Только Word
Введение 3
ГЛАВА1. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ И ТИНЫ
ВОСПРИЯТИЯ 6
1.1. Типы восприятия информации и их роль в процесс обучения ... 6
1.2. Учебные задания по информатике для школьников 7 классов . 18
1.3. Результативность обучения информатике 26
Глава 2. ЗАДАНИЯ, ОСНОВНЫЕ НА РАЗЛИЧНЫХ ВЕДУЩИХ
ТИПАХ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ 32
2.1. Разработка заданий по типам восприятия 32
2.2. Методические рекомендации по использованию заданий 47
Заключение 49
Список литературы 52
Приложение А 54
Приложение Б 56
Приложение В 59
Приложение Г 60
Приложение Д 61
Приложение Е 62
Приложение Ж 63
Процесс обучения информатике, как и любое обучение, направлено на овладение человеком новых знаний, их усвоение, использование и передачи. В подборе эффективных методов, приёмов и средства обучения поможет знание индивидуальных особенностей каналов восприятия учащихся.
Восприятие - это процесс отражения в сознании личности явлений и предметов в сумме их свойств, состояний, компонентов. Данный процесс тесно связан с органами чувств, поскольку мы получаем любую информацию посредством участия зрительных, слуховых и иных ощущений [4, с.12].
Процесс восприятия информации представляет собой
высокоорганизованную внутреннюю работу, в которой участвуют все психические процессы: внимание, воображение, память, мышление [6, с.53]. Для того, чтобы поступающая в мозг информация лучше усваивалась, ее необходимо осознавать или осмысливать. Восприятие как раз и выполняет функцию своеобразного проводника между новой информацией и ее осознанием.
Под каналами восприятия понимают преобладающую направленность в сторону одного органа чувств, которая обеспечивает лучшее усвоение поступающей информации [8, с.175]. Стоит учесть тот фактор, что у каждого человека доминирует своя индивидуальная направленность. Кому - то для усвоения достаточно один раз прочитать материал, другому необходимо прослушать на эту же тему и т.д.
Восприятие информации человеком происходит на нескольких уровнях. Все они, так или иначе, затрагивают органы чувств и связаны с познавательными процессами.
Основными этапами овладения знаниями, умениями и навыками традиционно считаются восприятие, сохранение и осмысление знаний [5, 14].
Сущность восприятие учащимися изучаемого материала состоит в том, что учащиеся с помощью органов чувств, т.е. слуховых, зрительных, 3
осязательных и обонятельных ощущений, воспринимают внешние свойства, особенности и признаки изучаемых предметов и явлений. Восприятие есть не что иное, как отражение в сознании человека ощущаемых внешних свойств, качеств и признаков познаваемых предметов, явлений, процессов. Умение учитывать ведущий канал восприятия каждого ученика позволяет учителю найти наиболее эффективные способы обучения. Учитель может модифицировать задания, связанные с текстом, или занятиями по учебнику с использованием раздаточных материалов, чтобы адаптировать их ко всем типам восприятия независимо от того, являются ли основными в его классе и соответствуют ли они типу восприятия самого учителя. Если учащимся предоставить три варианта выполнения домашней или классной работы, они инстинктивно выберут то, что будет соответствовать их стилю обучения.
Никакое познание невозможно без восприятия, а, следовательно, в обучении одним из определяющих факторов успешности будет использование ведущих типов восприятия учащихся.
Таким образом целью работы является: разработка комплекта заданий, основанных на ведущем типе восприятия обучающих, и способствующих повышению результативности их обучения информатике.
Объект: Учебный процесс по обучению информатике школьников 7 классов.
Предмет: комплект заданий по информатике основанных на ведущем типе восприятия информации.
Для достижения заданной цели сформулированы следующие задачи:
1. Изучить типы восприятия информации их роль в процессе обучения;
2. Рассмотреть задания школьного курса информатики 7 классов;
3. Проанализировать инструменты оценки результативности обучения информатике;
4. Разработать задания, основанные на различных ведущих типах восприятия информации;
5. Разработать методические рекомендации по использованию заданий.
В данном исследовании были использованы следующие методы:
• теоретические: анализ психолого-педагогической, научной
литературы по проблеме исследования;
• анализ, сравнения: заданий в учебниках и рабочих тетрадей по информатике для учеников седьмых классов.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается:
• в разработке к уже существующим заданиям различных
формулировок с учетом ведущих типов восприятия;
• в разработке методических рекомендаций, способствующих
адаптации заданий под различные типы восприятия.
Анализ научной литературы по психологии и педагогике показал, что в зависимости от ведущего канала восприятия информации людей условно можно разделить на
• аудиалов - у которых преобладает слуховой канал восприятия;
• визуалов - преобладающим каналом восприятия является слух;
• кинестетиков - восприятие информации идет через движение, обоняние и осязание.
Восприятие выполняет функцию своеобразного проводника между новой информацией и ее осознанием.
