Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Физическое развитие обучающихся младшего школьного возраста в
теоретическом аспекте 7
1.2 Изучение физиологического состояния обучающихся младшего
школьного возраста 16
1.3 Диагностика уровня физического развития обучающихся младшего
школьного возраста 23
Выводы по 1 главе 29
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1 Методы исследования 30
2.2 Организация исследования 31
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
3.1 Разработка и реализация комплекса средств плавания для повышения
показателей физического развития обучающихся младшего школьного возраста 33
3.2 Анализ результатов реализации комплекса средств плавания для повышения показателей физического развития обучающихся младшего
школьного возраста 36
Выводы по 3 главе 41
Выводы 42
Список используемых источников 43
Актуальность исследования. Физическое развитие играет важную роль в становлении полноценной и всесторонне развитой личности человека.
В современном обществе состояние здоровья обучающихся общеобразовательных школ оценивается как неудовлетворительное. Это выражается не только в низкой физической и двигательной подготовленности, низкой работоспособности, но и в высоком уровне заболеваемости, о чем свидетельствуют статистические данные, которые были собраны путём опросов и бесед с обучающимися, представленные выше [3].
По статистическим данным ВОЗ (всемирная организация здравоохранения), в настоящее время 79 % обучающихся нуждаются в специальной поддержке, 57% обучающихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 67 % - нарушенную осанку и 23 % - хронические заболевания. Данные статистические показатели обуславливают необходимость безотлагательного поиска путей поддержания и укрепления здоровья обучающихся, а также повышения уровня их физического развития и подготовленности [9]. Именно поэтому укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения является одной из фундаментальных задач образовательных программ, осваиваемых в школах [2].
Необходимое условие гармоничного развития личности школьника - достаточная двигательная активность, которая позволяет не только повысить уровень физической подготовленности детей, но и удовлетворить потребность организма в активных двигательных действиях. Малоподвижный образ жизни младших школьников (статическое и долгое нахождение за партой или рабочим столом), а также отсутствие систематического активного отдыха негативно отражаются на функциональном состоянии подрастающего организма ребёнка [4].
Плавание - эффективное средство для закаливания и повышения стойкости организма к негативным влияниям внешней среды, особенно в климатических условиях Красноярского края (резкие перепады температур, загрязнение воздух - режим «чёрного неба» и т.д.). Сильное закаливающее воздействие вода оказывает благодаря высокой теплопроводности. Умеренное и контролируемое специалистами (тренер, учитель, медицинский персонал) пребывание в воде эффективно тренирует механизмы организма, которые регулируют теплоотдачу, за счет чего повышается его устойчивость к перепадам температур. Регулярные занятия плаванием полезны для детей младшего школьного возраста, так как содействуют развитию и укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем растущего организма. Имея оздоравливающий эффект, плавание способствует росту и укрепление опорно-двигательного аппарата ребёнка, что обуславливает дальнейшее физического развитие младшего школьника.
Плавание спортивными способами гармонически развивает все группы мышц. Специальная плавательная гимнастика развивает все физические качества: подвижность в суставах, выносливость, быстроту, силу, координацию движений. Упражнения, которые выполняются и на суше, и воде, позволяет укрепить мышцы туловища, что играет важную роль при форматировании правильной осанки младших школьников, следовательно, снижает риски нарушений опорно-двигательного аппарата при дальнейшем росте детей.
Исходя из вышеупомянутого, можно сделать вывод, что плавание является наиболее благоприятным средством для физического развития младших школьников и при этом имеет низкое количество негативных влияний на подрастающий организм, следовательно, позволяет поддерживать здоровье ребенка для его полноценной жизнедеятельности.
Объект исследования: образовательный процесс по физической культуре в школе.
Предмет исследования: средства и методы плавания для физического развития обучающихся младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и опытно - экспериментальная проверка результативности применения комплекса средств плавания для повышения показателей физического развития обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры.
Для достижения поставленной цели исследования нами были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать и обобщить теоретико-практический опыт по проблеме исследования.
