Введение 3
Глава 1 Теоретическое обоснование физической подготовки обучающихся 16-17 лет к службе в армии 6
1.1 Характеристика физического состояния и уровня развития
физических способностей обучающихся 16-17 лет 6
1.2 Анализ уровня физической подготовки к службе в армии
обучающихся 16-17 лет 9
Глава 2 Организация и методы исследования 15
2.1 Методы исследований физической подготовки обучающихся 16-17 лет
к службе в армии 15
2.2 Организация и результаты собственных исследований 20
Глава 3 Экспериментальное обоснование результатов исследования 22
3.1 Реализация программы по физической подготовке к службе в армии
обучающихся 16-17 лет 22
3.2 Анализ результатов исследования 29
Заключение 35
Список используемых источников 39
Приложение 1 43
Приложение 2
В теории физической подготовки давно доказана и обоснована необходимость разностороннего развития обучающейся молодежи, которая обуславливается многими факторами, в том числе для ведения полноценной учебной, общественной и профессиональной деятельности молодого человека, включая службу в армии.
Актуальность темы исследования заключается в том, что наряду с положительными отзывами и доказанной эффективностью начала подготовки к службе в армии в школе, в системе общего среднего образования выявляются существенные недостатки. Данные недостатки характеризуются низкими результатами физической подготовки молодежи призывного возраста, а также слабой организацией начальной военной подготовки.
Практические исследования актуализируют недостаточный уровень физической подготовки молодежи, которая тесно переплетается с психологической незрелостью и уровнем патриотизма. Обращает внимание факт не полного владения двигательными качествами, что обучающиеся с трудом справляются с необходимыми тестовыми показателями физического состояния согласно их возрастной периодизацией, не выполняют нормы ГТО. Что еще больше настораживает отечественных исследователей, так это мониторинг состояния здоровья молодых людей, которое по ряду характеристик не соответствует боевой готовности, более того с каждым годов возрастает число не пригодных к службе в армии юношей.
Исследователи отмечают, что для службы в армии у молодежи должны быть сформированы на высоком уровне физические качества и психологические свойства личности. В тоже время, анализ проблем по данной теме показывает острую нехватку методического обеспечения для полноценной начальной подготовки обучающихся службе в армии.
Причинами сложившейся ситуации, как считают отечественные исследователи, является исключение из программы физической культуры и в целом школьной программы начальной подготовки к службе в армии, которая была очень развитой в советское время и начале 90-х годах.
Важным фактором является устаревшая учебно-методическая база, которая не соответствует современным реалиям, требованиям к начальной подготовке к служению в вооруженных силах, а также отсутствием необходимой инфраструктуры для проведения данной подготовки. Помимо этого, выделяется отсутствие единого информационного фундамента в виде методов, регламентов и форм подготовки.
Таким образом, анализ перечисленных проблем выявил следующие противоречия:
- между необходимостью обеспечения процесса физической подготовки обучающихся 16-17 лет к службе к армии и несоответствием методов и средств физической и прикладной подготовленности;
- между наличием представлений о роли физического воспитания в подготовке допризывников к службе в армии и отсутствием адекватных средств и методов их реализации в образовательном процессе средней школы.
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка программы физической подготовки обучающихся 16-17 лет к службе в армии и проверка ее эффективности в образовательном процессе.
Задачами исследования являются:
1. Провести анализ литературных источников по проблеме физической подготовки обучающихся 16-17 лет к службе в армии;
2. Разработать программу по физической подготовке обучающихся 16¬17 лет к службе в армии ;
3. Экспериментальным путем проверить эффективность мероприятий.
Объект исследования: образовательный процесс по физической культуре обучающихся 16-17 лет.
Предмет исследования: программа по физической подготовке обучающихся 16-17 лет к службе в армии.
Методической основой исследования являются:
- педагогическое наблюдение для изучения эффективности
применяемых методов и средств в учебно-тренировочном процессе,
- контрольные испытания - для определения состояния физической подготовки к службе в армии;
- экспертное оценивание состояния физической подготовки к службе в армии у обучающихся после внедрения мероприятий.
Гипотеза: применение разработанной программы будет способствовать повышению уровня физической подготовки обучающихся 16-17 лет к службе в армии.
Структура: выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Подготовка и написание выпускной работы происходило в несколько этапов.
На первоначальном этапе была изучены учебно-методическая литература по физической подготовке обучающихся 16-17 лет к службе в армии, выявлены основные проблемы, препятствующие положительному настрою и низкой физической подготовки.
Обобщая изученную литературу были сформулированы основные выводы:
- физическая подготовка обучающихся 16-17 лет к службе в армии должна способствовать достижению высокого уровня развития физических качеств и прикладных навыков военной направленности, а также должна быть ориентирована на решение задач по повышению психологической подготовки призывной молодежи;
- выявлен рост числа обучающихся, особенно среди юношей, не пригодных к службе в армии по состоянию здоровья с сформированным психологическим «не призывным» настроем.
