Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Колоративная лексика в повестях В.Г. Распутина «Прощание с Матерой», «Дочь Ивана, мать Ивана»

Работа №154149

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы102
Год сдачи2016
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ КОЛОРАТИВНОЙ
ЛЕКСИКИ 8
1.1. Из истории изучения колоративной лексики 8
1.2. Изучение колоративной лексики в психологии и социокультурном 12
аспекте
1.3. Функции колоративов 18
ГЛАВА 2. КОЛОРАТИВНАЯ ЛЕКСИКА В ПОВЕСТЯХ В.Г.
РАСПУТИНА «ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ», «ДОЧЬ ИВАНА, 25
МАТЬ ИВАНА»
2.1. В.Г. Распутин и его творчество 25
2.2. Колоративы в повести В.Г. Распутина «Прощание с
Матерой» 28
2.3. Колоративы в повести В.Г. Распутина «Дочь Ивана, мать
Ивана» 35
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ КОЛОРАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ В СРЕДНЕЙ 42
ШКОЛЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Приложение А. Словник цветообозначений в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» 57
Приложение Б. Словник цветообозначений в повести В.Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» 76
Приложение В. Количественное соотношение колоративов и слов, обозначающих цвет по повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» 98
Приложение Г. Количественное соотношение колоративов и слов, обозначающих цвет по повести В.Г. Распутина «Дочь Ивана, мать
Ивана» 101

В выпускной квалификационной работе рассматриваетя употребление колоративной лексики в повестях В.Г. Распутина «Прощание с Матерой», «Дочь Ивана, мать Ивана».
В последние десятилетия у лингвистов и литературоведов возник активный интерес к творческому аспекту употребления языка, основанный на традиции изучения языковых средств в художественной речи. Поэтому актуальность изучения колоративной лексики в художественном произведении является бесспорной.
И.Н.Яковлева пишет, что такое языковое явление, как колоративная лексика (колоративы - достаточно четко очерченная в языке группа прилагательных, обозначающих цвет) - одна из самых популярных лексических групп, в которую входят слова, соотносящиеся с цветовым спектром, используется в творчестве многих писателей [53; с.12].
Цвет есть важная грань человеческого восприятия мира. Поэтому уже с древних веков цвету придавалось особое значение. За долгую историю своего существования и развития человечество создало целую науку о цветовых номинациях, связав их с феноменами душевной и психической жизни, с феноменами той или иной культуры, с национальными приоритетами, с политическими ассоциациями и т. п. И во всех формах общественного сознания - в науке, в искусстве, в психологии - уделяется особое внимание цветовым номинациям. Поэтому художественная литература, обращенная к постижению явления человека и общества, также обратилась к изучению эстетики и поэтики цветовых ощущений в восприятии человека.
Цветопись в творчестве писателей является важным экспрессивным средством и несет большую идейно-художественную и эмоциональную нагрузку. Цветообозначающая лексика наряду с прочими языковыми средствами художественной речи отражает ценностные приоритеты и культурные стереотипы общества данной эпохи, изменения этих стереотипов, трансформации некоторых значений цвета в созданной автором индивидуальной цветовой картине художественного образа [17; с. 112]. Анализ научной литературы по теме исследования показал, что некоторые аспекты психологии и поэтики цветописинеоднократно становились предметом изучения соответствующих наук. Например, существуют исследования, посвященные соотношению зон физического цветового спектра, физиологических параметров и языковых категорий для различных языков; распространенности и различным структурным и семантическим типам цветонаименований; истории цветовых названий и их историческому развитию.
В русской литературе имеется большое количество писателей, творчество которых с полным правом можно назвать «цветными». Это Константин Дмитриевич Бальмонт и Михаил Михайлович Пришвин, Сергей Александрович Есенин и Михаил Афанасьевич Булгаков, Гавриил Романович Державин, Владимир Владимирович Набоков и многие другие писатели и поэты.
