Введение 3
Глава I. Историческая ситуация образования слов со значением женского лица 6
1.1. Теория феминизма. Основные направления 6
1.2. Феминитивы в период VI-XIX вв 10
1.3. Феминитивы в русском языке конца XIX - первой половины XX в.
Динамика изменения использования феминитивов 14
1.4. Особенности и ограничения образования феминитивов 22
1.5. Выводы по первой главе 29
Глава II. Употребление феминитивов в текстах СМИ и сети Интернет 30
2.1. Анализ материала для исследования 30
2.2. Употребление феминитивов в медийных текстах 33
2.3. Выводы по второй главе 39
Глава III. Методический аспект изучения феминитивов в школе 41
3.1. Тематическое планирование элективного курса русского языка 41
3.2. Конспект урока 45
Заключение 52
Список использованной литературы 55
Приложение А
В выпускной квалификационной работе рассматривается употребление феминитивов в текстах СМИ и сети Интернет.
Актуальность исследования. Языковая норма (и язык в целом) - системы, способные к изменениям и предназначенные для того, чтобы изменяться со временем. Это обусловлено как самой системой языка, так и влиянием социума, что проявляется на разных языковых уровнях, в разных языковых процессах. В выпускной квалификационной работе эти процессы рассматриваются на примере слов с обозначением женского рода - феминитивов.
Феминитивы возникли еще в древнерусском языке, как особая группа существовали в XIX-XX веках (как правило, в неофициальном общении).
Тема функционирования феминитивов издавна интересовала ученых, но традиционно находилась на периферии научной мысли. С усилением феминистического движения в конце XX века (третья волна феминизма) в речевом употреблении (сеть Интернет, средства массовой информации, частично художественная литература) стали активно употребляться слова, обозначающие названия женщин по профессии, уровню образования, интересам, принадлежности к этносу. При этом используются разнообразные словообразовательные средства. В современном русском языке также наблюдается «феминистический словообразовательный взрыв»: активность аффиксов, обозначающих принадлежность к женскому роду, приращение семантического значения аффиксов; кроме того, расширяется функционал употребления феминитивов. Однако ни лингвисты, ни журналисты не высказывают пока однозначного отношения к такому явлению, как феминитивы.
Объект исследования - тематическая группа слов с обозначением лица.
Предмет исследования - феминитивы как лексико -семантическая группа.
Цель исследования - рассмотреть использование феминитивов в текстах средств массовой информации и сети Интернет и выявить перспективы их дальнейшего использования.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть научную литературу по теме исследования, определить основные рабочие понятия;
2. Собрать материал для исследования;
3. Выявить словообразовательные средства, определить функции и сферу употребления феминитивов;
4. Разработать методическую разработку по русскому языку по теме исследования.
Материал для исследования - 133 слова - феминитива, извлеченных методом случайной выборки из текстов социальной сети «Вконтакте», интернет- блогов, информационных сайтов феминистической тематики, журналов (Wonderzine, «Феминистская Россия», Bodypozitive, «Феминизм: наглядно», «Ребра Евы»), новостных порталов (Meduza, Lenta.ru, TJournal, «Известия»), а также база поиска Национального корпуса русского языка, мультимедийный и газетный подкорпусы .
Методы исследования: метод случайной выборки, описательный, сопоставительный методы.
Теоретическая база исследования - работы Ю. С. Азарх, Н. М. Шанского, В. В. Виноградова, И. Ф. Протченко, Е. А. Земской, О. А. Дмитриевой.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в процессе преподавания разделов «лексика», «словообразование» в школьном курсе русского языка, как материалы элективного курса.
Апробация работы: 1) выступление на конференции «Актуальные проблемы современного русского языка» в рамках форума «Молодёжь и наука XXI века» (2018-2019);
2) выступление на круглом столе «Актуальные проблемы современной лингвистики» (2018);
3) сдана в печать статья по итогам конференции «Молодежь и наука XXI века» (апрель-май 2019) «Феминитивы в текстах СМИ и сети Интернет»
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (43 наименования) и приложения.
Третья волна феминистического движения (90-е годы XX века - н. в.) явилась причиной возникновения новых феминитивов - «феминистического словообразовательного взрыва», что нашло отражение в сети Интернет и на страницах медийных изданий. Таким образом, новые феминитивы - следствие не только лингвистического, но и социального процесса.
Феминитивы образуются традиционными способами - с помощью суффиксов, имеющих значение лица женского рода ( -к(а), -ниц(а), -щиц(а) ), отличающихся семантическим многообразием и универсальностью.
Результаты анализа материала показали, что российские печатные издания употребляют давно устоявшиеся и принятые нормой феминитивы, такие как учительница, актриса, медсестра, писательница, гражданка и т.д. Исключение составляют современные издания Meduza, Lenta.Ru: иногда в их публикациях встречаются варианты новых феминитивов: «По следам скандала с постом Икеи и других аналогичных кейсов мы попросили авторку канала «Женская власть» и создательницу (первого по трупам) Breaking mad рассказать, что вообще происходит и почему именно так».
