Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование роли плавания при подготовке старшеклассников к военной службе 6
1.1. Роль плавания в оздоровлении организма 6
1.2. Практическое значение плавания в повседневной деятельности 10
Глава 2. Анализ организации обучения плаванию в общеобразовательной школе 22
2.1. Основы обучения плаванию в школе 22
2.2. Анализ организации обучения плаванию в организациях
общего среднего образования 26
2.3. Разработка программы факультатива по физической
подготовке со старшеклассниками 35
2.4. Методические рекомендации по организации факультативных
занятий по плаванию 43
2.5. Организация и проведение педагогического эксперимента...49
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Сложившееся сегодня международная обстановка ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Существующая в настоящее время система подготовки граждан к военной службе в Российской Федерации во многом повторяет прежнюю, рассчитанную на 2-годичный срок военной службы по призыву и принципиально иные качественные и количественные параметры и структуру военной организации государства. Переход с 2008 года на годичный срок военной службы по призыву повлек за собой значительное повышение требований к качеству подготовки граждан к военной службе. Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере подготовки граждан к военной службе характеризуется рядом негативных факторов.
Содержанием допризывной физической подготовки предусмотрены следующие виды физического воспитания: преодоление препятствий, метание гранаты, рукопашный бой, гимнастика, игры, плавание.
В XVII в. в русских войсках было введено обучение плаванию. Военное наставление "Научение, как солдатам оружием владети" подчеркивает необходимость для каждого воина уметь плавать и наставляет предпринимать необходимые меры по организации обучения плаванию.
При Петре I плавание было введено в число учебных дисциплин в Морской Академии и Императорском сухопутном кадетском корпусе. Приказ Петра I гласил: "...Всем новым солдатам без изъятия должно учиться плавать, не всегда есть мосты". Большое значение умению плавать придавал Александр Васильевич Суворов. Он сам учил солдат плавать и переправляться через реку в любую погоду вброд и вплавь. В "Правилах медицинским чинам" он требовал предупреждать заболевания "чистотой, необходимой во всем, свежею пищей и питьем, и ежедневным купанием". [15]
Актуальность работы заключается в том, что человек не умеющий плавать попадает в опасные ситуации на водоеме и не может спастись или оказать помощь другому. Особенно это важно при выполнении задач военной службы. Воин Вооруженных сил Российской Федерации должен быть подготовлен к действиям на водных объектах, что особенно подчеркивает значение обучения плаванию юношей допризывного возраста.
Целью настоящей выпускной квалификационной работы является: на основе изучения требований к физической подготовленности юношей допризывного возраста и анализа роли плавания при выполнении обязанностей военной службы разработать методические рекомендации по проведению факультативных занятий по обучению плаванию и безопасному поведению на воде.
Задачи исследования:
1. Провести анализ влияния занятий плаванием на совершенствование физической подготовки призывной молодежи и роли плавания при выполнении обязанностей военной службы.
2. Разработать программу факультативных занятий учащихся 10-11 классов по обучению плаванию и формированию навыков безопасного поведения на водных объектах и экспериментально проверить эффективность факультативных занятий по плаванию.
Объект исследования: Образовательный процесс по обучению безопасному поведению на воде.
Предмет исследования: Факультативные занятия по плаванию.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что повышение эффективности физической подготовки допризывной молодежи к военной службе может быть достигнуто при выполнении следующих условий:
- организация факультативных занятий по плаванию со старшеклассниками;
- применение разработанной нами программы факультативных занятий учащихся 10-11 классов по обучению плаванию и формированию навыков безопасного поведения на водных объектах.
В ходе выполнения дипломной работы применялись следующие методы:
- анализ научно-методической литературы по теме исследования;
- анализ нормативно-правовых актов по вопросам подготовки допризывной молодежи к службе в армии
- педагогическое наблюдение;
- анализ личного опыта тренерской деятельности по обучению детей плаванию;
- анкетирование и устный опрос;
- проведение педагогического эксперимента.
Дипломное исследование проводилось в течение с сентября 2015 года по май 2017 года. С учетом опыта тренерской работы автора по плаванию исследования тема исследования была выбрана на втором курсе обучения в университете.
Исследование проводилось на базе средних школ г. Красноярска СОШ №1 и СОШ №121.
Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения.
Таким образом, в настоящей работе нами изучены требования к физической подготовленности старшеклассников к военной службе, роли плавательных навыков в условиях прохождения армейской службы и ведения боевых действий. Проведен анализ состояния физической подготовленности обучающихся 10-11 классов к службе в армии в условиях военной реформы, проходящей в Вооруженных Силах Российской Федерации, и перехода на годичный срок службы по призыву. На основе проведенного анализа разработана программа факультативных занятий учащихся 10-11 классов по обучению плаванию и формированию навыков безопасного поведения на водных объектах и экспериментально проверена эффективность факультативных занятий по плаванию.
Выводы: представлены на слайде
Специфика военной службы предполагает необходимость обучения допризывной молодежи плаванию и формированию навыков военно- прикладного плавания.
Факультативные занятия по плаванию в соответствии с разработанными нами методическими рекомендации способствуют не только первоначальному обучению навыкам плавания, но и совершенствованию общефизической подготовки юношей к выполнению обязанностей военной службы.
