ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ИСТОРИИ И ФОРМЫ БОРЬБЫ С НЕЙ В УЧЕБНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
|
Введение 4
Глава 1 Нормативно-правовые документы по формированию гражданственности и патриотизма в основной школе 17
Глава 2. Фальсификация истории - оружие идеологической войны 29
Глава 3. Формы и методы урочной и внеурочной работы по
противодействию фальсификации истории 41
Заключение 54
Список источников и литературы 57
Глава 1 Нормативно-правовые документы по формированию гражданственности и патриотизма в основной школе 17
Глава 2. Фальсификация истории - оружие идеологической войны 29
Глава 3. Формы и методы урочной и внеурочной работы по
противодействию фальсификации истории 41
Заключение 54
Список источников и литературы 57
В процессе воспитания ключевым фактором в процессе воспитания являются такие социальные институты как семья и школа. Их роль несоизмерима, так как именно они формируют культуру патриотизма, отражающего духовную сущность отношения человека к своему Отечеству и человечеству в целом. Процесс воспитания направлен на то, чтобы помочь молодому поколению освоить накопленные обществом знания, нормы и опыт поведения, приобрести определенный трудовые умения, сформировать систему взглядов на жизнь. Воспитание - это целенаправленное формирование личности в целях подготовки ее к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. Воспитание представляет собой процесс передачи общественно¬исторического опыта от старших поколений к младшим, а целью воспитания являются ожидаемые изменения в человеке вследствие воздействия специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий. В данной работе речь пойдет, в том числе, и о роли школы в гражданско-патриотическом воспитании молодого поколения россиян.
Актуальность выбранной темы исследования обуславливается тем, вопрос национальной безопасности нашего государства имеет первостепенное значение в рамках развития страны, в общем, и реализации ее национальных интересов в частности. Само понятие «национальная безопасность» за последние годы все чаще употребляется на страницах средств массовых информаций, между тем, разносторонность и комплексность этой проблемы сделали ее предметом исследования специалистов разнообразных сфер деятельности и науки. Образование является одним из важнейших компонентов формирования национальной безопасности любого государства, неразрывно идущее с процессом воспитания. Фактически - это две стороны одного процесса - формирование личности нового человека и гражданина.
Объективное исследование и преподавание истории, ее фактов и уроков прошлого обладает важнейшим значением, необходимым для того, чтобы понять суть процессов, вспомогательных в образовании государств, и воспитания в гражданах своей страны чувства патриотизма и формирования гражданственности. Умышленное и направленное на разложение общества искажение информации, обладающей социальной значимостью, в том числе истории конкретной страны, являет собой один из общественных феноменов взаимодействия социумов между собой. В данном контексте нельзя не рассмотреть Рекомендацию Совета Европы Rec (2001) 15 о преподавании истории в двадцать первом веке , предусматривающую введение образовательных программ для изучения истории, с целью устранения предубеждений. А также для того, чтобы акцентировать внимание на положительной составляющей взаимного влияния различных стран, конфессий и идеологий в процессе исторического развития.
Упомянутые вопросы представляются актуальными и для России в том числе, исходя из позиции, что в наши дни невероятную угрозу для нашего государства представляет собой манипуляторское влияние радикальных СМИ и политических сообществ на неокрепшее сознание молодого поколения, действующее через сомнительное толкование истории нашего Отечества.
Для молодых людей, находящихся на самом пике состояния, позволяющего превосходно впитывать информацию, но совершенно не представляющего возможным ее фильтровать и критически анализировать; дети, чье сознание представляет собой чистый лист для формирования позиции относительно вектора развития государства, его истории и возможных вариаций развития, самоидентифицируется в отношении прочих национальностей и народов, накапливает историческую память, являющую собой конструкт коллективного творчества, навязывание конфронтационных исторических ценностей может стать фатальным.
Несомненно, что непосредственно вследствие тотальной и неограниченной фальсификации истории России всякого рода силы влияния, не только на международном, но и на национальном уровне, не оставляют попыток создать фундамент отечественной государственной политики и дать обоснование факторам функционирования государства в том числе. Незаметная угроза проявляется в том, что манипуляторское влияние на сознание обучающихся, в конечном счете, целью своей предполагает формирование массового общества, а не гражданского, о котором сегодня так много ведется дискуссий в политических кругах.
