Введение 4
Глава 1 Нормативно-правовые документы по формированию гражданственности и патриотизма в основной школе 17
Глава 2. Фальсификация истории - оружие идеологической войны 29
Глава 3. Формы и методы урочной и внеурочной работы по
противодействию фальсификации истории 41
Заключение 54
Список источников и литературы 57
В процессе воспитания ключевым фактором в процессе воспитания являются такие социальные институты как семья и школа. Их роль несоизмерима, так как именно они формируют культуру патриотизма, отражающего духовную сущность отношения человека к своему Отечеству и человечеству в целом. Процесс воспитания направлен на то, чтобы помочь молодому поколению освоить накопленные обществом знания, нормы и опыт поведения, приобрести определенный трудовые умения, сформировать систему взглядов на жизнь. Воспитание - это целенаправленное формирование личности в целях подготовки ее к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. Воспитание представляет собой процесс передачи общественно¬исторического опыта от старших поколений к младшим, а целью воспитания являются ожидаемые изменения в человеке вследствие воздействия специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий. В данной работе речь пойдет, в том числе, и о роли школы в гражданско-патриотическом воспитании молодого поколения россиян.
Актуальность выбранной темы исследования обуславливается тем, вопрос национальной безопасности нашего государства имеет первостепенное значение в рамках развития страны, в общем, и реализации ее национальных интересов в частности. Само понятие «национальная безопасность» за последние годы все чаще употребляется на страницах средств массовых информаций, между тем, разносторонность и комплексность этой проблемы сделали ее предметом исследования специалистов разнообразных сфер деятельности и науки. Образование является одним из важнейших компонентов формирования национальной безопасности любого государства, неразрывно идущее с процессом воспитания. Фактически - это две стороны одного процесса - формирование личности нового человека и гражданина.
Объективное исследование и преподавание истории, ее фактов и уроков прошлого обладает важнейшим значением, необходимым для того, чтобы понять суть процессов, вспомогательных в образовании государств, и воспитания в гражданах своей страны чувства патриотизма и формирования гражданственности. Умышленное и направленное на разложение общества искажение информации, обладающей социальной значимостью, в том числе истории конкретной страны, являет собой один из общественных феноменов взаимодействия социумов между собой. В данном контексте нельзя не рассмотреть Рекомендацию Совета Европы Rec (2001) 15 о преподавании истории в двадцать первом веке , предусматривающую введение образовательных программ для изучения истории, с целью устранения предубеждений. А также для того, чтобы акцентировать внимание на положительной составляющей взаимного влияния различных стран, конфессий и идеологий в процессе исторического развития.
Упомянутые вопросы представляются актуальными и для России в том числе, исходя из позиции, что в наши дни невероятную угрозу для нашего государства представляет собой манипуляторское влияние радикальных СМИ и политических сообществ на неокрепшее сознание молодого поколения, действующее через сомнительное толкование истории нашего Отечества.
Для молодых людей, находящихся на самом пике состояния, позволяющего превосходно впитывать информацию, но совершенно не представляющего возможным ее фильтровать и критически анализировать; дети, чье сознание представляет собой чистый лист для формирования позиции относительно вектора развития государства, его истории и возможных вариаций развития, самоидентифицируется в отношении прочих национальностей и народов, накапливает историческую память, являющую собой конструкт коллективного творчества, навязывание конфронтационных исторических ценностей может стать фатальным.
Несомненно, что непосредственно вследствие тотальной и неограниченной фальсификации истории России всякого рода силы влияния, не только на международном, но и на национальном уровне, не оставляют попыток создать фундамент отечественной государственной политики и дать обоснование факторам функционирования государства в том числе. Незаметная угроза проявляется в том, что манипуляторское влияние на сознание обучающихся, в конечном счете, целью своей предполагает формирование массового общества, а не гражданского, о котором сегодня так много ведется дискуссий в политических кругах.
Особый уровень угрозы фальсификации истории привносит тот факт, что историческая память - костяк высших форм социальной регуляции человека. Устойчивость исторической памяти создается посредством обретения стабильности и предсказуемости индивидом, ее искажения непременно сеют конфликтные взаимоотношения с соседями. И это не психологическое абстрагирование, а полноценная историко-политическая действительность. Наряду с критическим уровнем угрозы фальсификации истории перед существованием государственных институтов образовывается вполне логичный и обоснованный вопрос - как противостоять и что конкретно противопоставить немалочисленным попыткам фальсификации истории лицами, представляющими разнообразные сообщества, и непрофессиональные в том числе.