Представляется, что к этой группе можно отнести и Валентина Григорьевича Распутина. Выбор в качестве материала для исследования творчества В.Г.Распутина связан, во-первых, с проблемами краеведения - необходимостью знать литературное творчество наших земляков, во-вторых, произведения писателя практически не изучены с позиции употребления колоративной лексики. Известно, что употребление / неупотребление колоративов в произведениях того или иного автора свидетельствует об одном из аспектов его идиостиля. Именно этим объясняется актуальность темы исследования.
Материалом для исследования послужили повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой», «Дочь Ивана, мать Ивана». Эти художественно­публицистические произведения в свое время являлись своеобразными «лакмусовыми показателями» морально-нравственного состояния общества.
Писатель здесь рассматривает не только проблемы экологии среды обитания, но и экологии души, культуры, образования, языка, ментальности. Это круг «больных» тем, поэтому В.Г. Распутин вновь и вновь возвращается к ним в своих произведениях. «Кажется, он написал все свои книги для того, чтобы мы вгляделись в то, что было. То, что называлось русским человеком», - сказал о творчестве Распутина литературный критик Валентин Курбатов.
Объект исследования - художественная речь В.Г. Распутина.
Предмет исследования - колоративная лексика в повестях В.Г. Распутина «Прощание с Матерой», «Дочь Ивана, мать Ивана».
Цель исследования - проанализировать употребление колоративной лексики в повестях В.Г. Распутина «Прощание с Матерой», «Дочь Ивана, мать Ивана».
В соответствии с темой, объектом, предметом и целью исследования были выдвинуты следующие задачи:
1) изучить теоретические вопросы, связанные с темой исследования;
2) с помощью приема сплошной выборки выделить колоративную лексику в повестях «Прощание с Матёрой», «Дочь Ивана, мать Ивана»;
3) определить роль колоративной лексики в осуществлении замысла автора;
4) составить методическую разработку по теме исследования.
В работе использованы следующие методы и приемы исследования:
1. Прием сплошной выборки;
2. Прием анализа научной литературы;
3. Количественный подсчет (подсчет числа выявленных фактов
употребления цветовой лексики);
4. Описательный и сопоставительный методы.
Методологической базой исследования явились работы
Н.Б.Бахилиной, В.В.Драгунского, Р.М.Фрумкиной, В.Г. Кульпиной, Л.А. Качаевой, А.П. Василевича.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов исследования в практике вузовского преподавания, а также на элективных курсах русского языка и литературы в общеобразовательной школе и в классах с углубленным изучением гуманитарных дисциплин, при изучении творчества В. Г. Распутина.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы,
содержит приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение семантики и структуры цветообозначений традиционно для мировой и отечественной лингвистики. Ряд научных исследований посвящен анализу цветовой лексики в языке художественных произведений, поскольку лексические единицы со значением цвета участвуют в создании сложных многоплановых образов и способствуют созданию выразительности художественного текста.
В рамках исследования, посвященного анализу употребления колоративной лексики в повестях В.Г. Распутина, был произведен анализ научной литературы, на основании которого мы пришли к следующему выводу: цветообозначения в русском языке представляют собой тот пласт лексики, который демонстрирует универсальное и уникальное восприятие окружающего мира языковым сознанием.
В рамках данного исследования выявлены наиболее частотные цветообозначения в повестях В.Г. Распутина. Общее количество колоративов составляет 283 употребления. Проводимые наблюдения по выявлению частотности того или иного цвета в творчестве Валентина Григорьевича Распутина показывают, что наиболее значимыми цветами в его повестях являются белый, чёрный, а также красный и зеленый. Данные, полученные при анализе языкового материала, подтверждают тот факт, что красный, зеленый цвета играют в русском языковом сознании крайне важную роль, что выражается в том, что по частоте употребления в проанализированном нами языковом материале они уступают лишь белому и черному.