Соответственно физическая подготовка к службе в армии складывается не только из уровня физических прикладных навыков, но и психологических установок.
На этапе констатирующего тестирования мною были выявлены следующие результаты по физической подготовке обучающихся СОШ №2 г. Красноярск. Результаты обучающихся не достигают уровня требований программы к уровню подготовки по базовому основанию, особенно по упражнениям на силу и выносливость. Все показатели находись на уровне низкого и среднего уровня. При этом высокую мотивацию в желании отслужить военную службу выявило 20% участников, 25,8% проявили полную готовность исполнять требования воинской дисциплины и 16,1% готовятся к поступлению ан военную кафедру.
На этапе экспериментирования, мною была разработана программа для повышения уровня физической подготовки обучающихся 16-17 лет к службе в армии РФ была разработана программа, состоящая из двух частей: основная программа и дополнительная часть (вариативная). Основная часть, помимо теоретического материала включает в себя часы спортивных состязательных игр, вводную и начальную атлетическую гимнастику, лыжную подготовку и легкую атлетику.
Дополнительные занятия из вариативной части Программы соответствуют индивидуальным интересам обучающихся на их собственный выбор, организуются на коммерческой основе в различных центрах и клубах военно-патриотического воспитания или образовательном учреждении. Выявлено ,что каждый обучающийся из экспериментальной группы выбрал не менее 2 дополнительных направлений подготовки .
Сопоставление результатов показало, что данные по контрольной и экспериментальной группам имеют различия в полученных данных, что обуславливает эффективность включения дополнительных направлений физической подготовки к основной программе.
Ожидаемые результаты повышения уровня физической подготовки к службе в армии у обучающихся 16-17 лет следующие:
- увеличение показателей развития двигательных способностей, силовых качеств, а также координационных навыков у обучающихся;
- формирование волевых качеств и целеустремленности обучающихся;
- формирование тактического мышления, командного духа, а также позитивных психологических убеждений к службе в армии;
- подтверждение гипотезы.
Таким образом, подтверждается, что теоретическая психологическая настройка, совместная спортивная деятельность с профессионалами, а также различные направления разработанной программы способствует повышению уровня физической подготовки обучающихся 16-17 лет к службе в армии.
Анализ динамики результатов контрольной и экспериментальной группе показал, что, результаты в экспериментальной группе по базовой и вариативной части программы лучше, чем в контрольной:
- подтягивание на высокой перекладине в экспериментальной группе увеличилось на 83,3% ,в контрольной группе в 2 раза;
- время во время бега на 30 метров сократилось на 20% в экспериментальной группе и 4% в контрольной;
- расстояние прыжка в длину увеличилось на 24% в экспериментальной группе, а в контрольной на 2%;
- челночный бег сократил время прохождения в экспериментальной группе на 17% и 4,6% в контрольной группе;
- метраж при 6-минутном беге в экспериментальной группе увеличился на 15,5%, в контрольной на 3,05%;
- глубина наклона вперед увеличилась в экспериментальной группе на 30% и на 5,06% в контрольной.
В среднем по экспериментальной группе показатели улучшились на 19,3%, в контрольной группе на 17% ,что безусловно характеризует разработанную программу как эффективную.
Таким образом, можно отметить, что повышение уровня военной физической подготовки на специально выделенных занятиях и часах вполне реально за 78 часов основной программы и 151 час (на выбор) дополнительной части программы. Результаты эксперимента показали значительное увеличение показателей подготовки обучающихся 16-17 лет с преимуществом дополнительной программы в экспериментальной группе. Разработанный теоретический аспект программы положительно влияет на психологические установки на службу в армии и способна профессионально ориентировать обучающихся. Выраженный рост показателей сформирован благодаря положительному закреплению престижности службы в армии, благотворному влиянию на эмоциональный фон обучающихся на военных мероприятиях и внутренней мотивации кадетов, как пример, современного военного.
В целом, предложенные виды спорта в программе, подтверждают положительный результат тех исследователей, которые научно доказали эффективность того или иного вида спорта на уровень подготовки к службе в армии. В итоге результаты педагогического эксперимента доказали эффективность экспериментальной программы в контексте повышения уровня физической подготовки обучающихся 16-17 лет к службе в армии.
1. Адаптационная модель организации двигательной активности обучающихся / Л. А. Кадуцкая, Л. Н. Волошина, В. Л. Кондаков, В. Н. Ирхин : непосредственный // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 1. - С. 20-21
2. Бавыкин Е. А.Двигательная тренировка как фундамент специальной физической подготовки в комплексных единоборствах [Текст] / Е. А. Бавыкин // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 2. - С. 20-22.
3. Богданов И. В. Эффективное взаимодействие гражданских и воинских организаций в системе физической подготовки молодежи для службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации / И. В. Богданов. - Текст : непосредственный // Наука и школа. - 2017. - № 2. - С. 148-155
4. Боген М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям: Теория и методика/ М.М. Боген // Стереотип, 2020 - 656 с.