В постах интернет-блогов, стиль языка которых отличается от традиционной публицистики, появляются новые феминитивы, которые не отражены в толковых словарях - авторка, блоггерка/ блоггерша, политикесса, адвокатесса: «Так уж сложилось, что среди моих знакомиц большинство людинь говорят о себе в мужском роде».
Проанализировано 133 феминитива. Наиболее продуктивным при образовании феминитивов является суффикс -к(а) - от него образовано 56 слов, что в определенной мере противоречит утверждению Е. А. Земской о непродуктивности этого суффикса при образовании феминитивов. С помощью суффиксов -ниц(а)/-иц(а) образовано 37 слов; -ес(а)/ис(а) - 12 слов; -чиц(а)/- щиц(а)/-льщица(а) - 9 слов; -ш(а) - 7 слов; -|(а) - 3 слова. Суффиксы, с помощью которых образовано большее количество слов, являются самыми многозначными; более того, у них появляются новые варианты значений.
Стилистические ограничения, обусловленные традиционным значением суффикса -к(а) в феминитивах (пренебрежительное, уничижительное, ироничное), в новых феминитивах действуют частично: суффикс -к(а) зачастую имеет и нейтральное значение.
Наличие традиционных и новых феминитивов приводит к образованию вариантов (авторша - авторка - авторесса), что может быть обусловлено не столько сферой употребления и отношением к объекту высказывания, сколько желанием самого автора текста, статьи и т.д. Новые феминитивы образуют пары к словам, которые в литературном языке, в том числе и в разговорной речи, не имеют пары женского рода или имеют другие пары (хиромант - хиромантка, хореограф - хореографиня; блогер - блогерша - блогиня).
Среди новых феминитивов можно выделить следующие группы:
1) слова, которые не имеют в литературном языке аналога женского рода (архитектор» - архитекторка, археолог - археологиня, электрик - электрикесса);
2) слова, которые имеют литературный аналог, но по той или иной причине не представляют интереса для пользователя. В основном причина кроется в смысловой окраске слова, его уничижительном оттенке (врачиха - врачиня, актриска - актриса, училка - учительница);
3) слова с омонимией значений (чтица - 1. то же, что и читательница. 2. та,
кто читает вслух. / мэтресса - 1. наставница, учительница, признанная авторитетка. 2. статус, которым мог наделить король Франции одну из своих возлюбленных, официальная фаворитка);
4) экзотические феминитивы: («шашистка», «ЕГЭшница», «боица»). Они созданы с целью языковой игры, приукрашивания текста и привлечения к нему внимания, а также обращения внимания на то, что язык способен изменяться.
Цель всех новых феминитивов - создать аналог обозначению профессий или рода деятельности женского лица, что имеет социально -исторические корни. Как правило, в русском языке те профессии, которые принято связывать с высоким статусом и ответственностью, имеют только мужской род. Очевидно, что большинство носителей языка, стоящих на позициях гендерного равенства, видит в этом проблему. Принудительное введение феминитивов в речь представляет собой один из способов её разрешения.
Можно выделить следующие функции употребления феминитивов в речи и тексте: 1) социальная - уточнение гендерной принадлежности объекта и субъекта высказывания; 2) игровая - приукрашивание текста, стремление автора следовать современным тенденциям, попытка показать язык как динамичную, изменяющуюся систему; 3) оценочная - оценка объекта речи с негативным, уничижительным оттенком.
Реакции интернет-пользователей на посты, содержащие новые формы обозначения женского рода, неоднозначны: одни к подобным феминитивам в текстах относятся негативно, другие - нейтрально и положительно. Разногласия имеются и среди филологов, которые не сформировали еще единую позицию по отношению к феминитивам. Однако все сходятся на определении основной причины появления новых феминитивов - социальной.
Новые феминитивы имеют возможность войти в словарный состав современного русского языка, но с появлением необходимости в них. На данный момент литературный язык вполне обходится и без их использования. Неоднозначное отношение к феминитивам, широкий спектр их употребления и функционал представляют большой потенциал для дальнейших исследований.
1. Азарх Ю. С. Проблема связи словообразования и формообразования в истории русского языка (Имя существительное): диссертация ... доктора филологических наук. М., 1983. 451 с.
2. Азарх Ю. С. Слова на -иха в русском языке // Общеславянский лингвистический атлас: Материалы и исследования. М., 1979. С. 175-195.
3. Азарх Ю.С. Словообразование и формообразование существительных в истории русского языка. М., 1984. 248 с.
4. Азарх Ю.С. Словообразование существительных женского рода с нулевой флексией в именительном падеже единственного числа (На материале письменных памятников русского языка с XI века и данных диалектологии): автореферат ... кандидата филологических наук. М., 1965. 24 с.
