Введение 3
Глава 1. Фенологические наблюдения 6
1.1. Методика проведения фенологических наблюдений 6
1.2. Фенологические наблюдения в заповеднике «Столбы» 32
Глава 2. Проведение фенологических исследований в школе 52
2.1. Практико - ориентированное обучение в географии 52
2.2. Проект проведения фенологических исследований со школьниками в
заповеднике «Столбы» 63
Заключение 70
Список литературы
Природа нашей Родины очень разнообразна. На ее просторах одновременно можно наблюдать не только различные периоды какого-либо сезона, но и разные сезоны года. Весна и лето, осень и зима неизменно дают знать о себе специфическим комплексом сезонных явлений, которые следуют друг за другом в определенной последовательности и через определенные промежутки времени. К сезонным явлениям относятся и весенний прилет птиц, и их осенний отлет кладка яиц и вывод птенцов, появление и исчезновение насекомых, развертывание листьев у деревьев и кустарников. Весь этот комплекс сезонных явлений изучает фенология (от греч. paivopsva — явления) — система знаний и совокупность сведений о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки, а также наука о пространственно-временных закономерностях циклических изменений природных объектов и их комплексов, связанных с годичным движением Земли вокруг Солнца. Термин был предложен в 1853 году бельгийским ботаником Шарлем Морраном.
Фактическую основу фенологических знаний составляют фенологические наблюдения, содержащие сведения о сроках (календарных датах) наступления конкретных сезонных явлений. Как только человек обрел способность отмечать в своей памяти явления окружающей его природы, он стал собирателем фенологических наблюдений.
Фенологические исследования являются одной из основ рационального планирования ряда отраслей народного хозяйства, связанных с сезонным развитием природы. Вполне закономерно, что фенология в нашей стране получила и получает все более широкое развитие.
Между фенологическими и климатическими явлениями существует коррелятивная связь, динамика природных процессов очевидна и требует дальнейших исследований.
В России существует уникальная сеть заповедников, что является одним из наиболее важных источников данных об изменениях природных условий, где в рамках «Летописей природы» проводятся комплексные наблюдения за окружающей средой. Несмотря на ряд недостатков (смена объектов наблюдений и наблюдателей, перерывы в рядах, зачастую несопоставимость данных и т. д.), в последние годы предприняты усилия по систематизации летописных данных и сформированы вполне пригодные для анализа многолетние ряды протяженностью 40-60 и даже более лет. Однако такими материалами из имеющихся в настоящее время 100 российских заповедников и национальных парков располагают всего полтора-два десятка.
Одним из таких заповедников является заповедник «Столбы». [23]
Для современного общества усвоение школьниками суммы разнообразных знаний по различным предметам представляется недостаточным. Наряду с учебными занятиями важную роль в формировании самостоятельной познавательной деятельности учащихся играет внеурочная работа: занятия на пришкольном участке, экскурсии, фенологические наблюдения, постановка опытов и экспериментов.
Феноплощадки заповедника «Столбы» - наиболее удобный полигон для фенологических наблюдений. Важной стороной организации работ является тесное «увязывание» изучения фенологических явлений с метеорологическими.
Актуальность. Фенологические наблюдения являются основой сезонного развития природы. Фенологические материалы связаны с наблюдаемыми изменениями климата. Вполне закономерно, что фенология в нашей стране получила и получает все более широкое развитие.
Однако фенологических наблюдений для Сибири пока немного, а для горной тайги, насколько известно, нет совсем. Поэтому работа, выполняемая в заповеднике «Столбы», т.е. в условиях, типичных для среднего пояса гор Восточного Саяна, является вполне своевременной и актуальной.
Цель моей работы - выявить роль фенологических наблюдений в практико-ориентированном обучении.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Дать характеристику фенологическим наблюдениям.
2. Провести анализ показателей фенологических процессов за 2005 - 2014 г.г в заповеднике «Столбы».
3. Раскрыть сущность практико-ориентированного обучения географии.
4. Разработать проект научно-исследовательской работы учащихся в заповеднике «Столбы».
Объектом исследования работы является Государственный природный заповедник «Столбы».
Предмет исследования - фенологические наблюдения природы заповедника «Столбы» за 2005 - 2014 г.г.
