Реферат 3
Введение 4
1 Аспекты маркетинговых технологии позиционирования музейного
продукта 16
1.1 Музейный маркетинг: сущность и его особенности 16
1.2 Позиционирование как инструмент музейного маркетинга 29
Вывод по главе I 36
2 Анализ SMM Как средства маркетингового позиционирования продукта на
рынке музейных услуг в г. Красноярске 38
2.1 Анализ SMM-позиционирования некоторых музеев мира 38
2.2 Анализ SMM-позиционирования Краевого государственного бюджетного
учреждения культуры «Музейный центр «Площадь Мира» 61
Вывод по главе II 85
Заключение 86
Список используемых источников 91
Приложение А 98
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в настоящее время, в условиях рыночной экономики музей имеет огромное количество конкурентов. Для успешной конкуренции музеям необходимо применять маркетинговые технологии, несмотря на то, что музей определяется как некоммерческая организация.
В первую очередь музей финансируется государством, но помимо бюджетных средств музей привлекает дополнительные источники, такие как: гранты, благотворительные фонды, спонсорская поддержка и частные пожертвования. Данные финансовые ресурсы необходимы музею для эффективного развития и реализации новых проектов.
Чем популярнее и интереснее музей для посетителей, тем больше у него шансов получить средства из «внешних» источников. Музейный маркетинг условно можно назвать некоммерческим.
Целью музейного маркетинга является повышение социальной значимости деятельности музея, как хранилища искусства и культурного наследия. Вырученные деньги музей обязан направлять на свое развитие, то есть в приоритете у музея увеличение аудитории, вместе с которой увеличивается и прибыль.
Сегодня самый интересный и эффективный способ для установления коммуникации с постоянной аудиторией и привлечения потенциальных посетителей - маркетинговая деятельность в социальных медиа. Присутствие музея в социальных сетях - это возможность стать доступным для каждого, что делает тему выпускной квалификационной работы ещё актуальней.
Музей может прилечь широкую массу людей разных возрастных групп, ведь социальные сети стали неотъемлемой частью жизни современного общества, а в маркетинге появилось новое направление - SMM (social media marketing).
Актуальность исследования заключается также и в стремительной социализации Интернета, в особенности социальных сетей - и не только среди молодёжи, но и более старшего поколения, что является основным трендом современной онлайн-среды. В настоящее время существует множество разнообразных социальных сетей и сервисов, объем аудитории, в которых с каждым годом растет и обращает на себя внимание владельцев бизнеса. Многие компании начинают активно использовать социальные сети для продвижения своего продукта, что подтверждает востребованность и эффективность проведения рекламных кампаний с помощью маркетинга в социальных сетях.
Социальные сети для музеев - эффективная современная маркетинговая площадка, использование которой может положительно отобразиться на продвижении и позиционировании музейного учреждения. Авторитетность предположения также определяют действия Министерства культуры Российской Федерации, которое, в свою очередь, положительно реагирует на продвижение учреждений культуры в социальных медиа, и совместно с «ВКонтакте» разработало рекомендации для работы в социальных сетях...
Таким образом, исследование эффективных средств позиционирования музеев показало, что в настоящее время, при стремительной социализации Интернета, в особенности социальных сетей - и не только среди молодёжи, но и более старшего поколения, рыночное позиционирование музейного продукта средствами Social Medial Marketing должно активно использоваться при продвижении музеев, в том числе Краевого государственного учреждения культуры «Музейный центр «Площадь Мира».
Гипотеза бакалаврской работы основывалась на том, что продвижение музейного продукта средствами SMM-позиционирования имеет сходства с маркетингом коммерческой сферы в части учета нужд потребителя. Данная гипотеза была доказана в настоящем исследовании. Стоит заметить, что музейная услуга отличается наличием переживания, впечатления, удовлетворения - потребитель музейного продукта получает информацию, эстетическое удовлетворение, определенный опыт, что составляет культурно-просветительскую услугу.
В современном мире музей является инициативным культурным субъектом. Особенность продвижения музея в социальных сетях заключается в том, что в качестве «продукта» в музее выступают экспозиции и выставки, культурно-образовательные мероприятия, печатная продукция, имеющая отношение исключительно к данному музею. В последние годы исследования свидетельствуют о том, что залогом стабильного дохода музеев - является большое количество посещаемости музеем, поэтому в основе маркетинга музея лежит анализ его реальной и потенциальной аудитории с целью привлечения к реальному посещению культурного объекта.
