Только Word
Введение 2-4
Глава 1. Теоретические аспекты описания колоративной лексики в
современном русском языке 5
1.1. Понятие цветообозначения 5
1.2. Функции колоративной лексики 8
Выводы 10
Глава 2. Семантика цветообозначений в прозе К.Г. Паустовского 11
2.1. Семантика цветообозначений оттенков красного цвета 11
2.2. Семантика цветообозначений оттенков синего цвета 15
2.3. Семантика цветообозначений желтого цвета 17
2.4. Семантика зеленого цвета 18
2.5. Семантика черного цвета 20
2.6. Семантика белого цвета 27
Заключение 38
Список использованной литературы 39
В культуре различных народов цвет всегда имел особое значение. Любой цвет вызывает у человека эмоциональный отклик, так как он тесно связан с осмыслением мира: философским и эстетическим.
При этом в русском языке существует большая группа языковых единиц, называющих разнообразные оттенки цвета - колоризмы, т.е. языковые единицы, называющие цвет или оттенок цвета. Использование колоризмов в творчестве писателей является важнейшим экспрессивным средством и несет большую идейно-художественную и эмоциональную нагрузку. Цветовые слова становятся выразителями своеобразия мировидения автора. Русская литература подарила миру огромное число художников слова, которых с полным правом можно назвать «цветными», - это Бальмонт, Булгаков, Набоков, Ахматова, Пришвин, Устинович и много других писателей и поэтов. Исключением не стал и Паустовский. При этом колоративная лексика в прозе Константина Георгиевича малоизучена, несмотря на особое место цвета в творчестве писателя.
Лингвистические исследования цветообозначений в настоящее время представлены монографическими работами многих исследователей: Н.Б.Бахилиной (1975), А.П. Василевича (1982), Р.М.Фрумкиной (1984), В.В. Колесова (1986), А.А.Брагиной (1993), В.В.Краснянского (1996), С.В.Кезиной(2000), В.Г.Кульпиной(2001), Е.А.Косых (2002), М.Купера (2004) и др.
Если говорить о степени разработанности непосредственной темы диплома, то можно выделить статью Т.В. Сивовой, рассматривавшей стилистические особенности и функциональную нагрузку индивидуальных авторских колоративных новообразований и статью Н.П. Люлько, в которой автор рассматривал цвет исключительно в рамках пейзажа. В прозе Паустовского не рассматривалась семантика колоризмов, использование автором полярности обозначения одного цвета и его оттенков, особенности 3
использования определенной гаммы цветов, не свойственных пейзажистам. Также нет обобщающих трудов по колоративной лексике писателя. Это обусловило выбор данной темы и её актуальность.
В связи с этим была поставлена цель работы - исследовать семантические особенности цвета в прозе К. Г. Паустовского.
Исходя из цели, мы обозначили следующие задачи исследования:
• раскрыть понятие цвета как объекта научного изучения и проблему цветового символизма;
• определить роль и характер цветовых номинаций в творчестве К.Г. Паустовского;
• составить лексико-семантическое поле цвета языка писателя.
В ходе реализации поставленных задач в работе применяются следующие методы исследования: описательный метод, метод
семантического анализа, интерпретация художественного текста, метод сплошной выборки.
Источниковой базой исследования послужили рассказы, цикл рассказов и повести К.Г. Паустовского, а именно: повесть «Мещорская сторона», цикл рассказов «Летние дни», рассказы «Ценный груз», «Медные доски», «Золотой линь», «Желтый свет», «Акварельные краски», «Старый повар», «Кружевница Настя», «Снег», «Толпа на набережной», «Беглые встречи», «Уснувший мальчик», «Сказочник», «Амфора», «Итальянские записи», «Третье свидание», «Ильинский омут», «Дождливый рассвет», «Стальное колечко».
Объект работы - художественный мир произведений Паустовского. Предметом работы послужили лексические единицы, формирующие цветовой художественный мир писателя....
В настоящей дипломной работе была рассмотрена семантика цветообозначений в произведениях Константина Георгиевича Паустовского для того чтобы выявить индивидуально-авторские особенности его творчества.
В ходе работы была определена роль цвета в структуре произведений Паустовского и выявлен характер цветовых номинаций, являющийся важной частью идиостиля писателя; описано лексико-семантическое поле цвета художественной картины мира Паустовского.
В процессе решения задач была достигнута поставленная вначале работы цель - исследовать семантические особенности колоративной лексики в прозе К.Г. Паустовского.
Лексика со значением цвета в романе представлена достаточно широко. Она играет значительную роль в экспрессивности текста, несет различительную функцию. Она достаточно колоритна и многозначна. С её помощью создаётся яркий, красочный тон повествования, который позволяет ясно и правдиво представить себе настроение природы, быт героев произведения, их внешность.
При изучении особенностей цветовой символики прозы Паустовского нами было отмечено, что цветообозначения представлены в его произведениях очень многообразно. Он употребляет как ахроматические, так и хроматические (спектральные) цвета, которые в, исследуемых нами художественных текстах писателя, распределены неравномерно.
При описании состава и структуры лексико-семантического поля «цвет» в прозе Константина Георгиевича Паустовского было обнаружено, что оно включает 6 микрополей каждое из которых включает доминанту (основной, наиболее часто используемый колоратив) и периферию (цветообозначения оттенков основного цветового тона).