B ходе исследования были использованы сравнительно-географический, литературный и математический методы.
Можно сделать вывод, что практико-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Развитие ученика, как личности идет не только путем овладения им нормативной деятельности, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития; основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.
Практико-ориентированное обучение способствует реализации системно-деятельностного, компетентностного подходов в образовании, развивает и формирует все виды компетентностей.
Данное направление работы выбрано не случайно и представляется актуальным, так как практико-ориентированная составляющая обучения выходит на первый план. Важно не просто дать детям некий объем знаний, а помочь им сориентироваться в окружающей действительности, помочь им понять предмет «география» не как отвлеченную науку, доступную в полной мере только тем, кто занимается ею профессионально, а как науку прикладную, важную и необходимую.
Данная работа отличается теоретической и практической значимостью. Она может быть успешно продолжена став основой для проведения внеклассных занятий по географии.
Именно посредством организации и проведения фенологических наблюдений, как одного из компонентов внеурочной работы учащихся, учитель географии может формировать такие личностные особенности учащихся как познавательная активность, общие приемы и способы интеллектуальной и практической самостоятельной деятельности, профессиональное самоопределение, становление общих ориентиров и ценностей в современном мире.
Регулярность наблюдений - важнейшее условие получения надежных фенологических данных. Научная и практическая ценность наблюдений зависит от того, насколько точно определены даты наступления сезонных явлений. В разное время года темп сезонного развития неодинаков.
Благодаря метеостанции и работникам заповедника, собирающих «Летопись природы» появилась уникальная возможность прослеживать изменения климата и явлений живой природы.
Данные «Летописей природы» в заповеднике «Столбы» показывают, что одно и тоже феноявление из года в год может наступать в разные сроки. Фенологические явления сдвинуты в живой и неживой природе, весенние и летние явления наступают раньше, а осенне-зимние позже. Такие различия в сроках наступления феноявлений связаны с рядом причин: повышением или понижением температуры воздуха, атмосферным давлением, прохождением циклонов и антициклонов и т.д. Ценность данных фенологических наблюдений увеличивается по мере увеличения ряда лет и, соответственно, становится более интересным сравнение результатов, появляются возможности фенологического прогнозирования и установления продолжительности фенологических сезонов.
Развитие познавательной активности учащихся относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения, как деятельности, зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.
Разработанный мною проект будет использован в практико-ориентированном обучении в географии. Благодаря проведению фенологических наблюдений со школьниками у них формируется бережное отношение к природе, реализуется мировоззрение, развиваются творческие способности.
1. Аксенова Н.А. Фенологические наблюдения / Биология в школе. - 1994. - № 2, 3, 4,5.
2. Аксенова, М.Ю. Внеурочная деятельность по географии (5-6 классы): учебно - методическое пособие / М.Ю. Аксенова, Е.В. Храмова. - Ульяновск: ОГБУ ДПО УИПКПРО, 2013 С.52 - 103.
3. Батманов. В.А. Заметки по теории фенологических наблюдений //
Ритмы природы Сибири и Дальнего Востока. Ч.1. - Иркутск: Сибирское
книжное изд-во. 1967.
4. Бейдеман И.Н. Методика изучения фенологии растений и
растительных сообществ. - Новосибирск: Наука, 1974.
5. Бейдеман И.Н. Методика фенологических наблюдений при
геоботанических исследованиях, 1954 с.
6. Биоклиматическое районирование Красноярского края, Буторина Т.Н. Новосибирск, «Наука», 1979. С.9-22.
7. Буторина, Т.Н. Естественные сезоны года Сибири / Т.Н. Буторина //Календари природы Сибири. - Л.: Знание, - 1975. - С. 7 - 29.
8. Буторина, Т.Н., Крутовская, Е.А. О корреляции некоторых феноиндикаторов с температурой / Труды государственного заповедника «Столбы» вып. II, 1958, С. 70-80.
9. Внеурочная работа по географии /И. И. Баринова, Л. И. Елховская, В. В. Николина; Под ред. И. И. Бариновой. - М.: Просвещение, 1988. - 157 с.
