ВВЕДЕНИЕ 3
1. Формирование мотивации обучающихся младшего школьного к занятиям
физической культурой в общеобразовательной организаии 6
1.1 Особенности физического воспитания в школе на современном
этапе 6
1.2 Причины низкой мотивации обучающихся младшего школьного
возраста к занятиям физической культурой 16
1.3. Технологии повышении мотивации обучающихся к занятиям
физической культурой во внеурочной деятельности 20
2. Организация и методы педагогического эксперимента 28
2.1 Организация педагогического эксперимента 28
2.2 Методы исследования 29
2.3 Комплекс мероприятий для повышения уровня мотивации
обучающихся к занятиям физической культурой 33
2.4 Результаты педагогического эксперимента 35
Заключение и выводы 42
Список использованных источников 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
На сегодняшний день сохранение здоровья обучающихся является важнейшей задачей государства. Вместе с широким развитием и последующим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, важнейшую роль играет мотивация обучающихся к занятиям физической культурой [34]. Здоровье и учеба обучающихся взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье обучающихся, тем успешнее обучение, в противном случае главная задача обучения теряет свой истинный смысл и ценность. Для того, чтобы обучающиеся могли успешно адаптироваться к условиям обучения в школе, сохранить и укрепить свое здоровье за весь период обучения, необходимо соблюдение здорового образа жизни, в частности регулярная физическая активность.
Регулярные, соответствующие возрасту, полу и состоянию здоровья физические упражнения являются одним из обязательных факторов здорового режима дня. Всестороннее развитие физических способностей с помощью организованной физической активности помогает сосредоточить внутренние ресурсы организма на достижение поставленных целей, повышает работоспособность, укрепляет здоровье [18]. Отношение обучающихся к физической культуре является одной из актуальных социально-педагогических проблем.
Продолжающаяся тенденция снижения уровня физической подготовленности, что не может не беспокоить современное общество. Данная тенденция наводит на мысль о том, насколько эффективен внедряемый комплекс «ГТО», если многими исследователями доказано, что их способны выполнить только 30% обучающихся [25].
В связи с этим, становится явной проблема низкой заинтересованности обучающихся к урокам физической культуры, урок прекращает выполнять свою образовательную функцию и все больше начинает приобретать игровой характер.
Многими авторами, исследующими уровень отношения обучающихся к предмету «Физическая культура» выявлено, что использование традиционных методов, форм и способов проведения урочных занятий не способствует повышению заинтересованности обучающихся [20, 43]. Тогда становится очевидной проблема низкого уровня мотивации подрастающего поколения при занятиях Физической культурой.
Несостоятельность положений Федеральных Государственных Образовательных Стандартов по физической культуре. Авторы видят причину данной проблемы в повышении объема изучаемого материала и в нецелесообразном программном распределении учебного времени [22, 26, 27].
Учитывая вышеперечисленные проблемы, не возникает сомнений в актуальности данной работы. Теперь в современных условиях, необходимо понять, действительно ли урок Физической культуры в образовательном учреждении правомерно считается основой Физического воспитания? На основе предлагаемых авторами решений для имеющихся проблем школьного урока физической культуры, необходимо сделать вывод о том, насколько целесообразно использование традиционных или инновационных методов, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса которые позволят повысить уровень мотивации к урокам физической культуры, представителя подрастающего поколения [17].
Объект исследования: повышение мотивации обучающихся к
занятиям физической культурой во внеклассной деятельности.
Предмет исследования: комплекс мероприятий для повышения мотивации обучающихся младшего школьного возраста к занятиям физической культурой.
Цель работы: разработать комплекс мероприятий для повышения мотивации обучающихся младшего школьного возраста к занятиям физической культурой и оценить его эффективность в педагогическом эксперименте.
Задачи работы:
1. На основе анализа информационных источников выявить причины низкой мотивации обучающихся к занятиям физической культурой, а также способы и методы вовлечения школьников в организованную двигательную деятельность.
2. Разработать комплекс мероприятий для повышения мотивации обучающихся младшего школьного возраста к занятиям физической культурой.
3. Проверить в педагогическом эксперименте эффективность комплекса мероприятий для повышения мотивации обучающихся младшего школьного возраста к занятиям физической культурой.