Разумеется, что в методах борьбы с идеологической фальсификацией и манипуляцией в сфере истории главная роль необходимо должна принадлежать политической элите, а также государственным учреждениям. Это становится особенно явным в период интеграции, а также оперативной информатизации общества и изменения образовательной устоявшейся модели в целом.
Гарантирование достоверной информации, в том числе выработка способов защиты обучающихся в образовательных учреждениях России от фальсификации истории и манипуляционного воздействиях на их сознание, является одной из проблем современности, что, в конце концов, обязывает создать практические рекомендации по борьбе и предупреждении исторических «спекуляций». Также чрезвычайно важно определить пути формирования исторического общественного сознания, как неизбежной предпосылки консолидации нации. Подводя итог выше сказанному, перечисленные обстоятельства определяют выбор темы данной работы, а также отмечают ее практическую и теоретическую значимость.
Объект исследования- дискуссионные вопросы истории
Предмет исследования- приемы фальсификации истории и формы противодействия им в системе общего образования в ходе учебной и внеклассной деятельности по истории.
Цель данной работы - проанализировать эффективные приемы работы по преодолению фальсификации истории в старшей школе
В соответствии с описанной целью были поставлены следующие задачи:
1) Анализ нормативно-правовых документов по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения.
2) Темы и приемы фальсификации в новейшей истории.
3) Формы противодействия фальсификациям на уроках истории.
4) Формы противодействия фальсификациям во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования
Наиболее эффективными приемами противодействия фальсификации истории, являются такие, где обучающийся активно включен в процесс познания, обладает критическим мышлением.
Теоретические основы исследования составляют труды российских ученых-историков, этнологов, социологов и педагогов по вопросам нации, национализма и государственного строительства, формирования российской национально-гражданской идентичности молодежи, исторической мифологии и попыткам фальсификации истории Российского государства, педагогическим подходам к противодействию этим попыткам (В.И. Аскоченский, Р. Барт, Н.И. Костомаров, Д.С. Лихачев, Э. Ринан, Л.П. Репина, В.А. Тишков, В.А. Шнирельман, Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова и др.).
Как отмечает В.И. Лутовинов, руководитель патриотических программ ДОСААФ России, профессор РАНХГС при Президенте РФ, наиболее опасными негативными процессами в современной России стали снижение уровня патриотизма в духовной жизни, размывание ценностно¬мотивационной базы национального самосознания, резкий упадок чувства человеческого единства и достоинства. События отечественной истории, отмеченные героизмом, персоналии выдающихся деятелей утратили силу нравственного идеала как основы воспитания. В общественном сознании молодежи получили широкое распространение апатия и равнодушие, безответственность и немотивированная агрессивность, нигилизм, цинизм, индивидуализм и эгоизм, утилитарное и патерналистское отношение к государству и социальным институтам.
В процессе исследования использовались такие общенаучные методы, как анализ и синтез, методы классификации, сравнения. Так, на основе сравнительно-исторического метода проведен анализ попыток фальсификации отечественной истории, и на основе постановки проблемных дискуссионных вопросов представлены возможные вариации методов по борьбе с фальсификацией истории в урочной и внеурочной сфере деятельности.
Необходимо подчеркнуть, что под фальсификацией истории следует, в первую очередь, понимать сознательное искажение исторических аргументов и источников. Вместе с тем эта «узкая» трактовка фальсификации истории как сознательного искажения образа исторической реальности не отражает сложности феномена. Более явно к понимаю данного феномена, с нашей точки зрения, подводит его определение, как «исторического мифотворчества, целенаправленного использования мифологической традиции и её способности к обновлению и саморегуляции».
Подводя итог, отметим, что цель государственной политики в борьбе с угрозой национальной безопасности в виде попыток фальсификации фактов отечественной истории - эффективно противодействовать попыткам фальсификации истории на разных уровнях формирования общественного сознания посредством вырабатывания и поддержания соответствующего дискурса в информационном поле государства, способствовать преодолению разрывов в коллективном сознании и таким образом - укреплению исторической субъектности российского государства. Сбережение исторической памяти, противодействие фальсификации фактов истории России является важным фактором обеспечения национальной безопасности в области образования. В данном контексте на государственном уровне назрела необходимость: придать работе по противодействию фальсификации истории деятельный и научно обоснованный характер с выработкой механизма выявления и предотвращения внедрения в научные теории, образовательные программы и учебные материалы деструктивных идей; обеспечить, чтобы преподаватель образовательной организации в условиях новой информационно образовательной среды обладал сформированной методологической культурой и компетентностью в области противостояния факторам, фальсифицирующим историческое знание.
