Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Факультативный курс «Речевой портрет персонажа художественного текста» как средство развития филологических компетенций учащихся 7 класса средней школы

Работа №154114

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2020
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3-7
ГЛАВА 1. РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ В ФИЛОЛОГИИ
1.1. Понятие речевого портрета 8-10
1.2. Структура речевого портрета 10-12
1.3. Речевой портрет персонажа, его элементы и приемы 12-14
1.4. Анализ речевого портрета героя повести Н.В. Гоголя Тараса Бульбы 14-16 ГЛАВА 2. ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС «РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ ПЕРСОНАЖА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА»
2.1. Понятие, классификация и функции факультативных курсов 17-18
2.2. Виды факультативных курсов 18-21
2.3. Межпредметные связи в рамках факультативного курса 21-28
2.4. Программа факультативного курса «Речевой портрет персонажа художественного текста»
2.4.1. Пояснительная записка 29-31
2.4.2. Тематическое планирование курса 31-34
2.4.3. Поурочное планирование факультативного курса «Речевой портрет
персонажа художественного текста» 34-46
2.4.4. Конспект урока по русскому языку по теме «Подготовка к сочинению «Характеристика литературного героя» в 7 классе по произведению «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя с использованием элементов речевого портретирования» 46-54
2.4.5. Возможности развития факультатива за счет создания речевого
портрета реальной языковой личности (на примере Н.С. Михалкова) ... 55-56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57-58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59-62
ПРИЛОЖЕНИЕ А 63-65


Составной частью речевого портрета являются изобразительно¬выразительные средства, изучаемые с начальных классов. Традиционно изобразительно-выразительные средства современного русского языка изучались преимущественно на уроках литературы. На уроках же русского языка языковые средства рассматриваются в системе «тропов, основанных на употреблении слова в переносном значении (метафоры, эпитеты, олицетворения)» в 5 классе.
На сегодняшний день школа сталкивается с ситуацией потери мотивации к чтению у обучающихся, снижением эффективности освоения базового курса по русскому языку и литературе. К сожалению, на уроках русского языка и литературы не делается акцент на языковых особенностях изучаемых текстов, чем объясняются многочисленные трудности, возникающие у учащихся при проведении комплексного (филологического) или лингвостилистического анализа учебного материала. Поэтому для развития языкового мышления, совершенствования образного восприятия действительности, формирования креативного подхода к пониманию явлений и творческой его реализации в устной и письменной речи учеников рекомендуется изучать в школе речевое портретирование на межпредметных факультативных курсах начиная с 7 класса. Сегодня учитель, используя возможности традиционного урока как исходную базу, может успешно формировать у учащихся предметные и метапредметные результаты, однако развитие навыков устной и письменной речи требует более пристального внимания. Реализовать возможности более детальной работы по развитию указанных навыков позволяют факультативные курсы. На протяжении такого курса учитель использует все методы и приемы обучения школьников, направленные на развитие умений и навыков, определенных в программе курса.
Методика русского языка накопила значительный опыт, однако до сих пор требуют упорядочения система научных понятий и терминов, обсуждения принципы и методы обучения русскому языку, пока недостаточно изучены закономерности усвоения русского языка учащимися разных возрастов [Баранов, 2001: 21].
Эффективность речевого развития современных школьников связана с опорой на межпредметные связи уроков русского языка и литературы. Современная система образования направлена на формирование интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. «Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании у обучающихся целостной картины мира» [Славская 1972]. На необходимость учета взаимосвязей между учебными предметами для создания комплексной системы знаний школьников указывали еще Я.А. Коменский, Д. Локк, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский. Вопросы межпредметных связей стали предметом рассмотрения в ряде научных и методических работ, в частности, П.Г. Кулагина [Кулагин 1981], В.Н. Федоровой и Д.М. Кирюшкина [Федорова, Кирюшкин 1989], С.Н. Дворяткиной [Дворяткина 1998], Максимовой В.Н., А.С. Казаченко и А.С. Иваницкой [Казаченко, Иваницкая 2017], Н.А. Хоркиной [Хоркина 2002]. Проблема межпредметных связей является актуальной и сейчас в связи с введением ФГОС.
