Формирование толерантности у учащихся седьмых классов средствами физической культуры
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки формирования толерантности у семиклассников 9
1.1. Сущность, содержание и структура понятия «толерантность» 9
1.2. Семиклассники как субъекты межкультурного взаимодействия 22
1.3. Уровни и критерии сформированности толерантности у учащихся
седьмых классов 31
Выводы по первой главе 40
Глава 2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по
формированию толерантности у учащихся средствами физической культуры 42
2.1. Обоснование комплекса педагогических условий формирования
толерантности семиклассников средствами физической культуры 42
2.2. Апробация программы формирования толерантности семиклассников
средствами физической культуры 50
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию
толерантности семиклассников средствами физической культуры 65
Выводы по второй главе 72
Заключение 74
Библиографический список 77
Приложения
Глава 1. Теоретические предпосылки формирования толерантности у семиклассников 9
1.1. Сущность, содержание и структура понятия «толерантность» 9
1.2. Семиклассники как субъекты межкультурного взаимодействия 22
1.3. Уровни и критерии сформированности толерантности у учащихся
седьмых классов 31
Выводы по первой главе 40
Глава 2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по
формированию толерантности у учащихся средствами физической культуры 42
2.1. Обоснование комплекса педагогических условий формирования
толерантности семиклассников средствами физической культуры 42
2.2. Апробация программы формирования толерантности семиклассников
средствами физической культуры 50
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию
толерантности семиклассников средствами физической культуры 65
Выводы по второй главе 72
Заключение 74
Библиографический список 77
Приложения
Этнически современная Россия представляет собой специфическую мозаику, состоящую из множества народов. Они различны по величине и интенсивности внутренних связей, экономическим и социальным характеристикам, уровню политической организации, языку и культуре, по духовному складу и национальному характеру.
Радикальные социально-экономические преобразования в нашей стране привели к ломке прежних общественных отношений, противоречивым тенденциям их развития, кризисам во многих сферах человеческой деятельности, к росту межэтнической напряженности.
Сегодня на улицах российских городов и деревень нередки проявления вражды к людям иных национальностей, расистских, неофашистских настроений в отношениях между различными этническими группами, зачастую приводящих к конфликтам на национальной почве.
Особенно велико влияние сложившейся ситуации на процесс социализации подрастающего поколения, поскольку от того, какие установки процесса общения личности с миром, окружающими людьми будут заложены в сознании подрастающего поколения, зависит её будущее. Вот почему в настоящее время одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности человека как носителя гуманистических, толерантных идей в системе межэтнических отношений. Значительная роль в решении этой проблемы принадлежит школе как важнейшему институту социализации личности.
В последнее время в ряде государственных документов расставлены акценты на мирное решение вопросов в области межнациональных отношений. В основополагающих документах в области образования (Декларации принципов толерантности, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Региональных концепции и программе-ориентире воспитания детей и молодёжи Красноярского края и др.) определены приоритеты отечественного и краевого образования и воспитания. Одним из таких приоритетов, нуждающихся в научной разработке и обосновании, выступает проблема формирования культуры межнационального общения и толерантности. Так, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» акцентируется внимание на том, что современному обществу нужны высоконравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, делать выбор, отличаются мобильностью, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности [17]
Современное состояние социально-культурной ситуации требует целенаправленного формирования толерантного сознания обучающихся, разработки новых требований к организации и содержанию школьного образования, которое призвано стать средством развития культурно-нравственного и интеллектуального потенциала нации, самоопределения человека в системе социальных и профессиональных ценностей. Общество, задающее направления и определяющее содержание образовательного процесса в русле социализации личности, важнейшую роль в формировании толерантности в человеческих отношениях, толерантного сознания личности отводит общеобразовательным организациям. В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования нового поколения концептуально определены и обеспечены программные требования к организации воспитательной работы с обучающимися.
Воспитание качеств духовно-нравственной личности может обеспечить толерантность, предполагающую развитие способности понять и принять иную точку зрения, готовность усваивать и перерабатывать информацию, разумно участвовать в общественной и политической жизни. Поэтому формирование толерантного сознания к окружающему миру становится чрезвычайно актуальным и требует от педагога знания проблем, связанных с реализацией данной воспитательной задачи.
Толерантность как особенность сознания или личностная черта не присуща человеку изначально и может никогда не появиться, и не проявиться. Поэтому она должна быть специально воспитана, сформирована. Вместе с тем, анализ проведенных исследований (работы А.Г. Асмолова, В.В. Бойко, А. Грачева, Н. Едыгова и др.) свидетельствует о том, что процесс формирования толерантности школьников на уроках физической культуры ещё не получил должного научного обоснования.
