ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ «СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС РЕБЕНКА
СТАРЩЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ» 6
1.1. Характеристика типов родительского отношения в психологии 6
1.2. Социометрический статус ребенка в группе сверстников 18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ 30
2.1. Методы и организация исследования 30
2.2. Социометрический статус ребенка старшего дошкольного возраста в
группе сверстников в зависимости от типа родительского отношения 34
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по оптимизации
социометрического статуса ребенка старшего дошкольного возраста в группе сверстников 40
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
Дети различного возраста представляют достаточно уязвимую группу. Связанно это с тем, что в рамках того или иного возрастного периода, они постоянно подвергаются различным изменениям: физическим,
психологическим и многим другим. В детском возрасте активно осуществляется развитие по всем направлениям. Кроме того, что дети развиваются в рамках своей семьи, в группе, также, у них формируются определенные отношения в коллективе со сверстниками. В итоге, все это сказывается на конечном развитии ребенка, а также на формировании его личности и характера [7, с. 40].
На развитие детей, на их восприятие, формирование характера, личности и многих других различных критериев, огромное влияние оказывают установки учителей, а также других значимых взрослых и окружающих ребенка субъектов. Дети вступают в межличностные отношения со многими субъектами, и не смотря на то, что все они относятся к совершенно различным группам, тем не менее, они между собой взаимосвязаны и в итоге могут оказывать определенное влияние друг на друга и на ребенка [2, с. 88].
Практически во всех сферах развития ребенка прослеживается определенное, даже решающее местами, влияние взрослого или же сверстников.
Родительские отношения для ребенка являются очень важными. Они отвечают за формирование многих полезных навыков, умений и в целом воспитательное и образовательное формирование. К тому же, именно родительское отношение обуславливает ряд межличностных отношений, выходя далеко за рамки собственных. Межличностные отношения ребенка это очень важный элемент его жизни, который, конечно же, в итоге оказывает определенное влияние практически на все жизненные сферы. Можно сказать, что родительские отношения в определенной степени влияют абсолютно на все в жизни ребенка. Это и обуславливает актуальность выбранной темы исследования, изучение которой будет важным на любом этапе развития.
Цель исследования: изучить социометрический статус ребёнка старшего дошкольного возраста в группе сверстников в зависимости от типа родительского отношения.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику типам родительского отношения.
2. Рассмотреть социометрический статус ребенка старшего
дошкольного возраста в группе сверстников.
3. Изучить социометрический статус ребёнка старшего дошкольного возраста в группе сверстников в зависимости от типа родительского отношения.
4. Подобрать психолого-педагогические рекомендации по оптимизации социометрического статуса ребенка в группе сверстников.
Объект исследования: социометрический статус ребенка старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: социометрический статус ребенка старшего дошкольного возраста в группе сверстников в зависимости от типа родительского отношения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует зависимость социометрического статуса ребенка в группе сверстников от типа родительского отношения к нему. Так, эффективный тип родительского отношения к ребенку способствует благополучному социометрическому статусу ребенка старшего дошкольного возраста в группе сверстников, а неэфективный тип родительского отношения способствует неблагополучному социометрическому статусу ребенка.
Практическая значимость изучения социометрического статуса ребенка старшего дошкольного возраста в группе сверстников в зависимости от типа родительского отношения заключается в возможности использования психолого-педагогических рекомендаций в работе воспитателя с детьми, с родителями для оптимизации социометрического статуса ребенка старшего дошкольного возраста в группе сверстников.
Методы исследования:
1. Теоретические методы:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы:
- опросник родительского отношения (А.Я. Варга и В.В. Столина);
- метод социометрии (методика «Секрет»).
По результатам исследования можно сделать определенные выводы о том, что же представляет, из себя родительское отношение и каково его влияние на социометрический статус ребенка в рамках конкретной возрастной группы.
Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка.
Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнетивный и поведенческий компоненты. Понятия родительская позиция и родительская установка используются как синонемы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями. Характер и степень влияния на ребенка определяет множество отдельных факторов и прежде всего личность самого родителя как субъекта взаимодействия:
- его пол;
- возраст;
- темперамент и особенности характера родителя;
- религиозность;
- национально-культурная принадлежность;
- социальное положение;
- профессиональная принадлежность;
- уровень общей и педагогической культуры.
Современные родители должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания. Именно в наше время так много возможностей обучаться и продвинуться в выработке собственного неповторимого стиля, культуры семейного воспитания.
Родительское отношение - это система разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков [2, с 106].
Социометрический статус - показатель социально психических свойств личности как объекта коммуникации в группе, фиксирующий позицию и величину престижа ребенка в его общении с другими детьми (С.Ю. Головин)
В детском коллективе выделяют виды социометрического статуса: «Предпочитаемые»: самый высокий статус имеют такие дети, так как их чаще всего выбирают, они пользуются авторитетом и имеют высокий престиж, к их мнению прислушиваются, их дружбой дорожат. «Принятые» тоже имеют довольно высокий статус и занимают благополучное положение в группе, они пользуются вниманием со стороны определенной категории детей, общаются и дружат с ними, являются авторитетными личностями в своем круге. «Непринятые» имеют низкий статус в группе. Они пользуются вниманием только со стороны отдельных членов группы. Большинство членов группы не вступают с ними в контакт и не завязывают никаких отношений. “Непринятые” ведут себя пассивно, стараются не принимать никакого участия в делах группы, все, что поручают им делают неохотно, часто не доводят порученное дело до конца. «Изолированные» занимают самое неблагополучное положение в группе. Их статус - отрицательный. Они не имеют определенного места в системе межличностных отношений в группе, их просто не замечают. «Непринятые» и «Изолированные» это дети с неблагополучными статусными позициями (Т.А. Репина).