В своих произведениях писатель чаще всего использует прилагательное белый (85 употреблений) и черный (43 употребления). Данные прилагательные характерны для Распутина. Они сочетается с такими существительными, как свет, день, глаза, лицо, земля и т.д.
Цветовая картина мира В.Г. Распутина имеет свои яркие индивидуальные особенности, что обусловлено неповторимостью цветовидения и художественного мировоззрения писателя. В своих произведениях В.Г. Распутин использует изначально присущие цвету свойства символа и его способность порождать массу ассоциаций.
Наиболее часто встречающиеся у Распутина колоративы реализуют предметно-изобразительную функцию: «бравый сержант с багровым лицом»; «на полу тянулись красная, зеленая и черная нитки». Функция этой разновидности колоративов - дать наглядно-чувственное описание явлений, предметов быта, внешности, которые всегда окрашены.
В.Г.Распутин окрашивает самые разные предметы быта: табурет («Решительным движением подняла с пола валявшуюся на боку крепкую, выкрашенную зеленой краской, табуретку»), шторы («Дочь занимала дальнюю выгородку, долго остававшуюся без дверей и укрываемую тяжелой бордовой шторой»), самовар («Дарья взяла ее стакан, плеснула в него из заварника и подставила под самовар - большой, купеческий, старой работы, красно отливающий чистой медью») и т.д. При описании внешности человека Распутин обращает внимание на глаза, которые являются наиболее важной частью внешности. В сознании человека именно глаза напрямую связаны с внутренним миром человека, его мыслями, чувствами, душой. Недаром говорят, что глаза - зеркало души. Так, констатация деталей внешности становится более емкой, наглядной, лаконичной, внешнее соединяется с внутренним, характеризуя героя: «Он полоснул большими
ржавыми глазами по старухам»;«Но верзила, помявшись, покосившись еще на Богодула, который подмигивал ему жутким, как горящим, красным глазом, побежал догонять своих» .
Литература есть отражение внешнего мира - именно поэтому эта функция колоративов естественна, органична и необходима. Следует сказать, что особенностью художественного мышления В.Г. Распутина является умение найти нужные слова. Он относится к слову бережно, старается найти емкие слова, не быть многословным. Поэтому, используя колоративы, писатель стремится не только наполнить их изобразительностью, но и усилить семантику, сделать многофункциональными: «Лишь кое-где на лугу сиротливо зеленели березы да на гарях чернели острые обугленные столбы».
Эмоционально-экспрессивная функция колоративов призвана нарисовать ярко и выразительно красочные, особенные отличительные свойства предметов и при этом выразить некое чувство, отношение, создать определенную эмоциональную ауру вокруг явления. Чаще всего такие колоративы метафоричны («Пышно, богато было на материнской земле - в лесах, полях, на берегах, буйной зеленью горел остров, полной статью катилась Ангара») или выступают как эпитеты: «пшеничными увязками кос».
В.Г.распутина был писателем-моралистом, никогда не скрывал своих оценок, честно, прямо и без обиняков высказывал свое суждение. Его произведения - сплав публицистики и художественности, отсюда и колоративы принимают у него моральную коннотацию: «...а по другую сторону, напротив нее через стол, извивался, визжал и кричал что-то неразборчивое кавказец в джинсовой куртке, черный, безростый, с бешеным лицом и кипящими большими глазами».
Цветовые ассоциации психофизического свойства реализуют психологическую функцию цветообозначений. Уже говорилось, что цвет выражает язык определенных душевных эмоций, физических состояний и ощущений, являясь неким психологическим феноменом. В.Г.Распутин показал физическое состояние героев во время страха («Лицо ее сделалось мелким, жалким и посинело, словно от синяка под глазом краска под давлением разошлась по всему лицу, и покрылось точечными капельками пота»), во время напряжения («Он зашел в кухню к жене взвинченный, лицо напряглось и покраснело»), во время волнения и в минуты счастья, в моменты депрессии («Он смотрел на Светку, сидящую перед ним с поднятыми коленками в расшатанном и продавленном кресле: посиневшая, в неделю опавшая до худобы, с мучительным взглядом сузившихся, не желающих ни на что смотреть, глаз») т.д.
