Введение 3
Глава 1. Специфика использования приема иронии в рассказах А.П.
Чехова и Т. Н. Толстой 7
1.1. Прием иронии в структуре художественного текста 7
1.2. Ирония в рассказах А.П. Чехова (на примере рассказов
«Крыжовник», «Смерть чиновника», «Страшная ночь») 14
1.3. Особенности использования приема иронии в рассказах Т.Н.
Толстой («Любишь - не любишь», «Круг») 21
Глава 2. Изучение приема иронии в процессе литературного образования учащихся 29
2.1. Изучение приема иронии в рассказах А.П. Чехова на уроках
литературы в программной и учебно-методической литературе 29
2.2. Рекомендации по внеклассному чтению произведений А.П. Чехова
и Т.Н. Толстой 32
2.3. Методические разработки уроков литературы в 5-9 классах 34
Заключение 50
Библиографический список 52
Человек не может жить без эмоций, он веселится, когда ему смешно, легко на душе, когда он видит счастье других, и печалится, когда что-то не ладится, неожиданно приходит беда, если с кем-то происходит несчастье. Это естественный процесс. Так же естественно, как люди смеются над комедией или переживают вместе с героями трагедии.
В литературе существуют различные жанры и приемы для выражения эмоций и чувств. В нашей работе мы рассмотрим один из таких приемов - прием иронии, на примере рассказов А.П. Чехова и Т. Толстой.
Чем тоньше художник, тем более сложное и неопределенное чувство возникает при знакомстве с его творчеством. Так происходит у А.П. Чехова: смешное у него грустно, а грустное - смешно. В его творчестве присутствует огромное количество оттенков комедийного и драматического.
Драматизм содержания скрывается за комической ситуацией, поступками героев, веселыми шутками. Но постепенно радостные интонации утрачиваются, и на первый план выходит грустная тональность.
Чехов видел несправедливость и бесчеловечность современной ему жизни и хотел показать ее всем, изобличить в иронической форме пороки современного общества.
Актуальность выбранной нами темы заключается в том, чтобы решить одну из проблем современности - отсутствие интереса к чтению у школьников, что влияет на способность аналитически и критически мыслить, понимать прочитанное. Предполагается, что через анализирование комичных сцен в произведениях А.П. Чехова и Т.Н. Толстой школьники могут заинтересоваться построением художественного текста, что впоследствии может способствовать повышению читательского интереса в целом.
Объект исследования - прием иронии в структуре художественного текста.
Предмет исследования - специфика реализации приема иронии в рассказах отечественных авторов.
Материал исследования - рассказы А.П. Чехова и Т.Н. Толстой (А.П. Чехов «Крыжовник» (1898), «Смерть чиновника» (1883), «Страшная ночь» (1884), Т.Н. Толстая «Любишь - не любишь» (1997), «Круг» (1987)), а также рабочая программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной
Цель работы - изучить прием иронии в качестве средства воплощения художественного замысла писателя (на примере рассказов А.П. Чехова и Т.Н. Толстой) и разработать методические рекомендации к проведению уроков по произведениям обозначенных писателей.
Задачи исследования:
1. На основе теоретической базы изучить прием иронии и определить специфику его использования в художественном тексте;
2. Рассмотреть традиции в использовании приема иронии в художественной литературе (на примере рассказов А.П. Чехова);
3. Выявить новаторство Т.Н. Толстой в использовании приема иронии в рассказах писательницы;
4. Рассмотреть изучение приема иронии в рассказах А.П. Чехова на уроках литературы в школе;
5. Разработать методические рекомендации по изучению приема иронии в рассказах А.П. Чехова и Т.Н. Толстой.
Методы исследования: структурный, сравнительно-сопоставительный, анализ литературоведческих и методических источников по исследуемой проблеме.
Теоретическая значимость работы заключается в изучении приема иронии в структуре художественного текста, что можно использовать не только применительно к произведениям указанных авторов, но и при изучении текстов широкого круга писателей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что методические разработки, представленные нами в данной дипломной работе, можно использовать для изучения рассказов А.П. Чехова и Т.Н. Толстой в рамках школьной программы и на уроках внеклассного чтения.
Научная новизна работы заключается в исследовании функционирования приема иронии в текстах писателей, чьи произведениях входят в рабочую программу по литературе для 5-9 (А.П. Чехов), а также в текстах авторов, которые могут органично дополнить данную программу, поскольку являются приемниками традиций художников слова Х1Х-ХХвв. (Т.Н. Толстая). Согласно обновленным ФГОС (от 2021 г.), тексты современных авторов могут постепенно быть включены в рабочую программу для школ с углубленным изучением литературы.
Теоретико-методологической основой исследования стали труды филологов-теоретиков (М.М. Бахтина, В.Е. Хализева, С.С. Аверинцева и др.), чеховедов (В.В. Полонского, А.П. Скафтымова, М.П. Громова, В.Б. Катаева и др.) и литературоведов, занимающихся изучением творчества Т.Н. Толстой (А.А. Гениса, М.М. Глазковой, О.М. Кириллиной, О.Ю. Осьмухиной), а также работы методистов (В.Я. Коровиной, М.А. Рыбниковой и др.).
Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 55 источников.
Введение раскрывает актуальность выбранной темы, определяет цели и задачи исследования и его практическую значимость.
В первой главе рассматривается прием иронии в литературе. Раскрывается исторический контекст появления этого приема, его теоретическое обоснование. Также определяется специфика раскрытия приема иронии в рассказах А.П. Чехова и Т.Н. Толстой.