Особый уровень угрозы фальсификации истории привносит тот факт, что историческая память - костяк высших форм социальной регуляции человека. Устойчивость исторической памяти создается посредством обретения стабильности и предсказуемости индивидом, ее искажения непременно сеют конфликтные взаимоотношения с соседями. И это не психологическое абстрагирование, а полноценная историко-политическая действительность. Наряду с критическим уровнем угрозы фальсификации истории перед существованием государственных институтов образовывается вполне логичный и обоснованный вопрос - как противостоять и что конкретно противопоставить немалочисленным попыткам фальсификации истории лицами, представляющими разнообразные сообщества, и непрофессиональные в том числе.
Разумеется, что в методах борьбы с идеологической фальсификацией и манипуляцией в сфере истории главная роль необходимо должна принадлежать политической элите, а также государственным учреждениям. Это становится особенно явным в период интеграции, а также оперативной информатизации общества и изменения образовательной устоявшейся модели в целом.
Гарантирование достоверной информации, в том числе выработка способов защиты обучающихся в образовательных учреждениях России от фальсификации истории и манипуляционного воздействиях на их сознание, является одной из проблем современности, что, в конце концов, обязывает создать практические рекомендации по борьбе и предупреждении исторических «спекуляций». Также чрезвычайно важно определить пути формирования исторического общественного сознания, как неизбежной предпосылки консолидации нации. Подводя итог выше сказанному, перечисленные обстоятельства определяют выбор темы данной работы, а также отмечают ее практическую и теоретическую значимость.
Объект исследования- дискуссионные вопросы истории
Предмет исследования- приемы фальсификации истории и формы противодействия им в системе общего образования в ходе учебной и внеклассной деятельности по истории.
Цель данной работы - проанализировать эффективные приемы работы по преодолению фальсификации истории в старшей школе
В соответствии с описанной целью были поставлены следующие задачи:
1) Анализ нормативно-правовых документов по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения.
2) Темы и приемы фальсификации в новейшей истории.
3) Формы противодействия фальсификациям на уроках истории.
4) Формы противодействия фальсификациям во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования
Наиболее эффективными приемами противодействия фальсификации истории, являются такие, где обучающийся активно включен в процесс познания, обладает критическим мышлением.
Теоретические основы исследования составляют труды российских ученых-историков, этнологов, социологов и педагогов по вопросам нации, национализма и государственного строительства, формирования российской национально-гражданской идентичности молодежи, исторической мифологии и попыткам фальсификации истории Российского государства, педагогическим подходам к противодействию этим попыткам (В.И. Аскоченский, Р. Барт, Н.И. Костомаров, Д.С. Лихачев, Э. Ринан, Л.П. Репина, В.А. Тишков, В.А. Шнирельман, Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова и др.).
Как отмечает В.И. Лутовинов, руководитель патриотических программ ДОСААФ России, профессор РАНХГС при Президенте РФ, наиболее опасными негативными процессами в современной России стали снижение уровня патриотизма в духовной жизни, размывание ценностно¬мотивационной базы национального самосознания, резкий упадок чувства человеческого единства и достоинства. События отечественной истории, отмеченные героизмом, персоналии выдающихся деятелей утратили силу нравственного идеала как основы воспитания. В общественном сознании молодежи получили широкое распространение апатия и равнодушие, безответственность и немотивированная агрессивность, нигилизм, цинизм, индивидуализм и эгоизм, утилитарное и патерналистское отношение к государству и социальным институтам.
В процессе исследования использовались такие общенаучные методы, как анализ и синтез, методы классификации, сравнения. Так, на основе сравнительно-исторического метода проведен анализ попыток фальсификации отечественной истории, и на основе постановки проблемных дискуссионных вопросов представлены возможные вариации методов по борьбе с фальсификацией истории в урочной и внеурочной сфере деятельности.
Актуальность выбранной темы исследования обуславливается тем, вопрос национальной безопасности нашего государства имеет первостепенное значение в рамках развития страны, в общем, и реализации ее национальных интересов в частности. Само понятие «национальная безопасность» за последние годы все чаще употребляется на страницах средств массовых информаций, между тем, разносторонность и комплексность этой проблемы сделали ее предметом исследования специалистов разнообразных сфер деятельности и науки. Образование является одним из важнейших компонентов формирования национальной безопасности любого государства, неразрывно идущее с процессом воспитания. Фактически - это две стороны одного процесса - формирование личности нового человека и гражданина.