Принципиально важно научиться отличать попытки фальсификации истории от конструирования исторических версий и оценок, которые являются нормальной практикой исторического исследования. При этом эти исследования и конструируемые ученым-исследователем версии могут существенно отличаться от доминирующей историографической традиции, а в авторитарном обществе и с официальной научной версией. Следует подчеркнуть, что без свободы научного поиска в сфере теории и методологии исторического исследования историки не смогут выполнить стоящие перед ними задачи, что неизбежно приведет к снижению роли исторического опыта, деградации научно-исторического и историко-педагогического сообществ.
Для противодействия попыткам фальсификации истории и проникновения фальсифицированных версий истории в сознание обучающихся, необходимо повысить статус исторического образования как ключевого направления социализации школьников. Отметим, что эффективность исторического образования представляется возможным обеспечить при условии формирования в школе целостной системы основного и дополнительного образования, урочной и внеурочной образовательной деятельности, фокусом которой будет создание педагогических условий для становления гражданина.
В процессе изучения школьного курса истории необходимо стремиться к тому, чтобы сформировать у учащихся набор ключевых компетенций, к числу которых можно отнести умение отличать факты, достоверные научные данные от их идеологических обоснований, умение критически воспринимать различные версии истории, но при этом не разрушить целостность исторического, историко-культурного образа России. Формирование этих ключевых умений возможно при условии поэтапного развития способностей обучающихся самостоятельно работать с исторической информацией, творчески применять полученные знания в новых, в том числе проблемных, ситуациях.
Учитывая тенденцию к постепенной интеграции российского образования в мировую систему образования, необходимо аргументированно ответить на вопрос, в какой степени утвердившийся в странах Европы подход к формированию обобщенных учебных умений (компетенций) соответствует российским реалиям, или его необходимо конкретизировать и дополнить традициями, подходами, органичными для российской педагогики, основанными на социокультурных особенностях российской цивилизации. Учитывая геополитическое положение Российского государства, возникает вопрос о перспективности изучения и использования педагогического опыта не только стран Запада, но и ведущих стран Азиатско-Тихоокеанского региона, которые добились эффективности своих образовательных систем - Японии, Китая, Республики Корея и др.
1. Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания / Ю. Азаров // Воспитание школьников. - 2008. - №6. - С. 3-11.
2. Акулич, М. Патриотизм в системе нравственных ценностей россиян / М. Акулич, Н. Дмитриева // Безопасность Евразии. 2004. - №2. - С. 395-412.
3. Багласарян В. Э. Геополитические проекты Второй мировой войны в актуальной повестке современной политики // Среднерусский вестник общественных наук. 2019. Т. 14. № 3. С. 151-174.
4. Безногова Е.А., Орлова Д.В. Искажение исторического сознания как механизм манипуляции // Бюллетень медицинских интернет- конференций. 2017. Т. 6. №1. С. 160.
5. Белозерцев, Е.П. Феномен «духовно-нравственного становления человека» в современной педагогике и образовании // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. №3. Том 6. С. 80-84.
6. Бочарников И. В. Политика "умиротворения" нацизма как фактор развязывания второй мировой войны (к 80-летию начала второй мировой войны) // Человеческий капитал. 2019. № 9 (129). С. 29-37.
7. Бочарников И. В. Политика "умиротворения" нацизма как фактор развязывания второй мировой войны (к 80-летию начала второй мировой войны) // Человеческий капитал. 2019. № 9 (129). С. 29-37.
8. Булавин А.В. Конструирование истории и формирование этнонациональной идеологии на постсоветском политическом пространстве // Центр и периферия. 2018. №2. С. 48-53.
9. Волчкова, А.А. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы: Монография / А.А. Волчкова, С.Н. Пищулин. - М.: Изд-во МГПУ; Самара: Изд-во «НТЦ», 2003.
10. Вусатюк О. А. Польша - поджигатель Второй мировой войны // Свободная мысль. 2019. № 4 (1676). С. 5-18.
11. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. - 172 с.
12. Вяземский Е. Е. Стрелова О.Ю. Проектная деятельность школьников на уроках истории : учеб. пособие для общеобразоват. организаций М. : Просвещение, 2017.