2. Разработать комплекс средств плавания для улучшения показателей физического развития детей младшего школьного возраста.
3. Реализовать комплекс средств плавания для повышения показателей физического развития обучающихся младшего школьного возраста в образовательном процессе и проверить его эффективность.
Гипотеза исследования: предполагается, что уровень физического развития обучающихся младшего школьного возраста повысится, если:
- на основе теоретического анализа будут определены особенности физического развития обучающихся младшего школьного возраста;
- в соответствии с особенностями физического развития обучающихся младшего школьного возраста будет разработан комплекс средств плавания для улучшения физического развития обучающихся младшего школьного возраста с элементами плавания.
- в образовательном процессе по физической культуре будет реализован авторский комплекс средств физического развития обучающихся младшего возраста.
Теоретическая значимость заключается в получении новых данных о влиянии плавания на развитие физических качеств обучающихся младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в разработке результативного комплекса средств плавания, который позволит улучшить физическое развитие обучающихся младшего школьного возраста.
Этапы исследования. Первый этап исследования (сентябрь 2021 г. - май 2022 г) - анализ информационных источников по теме исследования, определение цели, задач, объекта, предмета и методов исследования.
Второй этап (сентябрь - декабрь 2022 г.) - проведение педагогического эксперимента на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа «Комплекс Покровский» г. Красноярск.
Третий этап (январь - май 2023 г.) - обработка результатов педагогического эксперимента, написание выводов и оформление выпускной квалификационной работы в соответствии с требованиями.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ научно-методической литературы;
- тестирование;
- педагогический эксперимент;
- методы математической статистики.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, выводов, списка литературы, состоящего из 51 источника. Работа содержит в себе 2 таблицы и 2 рисунка. Общий объем работы составляет
1. Проанализировав и обобщив теоретико-практический опыт по теме исследования было установлено, что необходимо обратить внимание на правильную организацию и построение занятий физическими упражнениями с детьми младшего школьного возраста.
При индивидуальной оценке физического развития любым методом необходимо учитывать не только абсолютные величины основных соматометрических показателей, но и развитие физических качеств, которые служат показателем для физического развития занимающихся.
2. Разработанный комплекс средств плавания для повышения показателей физического развития обучающихся младшего школьного возраста включал в себя:
- упражнения для развития выносливости;
- упражнения для развития скоростно-силовых способностей;
- упражнения для развития силы;
- упражнения для развития координации.
Комплекс был составлен исходя из возрастных и анатомо - физиологических особенностей обучающихся младшего школьного возраста. В данный комплекс были включены как физические упражнения на суше, так и в воде.
3. Полученные достоверные результаты тестирований, физических качеств занимающихся контрольной и экспериментальной групп, позволяют сделать вывод о том, что комплекс средств плавания для повышения показателей физического развития обучающихся младшего школьного возраста - эффективен. Гипотеза исследования подтвердилась.
1. Агиров А. Х. и др. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. - 2019.
2. Арслонов К. П. Современные методы преподавания физической культуры //Вестник науки и образования. - 2021. - №. 17-2 (120). - С. 93-96.
3. Беспалова И. А. Развитие интереса младших школьников к урокам физической культуры //общество с ограниченной ответственностью «учись учись». - С. 6.
4. Булах, И.М. Научите меня плавать / И.М. Булах. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 377 с.
5. Булгакова, Н. Ж. Игры у воды, на воде, под водой / Н.Ж. Булгакова. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 975 с.
6. Ваньков, А. Учитесь плавать кролем на спине / А. Ваньков. - М.: Физкультура и спорт, 2014. - 285 с.
7. Вахнин С. Н. Плавание как лучший способ укрепления здоровья обучающихся //ББК 60 К 65. - 2014. - С. 322.
8. Восканян Т А., Пагиев В. Б. Значение физической культуры для детей младшего школьного возраста //Актуальные проблемы экономики, социологии и права. - 2020. - №. 4. - С. 49-51.