Ученые отмечают, что «важнейшим условием осуществления межпредметных связей в процессе обучения является учет психологических механизмов формирования межпредметных связей» [Хоркина 2002]. Описанию этих механизмов посвящены работы известных отечественных психологов и физиологов Б.Г. Ананьева, И.П. Павлова, Ю.А. Самарина, И.М. Сеченова и др.
Межпредметные связи в преподавании предметов филологического блока обычно стоится на использовании художественных произведений для иллюстрации языковых фактов при обучении русскому языку, для наблюдения за употреблением отдельных слов, грамматических форм и синтаксических конструкций, средств связи в предложении, наблюдения за смысловым соотношением частей текста, за спецификой отдельных типов речи (повествование, описание, рассуждение). Связь русского языка и литературы закреплена программой по русскому языку в блоке развития речии предусматривает общие для этих предметов виды работ (обучение изложению, пересказу, сочинению и т.д.).
Однако связь между предметами филологического цикла можно построить и в ином направлении: анализ языковых фактов для более глубокого понимания художественного текста. В этом направлении и велось наше исследование.
Нами разработан факультативный курс по речевому портретированию, который строится на учете речевой характеристики персонажей художественного текста с последующим анализом характера персонажа. Таким образом, языковые единицы выступают в данном случае как аргументы, свидетельствующие об особенностях изображения литературного героя. Литературной основой курса служит произведение «Тарас Бульба», так как оно соответствует интересам учащихся данной возрастной категории, воспитывает любовь к родине, уважение к товарищам и старшим. Не менее важен тот факт, что есть качественная экранизация данного произведения и на уроке используется просмотр фильма вместе с учениками.
Теоретическая база выпускной квалификационной работы сформирована на основе исследований ученых по речевому портретированию и языковым средствам: М.В. Панов, С.В. Леорда, Т.П. Тарасенко, Г.Г. Матвеева, Л.П. Крысин, Ю.Н. Караулов, Е.В. Осетрова, М.В. Китайгородская, Н.Н. Розанова, Е.А. Гончарова, Л.Н. Чурилина, Н.Д. Арутюнова, О.И. Асташова, Е.О. Бирюкова.
В разработку практических и теоретических положений по факультативным курсам, преподаванию русского языка и литературы внесли большой вклад ученые, психологи, педагоги, методисты: М.Т. Баранов, В.Я. Коровина, Т.А. Ладыженская, С.И. Львова, М.М. Разумовская, М.А. Прокофьев, К.Д. Ушинский, И.Ф. Харламов.
Также в теоретическую часть включена наша работа с анализом речевого портрета литературного персонажа Тараса Бульбы и труды по введению экранизации литературных произведений в школе таких исследователей, как Ю.М. Лотман, Ю.Г. Цивьян, В.Г. Маранцман, Л.П. Прессман, А.В. Федоров.
Объектом исследования является факультативный курс, построенный на межпредметных связях, предметом речевое портретирование как элемент филологического анализа художественного произведения.
Цель исследования состоит в создании факультативного курса, в котором речевое портретирование является основой анализа художественного текста.
Задачи:
1. Определить содержание понятий: речевой портрет, структура речевого портрета, его элементы и приемы;
2. Показать анализ речевого портрета и языковых средств выражения оценки литературного персонажа Тараса Бульбы;
3. Описать принципы построения факультативной работы на основе межпредметных связей в средней школе;
4. Разработать тематический план факультативных занятий по работе над речевым портретом персонажа художественного текста;
5. Выявить значение интерактивных методов на факультативных курсах.
Для реализации поставленной цели в работе использовались следующие приемы и методы: проблемный анализ лингвистической литературы, метод реферирования и научного описания, прием сплошной выборки, метод сравнения и аналогий, метод обобщений.