Символика цветописи В.Г. Распутина очень своеобразна, необычна, поэтому бросается в глаза.
В символических значениях выступает колорема «зеленый» как символ природы, гармоничного уклада жизни, но человек находится в оппозиции к «зелени». С другой стороны, Распутин активно пользуется номинациями зеленого при назывании цвета одежды, материи, предметов и т.д.: «зелёная куртка», «зелёная нить», «зелёненькие обои».
Распутин прибегает к расширению семантики слова. Цветовую коннотацию у него приобретают такие лексемы, как светлый, лучезарный, бледный, темнота, тьма, яркий, кровь, туман, озаряет. Так создается поле психологического напряжения, цветность. Писатель, даже не употребляя колоративы, может нарисовать цветную картину при помощи опосредованных цветообозначений («Ночь была теплая и тихая, и, наверно, в другом месте - темная, но здесь, под огромным надречным небом, проглядная и сквозная»).
Цветовой спектр, представленный в повестях, достаточно разнообразен и богат в своих оттенках. Эти данные говорят о том, что Распутин был действительно зорким и тонким художником. Он пользуется известными цветовыми обозначениями, но в то же время его художнический вкус, фантазия и талант не довольствуются общепринятыми называниями. Это заставляет его придумывать свои цветовые номинации, необыкновенные, красивые, образные, индивидуально-авторские: «молочно-отстойной», «радужно-гнилое».
Можно сделать вывод, что большое количество колоративов наделяет повести художественностью. В.Г.Распутин выступает как краснописец, т.е. художник, умеющий красиво писать. Создать наглядный чувственный образ явлений и предметов ему помогает цветопись. И эта цветопись многокрасочна.


1. Ананьева Б.Г. Психология чувственного познания. М., 1960
2. Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Изучение эмоционального значения цвета // Психологические методы исследования личности. Л., 1978.
3. Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке. М. , 1975.
292 с.
4. Бахтина Н. Б. История цветообозначений в русском языке. М: Наука, 1975. 288 с.
5. Бородина М.А., Гак В.Г. К типологии и методике историко­
семантических исследований (на материале лексики французского языка). Ленинград: Наука, 1979. 232 с.
6. Берлин Брент, Кей Пол. Теория Берлина-Кея. [Электронный ресурс].
Режим доступа:
http://ru.cyclopaedia.net/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0% B8%D 1 %8F_%D0%91 %D0%B5%D 1 %80%D0%BB%D0%B8%D0%BD% D0%B0-%D0%9A%D0%B5%D 1 %8F
7. Бражников И.Л., Газизова А.А., Пономарева Т.А. и др. Коллективная
монография Творчество В.Г. Распутина в социокультурном и
эстетическом контексте эпохи // Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук. М., 2012. 244 с.
8. Василевич А.П. Цвет и его название. Развитие лексики цветообозначения
в современной России // Русская речь. 2005. №5. С 9-20. 133.
9. Валгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие. М.: Логос, 2003. 250 с.
10. Вежбицкая А. Обозначение цвета и универсалии зрительного восприятия // Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996. 640 с.
11. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.,
1963. 255 с.
12. Выготский Л.С. Психология искусства // Общ. ред. В.В. Иванова, коммент. Л.С. Выготского и В.В. Иванова, вступит.ст. А.Н. Леонтьева. 3­е изд. М: Искусство, 1986. 111 с.
13. Герреславская Н., Чернов В. Валентин Распутин. Русский гений. М.: Книжный мир, 2013. 165 с.
14. Гете И.В. Избранные сочинения по естествознанию // Учение о цвете. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957. 555 с.
15. Горкин А.П. Литература и язык. Современная иллюстрированная
энциклопедия. М.: Росмэн-Пресс, 2006. С.244-268....39


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