10. География и геоэкология Сибири: материалы всероссийской научной конференции, посвященной Дню Земли и 100-летию Тунгусского феномена. Вып.3/ред.кол., отв.ред. В.П.Чеха; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева.- Красноярск, 2008 - 276 с.
11. Даринский А. В. Методика преподавания географии. - М: Просвещение, 1975.
12. Должковая Н.П., Фокина Н.В., Лигаева Н.А. Анализ
фенологических наблюдений с применением базы метеорологических данных / Флора и растительность Сибири и Дальнего Востока: чтения памяти Л.М. Черепнина: материалы IV Российской конференции; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2006. - С.126 - 130.
13. Е.С. Голованова, Исследование сезонной динамики ПТК в рамках школьной учебной деятельности/ Теоретический и научно - методический журнал «География в школе». № 8, 2014год. С. 60 - 63.
14. Калечиц Т. Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. - М.: Просвещение, 1980.
15. Козлов В.В. Государственный заповедник «Столбы»//Труды государственного заповедника «Столбы». Выпуск 2. - Красноярск: Книжное издательство, 1958.
16. Куприянова М.К., Новоженов Ю.И., Щенникова З.Г. Фенологические наблюдения во внеклассной краеведческой работе. - Екатеринбург, 2000.
17. Методика обучения географии в школе: Учеб. пособие для студентов геогр. спец. высш. пед. учеб. Заведений и учителей географии. Л. М. Панчешникова, И. В. Душина, В. П. Дронов и др.; Под ред. Л. М. Панчешниковой. - М.: Просвещение; Учебная литература, 1997. - 320с.
18. Прохорчик А.Ф. Организация внеклассной работы по географии - Минск: Народная асвета, 1980.
19. Семакин Н.К. Внеклассная работа по географии. - М.:
Просвещение, 1979.
20. Смирнова Н.З., Галкина Е.А. Пришкольный учебно-опытный участок: учебное пособие. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева. - Красноярск, 2009. - 192с. С.115-116
21. Современные проблемы естественнонаучного образования: V Всероссийская (с международным участием) научно-методическая конференция учителей, преподавателей, студентов, магистрантов и аспирантов дисциплин естественнонаучного цикла. Красноярск, 13-15 ноября 2012г. /отв. ред. Т.В. Голикова; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им В.П. Астафьева. - Красноярск. 2012. -300с. С.154.
22. Терентьева Е.Ю. Комплексные фенологические показатели фитоценозов и их использование при организации феномониторинга: автореферат дисс. канд. биол. наук. - Екатеринбург, 2000.
23. Фокина Н.В., Лигаева Н.А., Бусыгина Л.В./Динамика климата и измениения фенологиеских сезонов года заповедника «Столбы»/ «Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева» № 2 2013 С.228 - 231
24. Хомченко, С.И. Как организовать фенологические наблюдения/ Биология в школе. - 1985. - №4. - с.57 - 64.
25. Яворский, А.Л., Соболев, А.Н. Столбы. Государственный заповедник в окрестностях г.Красноярска. - Издание Черкашина В.В., Красноярск, 2002.
26. Яновский С. А. Программа организации и ведения фенологических наблюдений: Методическое пособие. М., Экосистема, 1996.
27. Янцер О.В. Сезонная динамика ландшафтных геокомплексов среднегорий Среднего Урала (на примере заповедника «Денежкин Камень»): автореферат дисс. канд. биол. наук. - 2005.
28. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ
www.virtualacademy.ru25.09.2015
29. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ЗАПОВЕДНИК
«СТОЛБЫ».http://culture.ru/atlas/object/720 05.11.2015
30. КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ.
http://studentam20u.ucoz.ru/load/tema_3_klassifikacija_form_vneurochnoj_raboty/kl assifikacij a_form_vneurochnoj_raboty/3-1-0-8 21.08.2015
31. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧАЩИХСЯ ПО ГЕОГРАФИИwww.sch121-snz.edusite.ru17.11.2015
32. ОБЩАЯ ФЕНОЛОГИЯ https//interactive-plus.ru17.12.2015
33. ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ГЕОГРАФИИ www.science-education.ru25.11.2015
34. ФЕНОЛОГИЯ https://ru.m.wikipedia.org>wiki> 5.11.2015