Только Word
ДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ 5 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ К
СЛУЖБЕ В АРМИИ.
5
1.1. Воинские традиции
1.2. Сущность, истоки и особенности российского патриотизма. 8
1.3. Патриотическое воспитание. Влияние государства и семьи 13
1.4. Предмет ОБЖ, его роль в военно-патриотическом воспитании. Анализ 24 программного обеспечения готовности обучающихся сельских школ к службе в армии.
1.5. Предмет Физическая культура, его роль в военно-патриотическом 31 воспитании учащихся сельских школ.
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИСЛЕДОВАНИЯ 44
2.1. Методы исследования 44
2.2. Организация исследования 46
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ВОЕННО- 48 ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ И ПРОВЕРКА ИХ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
ЭКСПЕРИМЕНТЕ.
3.1. Программное содержание комплексных мероприятий по военно- 48 патриотическому воспитанию обучающихся сельской школы.
3.2. Реализация комплексных мероприятий по военно-патриотическому 55 воспитанию обучающихся сельской школы.
3.3. Анализ результатов внедрения комплексных мероприятий по военно- 64
патриотическому воспитанию обучающихся сельской школы.
ВЫВОД 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Российская земля - край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории. Все дальше вглубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны, но живут в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины. Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал великую ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие нации зависит от нас самих, от нашей самоотверженности, организованности, готовности к труду, высокой работоспособности. Время бессильно ослабить память человечества о неизменной стойкости и мужестве нашего народа, о славе тех, кто насмерть стоял у истоков этого ратного и трудового подвига. К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, поэтому это тема на сегодняшний день является актуальной. Мы считаем, что военно- патриотическое воспитание - это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов и вузов по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Системообразующим направлением в области военно-патриотического воспитания, можно считать воспитание на боевых и трудовых традициях российского народа и его вооруженных сил, а также самой истории становления армии России; проведение уроков и классных занятий в музеях, экскурсии к памятникам истории и культуры; дать детям представление о фольклоре как о источнике народной мудрости. Героическая история нашей Родины, летопись подвигов народа всегда были ярким светом, озаряющим мир современности и дорогу в будущее.
Анализируя историю, мы приходим к выводу, что история России - это в значительной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому учащимся необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Патриотическое воспитание составляют одно из важнейших направлений государственной политики в образовании. Очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов патриотического воспитания. Все вышеизложенное и определило актуальность и значимость темы данной работы.
Гипотеза исследования: военно-патриотическое воспитание обучающихся в сельской школе будет более эффективным, если разработать комплексные мероприятия включающие: тематические уроки, военно-патриотические соревнования, походы, встречи с военнослужащими, культивирование традиций, привлечение родителей. Все это в целом будет способствовать формированию военно-патриотической культуры обучающихся сельской школы.
Объект исследования: военно-патриотическое воспитание обучающихся сельской школы.
Предмет исследования: Комплексные мероприятия военно-патриотического воспитания обучающихся сельской школы.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплексные мероприятия военно-патриотического воспитания обучающихся сельской школы и проверить их результативность в педагогическом эксперименте.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ и обосновать необходимость комплексно подходить к военно-патриотическому воспитанию обучающихся в школе.
2. Разработать комплексные мероприятия военно-патриотического воспитания обучающихся сельской школы.
3. В педагогическом эксперименте проверить результативность комплексных мероприятий военно-патриотического воспитания обучающихся сельской школы.
Проведенное в ходе проведенной работы изучение научной литературы, материалов исследования выявили, что последние тридцать лет характеризуются гигантскими по своим масштабам явлениями и процессами, каждый из которых в отдельности можно было бы назвать эпохальным событием. Все, что произошло в эти годы в стране с точки зрения экономики, политики, культурной жизни и т.д. так или иначе, повлияло на Вооруженные Силы. Негативные процессы в обществе снизили уровень патриотизма молодежи, что не могло не сказаться на выполнении молодыми людьми своего патриотического долга, прежде всего, в процессе прохождения воинской службы.
