Введение 2
Глава 1. «Теоретические основы организации внеурочной деятельности учащихся 5-6 классов в процессе математической подготовки» 6
1.1. Универсальные учебные действия как основные образовательные
результаты в формате ФГОС 6
1.2. Внеурочная деятельность как условие формирования универсальных
учебных действий 24
1.3 Факультативы и основные требования к их организации 29
Глава 2. Факультативный курс «В царстве логики» 38
2.1. Принципы отбора содержания факультативного курса 38
2.2. Программа факультативного курса 39
2.3. Методические разработки факультативного курса «В царстве
логики!» 45
2.4 Анализ результатов педагогического эксперимента 71
Заключение 74
Библиографический список 75
На современном этапе развития мирового сообщества обучающиеся школ наряду с базовыми знаниями, умениями и навыками, должны овладеть и новыми ключевыми компетенциями (знание иностранного языка, компьютерных технологий, основ экономики и предпринимательства). Также школы должны обеспечить подготовку обучающихся, готовых жить и трудиться в открытом информационном обществе. Это становится реальным при условии дифференциации и индивидуализации образовательного процесса. На данный момент основной формой дифференциации и индивидуализации обучения являются факультативные занятия. Урок формирует базовые знания и фундаментальные личностные качества ученика, которые служат основой успешного обучения. Факультатив же подхватывает достижения ученика и развивает накопленный им на уроке потенциал. «Факультативные занятия — занятия, направленные на повышение у обучающихся интереса к изучаемым учебным предметам, углубление их содержания, активизацию познавательной деятельности, интеллектуальное, духовное и физическое развитие, подготовку к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования»
Согласно требованиям ФГОС основного общего образования, наряду с предметными знаниями и умениями обучающиеся школ должны владеть личностными и метапредметными умениями.
Особое внимание уделяется необходимости формирования у обучающихся интеллектуальных умений, в состав которых входят логические приёмы мышления. Исключительную роль в развитии логического мышления обучающихся играет такая дисциплина, как математика. Именно на уроках математики ученики овладевают элементами логических действий (сравнения, обобщения, классификации, анализа и др.). Но, стоит отметить, что в большинстве учебников и дидактических пособий по математике практически отсутствуют задачи, способствующие формированию логического мышления. В связи с этим возникает необходимость в разработке и применении специальной методики логической подготовки школьников.
Формирование логики у обучающихся становится реальным в условиях дифференциации и индивидуализации обучения. Одной из форм дифференциального и индивидуального обучения являются факультативные занятия.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена, с одной стороны приоритетами современной государственной образовательной политики, обозначенными в ряде стратегических документов (ФГОС, Закон РФ «Об образовании» и др.), и недостаточной готовностью школы к реализации данных требований, с другой стороны.
Огромный вклад в процессе предметной подготовки внесли Ю.К Бабанский, Н.И. Болдырев, Б.Б. Есипов, П.Ф. Каптерев, И.Я.Лернер, М.А .Мельников, М.Н. Скаткин, и др. Анализ их работ позволил сделать вывод о том, что создание образовательной системы в основе которой имеется возможность выбора обучающихся разных направлений в обучении и расширение знаний дает мощный толчок в образовании.
Как освещается в педагогической литературе и показывает практика, организация факультативов в современной школе в нынешних условиях имеет много направлений, требующих серьезного исследования. Мы не можем ставить перед собой цель - исследовать все направления. На наш взгляд, одним из актуальных направлений является исследование путей организации математических факультативов как одну из важных форм самореализации обучающихся.
Из вышесказанного можно выделить следующую проблему: недостаточная разработанность методического обеспечения учебно-познавательной деятельности по математике в основной школе.
Цель данного исследования: разработать и апробировать факультативный курс «В царстве математики» при обучении математике в 6 классе.
Объект данного исследования: процесс обучения математике учащихся 6 классов.
Предмет данного исследования: факультативный курс «В царстве логики»
При решении поставленной проблемы мы исходили из гипотезы о том, что если в процессе изучения факультатива «В царстве логики» в 6 классах использовать специальные задачи и программное обеспечение, это будет способствовать повышению мотивации в обучении и формированию метапредметных образовательных результатов.
Факультативный курс «В царстве логики» будет способствовать ориентации обучающихся на те профили обучения в старших классах, где математика относится к числу профилирующих предметов.
Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решались следующие задачи.
1) Описать универсальные учебные действия как основные образовательные результаты в формате ФГОС.
2) На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы выявить основные способы организации внеурочной деятельности.
3) Выявить принципы отбора содержания для факультативного курса «В царстве логики».
