ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретическое обоснование физической подготовки обучающихся 12-13 лет во внеучебных занятиях по легкой атлетике 6
1.1 Анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности
обучающихся 12-13 лет 6
1.2 Легкая атлетика, как средство развития физической подготовки 10
1.3 Средства и методы развития физической подготовки на занятиях по
легкой атлетике 15
Вывод по 1 главе 19
Глава 2. Организация и методы исследования 20
2.1 Организация исследования 20
2.2 Методы исследования 21
Глава 3. Анализ эффективности упражнений для развития физической подготовки у обучающихся 12-13 лет во внеучебных занятиях по легкой атлетике 27
3.1 Разработка комплекса упражнений для повышения уровня развития
физической подготовки обучающихся 12-13 лет на занятиях по легкой атлетике 27
3.2 Обсуждение результатов педагогического эксперимента и оценка
эффективности применяемого комплекса упражнений 33
Вывод по 3 главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ А 48
В настоящее время, в связи с быстрым темпом жизни, каждый подросток стремится получить новые знания и навыки. Школьная жизнь включает в себя: занятия в школе, подготовку к урокам, чтение, компьютерные игры и телевизор, использование телефон. В связи с этим у подростков с малоподвижным образом жизни часто встречается вегетативная дистония, что ведет к снижению сопротивляемости к физическим, эмоциональным и интеллектуальным нагрузкам. Так же в 3 раза чаще наблюдалась анемия по сравнению с физически активными подростками [12].
В современных условиях в нашей стране уделяется огромное внимание приоритету здорового образа жизни подрастающего поколения. Важность физической подготовки обучающихся 12-13 лет обусловлена тем, что в этом возрасте формируются основы здорового образа жизни и физической активности, что способствует развитию костной и мышечной систем, улучшает кровообращение, повышает устойчивость к стрессам и улучшает когнитивные функции, включая способность к обучению и память [25].
Одним из самых популярных видов физической активности для детей этого возраста является легкая атлетика. Занятия легкой атлетикой способствуют не только улучшению физической подготовки, но и развитию основных физических качеств, таких как быстрота, координация, сила, гибкость и выносливость. В результате дети проявляют больший интерес к спорту и здоровому образу жизни, что положительно сказывается на их повседневной активности, включая трудовую деятельность. Кроме того, они способствуют формированию моторных навыков и обучению дисциплине [3].
Для достижения оптимальных результатов необходима систематичная и целенаправленная физическая подготовка под руководством наставника (учитель, тренер), который разработает программу учебно-тренировочных занятий, учитывая возрастные особенности и физические способности каждого обучающегося. Физическая подготовка играет важную роль в развитии обучающихся 12-13 лет на занятиях легкой атлетикой.
В связи с этим становится актуальна проблема физической подготовки обучающихся 12-13 лет во внеучебных занятиях по легкой атлетике.
Цель исследования - разработать и обосновать эффективность комплекса упражнений для развития физической подготовки обучающихся 12-13 лет во внеучебных занятиях по легкой атлетике.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс обучающихся 12-13 лет во внеучебных занятиях по легкой атлетике.
Предмет исследования - комплекс упражнения, как средство развития физической подготовки у обучающихся 12-13 лет.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что использование предложенного комплекса упражнений позволит повысить уровень физической подготовки обучающихся 12-13 лет во внеучебных занятиях по легкой атлетике.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Разработать и обосновать эффективность комплекса упражнений для развития физической подготовки обучающихся 12-13 лет во внеучебных занятиях по легкой атлетике.
3. Экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса упражнений, направленного на развитие физической подготовки обучающихся 12-13 лет на занятиях по легкой атлетике.
База исследования - Зеленогорск Красноярский Край МБОУ «СОШ 172».
Методы исследования:
- анализ научно-методической литературы;
- педагогическое тестирование;
- педагогический эксперимент;
- описательная статистика с помощью программы MS Excel 2010
Практическая значимость исследования результаты педагогического исследования могут быть использованы учителями физической культуры и тренерами спортивных школ для разработки и проведения более эффективных учебных и внеучебных занятий по легкой атлетике, направленных на развитие и повышение уровня развития физической подготовки. Разработанный комплекс упражнений может быть рекомендован для использования в образовательных организациях
Этапы исследования:
I этап (сентябрь-ноябрь 2023 г.) - анализ научно-методической
литературы по теме исследования.