Во второй главе проводится анализ учебно-методических разработок на предмет представленности в них произведений по рассматриваемой нами теме, методов и форм подачи материала. Далее нами приведен список рассказов А.П. Чехова и Т.Н. Толстой, рекомендуемых для изучения в рамках школьных уроков литературы, с учетом психологических и возрастных особенностей школьников. Также нами созданы примеры уроков литературы в школе по рассказам А.П. Чехова и Т.Н. Толстой.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по заявленной теме, вносятся предложения по дополнению школьной программы произведениями А.П. Чехова и рассказам Т.Н. Толстой, которые ранее в рамках школьной программы не изучались.
«Смех как грань сознания и поведения человека, во-первых, выражение жизнерадостности, душевной веселости, жизненных сил и энергии и при этом - делает общение доброжелательным. И, во-вторых, смех - это форма неприятия и осуждения людьми того, что их окружает, насмешка над чем- либо, эмоциональное постижение каких-то противоречий, нередко связано с отстранением человека от того, что им воспринимается» [Хализев,2004, с. 85].
В произведениях А.П. Чехова ирония - это прием, с помощью автор обличает пороки общества, несправедливости жизни. Комизм Чехова построен на том, что сочетаются - обычно в пределах одного предложения вещи, вообще не соединяемые и несоизмеримые: крупное и мелкое, физическое и идеальное.
Средствами выражения иронии у Чехова являются пейзаж, образы героев, явления природы (ветер в рассказе «Страшная ночь») сама ситуация, в которой оказываются персонажи (Червяков чихнул на Брюзжалова в рассказе «Смерть чиновника). Комичны фамилии героев (Панихидин), названия улиц (Мертвый переулок) и зданий. Речь героев также помогает выразить иронический план произведения.
В рассказах Т.Н. Толстой ирония переходит на лексико-семантический уровень. Ироничность описываемого достигается за счет построения предложений. У Толстой остается главный признак иронии - совместить несовместимое. Нередко писательница использует оксюморон.
Так же как и у Чехова, в рассказах Толстой ирония заключается в именах главных героев (Марьиванна из рассказа «Любишь - не любишь), а также огромную роль играют названия рассказов: они дают понять читателю на какой аспект повествования будет направлена ирония.
Анализ методических источников позволил нам понять, что изучение рассказов А.П. Чехова на уроках литературы требует дополнения. Задания, предложенные в образовательной программе под редакцией В.Я. Коровиной, однотипны и не могут в полной мере обеспечить целостный анализ произведений.
Предложенные нами разработки уроков дополнят материалы школьной программы. Использованные нами в разработке уроков методы помогут учащимся в формировании и развитии различных навыков, требуемых ФГОС. Метод проблемного урока формирует способность учеников критически мыслить, развивает творческий потенциал. Групповая работа обеспечит формирование у учеников коммуникативных навыков и личностных качеств: умения отстаивать свою точку зрения, выступать на публике.
По рассказам Т.Н. Толстой нами предложен урок внеклассного чтения в форме литературного суда. Данная форма проведения урока, т.к. является нестандартной, поможет формированию у учащихся культуры спора, развитию творческого потенциала.
Также разработки уроков, предложенные нами, помогут привлечь внимание учащихся к изучению рассказов А.П. Чехова и Т.Н. Толстой и пробудить интерес к чтению произведений писателей.
1. Толстая Т.Н. Круг. URL:https://itexts.net/avtor-tatyana-nikitichna-
tolstaya/223814-nevidimaya-deva-tatyana-tolstaya/read/page-6.html (дата
обращения: 22.04.2023).
2. Толстая Т.Н. Любишь - не любишь. URL:
https://librebook.me/detskii mir liudmila ulickaia/vol3/2 (дата обращения:
22.04.2023).
3. Чехов А.П. Рассказы. М.: Издательство АСТ, 2022. 400с.
4. Чехов А.П. Начальник станции. URL: https://онлайн-
читать.рф/чехов-начальник-станции/(дата обращения: 26.03.2023).
5. Чехов А.П. Перед свадьбой.1Ж1/
https://ilibrary.ru/text/40/p.1/index.html(дата обращения: 26.03.2023).
6. Абрамов Я.В. Наша жизнь в произведениях Чехова. URL: http: //chehov-lit. ru/chehov/kritika/abramov-nasha-zhizn-v-proizvedeniyah-chehova.htm(дата обращения: 18.06.2023).
7. Аверинцев С.С. Бахтин и русское отношение к смеху // От мифа к литературе. Сборник в честь 75-летия Е. М. Мелетинского. М.: Российский университет, 1993. С. 341-345.
8. Амфитеатров А.В. Антон Чехов. URL: http://chehov-
lit.ru/chehov/kritika/amfiteatrov-anton-chehov.htm (дата обращения:
18.06.2023).
9. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. 541.
10. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 455 с.
11. Башилова Е.И. Искусство - самый радикальный утешитель. О проблеме преодоления отчуждения в ранних рассказах А.П. Чехова. URL:
https://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=2036 (дата обращения:
18.06.2023).
12. Бойко М.Н. Системность в невербальном выражении иронии в произведениях А.П. Чехова. Мир науки. №4. 2019. С. 1-11.
13. Газданов А.П. О Чехове. URL: http://chehov-
lit.ru/chehov/kritika/gazdanov-o-chehove.htm(дата обращения: 18.06.2023).
14. Генис А.А. Как работает рассказ Толстой. Звезда. №9. 2009. С. 213-217.
15. Глазкова М.М. Интертекстуальность как способ выражения авторской позиции в прозе Т.Н. Толстой. Русская словесность. №6. 2012. С. 47-53.
...
55 источников