13. Вяземский Е.Е. Историческая политика и историческое образование // История и политика в современном мире. Материалы международной научной конференции (МГГУ им. М.А. Шолохова, 24-25 сентября 2010 г.). - М., 2010. - с. 13-34.
14. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Педагогические подходы к
реализации концепции единого учебника по истории: Пособие для учителей истории. 2014. [Электронный ресурс]. - URL:
http://books.snezhny.com/book/452598/ (дата обращения: 14.04.2021).
15. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Уроки истории: думаем, спорим,
размышляем: Пособие для учителей общеобразовательных школ. 2012. [Электронный ресурс]. - URL:https://www.livelib.ru/book/1000613396-uroki-istorii-dumaem-sporim-razmyshlyaem-o-yu-sttelova/ (дата обращения:
14.04.2021).
16. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Феномен фальсификации истории России и историческое образование школьников: Методическое пособие 2014. [Электронный ресурс]. - URL:http: //mp gu. su/wp-content/uploads/2014/10/Problemyi-prepodavaniya-istorii-sbornik.pdf/ (дата обращения: 14.04.2021).
17. Вяземский, Е. Е. Проблема фальсификации истории России и
общее историческое образование: теоретические и практические аспекты. / [Электронный ресурс] URL: http: //cyberleninka.ru/article/n/problema-
falsifikatsiiistorii-rossii-i-obschee-istoricheskoe-obrazovanie-teoreticheskie-i-prakticheskie-aspekty#2/ (дата обращения: 14.04.2021).
18. Гаврилюк В.В., Маленков В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи // Социол. исслед. 2007. N 4.
19. Гавров С.Н., Микляева Ю.В., Лопатина О.Г. Воспитание как антропологический феномен. М.: Форум, 2011. - 240 с.
20. Гарбузарова Е. «Мягкая сила» как инструмент блокирования фальсификации российской истории за рубежом // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Т. 10. №5-1. С. 24-30.
21. Гилева Н.Р. Понятие «национальная безопасность» // Теория и практика современной науки. 2016. №1(7). С. 58- 60.
22. Гришин А. А. Великая Отечественная война и ее фальсификаторы // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 5 С. 10-13.
23. Гущин В. К вопросу о взаимосвязи пакта Молотова- Риббентропа и событий 1940 года в Латвии -http: //www.baltic- course.com/rus/ekonomiceskaja istorija/?doc=19381 &ins print
24. Ежегодный доклад Правительства о реализации государственной
политики в сфере образования в 2020 году [Электронный ресурс]: Режим доступа -
http://static.government.ru/media/files/GYRyAxoqmjgpAxer8PRuu2zMB9NBFAa9.pdf/ (дата обращения 14.04.2021).
25. Иванова С.Ю. Государственный патриотизм - альтернатива идеологии национализма и космополитизма // Социально-гуманитарные знания. 2003. №3. С. 292-302.
26. Из выступления Патриарха Кирилла в прямом эфире крупнейшего украинского канала «Интер» 28 июля 2009 г. URL: https://rg.ru/2009/07/30/patriarh.html
27. Историко-культурный стандарт URL:http://qps.ru/ewrz8(дата обращения 14.04.21)
28. История России и новых независимых государств в школьных учебниках: кн.для учителя / [Д.Я. Бондаренко, А.И. Вдовин, А.А. Данилов и др.]; под ред. А.А. Данилова, А.В. Филиппова. - М.: Просвещение, 2010. - c.124-126.
29. История России и новых независимых государств в школьных учебниках: кн.для учителя / [Д.Я. Бондаренко, А.И. Вдовин, А.А. Данилов и др.]; под ред. А.А. Данилова, А.В. Филиппова. - М.: Просвещение, 2010.
30. Кара-Мурза, Сергей Георгиевич. Демонтаж народа / Сергей Кара- Мурза. - Москва : Алгоритм, 2008. - 702.
31. Карл-Хайнц Фризер. "Миф о Прохоровке".
32. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис-Пресс, 2005.
33. Кафтан В.В. Философско-методологические основания конструирования информационно-коммуникативных технологий искажения истории России // Военный академический журнал. 2018. №1(17). С. 55-67.
34. Климова Т.А. Патриотическое воспитание школьников. М., 2005.
35. Конституция РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.constitution.ru(дата обращения 14.04.2021)
36. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол № 2(12)-П4 от 21.05.2003)) // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2004. № 1.