II этап (октябрь- декабрь 2023 г.) - общая организация исследования, разработка комплекса специальных упражнений, выбор методов исследования.
III этап (ноябрь 2023 г. - февраль 2024 г.) -проведение педагогического эксперимента.
IV этап (март-апрель 2024 г.) обработка результатов исследования, формулировка выводов, оформление ВКР.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложения А, а также выводов по главам. Количество использованных источников - 50, количество страниц - 50, количество таблиц - 3 и рисунков - 13.
В ходе проделанной работы:
1. Установлено что, в возрасте 12-13 лет дети находятся в переходном периоде от детства к юности, что проявляется в ряде анатомо-физиологических особенностей. В этот период активно формируется осанка, поэтому важно уделять внимание укреплению мышц спины и поддержанию правильного положения тела. Частота сердечных сокращений у детей данного возраста выше, чем у взрослых. Повышается уровень гормонов, в том числе половых, что влияет на физическое и психологическое развитие. Дети этого возраста нуждаются в большой физической активности. Важно учитывать анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности при планировании учебно-тренировочных занятий для обучающихся 12-13 лет.
Главной составляющей физической подготовки легкоатлетов является тренировочный процесс, направленный на развитие и совершенствование основных двигательных навыков. Легкая атлетика — это спорт, где ключевую роль играет тренировочный процесс, направленный на развитие и совершенствование бега, прыжков и метаний. Эти дисциплины задействуют различные группы мышц, активизируют обмен веществ и улучшают физическую и умственную работоспособность.
На занятиях по легкой атлетике для физической подготовки необходимо уделять время не только развитию специальных качеств, но и общей физической подготовке. Потому что ОФП направлена на развитие отдельных мышечных групп и основных физических качеств, СФП на совершенствование отдельных технических элементов.
2. Разработаны комплексы упражнений для повышения уровня физической подготовки обучающихся 12-13 лет во внеучебных занятиях по легкой атлетике. Комплекс состоит упражнений, направленных на развитие физических качеств: выносливость, координация, быстрота, сила и гибкость.
Комплекс упражнений №1 с использованием легкоатлетических барьеров для развития координации и выносливости.
Комплекс упражнений №2 с использованием дополнительного отягощения для развития быстроты и силы.
Комплекс упражнений №3 для развития гибкости
3. Доказано, что предлагаемые нами комплексы упражнений являются эффективными. Так, в экспериментальной группе в контрольном упражнении «Челночный бег 3 по 10 м, сек» прирост показателей после эксперимента составил 11,83 % (P<0,05)
В упражнении «Прыжок с длину с места, см» прирост составил 8,69 % (P<0,05).
В упражнении «Наклон туловища вперед, см» прирост составил 69,6 % (P<0,05).
В упражнении «6-ти минутный бег, м» прирост составил 18,37 % (P<0,05
1. Алхасов Д.С. Теория и история физической культуры: учебник и
практикум для академического бакалавриата / Д.С. Алхасов. — М.:
Издательство Юрайт, 2019. — 191 с.
2. Баёва, Н. А., Анатомия и физиология детей школьного возраста / Н. А. Баёва, О. В. Погадаева // Учебное пособие. - Омск: СибГУФК, 2003. - 56
3. Бальсевич, В. К. Физическая активность человека [Текст] / В. К. Бальсевич, В. А. Запорожанов. - Киев : Здоровья, 2019. - 222 с.
4. Белова, О. А. Возрастная анатомия и физиология : учебное пособие / О. А. Белова ; Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина. - Рязань, 2011. - 172 с.
5. Беляев, Н.Г. Возрастная физиология. / Н.Г. Беляев // Ставрополь: Изд-во СГУ, 2014. 103 с.
6. Боген, М. М. Физическое воспитание и спортивная тренировка. Обучение двигательным действиям. Теория и методика. / Либроком. 2023. - 124 с.
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. [и др.] : Питер, 2008. — 398 с.
8. Бордуков, М.И. Возрастные особенности регламентации физических нагрузок при воспитании физических качеств учащихся / М.И. Бордуков // учебно-методическое пособие; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2018. - 328 с.
9. Ветренко А.А. Легкая атлетика в учебном процессе на уроках физической культуры в школе / А.А. Ветренко // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2013. - № 23. - С. 183-186.