Объективное исследование и преподавание истории, ее фактов и уроков прошлого обладает важнейшим значением, необходимым для того, чтобы понять суть процессов, вспомогательных в образовании государств, и воспитания в гражданах своей страны чувства патриотизма и формирования гражданственности. Умышленное и направленное на разложение общества искажение информации, обладающей социальной значимостью, в том числе истории конкретной страны, являет собой один из общественных феноменов взаимодействия социумов между собой. В данном контексте нельзя не рассмотреть Рекомендацию Совета Европы Rec (2001) 15 о преподавании истории в двадцать первом веке , предусматривающую введение образовательных программ для изучения истории, с целью устранения предубеждений. А также для того, чтобы акцентировать внимание на положительной составляющей взаимного влияния различных стран, конфессий и идеологий в процессе исторического развития.
Упомянутые вопросы представляются актуальными и для России в том числе, исходя из позиции, что в наши дни невероятную угрозу для нашего государства представляет собой манипуляторское влияние радикальных СМИ и политических сообществ на неокрепшее сознание молодого поколения, действующее через сомнительное толкование истории нашего Отечества.
Для молодых людей, находящихся на самом пике состояния, позволяющего превосходно впитывать информацию, но совершенно не представляющего возможным ее фильтровать и критически анализировать; дети, чье сознание представляет собой чистый лист для формирования позиции относительно вектора развития государства, его истории и возможных вариаций развития, самоидентифицируется в отношении прочих национальностей и народов, накапливает историческую память, являющую собой конструкт коллективного творчества, навязывание конфронтационных исторических ценностей может стать фатальным.
Несомненно, что непосредственно вследствие тотальной и неограниченной фальсификации истории России всякого рода силы влияния, не только на международном, но и на национальном уровне, не оставляют попыток создать фундамент отечественной государственной политики и дать обоснование факторам функционирования государства в том числе. Незаметная угроза проявляется в том, что манипуляторское влияние на сознание обучающихся, в конечном счете, целью своей предполагает формирование массового общества, а не гражданского, о котором сегодня так много ведется дискуссий в политических кругах.
Особый уровень угрозы фальсификации истории привносит тот факт, что историческая память - костяк высших форм социальной регуляции человека. Устойчивость исторической памяти создается посредством обретения стабильности и предсказуемости индивидом, ее искажения непременно сеют конфликтные взаимоотношения с соседями. И это не психологическое абстрагирование, а полноценная историко-политическая действительность. Наряду с критическим уровнем угрозы фальсификации истории перед существованием государственных институтов образовывается вполне логичный и обоснованный вопрос - как противостоять и что конкретно противопоставить немалочисленным попыткам фальсификации истории лицами, представляющими разнообразные сообщества, и непрофессиональные в том числе.
Разумеется, что в методах борьбы с идеологической фальсификацией и манипуляцией в сфере истории главная роль необходимо должна принадлежать политической элите, а также государственным учреждениям. Это становится особенно явным в период интеграции, а также оперативной информатизации общества и изменения образовательной устоявшейся модели в целом.
Гарантирование достоверной информации, в том числе выработка способов защиты обучающихся в образовательных учреждениях России от фальсификации истории и манипуляционного воздействиях на их сознание, является одной из проблем современности, что, в конце концов, обязывает создать практические рекомендации по борьбе и предупреждении исторических «спекуляций». Также чрезвычайно важно определить пути формирования исторического общественного сознания, как неизбежной предпосылки консолидации нации. Подводя итог выше сказанному, перечисленные обстоятельства определяют выбор темы данной работы, а также отмечают ее практическую и теоретическую значимость.
Объект исследования- дискуссионные вопросы истории
Предмет исследования- приемы фальсификации истории и формы противодействия им в системе общего образования в ходе учебной и внеклассной деятельности по истории.
Цель данной работы - проанализировать эффективные приемы работы по преодолению фальсификации истории в старшей школе
В соответствии с описанной целью были поставлены следующие задачи:
1) Анализ нормативно-правовых документов по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения.
2) Темы и приемы фальсификации в новейшей истории.
3) Формы противодействия фальсификациям на уроках истории.
4) Формы противодействия фальсификациям во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования
Наиболее эффективными приемами противодействия фальсификации истории, являются такие, где обучающийся активно включен в процесс познания, обладает критическим мышлением.