В настоящее время общеобразовательная школа, как и другие образовательные организации, являясь одним из важнейших общественных институтов, и отражая происходящие в обществе процессы, испытывает множество отрицательных последствий растущего социального расслоения. В отношениях между людьми усиливается эгоизм, утилитаризм, происходит конфессиональная дифференциация обучающихся, в среде молодёжи возникает политический экстремизм. В связи с этим появляется потребность в формировании толерантности как ведущего субъекта учебно-воспитательного процесса.
Результаты проведенных многочисленных исследований свидетельствуют о том, что толерантность, к сожалению, не является целевой установкой воспитания подрастающего поколения. Несмотря на то, что не отрицается ее значимость, педагоги не предпринимают целенаправленных действий по формированию толерантности.
Особое внимание необходимо уделять формированию толерантности подростков, так как этот возраст является наиболее сензитивным периодом для ее формирования. Именно в подростковом возрасте у детей меняются ценностные ориентации, происходит активная социализация в обществе, в связи с этим подростковый возраст становится более податливым, «благоприятным» для появления, закрепления у него личностного качества «толерантность» и дальнейшего ее формирования.
Анализ научных исследований позволил выделить противоречия между:
- потребностью государства и общества в толерантной личности и недостаточной направленностью системы образования на ее формирование и воспитание;
- потребностью образовательной практики в научно-методическом и содержательном обеспечении процесса формирования толерантности и недостаточной его разработанностью в педагогической теории и практике;
- нормами, ценностями семьи школьника, социальной и этнической группы, к которой он принадлежит, и нормами, ценностями общества, членом которого он является;
- устойчивым убеждением, что толерантность не формируется на уроках физической культуры, и реальным потенциалом дисциплины в данном направлении воспитания.
Выделенные противоречия и выявленный сензитивный период формирования толерантности у школьников определили проблему исследования: выявить и обосновать организационно-педагогические условия формирования толерантности у семиклассников на уроках физической культуры. В соответствии с выделенными противоречиями и поставленной проблемой сформулирована тема исследования: «Формирование толерантности у учащихся седьмых классов средствами физической культуры».
Цель исследования: теоретически разработать, обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить условия формирования толерантности у учащихся седьмых классов средствами физической культуры.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия формирования толерантности у учащихся седьмых классов средствами физической культуры.
Гипотеза исследования: процесс формирования толерантности у учащихся седьмых классов средствами физической культуры будет эффективным, если:
- выявлены особенности формирования толерантности у семиклассников;
- изучены теоретические основы и методологические подходы к процессу формирования толерантности у учащихся седьмых классов средствами физической культуры;
- выявлены и обоснованы организационно-педагогические условия формирования толерантности у учащихся седьмых классов средствами физической культуры;
- на основе выделенных организационно-педагогических условий разработана и реализована в опытно-экспериментальной работе программа по формированию толерантности у учащихся седьмых классов средствами физической культуры.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать сущностное содержание понятия «толерантность».
2. Раскрыть особенности семиклассников как субъектов толерантного взаимодействия.
3. Выявить и обосновать организационно-педагогические условия формирования толерантности у учащихся седьмых классов средствами физической культуры.
4. Определить и описать уровни и критерии сформированности толерантности у учащихся седьмых классов.
5. На основе выявленных организационно-педагогических условий разработать и в процессе опытно-экспериментальной работы проверить результативность программы по формированию толерантности у учащихся седьмых классов средствами физической культуры.
Методы педагогического исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической, научно-методической и справочно-энциклопедической литературы, нормативно-программной документации по тематике исследования);
- эмпирические (наблюдение, беседа, изучение опыта, анализ продуктов деятельности учителей физической культуры, педагогическое тестирование, самооценка, экспертная оценка); социологические (анкетирование, опрос); статистические (ранжирование, шкалирование); методы математической статистики.
Радикальные социально-экономические преобразования в нашей стране привели к ломке прежних общественных отношений, противоречивым тенденциям их развития, кризисам во многих сферах человеческой деятельности, к росту межэтнической напряженности.
Сегодня на улицах российских городов и деревень нередки проявления вражды к людям иных национальностей, расистских, неофашистских настроений в отношениях между различными этническими группами, зачастую приводящих к конфликтам на национальной почве.
Особенно велико влияние сложившейся ситуации на процесс социализации подрастающего поколения, поскольку от того, какие установки процесса общения личности с миром, окружающими людьми будут заложены в сознании подрастающего поколения, зависит её будущее. Вот почему в настоящее время одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности человека как носителя гуманистических, толерантных идей в системе межэтнических отношений. Значительная роль в решении этой проблемы принадлежит школе как важнейшему институту социализации личности.