9. Всемирная организация здравоохранения. URL: Всемирная
организация здравоохранения (ВОЗ) (who.int) (дата обращения 15.11.2022 г.)
10. Газизова Т В., Лукин Ю. Л. Способы формирования саморегуляции обучающихся на уроках физической культуры //Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №. 68-3. - С. 63¬65.
11. Германов Г. Н. Двигательные способности и физические качества. Разделы теории физической культуры. - 2020.
12. Григан С. А., Нещерет Н. Н. Влияние плавания на развитие и здоровье детей в раннем возрасте //Современные наукоемкие технологии. - 2019.
- №. 12. - С. 154-158.
13. Дарданова Н. А., Балабохина Т. В., Бобкова Е. Н. Сравнительный анализ физической подготовленности учащихся младших классов //Вестник спортивной науки. - 2019. - №. 4. - С. 39-43.
14. Дружинин, Б. Л. Как научить ребенка плавать / Б.Л. Дружинин. - М.: Перспектива, 2020. - 875 с.
15. Журавлева Н. А., Степанова Т. В., Съедина Н. В. Инновационные технологии, применяемые на уроках физической культуры в начальной школе //Р 31 Реализация ФГОС как условие повышения качества образования. - 2019. - С. 466.
16. Иванков Ч. и др. Теория, методика и практика физического воспитания.
- Litres, 2022.
17. Ильина Е. В. Психолого-педагогические аспекты физической культуры и спорта //инновационные проекты и программы в психологии, педагогике и образовании. - 2022. - С. 60-63.
18. Калюжный Е. А. Морфофункциональное состояние и адаптационные возможности учащихся образовательных учреждений в современных условиях. - 2020.
19. Кардамонова, Н. Н. Плавание: лечение и спорт / Н.Н. Кардамонова. - М.: Феникс, 2016. - 320 с.
20. Кахаров З. А., Абдурахимов А. Х. Сравнительная оценка темпы роста физического развития детей младшего школьного возраста //re-health journal. - 2019. - №. 4. - С. 13-19.
21. Керимов Ш. А., Шамилова С. А., Кульков Я. А. Инновационные образовательные и физкультурно-оздоровительные технологии в физической культуре и спорте //Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. - 2021. - С. 43-47.
22. Короткова Е. В. Плавание как средство улучшения здоровья
школьников //Царскосельские чтения. - 2015. - Т. 2. - №. XIX. - С. 224-227.
23. Кравцов, А. Методика срочного контроля и коррекции техники плавания в соревновательных и тренировочных упражнениях / А. Кравцов. - М.: ТВТ Дивизион, 2011. - 767 c.
24. Криволапчук И. А. и др. Умственная работоспособность учащихся начальной школы при разной организации режима физической активности //Сибирский педагогический журнал. - 2019. - №. 6. - С. 140-153.
25. Кузнецова Л. П., Молчанов А. С., Никитина И. В. Физическая культура
как необходимый компонент жизнедеятельности современного
школьника //Педагогика, психология, общество: теория и практика. - 2019. - С. 204-208.
26. Левицкая Д. О. Повышение мотивации к занятиям по физической культуре в начальной школе. - 2021.
27. Лепилина Т. В. Повышение интереса, мотивации к занятиям плаванием младших школьников //Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. ВП Астафьева. - 2012. - №. 4. - С. 136-140.
28. Мардонов Ш., Исаков Д. Физическое воспитание и развитие на уроках физической культуры в начальной школе //Academic research in educational sciences. - 2021. - Т 2. - №. 2. - С. 12-21.
29. Матвеев А. П., Зюрин Э. А., Петрук Е. Н. Образовательный модуль" общая физическая подготовка" в структурной организации содержания учебной дисциплины" физическая культура" //Вестник спортивной науки. - 2019. - №. 1. - С. 71-74.
30. Методические рекомендации по изучению физического здоровья населения / О.П. Щепин, В.А. Медик, А.Г Швецов и др. - Утв. РАМН. - М., 2007. - 28 с.