Теоретические основы исследования составляют труды российских ученых-историков, этнологов, социологов и педагогов по вопросам нации, национализма и государственного строительства, формирования российской национально-гражданской идентичности молодежи, исторической мифологии и попыткам фальсификации истории Российского государства, педагогическим подходам к противодействию этим попыткам (В.И. Аскоченский, Р. Барт, Н.И. Костомаров, Д.С. Лихачев, Э. Ринан, Л.П. Репина, В.А. Тишков, В.А. Шнирельман, Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова и др.).
Как отмечает В.И. Лутовинов, руководитель патриотических программ ДОСААФ России, профессор РАНХГС при Президенте РФ, наиболее опасными негативными процессами в современной России стали снижение уровня патриотизма в духовной жизни, размывание ценностно¬мотивационной базы национального самосознания, резкий упадок чувства человеческого единства и достоинства. События отечественной истории, отмеченные героизмом, персоналии выдающихся деятелей утратили силу нравственного идеала как основы воспитания. В общественном сознании молодежи получили широкое распространение апатия и равнодушие, безответственность и немотивированная агрессивность, нигилизм, цинизм, индивидуализм и эгоизм, утилитарное и патерналистское отношение к государству и социальным институтам.
В процессе исследования использовались такие общенаучные методы, как анализ и синтез, методы классификации, сравнения. Так, на основе сравнительно-исторического метода проведен анализ попыток фальсификации отечественной истории, и на основе постановки проблемных дискуссионных вопросов представлены возможные вариации методов по борьбе с фальсификацией истории в урочной и внеурочной сфере деятельности.
Необходимо подчеркнуть, что под фальсификацией истории следует, в первую очередь, понимать сознательное искажение исторических аргументов и источников. Вместе с тем эта «узкая» трактовка фальсификации истории как сознательного искажения образа исторической реальности не отражает сложности феномена. Более явно к понимаю данного феномена, с нашей точки зрения, подводит его определение, как «исторического мифотворчества, целенаправленного использования мифологической традиции и её способности к обновлению и саморегуляции».
Подводя итог, отметим, что цель государственной политики в борьбе с угрозой национальной безопасности в виде попыток фальсификации фактов отечественной истории - эффективно противодействовать попыткам фальсификации истории на разных уровнях формирования общественного сознания посредством вырабатывания и поддержания соответствующего дискурса в информационном поле государства, способствовать преодолению разрывов в коллективном сознании и таким образом - укреплению исторической субъектности российского государства. Сбережение исторической памяти, противодействие фальсификации фактов истории России является важным фактором обеспечения национальной безопасности в области образования. В данном контексте на государственном уровне назрела необходимость: придать работе по противодействию фальсификации истории деятельный и научно обоснованный характер с выработкой механизма выявления и предотвращения внедрения в научные теории, образовательные программы и учебные материалы деструктивных идей; обеспечить, чтобы преподаватель образовательной организации в условиях новой информационно образовательной среды обладал сформированной методологической культурой и компетентностью в области противостояния факторам, фальсифицирующим историческое знание.
Принципиально важно научиться отличать попытки фальсификации истории от конструирования исторических версий и оценок, которые являются нормальной практикой исторического исследования. При этом эти исследования и конструируемые ученым-исследователем версии могут существенно отличаться от доминирующей историографической традиции, а в авторитарном обществе и с официальной научной версией. Следует подчеркнуть, что без свободы научного поиска в сфере теории и методологии исторического исследования историки не смогут выполнить стоящие перед ними задачи, что неизбежно приведет к снижению роли исторического опыта, деградации научно-исторического и историко-педагогического сообществ.
Для противодействия попыткам фальсификации истории и проникновения фальсифицированных версий истории в сознание обучающихся, необходимо повысить статус исторического образования как ключевого направления социализации школьников. Отметим, что эффективность исторического образования представляется возможным обеспечить при условии формирования в школе целостной системы основного и дополнительного образования, урочной и внеурочной образовательной деятельности, фокусом которой будет создание педагогических условий для становления гражданина.