Путём сплошной выборки мы выявили состав и структуру поля цвета в произведениях Паустовского. Оно включает в себя 50 номинаций цвета, представленные 277 лексемами.
Доминантными оказываются красный (11 номинаций, представленные 69 лексемами), синий (10 номинаций, представленные 51 лексемой) и желтый (9 номинаций, представленные 60 лексемами) микрополя. Другие цвета распределились в его произведении следующим образом: черный (30), зеленый (37), карминный (1), алый (2), розовый (15), багровый (9), оранжевый (2), индиго (1), багровый (3), золотой (14), рыжий (5), голубой (6), лазоревый (2), изумрудный (2), лимонный (2), канареечный (1),
шафранный (1), яичный (1), оливковый (2), серо-зеленый (3), .
Колоративная лексика в языке произведений К.Г.Паустовского характеризуются наличием различных способов выражения и особенностями их грамматического оформления. Проанализировав художественные тексты с точки зрения грамматического критерия, хочется отметить, что писатель чаще всего употребляет имена прилагательные - 245, и только 21 - глаголы, 10 существительных, называющих цвет и единичный случай причастия.
Излюбленным видом изобразительных средств у Паустовского является эпитет, использование метафоры встречается только 10 раз.
Паустовский в своих художественных произведениях стремится к тому, чтобы читатели получили точное, наглядное представление об окружающем человека мире, поэтому зачастую колоризмы употребляются в номинативном значении.
Так, самый частотный, красный цвет, реализуется в прямом словарном значении «цвета крови, спелых ягод земляники, цветка мака» (словарь). В красный цвет писатель окрашивает предметы одежды, быта, дает зоологическое описание некоторых видов растений и животных, употребляет научно-популярные термины веществ, в составе которого преобладает красный пигмент. Колоративкрасный у Паустовского не несет символики активности, он не пробуждает к действию и тем более к агрессии. Символично писатель использует оттенки красного цвета - розовый и багряный: розовый в связке с такими прилагательными как мутный и тусклый создает ощущение тоски и печали, а багряный, используемый в описании неба приобретает угрожающую символику.
В языке писателя лексема синий, как правило, выступает в значении цвета неба, воды и в сочетании со словами, описывающих внешность человека, одежду, предметы быта. Отдельно мы выделили довольно частотное употребление существительного синева, а так же оттенок синего цвета - голубой, выступающего в роли эпитета к номинациям природных явлений (туман, заря).
Специфику лексемы желтый в произведениях Паустовского составляет ее связь со словами лист, листья - более 17 упоминаний словосочетания «желтый лист». В остальных случаях колоризм желтый сочетается с существительными, называющими предметы обихода, одежду, природные объекты, действительное описание растений.
В художественном мире исследуемого нами писателя-пейзажиста обнаруживается главная его особенность - чувство любви к природе. Природа в произведениях писателя - это не просто описание холмов и рек, полей, перелесков, рассветов и зорь, и не фон, на котором он показывает быт людей. По выражению самого Паустовского: «Природа учит нас понимать прекрасное. Любовь к родной стране невозможна без любви к ее природе» (8, 251). Данные результаты нашего исследования говорят о том, что писательские взгляды Паустовского направлены на изображение природы с различных сторон: проявления жизни в ней; изменения, происходящие в природе в течение всех четырех времен года; поведение растительного и животного мири в изменяющихся условиях существования; влияние на него смены сезонов, изменения погоды; взаимодействие человека и природы.
Эта черта определила постоянство писателя в выборе главнейшей темы творчества и закрепила за ним статус писателей-природоведов, писателя - пейзажиста. Поэтому в его творчестве так много цветообозначений, писатель отводил им принципиальную роль.
1. Апресян Ю.Д. Избр. труды. Т. I. Лексическая семантика (синонимические средства языка). 2-е изд., испр. и доп. - М.,1995.
2. Базыма Б.А. Психология цвета. Теория и практика. - СПб., 2005.
3. Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке. - М., 1975.
4. Бахтина Н.Б. История цветообозначений в русском языке/ Н.Б.Бахилина. - М., 1975.
5. Бобыль С. В. Семантико-стилистические свойства цветообозначений: (На материале советской поэзии). - Днепропетровск, 1984.
6. Брагина А. А. «Цветовые» определения и формирование новых значений слов и словосочетаний // Лексикология и лексикография. - М., 1972.
7. Вежбицкая А. Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия // Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. - М.: Русские словари, 1996. - С. 231 - 291.
8. Василевич А.П. Исследование лексики в психолингвистическом эксперименте. На материале цветообозначений в языках разных систем. - М., 1987.
9. Вендина Т.И. Цвет в этнокультрной системе русского, старославянского и древнерусского языков. - М., 1998.
10. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. - М., 1980.
11. Герасимов Г. И. Прилагательные, обозначающие цвет. - М., 1996.
12. Гёте И.В. К учению о цвете /хроматика/. - М., 1957.
13. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест: Практическое пособие. - М., 2000.
14. Донецких Л. И. Эстетическое значение слова / отв. ред. Н. Ф. Иванова. - Кишинев, 1982.
15. Елец О.Л. Прилагательные цвета в русских пословицах и поговорках. — Киров, 1996....45