Гипотеза исследования: предполагается, что внедрение
экспериментального комплекса мероприятий во внеклассную деятельность позволит повысить уровень мотивации обучающихся младшего школьного возраста к занятиям физической культурой.
Методы исследования: анализ информационных источников,
анкетирование, педагогический эксперимент, математическая обработка данных.
Установлено, что мотивация является условием, в ходе которого формируется и обосновывается намерение что-либо делать или не делать. Мотивация служит основным компонентом для успешного выполнения любой деятельности, в том числе и физкультурно-спортивной. Источником мотивации обучающихся являются его потребности. На ряду с потребностью так же выделяют мотив, как внутренний побудитель активности обучающихся. Мотивация в физкультурно-спортивной деятельности определена наличием двух разносторонних мотивов:1) укрепление здоровья; 2) достижение высоких спортивных результатов. Первая груша мотивов подразумевает возможность сохранения своего здоровья и профилактики заболеваний. Вторая группа мотивов основывается на стремлении обучающихся улучшить собственные спортивные достижения
Из литературных источников нами были выявлены и обобщены
основные проблемы, являются компьютерные увлечения обучающихся, из-за недостатка физической активности начинаются проблемы с сердечно
сосудистой системой и опорно-двигательного аппарата, а так же с осанкой. так же родители не уделяют должного количество времени на активный отдых с обучающими, что следственно обучающийся мало двигается и в дальнейшем ему и не хочется вести активный образ жизни и заниматься физической культурой. В ходе изучения литературных источников нами были изучены возможные способы их решения на основе современного научного знания. В перечне основных причин низкой мотивации обучающихся к занятием физической культурой .
Отмечается доказанная тенденция снижения уровня здоровья и физической подготовленности на примере МБОУ «Средняя школа №98» в г. Железногорске, решение данной проблемы мы видим в реализации предложенного нами комплекса мер, суть которого заключается в приобщении в физкультурно-спортивную деятельность детей школьного возраста во внеурочное время. Мы приходим к выводу, что без определения приоритетного направления в образовании и модернизации методик, форм и способов организации образовательного процесса, непосредственно только за счет проведения уроков будет невозможно достигнуть поставленных перед ним современным обществом задач. Выясняя уровень отношения обучающихся к занятиям физической культуры, было выявлено положительное отношение учеников, это в свою очередь, способствует решению имеющихся проблем, стоящих перед школьным физическим воспитанием. В ходе анкетирования на базе школы, нами было выявлено, что по мнению обучающихся в дальнейшей жизни им будет необходимо изучение гуманитарных наук, это наталкивает на мысль о том, что использование академических форм занятий по физической культуре будет способствовать повышению качества процесса обучения, а также способствовать поддержанию хорошего уровня здоровья и осознания его важности у обучающихся со стремлением повысить уровень физической подготовленности.
Касаясь вопроса о использовании традиционных методик, нельзя однозначно сказать что они утратили свою значимость. Невозможно со стопроцентной уверенностью подтвердить, что та, или иная методика является наиболее прогрессивной и эффективной в практике школьного физического воспитания.
Опираясь на результаты исследований, нами было выявлено, что формирование мотивации обучающихся к занятиям физической культурой будет осуществляться при соблюдении следующих условий: формирование у обучающихся синдрома достижения, т.е. преобладания стремления к успеху над стремлением избегания неудач; самоанализ результатов собственной деятельности; выработка тактики целеполагания при самостоятельных занятиях; межличностная поддержка со стороны единомышленников, наставника; овладение необходимой системой знаний.
Для решения данных условий нами была проведен комплекс мероприятий. По окончанию педагогического эксперимента было проведено контрольное анкетирование, в ходе которого было выявлено, что уровень мотивации обучающихся к занятиям физической культурой в экспериментальной группе значительно вырос за счет применения данной методики. приходим к заключению, что решение имеющихся проблем возможно только за счет комплексного подхода к ним и главной задачей научного сообщества и практиков теперь состоит в том, чтобы объединить присущие этим концепциям и подходам, методикам и форм - основополагающие признаки в единое целое и на основе этого установить, насколько та или иная концепция и подход физического воспитания позволит выполнить хотя бы минимальные требования Государственного Образовательного Стандарта по предмету «Физическая культура» в современном общеобразовательном учреждении.