Умение учитывать ведущий канал восприятия каждого ученика позволяет учителю найти наиболее эффективные способы обучения. Так к примеру иногда для успешного выполнения задания достаточно подобрать способ выполнения учитывая ведущий канал ученика. То есть учитель может модифицировать задания, связанные с текстом, или занятиями по учебнику с использованием раздаточных материалов, адаптируя их ко всем типам восприятия независимо от того, являются ли основными в его классе и соответствуют ли они типу восприятия самого учителя. Если мы учитываем ведущий канал ученика, то, используя предпочитаемые им «ключи» восприятия, тем самым оптимизируем процесс обучения.
Для определения определению ведущих типов восприятия можно воспользоваться одной из авторских методик. На наш взгляд наиболее полной и удобной в применении является методика С.А. Ефремцевой. Также имеются и другие методики авторами которых являются: Б. А. Левиса и Ф. Пукелиса, В. В. Авдеева, А. Р. Лурий, А. Адиктова, М. З. Дукаревич, Л. Какцега и С. Кокова.
Во второй главе первого параграфа нами было проанализировано содержание двух учебников и рабочих тетрадей, предназначенных для учеников 7 классов, авторами которых являются: Босова Л.Л., Семакин И.Г.
Анализ заданий показал, что учебники и рабочие тетради наполнены большим количеством заданий. Все задания направленны на закрепление, усвоение и проверку знаний учащихся. Для удобства и экономии времени авторами предлагается рабочая тетрадь, которая предназначена для каждого ученика и частично заменяет тетрадь. Задания ориентируются на реальные возможные жизненные ситуации, направленны на приобретение навыков и знаний в практической области предмета, но в учебниках и в тетрадях по информатике, отсутствуют задания вариативность формулировок которых учитывала бы типы восприятия учеников. Для повышения результативности обучения по предмету мы решили адаптировать формулировки на учеников с различными типами восприятия информации. По итогу разработки способов выполнения заданий нами был разработан комплект заданий учитывающий особенности восприятия информации имеющихся типов восприятия. Также задания могут служить примером для адаптации других схожих заданий.
Проанализировав инструменты оценки результативности обучения информатике было выявлено, что успешность обучения рассматривается с точки зрения качества образования, в контексте проблемы эффективности и результативности обучения. В свою очередь результативность отражает степень достижения запланированного результата.
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, служат основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Для повышения результативности обучения необходимо пробудить у учеников познавательный интерес та как он является одним из значимых факторов активизации учебной деятельности. Можно повысить познавательный интерес через создание ситуации успеха, за счет учета ведущего типа восприятия.
Из всего вышеизложенного следует, что на уроке информатике, как и на других уроках, для повышения уровня знаний следует учитывать особенности типа восприятия учеников. При организации выполнения заданий, необходимо адаптировать их учитывая ведущий тип восприятия каждого из учеников.
Перед тем как приступить к обучению с учетом индивидуальных особенностей каналов восприятия необходимо узнать какой тип восприятия у какого ученика преобладает, только после этого выстраивать работу опираясь на сильные и слабые стороны ученика в зависимости от преобладания типа памяти.
Во второй главе второго параграфа мы разработали методические рекомендации для учителя, которые помогут учителю, зная ведущий канал восприятия ученика, подобрать для него наиболее эффективные способы выполнения заданий, что в свою очередь будет способствовать повышению уровня результативности. Вышеизложенные методические рекомендации, могут использоваться учителями, для организации индивидуального подхода к ученикам в зависимости от их ведущего типа восприятия и повышения результативности обучения.
1. Босова Л.Л. Информатика. 7 класс. Рабочая тетрадь/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 160с.
2. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 7 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 224с.
3. Ефремцева С.А. Диагностика доминирующей перцептивной модальности / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C.563.
4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
5. Крылова А.А. Практикум по общей, экпериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2000. - 560с.
6. Леонтьев А.Н. Психология образа //Хрестоматия по ощущению и восприятию. - Режим доступа: www. psychology Online. Net;
7. Маклаков А.Г. ,М15 Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008. - 583 с: ил. - (Серия “Учебник для вузов”) C.274
8 . Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ.высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.- 4-е изд. - М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688с.
9. Олпорт Х.Ф. Феномены восприятия // Хрестоматия по психологии ощущения и восприятия. - Режим доступа: www. psychology Online. Net
10. Осгуд Ч. Перцептивная организация //Хрестоматия по ощущению и восприятию - Режим доступа: www. psychology Online. net;
11. Рогов Е.И. Психология для студентов вузов. / Е.И. Рогов -ред. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — 560 с.
Рубин В. Построение образа// Хрестоматия по ощущению и восприятию/ под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер. - М., 1975;
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Учпедгиз, 1946. - 534 с
13. Семакин И.Г. Информатика. 7 класс. Рабочая тетрадь/ И.Г. Семакин, Т.В. Ромашкина- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 56с.
14. Семакин И.Г. Информатика: учебник для 7 классов / И.Г. Семакин, Л.А. Залогов, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 168с.
15. Солсо Р.Л. Когнетивная психология. - М.: Тривога,1996.- 600 с.
16. Узнадзе Д.Н. Общая психология / Пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; Под ред. И. В. Имедадзе. — М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. — 413 с....20