5. Аксаков К. С. Опыт русской грамматики // Аксаков К. С. Полн. соб. соч. Т. 3. Сочинения филологические. Ч. 2. М., 1880. 660 с.
6. Бибихин В. В. Внутренняя форма слова. СПб., 2008. 420 с.
7. Бондалетов В. Д. Социальная лингвистика: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1987. 160 с.
8. Брайсон Валери. Политическая теория феминизма. Введение. М.: Идея-пресс, 2001. 494 с.
9. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник - 6-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 2002. 528 с.
10. Введение в гендерные исследования. Ч. 1-2. Под ред. И. А. Жеребкиной. СПб.: Алетейя, 2001. 708 с.
11. Виноградов В.В. Русский язык. Учебное пособие. 3-е изд. М.: Высшая школа, 1986. 639 с.
12. Дмитриева О. Л. Развитие нормы и проблема кодификации вариантов рода профессиональных номинаций: диссертация ... кандидата филологических наук. М., 1986. - 234 с.
13. Еременко О. И. Наименования лиц женского пола в русском литературном языке XIX века. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. филол. н. Воронеж, 1998. 21 с.
14. Желтов И. М. И. Я. Павловского русско -немецкий словарь [рец.] // Филологические записки. 1880. Вып. 1. С. 124-125.
15. Земская Е. А. Активные процессы современного словопроизводства // Русский язык конца XX столетия (1985-1995). М.: Языки русской культуры, 1996. 712 с.
16. Земская Е. А. Словообразование как деятельность. М.: Наука, 1992. 221 с.
17. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. М.: Просвещение, 1973. 328 с.
18. Захарова Н. В. Визуальные женские образы: опыт исследования советской визуальной культуры. Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М., 2005. 18 с.
19. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. 12 лекций по гендерной социологии. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015. 769 с.
20. История и теория феминизма. www.gender.cawater-info.net. Дата обращения 26 мая 2019.
21. Коллонтай А.М., Цеткин Клара. Чего хотят женщины. М.: Алгоритм, 2014. 240 с.
22. Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. М., 1989. 186 с.
23. Кузнецов С. А. Современный толковый словарь русского языка. СПб,
2001. 960 с. (и послед. изд.)
24. Мой Торил. Сексуальная текстуальная политика. М.: Прогресс - Традиция, 2004. 240 с.
25. Протченко И.Ф. Лексика и словообразование русском языке
советской эпохи: Социолингвистический аспект, М., 1985. 351 с.
26. Протченко И.Ф. Об образовании и употреблении имен существительных женского рода - названий лиц в современном русском языке. Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата филологических наук М., 1955. 20 с.
27. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и стилистике. М.: Комплект, 1997. 384 с.
28. Русский язык и советское общество. Словообразование современного русского литературного языка. Под ред. М. В. Панова. М.: Наука, 1968. 4 т.
29. Стайтс Ричард. Женское освободительное движение в России. Феминизм, нигилизм и большевизм. 1860-1930. М.: РОССПЭН, 2004. 616 с.
30. Темкина А., Роткирх А. Советские гендерные контракты и их трансформация в современной России // Социс. 2002. № 11.
31. Тимофеев Б. Правильно ли мы говорим? Л.: Лениздат, 1961. 195 с.
32. Феминизм или история борьбы женщин за права человека. F eminisn'ts | Feminisn'ts. www.feminisnts.info. Дата обращения 20 мая 2019.
33. Феминистская критика и ревизия истории политической филосо фии / Сост. М. Л. Шенли, К. Пейтмен; М.: РОССПЭН, 2005. 400 с.
34. Фомина М. И., Шанский Н. М. Лексика современного русского языка: Учеб. пособие для студ. вузов / Под ред. Н. М. Шанского. М.: Высш. шк., 1973. 152 с.
35. Хабургаев Г. А. Становление русского языка: Пособие по исторической грамматике. (Для филол. фак. ун-тов и пед. ин-тов). М.: Высшая школа. 191 с.
36. Шанский Н. М. Лингвистический анализ художественного текста: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. Изд. 2-е, дораб. Л.: Просвещение, 1990. 414 с.
37. Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию и лексикологии. М.: Учпедгиз, 1959. 245 с.
38. Шмелёв А. Д., Русский язык и внеязыковая действительность. М.,
2002. 496 с.
39. Эмансипация женщин // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1904. Т. XLa. С 704-708.
40. Этимологический словарь русского языка / Под ред. Н. М. Шанского. М. Т. 1-8.
41. Юкина И. Русский феминизм как вызов современности. СПб: Алетейя, 2007. 544 с.
42. Янко-Триницкая Н. А. Наименования лиц женского пола существительными женского и мужского рода // Развитие словообразования современного русского языка. М., 1966. 210 с.
43. Янко-Триницкая Н.А. Словообразование в современном русском языке / Отв. ред. Е. В. Красильникова. М., 2001. 503 с.