В последнее время в ряде государственных документов расставлены акценты на мирное решение вопросов в области межнациональных отношений. В основополагающих документах в области образования (Декларации принципов толерантности, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Региональных концепции и программе-ориентире воспитания детей и молодёжи Красноярского края и др.) определены приоритеты отечественного и краевого образования и воспитания. Одним из таких приоритетов, нуждающихся в научной разработке и обосновании, выступает проблема формирования культуры межнационального общения и толерантности. Так, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» акцентируется внимание на том, что современному обществу нужны высоконравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, делать выбор, отличаются мобильностью, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности [17]
Современное состояние социально-культурной ситуации требует целенаправленного формирования толерантного сознания обучающихся, разработки новых требований к организации и содержанию школьного образования, которое призвано стать средством развития культурно-нравственного и интеллектуального потенциала нации, самоопределения человека в системе социальных и профессиональных ценностей. Общество, задающее направления и определяющее содержание образовательного процесса в русле социализации личности, важнейшую роль в формировании толерантности в человеческих отношениях, толерантного сознания личности отводит общеобразовательным организациям. В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования нового поколения концептуально определены и обеспечены программные требования к организации воспитательной работы с обучающимися.
Воспитание качеств духовно-нравственной личности может обеспечить толерантность, предполагающую развитие способности понять и принять иную точку зрения, готовность усваивать и перерабатывать информацию, разумно участвовать в общественной и политической жизни. Поэтому формирование толерантного сознания к окружающему миру становится чрезвычайно актуальным и требует от педагога знания проблем, связанных с реализацией данной воспитательной задачи.
Толерантность как особенность сознания или личностная черта не присуща человеку изначально и может никогда не появиться, и не проявиться. Поэтому она должна быть специально воспитана, сформирована. Вместе с тем, анализ проведенных исследований (работы А.Г. Асмолова, В.В. Бойко, А. Грачева, Н. Едыгова и др.) свидетельствует о том, что процесс формирования толерантности школьников на уроках физической культуры ещё не получил должного научного обоснования.
В настоящее время общеобразовательная школа, как и другие образовательные организации, являясь одним из важнейших общественных институтов, и отражая происходящие в обществе процессы, испытывает множество отрицательных последствий растущего социального расслоения. В отношениях между людьми усиливается эгоизм, утилитаризм, происходит конфессиональная дифференциация обучающихся, в среде молодёжи возникает политический экстремизм. В связи с этим появляется потребность в формировании толерантности как ведущего субъекта учебно-воспитательного процесса.
Результаты проведенных многочисленных исследований свидетельствуют о том, что толерантность, к сожалению, не является целевой установкой воспитания подрастающего поколения. Несмотря на то, что не отрицается ее значимость, педагоги не предпринимают целенаправленных действий по формированию толерантности.
Особое внимание необходимо уделять формированию толерантности подростков, так как этот возраст является наиболее сензитивным периодом для ее формирования. Именно в подростковом возрасте у детей меняются ценностные ориентации, происходит активная социализация в обществе, в связи с этим подростковый возраст становится более податливым, «благоприятным» для появления, закрепления у него личностного качества «толерантность» и дальнейшего ее формирования.
Анализ научных исследований позволил выделить противоречия между:
- потребностью государства и общества в толерантной личности и недостаточной направленностью системы образования на ее формирование и воспитание;
- потребностью образовательной практики в научно-методическом и содержательном обеспечении процесса формирования толерантности и недостаточной его разработанностью в педагогической теории и практике;
- нормами, ценностями семьи школьника, социальной и этнической группы, к которой он принадлежит, и нормами, ценностями общества, членом которого он является;
- устойчивым убеждением, что толерантность не формируется на уроках физической культуры, и реальным потенциалом дисциплины в данном направлении воспитания.
Выделенные противоречия и выявленный сензитивный период формирования толерантности у школьников определили проблему исследования: выявить и обосновать организационно-педагогические условия формирования толерантности у семиклассников на уроках физической культуры. В соответствии с выделенными противоречиями и поставленной проблемой сформулирована тема исследования: «Формирование толерантности у учащихся седьмых классов средствами физической культуры».
Цель исследования: теоретически разработать, обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить условия формирования толерантности у учащихся седьмых классов средствами физической культуры.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия формирования толерантности у учащихся седьмых классов средствами физической культуры.