В процессе изучения школьного курса истории необходимо стремиться к тому, чтобы сформировать у учащихся набор ключевых компетенций, к числу которых можно отнести умение отличать факты, достоверные научные данные от их идеологических обоснований, умение критически воспринимать различные версии истории, но при этом не разрушить целостность исторического, историко-культурного образа России. Формирование этих ключевых умений возможно при условии поэтапного развития способностей обучающихся самостоятельно работать с исторической информацией, творчески применять полученные знания в новых, в том числе проблемных, ситуациях.
Учитывая тенденцию к постепенной интеграции российского образования в мировую систему образования, необходимо аргументированно ответить на вопрос, в какой степени утвердившийся в странах Европы подход к формированию обобщенных учебных умений (компетенций) соответствует российским реалиям, или его необходимо конкретизировать и дополнить традициями, подходами, органичными для российской педагогики, основанными на социокультурных особенностях российской цивилизации. Учитывая геополитическое положение Российского государства, возникает вопрос о перспективности изучения и использования педагогического опыта не только стран Запада, но и ведущих стран Азиатско-Тихоокеанского региона, которые добились эффективности своих образовательных систем - Японии, Китая, Республики Корея и др.
Подводя итог, отметим, что цель государственной политики в борьбе с угрозой национальной безопасности в виде попыток фальсификации фактов отечественной истории - эффективно противодействовать попыткам фальсификации истории на разных уровнях формирования общественного сознания посредством вырабатывания и поддержания соответствующего дискурса в информационном поле государства, способствовать преодолению разрывов в коллективном сознании и таким образом - укреплению исторической субъектности российского государства. Сбережение исторической памяти, противодействие фальсификации фактов истории России является важным фактором обеспечения национальной безопасности в области образования. В данном контексте на государственном уровне назрела необходимость: придать работе по противодействию фальсификации истории деятельный и научно обоснованный характер с выработкой механизма выявления и предотвращения внедрения в научные теории, образовательные программы и учебные материалы деструктивных идей; обеспечить, чтобы преподаватель образовательной организации в условиях новой информационно образовательной среды обладал сформированной методологической культурой и компетентностью в области противостояния факторам, фальсифицирующим историческое знание.
Принципиально важно научиться отличать попытки фальсификации истории от конструирования исторических версий и оценок, которые являются нормальной практикой исторического исследования. При этом эти исследования и конструируемые ученым-исследователем версии могут существенно отличаться от доминирующей историографической традиции, а в авторитарном обществе и с официальной научной версией. Следует подчеркнуть, что без свободы научного поиска в сфере теории и методологии исторического исследования историки не смогут выполнить стоящие перед ними задачи, что неизбежно приведет к снижению роли исторического опыта, деградации научно-исторического и историко-педагогического сообществ.
Для противодействия попыткам фальсификации истории и проникновения фальсифицированных версий истории в сознание обучающихся, необходимо повысить статус исторического образования как ключевого направления социализации школьников. Отметим, что эффективность исторического образования представляется возможным обеспечить при условии формирования в школе целостной системы основного и дополнительного образования, урочной и внеурочной образовательной деятельности, фокусом которой будет создание педагогических условий для становления гражданина.
В процессе изучения школьного курса истории необходимо стремиться к тому, чтобы сформировать у учащихся набор ключевых компетенций, к числу которых можно отнести умение отличать факты, достоверные научные данные от их идеологических обоснований, умение критически воспринимать различные версии истории, но при этом не разрушить целостность исторического, историко-культурного образа России. Формирование этих ключевых умений возможно при условии поэтапного развития способностей обучающихся самостоятельно работать с исторической информацией, творчески применять полученные знания в новых, в том числе проблемных, ситуациях.
Учитывая тенденцию к постепенной интеграции российского образования в мировую систему образования, необходимо аргументированно ответить на вопрос, в какой степени утвердившийся в странах Европы подход к формированию обобщенных учебных умений (компетенций) соответствует российским реалиям, или его необходимо конкретизировать и дополнить традициями, подходами, органичными для российской педагогики, основанными на социокультурных особенностях российской цивилизации. Учитывая геополитическое положение Российского государства, возникает вопрос о перспективности изучения и использования педагогического опыта не только стран Запада, но и ведущих стран Азиатско-Тихоокеанского региона, которые добились эффективности своих образовательных систем - Японии, Китая, Республики Корея и др.
Подобные работы
- ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ИСТОРИИ И ФОРМЫ БОРЬБЫ С НЕЙ В УЧЕБНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4690 р. Год сдачи: 2021