5. Бордуков, М. И. Возрастные особенности регламентации физических нагрузок при воспитании физических качеств учащихся [Текст] / М. И. Бордуков. - Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2021. - 325 с.
6. Васильков Г. А. Клещев Ю.Н. Больше работать над развитием двигательной сноровки обучающихся [Текст] / Г. А. Васильков // Начальная школа. - 2021. - № 11. - С. 71-74.
7. Дуркин П.К. и др. Воспитание у школьников интереса к физической культуре / П.К. Дуркин, М П. Лебедева // Физическая культура в школе. 2016. № 4. С. 42-44.
8. Железняк Ю.Д. Взаимосвязь физической активности, здоровья и качества жизни студенческой молодежи / А. В. Лейфа, Ю. Д. Железняк, Ю. М. Перельман. - Текст : непосредственный // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 11. - С. 41-43
9. Илларионова, А. В. Особенности формирования вестибулярной и проприоцептивной чувствительности при тренировке координационных способностей с использованием биологической обратной связи [Текст] / А. В. Илларионова, Л. В. Капилевич // Вестник Томского государственного университета. - 2017. - № 421 (август). - С. 188-192
10. Масалова, О.Ю. Физическая культура: педагогические основы ценностного отношения к здоровью [Текст]/ О. Ю. Масалова. - Москва : КноРус, 2016. - 183 с.
11. Оптимизация предстартовой готовности спортсменов-лыжников / Г. М. Бирюкова, Э. Г. Сингуринди, С. М. Ашкинази, Г. В. Сытник. - Текст : непосредственный // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 12. - С. 96-98
12. Письменский, И.А.Физическая культура [Текст] : учебник для академического бакалавриата / И. А. Письменский, Ю. Н. Аллянов. - Москва : Юрайт, 2016. - 492 с.
13. Попков А. А.Физкультурно-спортивная работа военно¬прикладной направленности учащейся молодежи в Волгоградской области / А. А. Попков, Д. А. Ульянов. - Текст : непосредственный // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 5. - С. 39-42
14. Ревенко Е. М. Индивидуальные особенности возрастного развития и мотивация к реализации двигательной активности учащихся 10-11 классов / Е. М. Ревенко. - Текст : непосредственный // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 2. - С. 33-35
15. Савченков, Ю. И.Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков) [Текст] : учебное пособие для студентов педагогических вузов / Ю. И. Савченков, О. Г. Солдатова, С. Н. Шилов. - Москва : Владос, 2021. - 143 с.
16. Смирнова И.А. Обсуждение концепции и содержания Все¬российского физкультурно-спортивного комплекса. Физическая культура в школе. 2014. № 1. С. 2-6.
17. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная.
Возрастная [Текст]: учебник для высших учебных
заведений физической культуры / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - Москва : Спорт, 2017. - 618 с.
18. Стасевич, К. Физическая активность и мозг [Текст] / Кирилл Стасевич // Наука и жизнь. - 2017. - № 9. - С. 38-40.
19. Тихонов Т.К., Зубов А.А. физическая культура. Атлетическая подготовка студентов. Начальный этап / Т.К.Тихонов, А.А. Зубов .- Москва МИИГАИК - 2020 - 180 с.
20. Товар-Гарсиа, Э. Д. Занятия спортом и образовательные достижения в школе: российские данные [Текст] / Эдгар Деметрио Товар- Гарсиа // Вопросы образования. - 2021. - № 2. - С. 46-70
21. Третьякова, Н. В. Теория и методика оздоровительной физической культуры [Текст] : / Н. В. Третьякова, Т. В. Андрюхина, Е. В. Кетриш. - Москва : Спорт, 2016. - 279 с.
22. Фарфель, В.С. Управление движениями в спорте / В. С. Фарфель. - Москва : Советский спорт, 2011. - 201 с.
23. Физическая активность и ее влияние на здоровье школьников [Текст] / Д. Н. Гаврилов [и др.] // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 11. - С. 44-47.
24. Физическая культура [Текст]: развитие двигательных
способностей у студентов / - Красноярск : [СибГТУ], 2014. - 16 с.
25. Физическая культура [Текст]/ Л. В. Захарова, Н. В. Люлина, М. Д. Кудрявцев и др.]. - Красноярск : СФУ, 2017. - 610 с.
26. Физическая культура и спорт как социальный феномен и образ жизни [Текст] : монография / [О. В. Булдашева, Г. М. Бурков, И. С. Осипова и другие] ; под общей редакцией И. С. Осиповой. - Новосибирск : ЦРНС, 2015. - 210 с.
27. Физическая культура и спорт. Прикладная физическая культура и спорт [Текст]: учебно-методическое пособие/ Сибирский федеральный университет. - Красноярск : СФУ, 2019. - 54 с.