10. Ветренко, А. А. Особенности специальной физической подготовки в лёгкой атлетике / Ветренко А.А., Шабанов А.В. // Научный журнал - Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2014. URL: http://e- koncept.ru/2015/85801.htm. (Дата обращения 4.01.2024)
11. Врублевскй, Е. П. Легкая атлетика: основы знаний : в вопросах и ответах : учеб, пособие / Е. П. Врублевский. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Спорт, 2016. - 240 с.
12. Гневнова, Г. Р. Исследование уровня двигательной активности учащихся / Г. Р. Гневнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый.
— 2015. — № 7 (87). — С. 1098-1104. — URL:
https://moluch.ru/archive/87/16923/(дата обращения: 07.02.2024).
13. Грецов, Г. В. Теория и методика обучения базовым видам спорта: легкая атлетика : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.В. Грецов, С.Е. Воинова и др. ; под редакцией Г.В. Грецова, А.Б.Янковского. - М. : Издательский центр «Академия», 2014. - 288 с.
14. Двуреченская, Г. Я. Физиологические особенности детского организма: учебное пособие // Г. Я. Двуреченская, Т. В. Перехвальская, Н. Б. Пиковская. - Новосибирск, 2011. - 79 с.
15. Джалилов, А.А., Биомеханика двигательной деятельности /А.А. Джалилов, К.Л. Меркурьев //Учебное пособие. - Тольятти, 2019 - 163 с.
16. Джалилов, А.А., Назаренко, Н.Н. Теория и методика обучения двигательным действиям /учебное пособие //Тольятти «Издательство» ТГУ 2020 - 184 с.
17. Ермолаев, Ю. А. Возрастная физиология: Учеб. пособие для студентов высш. и сред. проф. учеб. заведений физ. культуры / Ю. А. Ермолаев.
- М. : СпортАкадемПресс, 2001. - 443
18. Джалилов, А.А., Биомеханика двигательной деятельности /А.А. Джалилов, К.Л. Меркурьев //Учебное пособие. - Тольятти, 2019 - 163 с.
19. Жилкин, А. И. Теория и методика легкой атлетики : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 464с.
20. Жилкин, А. И., Кузьмин В. С., Сидорчук, Е. В. Теория и методика легкой атлетики. 7-е изд. / Академия. 2022. С. 464
21. Ильин, А. Г. Состояние здоровья детей подросткового возраста и совершенствование системы их медицинского обеспечения : автореферат дис. ... доктора медицинских наук : 14.00.09, 14.00.33 / Науч. центр здоровья детей РАМН. - Москва, 2005. - 54 с.
22. Иорданская, Ф. А. Мужчина и женщина в спорте высших достижений (проблемы полового диморфизма) / Спорт. 2020. С. 272
23. Кадыров, Р М. Теория и методика физической культуры. Для бакалавров /Р.М. Кадыров, Д.В. Морщинина /Учебное пособие. ФГОС. // Кнорус. 2019. - 104 с.
24. Казин Э.М. Психолого-педагогические и физиологические базовые основания решения проблем адаптации, здоровья и развития субъектов образования: методическое пособие/ под общ. ред. Э.М. Казина, Н.П. Абаскаловой, Н.Э. Касаткиной и др. - Кемерово: Изд-во КРИПКиРО, 2016. - 165 с.
25. Кобяков, Ю. П. Физическая культура. /Основы здорового образа жизни. // Феникс. 2023. С. 254
26. Ковалев Л.Г. Психология личности подростка / Л.Г. Ковалев. - М.: Владос, 2008. - 322 с.
27. Корочанская, С. П. Биохимические особенности обмена веществ у детей: Учебно-методическое пособие // С. П. Корочанская, И. М. Быков, Т. С. Хвостова. - Краснодар, 2018. - 134 с.
28. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - 5-е изд., испр. - М.: Советский спорт, 2019. - 464 с.
29. Ландырь, А. П. Мониторинг частоты сердечных сокращений в управлении тренировочным процессом в физической культуре и спорте. / Спорт. 2018. - 154 с.
30. Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В.И. Лях. - Москва: Терра-Спорт, 2019. - 192 с.
31. Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры: учебник / А.М. Максименко. - М.: Физическая культура, 2018. - 394 с.
32. Маркосян С.Р. Основы возрастной физиологии. /М.: «Медицина», 2020. - 289 с.