Практическая значимость: материалы работы могут помочь учителям при ведении факультативных занятий по литературе и русскому языку и школьникам в более глубоком изучении лексических терминов, в написании сочинений, в формировании навыков ведения исследовательской и проектной деятельности, а также публичного выступления

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Вопросы речевого портретирования представляют не только чисто научный интерес, но и имеют практическую значимость. В частности, они имеют большое значение при анализе художественного текста, т.к. позволяют составить аргументированное мнение о характере литературного героя, проявляющемся через его речь.
По речи и поступкам литературных героев ученики составляют своё впечатление о персонаже, выявляют основные проблемы, поднятые автором, а также главную идею произведения. Ученикам легче цитировать текст и подкреплять свои ответы аргументами из него, если они работают именно с речью героя. Таким образом, изучение языковых средств на лексическом, фонетическом, грамматическом уровне при проведении факультативных занятий обладает большим образовательным потенциалом с точки зрения развития языкового мышления учащихся и их языковой личности.
Поскольку речевое портретирование - практико-ориентированный процесс, нами была разработана система факультативных занятий и конспекты уроков на основе межпредметной интеграции, а также урок развития речи по подготовке к написанию сочинения, который выступал в качестве контрольного среза для определения эффективности работы в рамках факультатива. Сравнивая динамику и качество работы на уроке, мы обнаружили, что работу в рамках факультатива можно признать эффективной, поскольку учащиеся экспериментальной группы продемонстрировали более динамичную работу и более глубокий и продуманный анализ текста.
При организации работы факультатива мы использовали разные формы работы. Так, использование экранизации на занятиях позволяет сформировать представление об интерпретации образа. Сопоставление речевых портретов одного героя, составленных на основе авторского текста и экранизации, позволило сделать вывод о более глубоком и детальном воплощении речевой характеристики героя в печатном тексте, что в некоторой степени можно рассматривать как развитие читательского интереса учеников. Привлечение экранизации, на наш взгляд, целесообразно не только в плане применения средств изобразительной наглядности, традиционных для преподавания филологических дисциплин, но и как способ активизации творческих возможностей учащихся за счет включения элементов театрализации. Применение подобных проектных технологий в форме составления киносценария и его последующей съемки способствует развитию интеллектуальных способностей и психологической гибкости учеников.
В рамках факультатива наряду с индивидуальными использовались и групповые формы работы, которые позволяют формировать умение командной работы, развивают коммуникативные навыки учащихся. Проблемный метод на уроке командной игры-баттла реализует умение принятия решений в проблемных ситуациях, умение понимать определяющую роль русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности учащегося.
Использование речевого портретирования как основы для интерпретации образа литературного персонажа оправдало свою целесообразность, поскольку речевая характеристика дает возможность составить представление о характере героя, социальных, территориальных и исторических условиях его жизни.



1. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. - М.: Наука, 1988. - 341 с.
2. Асташова О.И. Речевой портрет политика как динамический феномен: автореф. дисс. канд. филол. наук- Екатеринбург, 2013. - 22 с.
3. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. Методика преподавания русского языка. - М.: Просвещение, 1990г. - 240 с.
4. Бирюкова Е.О. Индивидуальный речевой портрет говорящего в телевизионном дискурсе// Вестник Череповецкого государственного университета, 2011. - Т. 11, 31 -3. - С. 29-33.
5. Гончарова Е.А. Пути лингвостилистического выражения категорий автор - персонаж в художественном тексте. - Томск: Ветер, 1984. - 96 с.
6. Дворяткина С.Н. Межпредметные связи и прикладная направленность школьного курса математики в классах биологического профиля: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1998. - 191 с.
7. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000.- в 2 т.- 1209 с.
8. Казаченко А.С., Иваницкая А.С. Разработка факультативного курса «Прикладная экология» для школьников 8-9 классов // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. №07(61). Ч.1. - С.77-80.
9. Караулов Ю.Н. Предисловие. Русская языковая личность и задачи ее изучения // Язык и личность. - М., 1989. - 390 с.
10. Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Русский речевой портрет. Фонохрестоматия. - М., 1995. - 128 с.
11. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.Литература. 7 класс.
Учебник для общеобразовательных учреждений /В 2 ч. Ч. 1 - М.:
Просвещение, 2016. - 358 с.
