Только Word
Введение 4
Глава 1. Анализ научно-методической литературы
1.1. Общие положения по теории и методики физического воспитания
школьников 5
1.2. Физиологическая характеристика легкоатлетических упражнений.. 9
1.3. Понятие о физической подготовленности 14
1.4. Анатомо - физиологические особенности юношей 12-14 лет 17
1.5. Валелогический аспект занятия легкой атлетикой 20
Глава 2. Методы и организация исследования
2.1. Методы исследования 24
2.2. Организация исследования 27
Глава 3. Содержание и реализация комплекса легкоатлетических упражнений, как средства физического развития юношей 12-14 лет в учебном процессе
3.1. Описание и характеристика комплекса легкоатлетических
упражнений 29
3.2. Обработка и обсуждение результатов экспериментальной
работы 33
Заключение 44
Список используемой литературы 46
Приложения 50
Актуальность. Легкая атлетика не спроста считается королевой спорта. Можно смело сказать, что бег - это основа физической активности человека, самое универсальное средство физического совершенствования. Актуальность данной работы заключается в том, что легкоатлетические упражнения, а именно бег на различные дистанции, позволяет значительно улучшить работу сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма и повысить уровень физической подготовленности. Именно в возрасте 12-14 лет наиболее активно развиваются такие физические качества, как: ловкость, сила, выносливость, быстрота и т.п., а легкоатлетические упражнения напрямую способствуют их развитию.
Цель исследования.
Теоретически обосновать, и экспериментальным путем проверить эффективность разработанного комплекса легкоатлетических упражнений для юношей 12-14 лет в учебном процессе
Задачи исследования.
1. Проанализировать литературные источники по изучаемой проблеме и
изучить влияние легкоатлетических упражнений на
морфофункциональные показатели юношей 12-14 лет.
2. Разработать комплекс легкоатлетических упражнений.
3. Экспериментально проверить эффективность эффективность разработанного комплекса легкоатлетических упражнений для юношей 12-14 лет в учебном процессе.
Объект исследования - учебный процесс физической подготовки юношей 12-14 лет.
Предмет - комплекс легкоатлетических упражнений
Гипотеза. Мы предполагаем, что внедрение в учебный процесс комплекса легкоатлетических упражнений позволит значительно улучшить уровень физического развития и физической подготовленности юношей 1214 лет.
Структура работы: работа состоит из введения, трех разделов, заключения, приложений и библиографического списка.
Этапы исследования:
I этап (декабрь 2018 - март 2019) - Теоретический: определялась актуальность, проблема и формировалась тема исследования; определения объекта и предмета, цели и задачи, гипотезы и методов исследования; составление плана и разработки структуры исследования; изучение и анализ научно-методической литературы.
II этап (март 2019 - февраль 2020) - Экспериментальный: выбор средств и методов исследования; подготовка и выполнение экспериментальной работы; сбор и обработка данных, анализ полученных результатов.
III этап (февраль 2020 - апрель 2020) - Аналитический: формирование выводов исследования, подготовка заключения работы; оформление дипломной работы.
Практическая значимость: разработанный нами комплекс
легкоатлетических упражнений может быть использован учителями физической культуры и тренерами спортивных школ в работе с юношами в возрасте 12-14 лет.
1. В настоящее время в программе физического воспитания, разработанной Министерством образования России для учащихся средней школы, занятиям легкой атлетикой отводится 14 часов, но как показывает анализ научно-методической литературы данная программа может претерпеть изменения в данной части. Увеличение количества часов занятий легкой атлетикой до 30 не только не окажет негативного влияния на растущий организм школьника 12-14 лет, а, наоборот, улучшит его физическое развитие и физическую подготовленность.
2. Выявлено, что:
• функциональное состояние сердечно-сосудистой системы улучшилось. Повысилась физическая работоспособность. В экспериментальной группе «Индекс Руфье» оценивался в 2018 году как «хорошо» (8,8) и в 2020 году появилось улучшение, и оценка стала «отлично» (4,2);
• динамика развития по этому показателю с положительным знаком наблюдалась в контрольной группе с «удовлетворительной» в 2018 году до «хорошей» в 2020 году. Функциональное состояние дыхательной системы также улучшилось. Показатели «ЖЕЛ» в экспериментальной группе в конце эксперимента были лучше на 11%, чем в контрольной группе. Так же улучшение состояния дыхательной системы показала «проба Розенталя», улучшение оценки в экспериментальной группе с «удовлетворительно» до «хорошо», а в контрольной группе оценка осталась на прежнем уровне «удовлетворительно».
3. Разработанный в данной работе комплекс легкоатлетических упражнений показал улучшение динамики показателей экспериментальной группы юношей 12-14 лет, что выраженно в увеличении результатов:
• Скоростные качества юношей в экспериментальной группе были выше на 5% в 2019 году и на 8 % в 2020 году, чем в контрольной группе.
• В течение трех лет прирост силовых способностей в экспериментальной группе был больше на 54%, чем в контрольной группе.
• Развитие двигательного качества гибкости было выше в экспериментальной группе на 21%, чем в контрольной группе.
• Развитие двигательного качества выносливости в экспериментальной группе увеличилось на 31% по сравнению с контрольной группой.
Следовательно, можно подтвердить гипотезу о том, что применение комплекса легкоатлетических упражнений позволит значительно улучшить уровень физического развития и физической подготовленности юношей 12-14 лет.
1. Белгородская региональная общественная организация "Федерация легкой атлетики" НИУ "БелГУ", Фак. физической культуры ; сост.: П.П. Кондратенко, М.С. Коренева ; рец. А.Г. Намеченко: Методические основы легкой атлетики. - Белгород: НИУ БелГУ, 2011
2. Волошина Л.Н.: Практикум по теории и технологиям физической культуры дошкольников. - Белгород: НИУ БелГУ, 2011
3. Воронин И.Ю.: Организация и проведение соревнований по баскетболу. - Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2011
4. Голощапов Б.Р.: История физической культуры и спорта. - М.: Академия, 2011
5. Гончарук С.В.: Активный образ жизни и здоровье студента. - Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2011
6. Жуйков В.П.: Физическая культура 1-4 классы. - Белгород: НИУ БелГУ, 2011
7. Жуков А.А.: Технология и организация операторских и агентских услуг. - М.: Академия, 2011
8. Петин А.Н.: Экологические основы экскурсионной и рекреакционной деятельности. - Белгород: ИПК НИУ "БелГУ", 2012
9. Холодов Ж.К.: Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2012
10. Барчуков И.С.: Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: КноРус, 2011
11. Колбовский Е.Ю.: Экологический туризм и экология туризма. - М.: Академия, 2011
12. Лях В.И.: Физическая культура. 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2011
13. НИУ БелГУ ; В.О. Соловьев и др. ; рец.: А.П. Голиков и др.: Туризм в России. - Белгород: ИПК НИУ БелГУ, 2011
14. Соловьев А.А.: Зарубежные модели и опыт кодификации спортивного законодательства. - М.: Б.И., 2011
15. Ушакова Е.В.: Подвижные игры. - Белгород: БелГУ, 2011....44