33. Масалова, О.Ю. Теория и методика физической культуры: учебник / О.Ю. Масалова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. - 572 с.
34. Маслаков, В. М. Соревновательная деятельность в беге на короткие дистанции, эстафетном и барьерном беге: технические и тактические аспекты спортивного мастерства легкоатлетов : (к итогам XV чемпионата мира 2015 г.): на пути к XXXI Олимпийским играм (г. Рио-де-Жанейро, 2016 г.): метод, рекомендации / В. М. Маслаков, О. М. Мирзоев ; Российский гос. университет физ. культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦО- ЛИФК). — Воронеж : Научная книга, 2016. — 199 с.
35. Матишев, А. А., Макарова Г. А., Локтев С. А. Факторы риска и меры профилактики травматизации опорно-двигательного аппарата у юных легкоатлетов. / Спорт. 2018. - 121 с.
36. Михайлова, А. В., Смоленский А. В. Перенапряжение сердечно-сосудистой системы у спортсменов: монография /А.В. Михайлова, А.В. Смоленский // Спорт. 2019. С. 120.
37. Муллер, А.Б. Физическая культура: Учебник для вузов / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко. - М.: Юрайт, 2022. - 424 с.
38. Озолин, Н. Г. Лёгкая атлетика / Н. Г. Озолин, В. И. Воронкиноп, Ю. Н. Примакова .- М. : Физкультура изо спорт, 2015 .- 312 с.
39. Пегушина, Ю.В. Развитие двигательных качеств обучающихся на уроках физической культуры / Ю.В. Пегушина, Н.Н. Грачева // Инновационная наука. - 2019. - Т 2. - №. 4. - С. 130-133.
40. Пономарев, В. В. Мой любимый вид спорта- легкая атлетика:
Региональная научно-практическая конференция среди студентов:
«Современный спорт в молодежной среде»/ А.О. Непомнящих, Л.Г. Муратов // Региональная научно-практическая конференция среди студентов: «Современный спорт в молодежной среде». - 2016. - 144с.
41. Рудин, М. В. Специальные упражнения легкоатлетов как основа спортивной тренировки : учеб.-метод. пособие / М. В. Рудин. — Брянск : РИО БГУ, 2016.- 129 с.
42. Сидорова, Е. Н. Специальные упражнения для обучения видам легкой атлетики : учеб, пособие для высш. учеб. зав. / Е. И. Сидорова, О. О. Николаева ; Минобрнауки РФ, Сибирский федеральный университет, институт физ. культуры, спорта и туризма. — Красноярск : СФУ, 2016. — 147 с.
43. Смирнов, Ю.И. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред. и высш. учебных заведений / Ю.И. Смирнов, В.И. Дубровский - Москва: Издательство ВЛАДОС - ПРЕСС, 2019. - 348 с.
44. Тимакова, Т.О. Спортивный отбор в многолетней подготовке [Текст] / Т.О. Тимакова // Система подготовки спортивного резерва. - М.: МГФСО, ВНИИФК, 2022 - С. 91-140.
45. Тихвинский, СБ. Социальные и медико-биологические проблемы физического воспитания с целью увеличения здоровья здоровых детей и подростков [Текст] / СБ. Тихвинский, И.М. Воронцов // Детская спортивная медицина: руководство для врачей. - М.: Медицина, 2016, - С 13-20.
46. Тращенко, Н. С. Особенности развития познавательной сферы у подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015.
- Т 13. - С. 4001-4005. - URL: http://e-koncept.ru/2015/85801.htm. (Дата обращения 4.01.2024)
47. Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности [Текст] / Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. - М.: Физическая культура и спорт, 2021.
- 224 с.
48. Халанский, Ю. Н., Ситкевич Г. Н., Прокопов О. В. Легкая атлетика и методика преподавания. Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2020. -239с.
49. Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник: для студентов высших учебных заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 15-е изд., стер. - Москва: Академия, 2019. - 494 с. Баёва, Н. А., Анатомия и физиология детей школьного возраста / Н. А. Баёва, О. В. Погадаева // Учебное пособие. - Омск: СибГУФК, 2003. - 56 с.
50. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология: учебник для бакалавров, студентов вузов по спец. 031000 «Педагогика и психология»/ О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Бубнова; Моск. гор. психолого-пед. ун-т. - М.: Юрайт, 2013. - 367 с.