В результате проведенного нами педагогического эксперимента нашла свое подтверждение гипотеза исследования о том, что факультативное обучение плаванию способствует повышению эффективности с формирования физической подготовленности старшеклассников к военной службе.
Практическая значимость настоящей работы состоит в том, что разработанные нами программа и методические рекомендации по организации и проведению факультатива по плаванию, могут быть использованы в практической деятельности педагогов средней общеобразовательной школы по подготовке юношей допризывного возраста к военной службе.
1. Конституция Российской Федерации
2. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании»,
3. Федеральный закон «Об обороне»,
4. Федеральный закон «О воинской обязанности и воинской службе». Собрание законодательства Российской Федерации: Официальное издание.- М., 1998.
5. - Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года,
6. Приказ Министра Обороны РФ от 21.04.2009 г. № 200. Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009).
7. Инструкция, утвержденная совместным приказом Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 г. N 96/134 «Об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах».
8. Аронова Т. В. Педагогика физической культуры и спорта: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Т. В. Аронова, А. Р. Баймурзин; ред. С. Д. Неверкович. - М.: Академия, 2010. - 336 с.
9. Бобела, М.А. Физическая подготовка допризывной молодежи к военной службе с учетом преимущества развития основных качеств: автореферат, диссертация кандидата педагогических наук/ М.А. Бобела -
10. Богданов И. В. Совместная деятельность государственных,
общественных организаций и командования войсковых частей в физической подготовке молодежи к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО
"Издательство АСГАРД", 2016. — С. 25-28.
11. Голощапов, Б. Р. История физической культуры и спорта: учебник/ Б. Р. Голощапов. - 8-е изд., перераб. - М.: Академия, 2011. - 320 с.
12. Горбунов, Г. Г. Психология физической культуры и спорта: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Г. Д. Горбунов, Е. Н. Гогунов. - М. : Академия, 2009. - 256 с.
13. Зуев, В. Н. Нормативное правовое регулирование отечественной сферы физической культуры и спорта (история и современность): учебное пособие/ В. Н. Зуев. - М.: Советский спорт, 2008. - 196 с.
14. Жаринов Н.М. Формирование физической готовности молодежи допризывного и призывного возраста к военной службе/ Н.М. Жаринов; СПб.: ВИФК, 2011, - 328 с
15. Новиков А.И. Обучение плаванию воспитанников в довузовских
военных учебных заведениях: автореферат, диссертация кандидата
педагогических наук/А.И. Новиков. - СПб.: ВИФК, 2007, - 18 с.
16. Мезенцев, В.В. Ситуативное обучение с элементами спортивных игр и единоборств старших школьников гимназии / В.В. Мезенцев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 7 (53). - С. 68-72.
17. Мельчакова Г. Г. Педагогика физической культуры и спорта: учебное пособие / Г. Г. Мельчакова, А. В. Мельчаков. - Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2012. - 220 с.
18. Мельчакова, Г.Г. Педагогика физической культуры и спорта: методические рекомендации / сост.: Г. Г. Мельчакова, А. В. Мельчаков. - Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2011. - 40 с.
19. Москвич, А.С. Социальное здоровье молодежи как фактор социально-экономического развития региона: на примере Хабаровского края: автореф. дис. канд. соц. наук: 22.00.04 / Москвич А. С. - Хабаровск, 2008. - 30 с.
20. Романов А.С. Плавание. Стили плавания и его роль для здоровья человека. http://www.sportradar.ru/article/plavanie-stili-plavanija-i-ego-rol-dlja- zdorovja-cheloveka.html
21. Янова, М. Г. Уроки обучения плаванию: практикум / М. Г. Янова, В. В. Янов. - Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2008. - 160 с.
22. http://festival.1september.ru/articles/313779/Плавание — одно из важнейших средств физического воспитания школьников
23. https://ypoK^/user/121230 Малютин, А.А. Роль школьного курса ОБЖ в подготовке юношей к службе в Армии
24. http://evolutionary.narod.ru/plavanie/g 1.htm.Развитие плавания в русской армии
25. http://poznayka.org/s66006t1.htmlПлавание в Вооруженных Силах. Под общ. ред. Тихонова A.M. - Л.: Военный дважды Краснознаменный институт физической культуры, 1983.
26. http: //studopedia.ru/4 83842 yoenno-prikladnoe-plavanie.htmlВоенно-прикладное плавание.
27. http://cyberleninka.ru/joumal/n/uchenye-zapiski-universiteta-im-p-f-lesgafta/ Штамбург И. Н. Обучение военнослужащих, не умеющих плавать в открытых бассейнах. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта №11, 2007.
28. https://vk.com/page-59062326_51177804 История раннего
плавания, Челябинск. 2017.
29. http: //nsportal .ru/ap/library/drugoe/2014/09/09/plavanie-v-zhizni-cheloveka.БеляеваЛ.Н. Плавание в жизни человека.
30. http://bmsi.ru/doc/35f74a4e-924b-4df6-bb72-71b628144045 . Бака
М.М. Физическая и военно-прикладная подготовка молодежи/ "Советский спорт. 2011.
31. http://nevelikc.ru/kraevedenie/geroi/drizovskij/#ixzz4dtuy4Rex). С.Б. Дризовский Невель. Справочник. Всё о Невеле
32. http://festival. 1 september.ru/articles/313779/Плавание — одно из важнейших средств физического воспитания школьников