Эти процессы не обошли стороной и систему образования. Ликвидация в средних школах системы начальной военной подготовки, бесследно исчезнувшая военно-патриотическая тематика со страниц учебников, клеймо «неважности» предмета ОБЖ в системе образования, ликвидация многих военно-патриотических клубов и организаций, что способствовало снижению эффективности учебновоспитательного процесса военно-патриотической подготовки. Особенно ярко это выражено в сельской школе.
Процесс военно-патриотического воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся. Цель этого процесса, формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, должной трудовой, физической и военно-профессиональной готовности к безупречному несению государственной (в том числе и военной) службы. Поэтому вопросы военно-патриотического воспитания молодежи в духе любви и преданности Отечеству всегда стояли в центре внимания государства и в разные исторические периоды приобретали разную актуальность и содержание.
Но если усовершенствовать учебно-воспитательный процесс, то это позволит более эффективно формировать военно-патриотическое воспитание учащихся сельской школы, все вышеизложенное и определило актуальность и значимость темы данной работы. В целях проведения эксперимента разработана программа комплексных мероприятий военно-патриотического воспитания учащихся сельской школы. Проведенный анализ итогов реализации комплексной программы военнопатриотического воспитания в учебно-воспитательный процесс позволил с уверенностью сказать, что проведенный эксперимент удался. Выдвинутая гипотеза данной работы о том, что: «военно-патриотическое воспитание обучающихся в сельской школе будет более эффективным, если разработать комплексные мероприятия включающие: тематические уроки, военно-патриотические соревнования, походы, встречи с военнослужащими, культивирование традиций, привлечение родителей. Все это в целом будет способствовать формированию военно-патриотической культуры учащихся сельской школы» полностью нашла свое подтверждение в проведенном эксперименте.
Так же хочется отметить, что в ходе проведенного исследования выявлены некоторые негативные моменты, влияющие на эффективность работы по военнопатриотическому воспитанию учащихся сельской школы:
• недостаточное финансирование военно-патриотического воспитания учащихся сельской школы;
• слабая материально-техническая база военно-патриотического воспитания учащихся сельской школы;
• недостаточное количество часов учебно-воспитательного процесса по военно-патриотическому воспитанию учащихся сельской школы;
• недостаточность профессионального уровня педагогов военнопатриотического воспитания учащихся сельской школы;
• отсутствие организация работы со средствами массовой информации и печати по вопросам военно-патриотического воспитания учащихся;
• недостаточная проработанность программно-методического содержания, военно-патриотического воспитания учащихся сельской школы;
• отсутствие на территории района военно-патриотических клубов, объединений, движений, занимающихся военно-патриотическим воспитанием допризывной молодежи.
Проведенная работа не исчерпала всех аспектов изучаемой проблемы..
1. Конституция Российской Федерации: - М. : Юрист, 2015.
2. Закон РФ " О воинской обязанности и военной службе". 1998 г
3. Аверин А.И. "Сборник документов и материалов по начальной военной подготовке". М. Просвещение, 1982. -83с.
4. Алферова Т. С. Котлярова Г. В., Гаптов В. Б. Жить, чтобы выжить, и выжить, чтобы жить. — М.: Мега Нэт, 2000. — 247 с.
5. Аронов А.А. Растить патриотов. - М.:Изд-во ДОСААФ, 1988г.
6. Аслезов С.А., Бразовский Л.Н. Готовить защитников родины.- Минск: Беларусь, 1988г.
7. Базенко С. Школа выживания. — М., 1992.
8. Безопасность жизнедеятельности / Под ред. Э. А. Арустамова. — М: Издательский дом «Дашков и К"», 2000. — 678 с.
9. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Под ред. С. В. Белов
10. Богуславский М.В. XX век российского образования. М., ПЕР СЭ, 2002. с.336
11. Бородин М.Я., Камнев И.К. Воспитание патриотов.-Алма-Ата: Казахстан, 1985г.
12. Брысин П.М., Калинин М.П. Сегодня юнармеец, завтра - солдат. -М.: Высшая школа, 1988г.
13. Волчкова А.А., Пищулин С.Н. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы: Монография. -М.: Изд-во МГЛУ, 2003. - 140 с.
14. Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций: Учимся воспитанию. М., Педагогическое общество России, 2001.
15. Военно-спортивные игры учащихся. - Минск: «Народная асвета», 1975г....45