37. Кузнецова, А.В. Формирование патриотического сознания современной молодёжи в условиях трансформации российского обществ / А.В. Кузнецова. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005. - 96 с.
38. Курская битва Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Справка. URL:https://ria.rU/spravka/20080705/113170115.html(дата обращения 14.04.2021)
39. Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий // Социол. исслед. 2006. N8.
40. Лутовинов В.И. Система патриотического воспитания: состояние,
проблемы и направления развития // Федеральный патриотический вестник. 2012. №3 (август) - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа:
http://fpvestnik.ru/patriotizm-segodnya/sistema-patrioticheskogo-vospitaniya- sostoyanie-problemy-i-napravleniya-razvitiya/(дата обращения 14.04.2021)
41. Лутовинов, В.И. Развитие патриотизма в России XXI века: концепция, программа и практика патриотического воспитания молодых граждан России / В.И. Лутовинов, И.И. Мельниченко. - М.: Светотон, 2004. - 256 с.
42. Малинкин А.Н. Понятие патриотизма: эссе по социологии знания. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.nir.ru/sj/sj/sj99-malin.html- Загл. с экрана. — Яз. рус.
43. Мартынов М.Ю. Заметки о понятиях "национализм и "патриотизм" // Социол. исслед. 2009. №11. С. 138-141.
44. Меллентин Ф. Бронированный кулак вермахта. Смоленск, 1999.
45. Мельникова, Н.А. Воспитание патриотизма у младших подростков в процессе выполнения социальных проектов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.А. Мельникова. - Брянск, 2003. - 143 с.
46. Мельтюхов М.И. Современная российская историография предистории Великой Отечественной войны //Преподавание истории и обществознания в школе. 2005. № 7.
47. Меркулов П.А., Проказина Н.В. Экстремизм в понятийном аппарате социально-гуманитарного знания // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. Т. 11, № 6. С. 117-124.
48. Миронов А.В. Образование и национально-государственная безопасность России // Гуманитарий Юга России. 2018. Т. 7. №6. С. 16-25.
49. Мирский, Р.Я. Патриотизм советского человека:
интернационализм, гражданственность, труд. - М., 1988. - 213 с.
50. Монтень М. Опыты. О лжецах. URL:http ://lib .liim. ru/creations/m-205/m-205-03.html(дата обращения 14.04.2021).
51. Морозов Ю. В. Фальсификация итогов второй мировой войны в рамках информационной борьбы против России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. Т.11. № 25 (310). С. 50-63.
52. Найденко Б. Н. До и после "секретных протоколов" 1939 г.: что
нужно противопоставить фальсификаторам истории? // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических
конференций. 2015. № 4. С. 1340-1350.
53. О государственной молодежной политике в Забайкальском крае [Электронный ресурс] : закон Забайкальского края № 1354-ЗЗК. - Режим доступа : https://base.garant.ru/43956446/(дата обращения 14.04.21).
54. О государственной молодежной политике в Томской области [Электронный ресурс] : закон Томской области № 245-ОЗ. - Режим доступа : https://base.garant.ru/7714402/(дата обращения 14.04.2021).
55. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 16.02.2001 № 122. —Режим доступа: http://base.garant.ru/1584972/(дата обращения: 14.04.2021).
56. О патриотическом воспитании в Красноярском крае [Электронный ресурс] : проект закона Красноярского края № 1438-21ПЗ. - Режим доступа : https://www.sobranie.info/lawsinfo.php?UID=17939/(дата обращения 08.05.21).
57. О патриотическом воспитании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : проект Федерального закона № 315234-7. — Режим доступа: http://base.garant.ru/57266685/(дата обращения: 14.04.2021).
58. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] :
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. — Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения: 14.04.2021).
59. Об утверждении Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 г. [Электронный ресурс] : Распоряжение
Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р. — Режим доступа:
http://base.garant.ru/70813498/(дата обращения: 14.04.2021).
60. Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2019-2021
годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2018 № 2985-р. — Режим доступа:
https://demo.garant.rU/#/document/72142036/paragraph/1:4(дата обращения: 08.05.2021).
61. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. — Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/(дата обращения: 14.04.2021).
62. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. — Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/(дата обращения: 14.04.2021).
63. Отечество превыше всего / под ред. А.А. Прошина. - М.: Моск. академия МВД РФ, 2000. - 221 с.
