Компетентностно-ориентированные задания по истории России в 6 классах
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Сторителлинг на уроках обществознания в 7 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2022 - Специфика применения кейс-метода на уроках обществознания (Саратовский Национальный Исследовательский Государственный Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - Формирование экономической компетентности старшеклассников на уроках “Обществознание”
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ 4К-КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ В 7 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТФОРМЫ ФГИС «МОЯ ШКОЛА»
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - Формирование личностных компетенций на уроках обществознания в 6-9 классах с использованием технологии проблемного обучения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2022 - Современные средства оценивания предметных результатов на уроках истории в 5 классе в рамках реализации ФГОС
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2018 - Неимитационные методы активного обучения на уроках истории в школе (Амурский Гуманитарно-Педагогический Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025