Исследование проводилось на базе МБДОУ № *** г. Красноярска, в исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
По результатам проведённых исследований можно сделать вывод что, 65% детей имеют благополучный социометрический статус, у этих детей преобладают эффективные типы родительского отношения. Родители данных детей заинтересованы в делах и планах своего ребёнка, стараются помочь, посочувствовать ему. Оценить интеллектуальные и творческие способности ребёнка, одобряют его интересы и планы.
У 35 % детей с неблагополучным социометрическим статусом неэффективное отношение родителей. Это родители, у которых отчетливо прослеживается авторитаризм, во всем стараются навязать свою волю, за проявление своеволия ребенок сурово наказывается. Либо родители с гиперопекой, которые считают своего ребенка беззащитным, маленьким, постоянно ощущают за него тревогу, стремятся удовлетворить все его потребности.
Таким образом, по результатам исследований, можно сделать вывод, что существует взаимосвязь родительского отношения и социометрического статуса ребёнка. У большинства детей с неблагополучным социометрическим статусом преобладает неэффективное отношение родителей.
В рамках исследования были подобраны психолого-педагогические рекомендации воспитателям по оптимизации социометрического статуса ребенка.
А так же были подобраны консультация, тренинг, семинар - практикум по повышению эффективности родительского отношения.
Выбранная тема исследования в процессе работы над ней полностью оправдала свою актуальность.
Все поставленные задачи и цель были достигнуты.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2010. 623 с.
2. Артемова Л.В. Формирование социальной активности // Дошкольное воспитание. 1987. №4. С. 87- 104.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Спб. 2009. 398 с.
4. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001. 144 с.
5. Воспитание и обучение детей 6-го года жизни: Книга для
воспитателя детского сада / Сост. Н.А. Ветлугина, Р.С. Буре, Т.И.
Осокина. М.: Просвещение, 1987. 160 с.
6. Гостюхина О.М. Влияние самодеятельных игровых объединений на формирование доброжелательных отношений дошкольников: Автореф. Дис.канд. психол. наук. М, 1984. 24с.
7. Гин А.И. Общение детей и взрослых: советы родителям // Сельская школа. 2007. №2. С. 39-44.
8. Давыдова О.И., Майер А.А., Богословец Л.Г. Проекты работы с семьей. М.: Сфера, 2014. 122 с.
9. Карелин А.А. Психологические тесты. [Электронный ресурс]: http://www.studfiles.ru/preview/6317944/ (Дата обращения: 12.02.2017).
10. Корнеева Т.А. Психологические проблемы детско- родительских отношений в неполной семье // Ребенок в детском саду. 2013. №3. С.3¬8.
11. Краснощекова Н.Ю. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Ростов н/Д: 2006. 290 с.
12. Лаврентьева Г.П. Культура общения дошкольников. Киев: Радянська школа, БДР, 1988. 128 с.
13. Максимова Н.Л. Особенности родительского отношения, в семьях с единственным ребенком // В мире научных открытий. 2009. № 3. С.130¬132.
14. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: 2005. 150с.
15. Набиуллина В.Р. Типы семейного воспитания и их разновидности // Дополнительное образование и воспитание. 2008. №11. С. 3- 7.
16. Неверова А.А. особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста // Актуальные вопросы современной психологии. 2015. № 2. С102- 106.
17.Общая психология: Учебник для студентов пед. ин- тов. А.В.
Петровский. М.: Просвящение, 1986. 479 с.
18. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования. М.: Академия, 2007. 448 с.
19.Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен. М.: Московский психолого- социальный институт, 2006. 495 с.
20. Репиной Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада: опыт социально-психологического исследования. М.: Педагогика, 1978. 200 с.
21. Репина Т.А., Стеркина Р.Б. Общение детей в детском саду и семье. М.: Просвещение, 1990. 152 с.
22. Семкина М.В. Психология семейных отношений. [Электронный
ресурс]: http://www.studfiles.ru/preview/5813901/page: 113/ (Дата
обращения: 17.03.2017).
23. Семья и личность: Пособие / Сост. Е.И. Сермяжко. Могилев, 2004. 101 с.
24. Сенько Т.В. Зависимость положения дошкольников в группе
сверстников от форм их личностного поведения // Вопросы психологии. 2013. № 5. С. 23- 28.
25. Симаго М.М. Консультирование семьи проблемного ребенка //
Психолог в детском саду. 2013. №1. С. 66 - 78.
26. Социальное партнерство детского сада с родителями: Сборник материалов / Сост. Т.В. Цветкова. М., 2014. 128 с.
27. Смирнова Е.О. Особенности общения дошкольников с взрослыми и сверстниками. М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2013. 220 с.
28. Смирнова Е.О. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка // Вопросы психологии. 2007. № 2. С.57- 67.
29. Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятия родителями своих детей // Вестник Московского университета. 2012. № 2. С.48- 55.
30. Третьякова Т.А. Формирование межличностных отношений
дошкольников // Дошкольное воспитание. 2015. № 7. С. 21- 30.
31. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. М.: Владос, 1995. 291 с.