64. Официальный сайт проекта Новая хронология Фоменко и Носовского - http://www.chronologia.org/
65. Падерин А.А. Курская битва в оценках западных историков: к 70- летию Великого сражения // Вестник МГИМО. 2013. № 5. С. 90-99.
66. Патриотизм как педагогическая проблема в современной России // Проблемы воспитания патриотизма / под ред. И.Д. Лушникова. - Вологда; ВИРО, 2004. - 100 с.
67. Патриотизм общероссийский и национальный: истоки, сущность, типология / Сост. Е.С. Троицкий.- М., 1996. - 2000 с. - 345 с.
68. Патриотически-ориентированное образование: методология,
теория, практика / под общ. ред. А.К. Быкова и А.Н. Вырщикова / А.К. Быков, А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев и др. - М.: Роспатриотцентр, Волгоград: НП ИПД Авторское перо, 2005. - 400 с.
69. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие / Авт.-сост. А.К. Быков, И.И. Мельниченко. - М.:ТЦ Сфера, 2007. - 208 с.
70. Пикалов Ю. В., Головин С. А. Попытки фальсификации истории
Курильской операции Советских войск (август 1945 г.) // Общество:
философия, история, культура. 2018. № 1. С.103-106.
71. Плотников И.Г. Нормативно-правовая основа патриотического воспитания в Российской Федерации // Гражданственность личности в условиях изменяющегося мира: от протестной к созидательной активности: сборник науч. ст. междунар.науч.-практ.конф./ под ред. С.И. Беленцова. — 2015. —С.115-119.
72. Погорелый А. П. Патриотизм как ценность российского общества: социально-философский анализ : автореф. дис. ... канд. филос. наук. — М. : ВУ, 2004. — 17 с.
73. Померанцев, В. М. «На войне и после нее» : Роман. Фронтовые записи / В. М. Померанцев. - М. : Сов. писатель, 1987.
74. Поспелов, П.Н. Сила советского патриотизма / П.Н. Поспелов. - М., 1945. - 38 с.
75. Примерные программы по учебным предметам: История 5 - 9 классы. - М., 2010.
76. Путин: фальсификация истории ВОВ повлияет на современное мироустройство. URL:http://urokiistorii.ru/2082(дата обращения 14.04.2021.)
77. Рекомендации Rec (2001) 15 Комитета министров Совета Европы государствам-членам по вопросам преподавания истории в XXI веке (приняты Комитетом министров 31 октября 2001 г. на 771-м заседании на
уровне представителей)//Официальные документы в образовании. 2004. № 29. С. 7—17.
78. См.: Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект /под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. - с. 19.
79. Столбов В. П. К вопросу о фальсификации истории Второй мировой войны (К 80-летию начала второй мировой войны) // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2019. № 3 (41). С. 79-87.
80. Стрелова О.Ю. Изучая историю, изучаем мифы // История и политика в современном мире. Материалы международной научной конференции (МГГУ им. М.А. Шолохова, 24-25 сентября 2010 г.). - М., 2010. - с. 80-81.
81. Стрелова О.Ю. Образы - мифы - фальсификации // Преподавание истории и обществознания в школе. 2010. № 8. - с. 22-23.
82. Суворов В. Ледокол: Кто начал Вторую мировую войну? URL: http://militera.lib.ru/research/suvorov1/index.html(дата обращения 14.04.2021.)
83. ФГОС среднего общего образования URL:http://qps.ru/ZFTqP(дата обращения 14.04.21)
84. Федеральный закон от 13.03.1995 г. № 32 ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/3985837/#block_1
85. Федеральный закон от 19 мая 1995г. №80-ФЗ «Об увековечении
Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов»[Электронный ресурс]. —Режим доступа:
http: //ivo. garant.ru/#/document/1418946.
86. Филипповых Д. Н. Переиграть победу невозможно! (к вопросу профессиональной компетентности фальсификаторов истории Второй мировой войны) // Военный академический журнал. 2015. № 2 (6). С. 20-28.
87. Фукуяма, Ф. Сильное государство: Управление и мировой порядок в XXI веке. — М: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006.—220
88. Шелюто В. М. Отождествление тоталитарных идеологий как способ фальсификации истории // Культура и цивилизация (Донецк). 2017. № 1 (5). С. 77-86.
89. Шеффер, О.Р. Методика воспитания гражданственности, патриотизма и нравственности в процессе обучения физике: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / О.Р. Шеффер. - Челябинск: ЧГПУ, 2004. - 45 с.