В результате проделанной исследовательской работы были сделаны следующие выводы:
1. Анализ информационных источников показал, что основные причины низкой мотивации обучающихся к занятиям физической культурой это отсутствие зарядки по утрам, компьютерные увлечение обучающихся, гаджетозависимость, нет должного внимание со стороны родителей, и отсутствие трудового воспитания обучающихся, в связи с чем для обучающихся младшего школьного возраста важна организация мероприятий, повышающих уровень их двигательной активности.
2. Разработан комплекс мероприятий, направленный на повышение мотивации обучающихся младшего школьного возраста к занятиям физической культурой, за счет увеличения двигательного компонента в режиме дня.
3. Результаты исследования показали, что разработанный комплекс мероприятий был эффективен, так доля обучающихся с высоким уровнем увеличилась с 16,7% до 33,3% а это значит что он вырос на 16,6% , а доля с 44
низким уровне снизилась с 45,8% выросла до 25,1% показатель уменьшился на 20,7% . Таким образом, гипотеза исследования подтверждается.
1. Абрамишвили Г.А., Карпов В.Ю. Научно-теоретический журнал «Ученые записки», № 11 (117) - 2020. С. 7.
2. Андреева И.Н, Абдулина А.В. Актуальные проблемы преподавания физической культуры в начальных классах средней школы и реализация положений ФГОС // Вестник Марийского государственного университета. 2015. №4 (19). С. 5 - 7.
3. Архипова Л.А.. Методика преподавания физической культуры в начальной школе: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013. 264 с.
4. Бальсевич В. К. Инфраструктура высокоэффективного физического
воспитания в общеобразовательной школе России: методология
проектирования и эксплуатации // Вестник спортивной науки. 2003. №1. С. 36 - 39.
5. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Модернизация школьного урока на основе спортивноориентированного физического воспитания // Российский государственный университет Физической Культуры, Спорта и Туризма. 2021 Москва. - С. 125 - 127.
6. Бальсевич В.К. «Здоровьеформирующая функция образования вРоссийской Федерации (материалы к разработке национального проектаоздоровления подрастающего поколения России в период 2006-2026 гг.)» //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 6. - С. 1-6 .
7. Богданов М.Ю., Терентьева О.С. Формы организации уроков физической культуры как проблема физического воспитания в общеобразовательной школе // Вестник ТГУ. Серия гуманитарные науки. - 2012. - выпуск 2 (106). - С. 260-262.
8. Байрамова А.Ш. Актуальные проблемы физической культуры у детей школьного возраста // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки»/ Байрамова А.Ш.-2018. - №3(19). - Стерлитамакский филиал БашГУ. -C. 1 -4.
9. Библиографическое описание: Давыдова С. В. Требования к современному уроку физической культуры в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 54 -56.
10. Внедрение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в практику физического воспитания;
11. Годжиев Г. Т, Воробьева И. Н. Актуальные проблемы
современного школьного физического воспитания // АНИ: педагогика и психология. 2018. №2 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7aktualnye-
problemy-sovremennogo-shkolnogo-fizicheskogo-vospitaniya (дата обращения: 02.12.2024).
12. Дзержинская Л. Б., Прохорова И. В., Дзержинский Г. А. Д 43 Физическая культура: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений ф- тов заоч. обучения / Л. Б. Дзержинская, И. В. Прохорова, Г. А. Дзержинский; Волгоградский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы»., 2020. C. 16-17.
13. Дзержинская Л. Б., Прохорова И. В., Дзержинский Г. А. Физическая культура: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений ф- тов заоч. обучения / Л. Б. Дзержинская, И. В. Прохорова, Г. А. Дзержинский; Волгоградский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы». - Волгоград: Изд-во Волгорадского филиала РАНХиГС, 2019. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: IBM PC с процессором 486; ОЗУ 64 Мб; CD-ROM дисковод; Adobe Reader 6.0. - Загл. с экрана
14. Емельянова С.П. Совершенствование преподавания физической культуры в школе. иРЕ:кйр://открытыйурок.рф/статьи/612211/ (Дата обращения: 3.12.2023)
15. Ефремова, Н.Г. Формирование мотивации занятий физической культурой у студентов вузов / Н.Г. Ефремова, И.А. Поляков, К.В.
Хижняк //Лучшая студенческая статья 2018. - 2018. - N° 4. - С. 170-174....50