Гипотеза исследования: процесс формирования толерантности у учащихся седьмых классов средствами физической культуры будет эффективным, если:
- выявлены особенности формирования толерантности у семиклассников;
- изучены теоретические основы и методологические подходы к процессу формирования толерантности у учащихся седьмых классов средствами физической культуры;
- выявлены и обоснованы организационно-педагогические условия формирования толерантности у учащихся седьмых классов средствами физической культуры;
- на основе выделенных организационно-педагогических условий разработана и реализована в опытно-экспериментальной работе программа по формированию толерантности у учащихся седьмых классов средствами физической культуры.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать сущностное содержание понятия «толерантность».
2. Раскрыть особенности семиклассников как субъектов толерантного взаимодействия.
3. Выявить и обосновать организационно-педагогические условия формирования толерантности у учащихся седьмых классов средствами физической культуры.
4. Определить и описать уровни и критерии сформированности толерантности у учащихся седьмых классов.
5. На основе выявленных организационно-педагогических условий разработать и в процессе опытно-экспериментальной работы проверить результативность программы по формированию толерантности у учащихся седьмых классов средствами физической культуры.
Методы педагогического исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической, научно-методической и справочно-энциклопедической литературы, нормативно-программной документации по тематике исследования);
- эмпирические (наблюдение, беседа, изучение опыта, анализ продуктов деятельности учителей физической культуры, педагогическое тестирование, самооценка, экспертная оценка); социологические (анкетирование, опрос); статистические (ранжирование, шкалирование); методы математической статистики.
Проблема толерантности в педагогике сформировалась не так давно и стала следствием тенденций изменения содержания образования, которое направлено на реализацию прав человека, приобщение к общечеловеческим ценностям, развитие взаимопонимания и уважения чужих взглядов. Одним из таких приоритетов, нуждающихся в научной разработке и обосновании, выступает проблема формирования культуры межнационального общения и толерантности. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» акцентируется внимание на том, что современному обществу нужны высоконравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, делать выбор, отличаются мобильностью, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности.
Исходя из анализа научно-методической, психологической, философской и педагогической литературы, мы пришли к выводу, что формирование толерантности у учащихся седьмых классов на уроках физической культуре в школе мало изучена. Проблема создания организационно-педагогических условия формирования толерантности у учащихся седьмых классов не рассматривалась как отдельная теоретическая и практическая проблема. Всё это послужило основание для определения темы нашего исследования.
Опираясь на труды отечественных и зарубежных исследователей, мы обосновали необходимость и возможность формирования толерантности у учащихся седьмых классов средствами физической культуры, разработали и реализовали следующие педагогические условия:
- проведение системы уроков по олимпийскому образованию семиклассников (уроки образовательно-познавательной направленности);
- организация и проведение на уроках физической культуры подвижных игр как эффективных средств формирования толерантности семиклассников (уроки образовательно-предметной направленности);
- выполнение упражнений прикладной направленности (уроки образовательно-тренировочной направленности).
Для ее реализации необходимо создать воспитательное пространство, выбрать наиболее результативные виды деятельности, способствующие формированию толерантности у учащихся седьмых классов средствами физической культуры. Используя наиболее эффективные формы воспитания и современные диагностические методики необходимо выявить учащихся с развитой толерантностью, национальным самосознанием, обеспечить ее формирование и развитие в целом.
Цель нашего исследования - теоретически разработать, обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить педагогические условия формирования толерантности у учащихся седьмых классов средствами физической культуры.
Изучив степень разработанности данной проблемы в философской, психологической и педагогической науке, мы сделали вывод о том, что в науке создана теоретическая база, основные положения, определены подходы к проблеме, интересующей нас.
Анализ теоретических источников по проблеме формирования толерантности у учащихся седьмых классов средствами физической культуры позволил уточнить основные понятия, введенные в дипломное исследование. Базой формирования толерантности у учащихся является школьная среда. Нами уточнено понятие толерантности: это готовность спокойно принимать поведение, убеждения и взгляды людей, которые отличаются от собственных. Таким образом, мы приняли за рабочее определение понятия толерантность следующее определение: под толерантностью мы понимает признание прав другого, восприятие другого как себе равного, претендующего на понимание и сочувствие.
Нами была организована опытно-экспериментальная работа на базе средней школы МАОУ «Красноярская университетская гимназия №1 Универс» г. Красноярска.
При диагностике сформированное™ толерантности у учащихся седьмых классов средствами физической культуры нами были выделены компоненты (эмоционально-ценностный, когнитивный и поведенческо- деятельностный); определены три уровня её проявления (высокий, средний, низкий), что позволило в ходе всей опытно-экспериментальной работы проследить динамику формирования толерантности у учащихся седьмых классов средствами физической культуры.