12. Крысин Л.П. Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета // Русский язык в научном освещении. - М., 2001. - С. 90-106.
13. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в обучении. М.: Просвещение, 1981. - 96 с.
14. Леорда С.В. Речевой портрет современного студента. [Электронный ресурс] автореф. дисс. канд. филол. наук. - Саратов, 2006. - 118 с.
15. Лотман Ю.М., Цивьян Ю.Г. Диалог с экраном. - Таллинн: Александра, 1994. - 144 с.
16. Львова С.И. Русский язык: 7-11 классы: программы факультативных и элективных курсов / С.И. Львова. - М.: Вентана- Граф, 2008. - 80 с.
17. Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе: Учебное пособие к спецкурсу. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена., 2011.
18. Маранцман В.Г. Роман А.С.Пушкина «Дубровский» в школьном изучении. - Ленинград: Просвещение, 1974.
19. Матвеева Г.Г. Скрытые грамматические значения и идентификация социального лица («портрета») говорящего // Дис. д-ра филол. наук. - СПб., 1993. - С. 87.
20. Осетрова Е.В. Речевой портрет политического деятеля: содержательные и коммуникативные основания // Лингвистический ежегодник Сибири / Под ред. Т.М. Григорьевой. - Красноярск, 1999. - Вып.1. - С.58-67.
21. Панов М.В. История русского литературного произношения XVIII-XX вв. / Отв. ред. Д.Н. Шмелев; АН СССР. Институт русского языка М.: Наука, 1990. - 453 с.
22. Петровская Л.К. Активизация межпредметных связей как способ развития речевой деятельности учащихся на уроках литературы // Международное сообщество педагогов «Я - Учитель!», 2015 // ya-uchitel
23. Прессман Л.П. Кинофильм-экранизация на уроках литературы// Литература в школе. №1, 1964.- С.6 - 7
24. Прокофьев М.А. Факультативные занятия: перспективы развития // Советская педагогика. - 1986. - № 9. - С. 27-30.
25. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. /учебник для общеобразовательных учреждений/Русский язык 7 класс /под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А. - М.: Дрофа, 2009. - 316 с.
26. Славская К.А. Развитие мышления и усвоение знаний. М.: Просвещение, 1972.
27. Тарасенко Т.П. Языковая личность старшеклассника в аспекте ее речевых реализаций (на материале данных ассоциативного эксперимента и социолекта школьников Краснодара): автореф. дисс. канд. филол. наук // Краснодар, 2007. - 26 с.
28. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.¬668 с.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.
30. Фёдоров А. В. Киноискусство и художественное образование // Педагогика. № 2. - 2002. - С. 21-26.
31. Федоров А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка: около 13000 фразеологических единиц / А. И. Федоров. - 3-е изд., испр. - Москва: АСТ: Астрель, 2008. - 878 с.
32. Фёдорова В.Н., Кирюшкин Д.М. Межпредметные связи. - М.:
Педагогика, 1972. - 152 с.
33. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.
34. Хоркина Н.А. Методические особенности обучения учащихся классов экономического профиля на факультативных занятиях по математике на основе реализации межпредметных связей. Диссертация ... канд. пед. наук, 2002.
35. Чурилина Л.Н. Языковая личность в художественном тексте [Текст] Монография. - 2-е изд., стереотипное. /Л.Н. Чурилина, - М.: Флинта: Наука, 2011. - 240 с.
Дополнительная литература (Интернет источники):
35. Ишмуратова С.Р. Речевое поведение персонажа в художественном тексте:
вербальный и невербальный аспекты описания [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.rusnauka.eom/4 SND 2013/Philologia/7 127887.doc.htm
36. Кочеткова Т.В. Проблема изучения языковой личности носителя элитарной речевой культуры (обзор).URL:http: //www.portal.tpu.ru:7777/SHARED/e/ELLENNOV/four/Tab2/KochetkovaTV.pdf
37. Михалков Н.С. Официальный сайт передачи «Бесогон» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.besogon.tv


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