31. Михеева Д. Ф., Михеев Э. Р Роль физической культуры в
формировании личности и здоровье обучающихся //Наука, образование и культура. - 2021. - №. 4 (59). - С. 49-52.
32. Муниров Н. А. Роль физической культуры и спорта в развитии учащихся //Проблемы науки. - 2021. - №. 2 (61). - С. 47-49.
33. Нагаева Э. И., Абзалова С. В. Средства и методы физического воспитания //Вопросы педагогики. - 2021. - №. 6-1. - С. 287-290.
34. Нестеренко В. В., Тарасенко Л. В. Физкультурно-оздоровительная работа в начальной школе //Печатается по решению редакционно - издательского совета ОГАОУ ДПО «Белгородский институт образования». - 2019. - С. 311.
35. Николаева Е. В., Федотова Г. В., Федосова Л. П. Основные качества студентов, формируемые в процессе занятий физической культурой //Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях. - 2022. - С. 443-446.
36. Плавание. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 248 с.
37. Плавание. - М.: Физкультура и спорт, 2018. - 288 с.
38. Полянская Г. В. Методика обучения физической культуре в начальной школе //Вестник науки и образования. - 2019. - №. 1-1 (55). - С. 86-91.
39. Пономарев О. И. Важность физического воспитания //Актуальные проблемы профессионально-прикладной физической культуры и спорта. - 2020. - С. 91-95.
40. Пономарева И. А. Воспитание культуры здоровья у школьников разного возраста на занятиях плаванием //Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма. - 2019. - С. 99-104.
41. Репка В. Ю., Котченко Ю. В. Формирование основ здорового образа жизни в процессе физического воспитания младших школьников //Физическая культура. Рекреация. Спорт. - 2022. - С. 434-441.
42. Сабирова Н. Р Значение физической культуры в современном обществе //Проблемы педагогики. - 2020. - №. 6 (51). - С. 54-55.
43. Салдан И. П. и др. Современные тенденции в изменениях показателей"
физического развития детей и подростков (обзорная статья)
//Бюллетень медицинской науки. - 2019. - №. 1 (13). - С. 14-20.
44. Севодин С. В., Тагаев Е. С. Физическое воспитание как часть физической культуры //Вестник науки и образования. - 2019. - №. 13-1 (67). - С. 93-95.
45. Соломина М. В., Федоров С. Б. Формирование представлений о здоровом образе жизни на уроках физической культуры в начальной школе //Конкурс научно-исследовательских работ студентов, аспирантов и молодых ученых. - 2020. - С. 119-124.
46. Спирина Е. В., Зарубина В. В. Мотивационно-психологическое восприятие обучающимися занятий по физической культуре //Теория и практика физической культуры. - 2022. - №. 1. - С. 42-44.
47. Танцикужин Н. О. Методика педагогического сопровождения
физического воспитания младших школьников //Проблемы подготовки научных и научно-педагогических кадров: опыт и пер-спективы: сб. науч. тр. молодых ученых УралГУФК.-Вып. 18/Под ред. к. п. н., доцента ЕБ Малетиной.-Челябинск: УралГУФК, 2021-224 с. - 2021. - С. 181.
48.Чупилкин Д. Н. Использование информационных технологий для организации самостоятельной работы по предмету «физическая культура» у обучающихся начальной школы //Антропные
образовательные технологии в сфере физической культуры. - 2021. - С. 328-331.
49. Шевченко О. А., Красникова О. С. Мониторинг физической
подготовленности детей младшего школьного возраста. - 2021.
50. Шрам В. П., Беловицкая П. С. Методика формирования ценностного отношения к физической культуре у школьников //Физическая культура и спорт, безопасность жизнедеятельности. - 2021. - С. 149-154.
51.Эскендаров Э. С. Актуальные проблемы преподавания физической культуры в школе //Вестник Социально-педагогического института. - 2019. - №. 1 (29). - С. 81-89.