4) Составить программу факультатива, методические рекомендации и провести апробацию его в основной школе.
Содержание выпускной квалификационной работы представлено во введении, двух главах, заключении и приложениях. Библиографический список насчитывает 32 источника.
В первой главе ««Теоретические основы организации внеурочной деятельности учащихся 6 классов в процессе математической подготовки»» раскрывается сущность и основные принципы организации факультативов, а так же выявляются организационно-методические особенности математической подготовки учащихся в внеклассное время.
Во второй главе Факультативный курс «В царстве логики» рассматривается принцип отбора содержания для курса. Представлены фрагменты уроков, сопровождающиеся методическими рекомендациями в условиях реализации преемственности.
В настоящей выпускной квалификационной работе рассмотрена важная и актуальная тема, поскольку в современной школе все большее падает мотивация при обучении математике.
Решение данной проблемы возможно с помощью факультативных курсов, обеспечивающих высокую мотивацию обучающихся. Целью данной работы был анализ возможностей использования факультативных курсов при изучении математики, а так же логическая составляющая, при этом не дублируя программу. Цель была достигнута: проанализированы возможности использования логических тип задач и пути их решения на уроках математики. В первой главе были рассмотрены особенности способов организации внеурочной деятельности. Во второй главе представлен факультативный курс «В царстве логики» результаты экспериментального преподавания доказали его эффективность.
1. Арсеньев А.М. Основные направления совершенствования образования в средней школе. - М.: Изд-во АПН СССР, 1967. 21 с.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. - М.: 1977.
3. Балк М.Б. Балк Г.Д. Математический факультатив вчера, сегодня, завтра // Моска.: 1987 № 5 с. 14-17
4. Бархаев, Б.П. Педагогическая психология- СПб.: 2009. 448с.
5. Вахрушев, А. А. Как готовить учителей к введению ФГОС [Текст] / А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. - 2011. № 5. 3 с.
6. Давыдова Н.Н., Смирных О.В. Универсальные учебные действия: управление образованием [Текст] // Народное образование №1, 2012. - 167-175 с.
7. Кадыров И. Взаимосвязь внеклассных и факультативных занятий по математике.: Москва 1983. 5-11с.
8. Коменский Я.А. Великая дидактика. Спб.: тип. З.Аригольда, 1893. 326 с.
9. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст]: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина; 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 608 с.
10. Н.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной
деятельности. - Томск: Пеленг, 1993, 230 с.
11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеев, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2002. 250 с.
12. Основы психологии: Практикум. /Ред.-сост. Столяренко Л.Д. - Изд-е 7¬е. -
13. Панов, В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика [Текст] / В.И. Панов. - СПб: Питер, 2007. - 352с.
14. Педагогическая психология [Текст]: Учебное пособие / под ред. Регуш Л.А. - СПб.: Питер, 2010. - 416 с.
15. Петровский, А.Г., Ярошевский, М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд. Стереотип. [Текст] - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 512 с.
16. Поздняк С.Н., 2012,с. 285.
17. Применение факультативных занятий в учебном процессе. М.: Просвещение, 1980
18. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ Е. С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. 454 с.
19. Промоторова Н.В. Индивидуальные самостоятельные работы учащихся в обучении: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. -М., 1971.
20. Психологическое сопровождение учащихся на этапе адаптации к обучению в средней школе / Под ред. Н.В. Афанасьевой.- Вологда: Издательский центр ВИРО, 2008.
21. Рабунский Е.С. Индивидуализация домашних заданий - необходимое условие успешного обучения. -Калининград, 1962.
22. Реан, А.А. Психология подростка/ А.А. Реан. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. 512с.
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, 2-е изд. (1946 г.) - СПб.: 2002 - 720 с. (Серия «Мастера психологии») с. 377-378.
24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, 2-е изд. (1946 г.) - СПб.: 2002 - 720 с. (Серия «Мастера психологии») с. 378
25. Тумашева О.В., Берсенева О.В. Вестник №4. 2015
26. ФГОС ООО, 2012
27. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М.: Просвещение, 2009
28. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М.: Просвещение, 2011
29. Филиппова К. А. Развитие логического мышления обучающихся средней школы на уроках математики // Молодой ученый. 2015. №19. 622 с.
30. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. 159с.
31.Чирина О.В. Особенности развития логического мышления учащихся 5-6 классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т.10. - с. 66-70. - URL:http://e-koncept.ru/2015/95057.htm[дата обращения: 02.06.2017]
32.Шварцбурд С.И. и др. Состояние и перспективы факультативных занятий по математике: Пособие для учителей. -М., 1977. -48 с.