Так, сравнительный анализ начального и конечного уровня проявления толерантности у учащихся в экспериментальной и контрольной группах свидетельствует, что количество учащихся(на конец эксперимента) с высоким уровнем увеличилось в экспериментальной группе при диагностики теста «Индекс толерантности» на 13%, в контрольной группе 1%, со средним уровнем на 17%, в контрольной группе на 6%, количество учащихся с низким уровнем уменьшилось в экспериментальной группе на 30%, а в контрольной группе только на 7%.
В ходе исследования были решены поставленные задачи. Была достигнута цель исследования-теоретически разработать, обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить условия формирования толерантности у учащихся седьмых классов средствами физической культуры. Проведенная опытно-экспериментальная работа по формированию толерантности у учащихся седьмых классов средствами физической культуры подтвердила основные положения, выносимые на защиту.
Исходя из анализа научно-методической, психологической, философской и педагогической литературы, мы пришли к выводу, что формирование толерантности у учащихся седьмых классов на уроках физической культуре в школе мало изучена. Проблема создания организационно-педагогических условия формирования толерантности у учащихся седьмых классов не рассматривалась как отдельная теоретическая и практическая проблема. Всё это послужило основание для определения темы нашего исследования.
Опираясь на труды отечественных и зарубежных исследователей, мы обосновали необходимость и возможность формирования толерантности у учащихся седьмых классов средствами физической культуры, разработали и реализовали следующие педагогические условия:
- проведение системы уроков по олимпийскому образованию семиклассников (уроки образовательно-познавательной направленности);
- организация и проведение на уроках физической культуры подвижных игр как эффективных средств формирования толерантности семиклассников (уроки образовательно-предметной направленности);
- выполнение упражнений прикладной направленности (уроки образовательно-тренировочной направленности).
Для ее реализации необходимо создать воспитательное пространство, выбрать наиболее результативные виды деятельности, способствующие формированию толерантности у учащихся седьмых классов средствами физической культуры. Используя наиболее эффективные формы воспитания и современные диагностические методики необходимо выявить учащихся с развитой толерантностью, национальным самосознанием, обеспечить ее формирование и развитие в целом.
Цель нашего исследования - теоретически разработать, обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить педагогические условия формирования толерантности у учащихся седьмых классов средствами физической культуры.
Изучив степень разработанности данной проблемы в философской, психологической и педагогической науке, мы сделали вывод о том, что в науке создана теоретическая база, основные положения, определены подходы к проблеме, интересующей нас.
Анализ теоретических источников по проблеме формирования толерантности у учащихся седьмых классов средствами физической культуры позволил уточнить основные понятия, введенные в дипломное исследование. Базой формирования толерантности у учащихся является школьная среда. Нами уточнено понятие толерантности: это готовность спокойно принимать поведение, убеждения и взгляды людей, которые отличаются от собственных. Таким образом, мы приняли за рабочее определение понятия толерантность следующее определение: под толерантностью мы понимает признание прав другого, восприятие другого как себе равного, претендующего на понимание и сочувствие.
Нами была организована опытно-экспериментальная работа на базе средней школы МАОУ «Красноярская университетская гимназия №1 Универс» г. Красноярска.
При диагностике сформированное™ толерантности у учащихся седьмых классов средствами физической культуры нами были выделены компоненты (эмоционально-ценностный, когнитивный и поведенческо- деятельностный); определены три уровня её проявления (высокий, средний, низкий), что позволило в ходе всей опытно-экспериментальной работы проследить динамику формирования толерантности у учащихся седьмых классов средствами физической культуры.
Так, сравнительный анализ начального и конечного уровня проявления толерантности у учащихся в экспериментальной и контрольной группах свидетельствует, что количество учащихся(на конец эксперимента) с высоким уровнем увеличилось в экспериментальной группе при диагностики теста «Индекс толерантности» на 13%, в контрольной группе 1%, со средним уровнем на 17%, в контрольной группе на 6%, количество учащихся с низким уровнем уменьшилось в экспериментальной группе на 30%, а в контрольной группе только на 7%.
В ходе исследования были решены поставленные задачи. Была достигнута цель исследования-теоретически разработать, обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить условия формирования толерантности у учащихся седьмых классов средствами физической культуры. Проведенная опытно-экспериментальная работа по формированию толерантности у учащихся седьмых классов средствами физической культуры подтвердила основные положения, выносимые на защиту.
Подобные работы
- Роль истории повседневности в формировании чувственно-образного восприятия у умственно отсталых обучающихся (на примере ГКОУ СО «Краснотурьинская школа-интернат»)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017