Специфика музейного маркетинга заключается в том, что в учреждении культуры он осуществляется по двум направлениям: продвижение музейного продукта; продвижение бренда музея. При этом SMM-позиционирование позволяет продвигать оба направления сразу: и бренд компании, и её продукт. Стоит отметить, что контент музея в социальных сетях может быть отвлеченным от непосредственной деятельности музея, привлекая внимание потенциальных посетителей культурного учреждения красивой раскладкой постов, различными акциями, квестами и др.
В настоящее время существует множество социальных сетей и сервисов, аудитория в которых с каждым годом растет и привлекает внимание предпринимателей. Многие организации начинают активно использовать социальные сети для продвижения своего продукта, что подтверждает спрос и эффективность рекламных кампаний через маркетинг в социальных сетях.
Главной задачей музейного маркетинга является повышение социальной значимости деятельности музея, как хранилища искусства и культурного наследия. Вырученные деньги музей обязан направлять на свое развитие, то есть в приоритете у музея увеличение аудитории, вместе с которой увеличивается и прибыль.
При исследовании было выяснено, что Музейный центр "Площадь Мира»" использует в продвижении следующие социальные сети:
1) ВКонтакте;
2) Instagram;
3) Facebook;
4) YouTube;
5) TikTok.
При этом самыми посещаемыми аккаунтами музея являются ВКонтакте (8806 подписчиков) и Instagram - (6997 подписчиков). Также у музея есть свой официальный сайт, где есть ссылки на переход в его социальные сети...
1) Аккаунт Музейного центра «Площадь Мира» в Facebook.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.facebook.com/museum.centre.krsk (дата обращения 31.05.2020).
2) Аккаунт Музейного центра «Площадь Мира» в Instagram.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.instagram.com/museum_centre_krsk/ (дата обращения 31.05.2020).
3) Аккаунт Музейного центра «Площадь Мира» в TikTok.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.tiktok.com/@museum_centre_krs... (дата обращения 31.05.2020).
4) Аккаунт Музейного центра «Площадь Мира» в социальной сети Вконтакте. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/na_mira1 (дата обращения 31.05.2020).
5) Амирова, Д.Р. Социальный медиа-маркетинг как эффективный инструмент продвижения //Статья/ Журнал Вестник Евразийской науки, № 2. - 2019. - С. 15-21.
6) Арпентьева, М.Р. Проблемы современного музейного маркетинга //Статья/ Научная электронная библиотека Elibrary.ru. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=35367309 (дата обращения 19.02.2020).
7) Бабарыкина, Т.С., Сизова, И.А. SMM-продвижение музея // Статья/ Научная электронная библиотека Elibrary.ru. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37087670 (дата обращения 21.02.2020).
8) Бадерина А.А., Пшеничных, Ю.А. Особенности организации
маркетинга музейной деятельности // Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://scienceforum.ru/2014/article/2014000088 (дата обращения 24.04.2020).
9) Бардукова, Е. Музейный SMM: как привлечь внимание пользователей соцсетей к высокому искусству? //Статья/ Информационный интернет-портал #prExplore. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://prexplore.ru/media/how-do-popular-world-museums- do-smm/ (дата обращения 19.02.2020).
10) Биксалеев, А. А. Интерактивные формы взаимодействия с посетителями как современные тенденции развития музея / А. А. Биксалеев. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 22 (126). - С. 236-238. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/126/34966/ (дата обращения: 02.06.2020).
11) Большакова, Ю. С. Особенности и основные преимущества маркетинга в социальных сетях / Ю. С. Большакова, А. С. Гуляев, М. Н. Евченко. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2014. - № 7 (66). - С. 306-309.
12) Великондева, Т. Спецпроекты в цифровом пространстве музея
//Статья/ Интернет-издательство ПОЛИТЕХ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://polytech.bm.digital/article/777088913837941488/glava-4-spetsialnyie- proektyi (дата обращения 19.02.2020).
13) Гарибова, А. Д., Михеева М. М. Медиа-тренды в музеях // Молодой ученый. - 2017. - №17. - С. 400-405. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/151/42953/ (дата обращения: 22.02.2020).
14) Гиль, А.Ю. Изменения деятельности музеев с учетом тенденций развития современного общества //Статья/ Вестник Томского государственного университета, № 5. - 2012. С. 154-159.
15) Грачева, Е. С. Культурно-образовательная деятельность
музея: социологический аспект / Е. С. Грачева. - Текст:
непосредственный // Молодой ученый. - 2010. - № 10 (21). - С. 240-245...55