Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты формирования безопасного поведения обучающихся в природной среде в условиях туристического слета 8
1.1. Понятие «Безопасное поведение», его компоненты 8
1.2. Безопасное поведение у обучающихся в природной среде 11
1.3. Туристический слет как средство формирования безопасного
поведения в природной среде 16
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Методические рекомендации по формированию безопасного поведения в природной среде в условиях туристического слета обучающихся 20
2.1. Процесс формирования туристического слета посредством учебной
деятельности 20
2.2. Процесс формирования туристического слета посредством
внеурочной деятельности 29
2.3. Методические рекомендации по формированию безопасного
поведения в природной среде в условиях туристического слета путем спортивного ориентирование 32
2.4. Организация и методы исследования по спортивному
ориентированию 37
2.4.1 Организация исследования 37
2.4.2 Методы исследования 38
2.4.3 Экспериментальная методика технической подготовки
ориентировщиков 12-13 лет 44
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 45
3.1 Диагностика уровня технической подготовленности
ориентировщиков 12-13 лет 45
3.2 Влияние экспериментальной методики на техническую подготовленность ориентировщиков 12-13 лет 46
Заключение 49
Список литературы 51
Приложение 57
Урбанизация приносит свои плоды, и дети все дальше уходят от природы, все реже бывают в лесу. И бывают такие случаи, когда дети оказываются в природной среде одни и не понимают, как правильно себя вести при появлении небезопасной ситуации, не могут оказывать первую доврачебную помощь себе и друзьям при появлении всевозможных травм. Мы считаем, это незнание связано с тем, что родители и учителя не заостряют внимание ребят на личной безопасности, дети не имеют навыка в участии туристских мероприятий, а еще они владеют недостаточной физической, технической и психологической подготовкой.
Каждый год в России пропадает большое количество людей, по статистике добровольческого некоммерческого общественного объединения «ЛизаАлерт», которые занимаются поиском пропавших без вести людей, за 2020 год поступило более 30000 заявок из них 17% пропавших в природной зоне т.е. лес.
По существующей статистике происшествий, которые происходят с туристами на спортивных маршрутах, специалисты выделяют одними из основных гибель людей на воде (40% от общего числа происшествий), травмы при горных, пеших и лыжных походах в условиях горного рельефа (19%), переохлаждение (13%) и автомобильные катастрофы на активных туристических маршрутах всех видов (12%).
На спортивных самостоятельных маршрутах (при неорганизованном туризме) основными причинами происшествий с туристами остаются гибель на воде (46% от общего числа происшествий), в том числе при перевороте
плавательных средств (40%) и травмы в условиях горного рельефа (45% от общего числа всех происшествий).
Программой учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на изучение темы безопасность в природной среде (программа А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников) выделяется всего 2 темы (18 уроков) в 6 классе: «Экстремальные ситуации в природных условиях» и «Безопасность в дальнем (внутреннем) и международном (выездном) туризме». Это количество часов, для данной темы недостаточно, чтобы овладеть навыками безопасного поведения в условиях туристического слета.
В тоже время педагогическая практика показала, что почти все педагоги имеют недостаточное количество научно - методической и педагогической литературы, в которой давались бы определенные методические рекомендации учащимся и учителям по формированию безопасного поведения в природных ситуациях.
Анализ ситуации в рамках комплексного формирования безопасного поведения у обучающихся в природной среде в аспектах туристического мероприятия с потребностями практики туристических слетов в образовательном учреждении, позволил обозначить ряд противоречий:
1. На социально-педагогическом уровне возражение имеет место быть в том, что необходимость общества в формировании безопасного поведения в природных условиях у обучающихся подразумевает у них в период обучения в школе лишь только теоретических познаний, но в реальном туристском мероприятии необходимы практические способности, которым школьное воспитание уделяет недостаточное внимание.
Эти противоречия позволили сформулировать проблему исследования: какой компонент образовательного процесса подготовки обучающихся в школе в области туристических мероприятий и при каких педагогических условиях организации этого процесса сможет стать связующим, стержневым средством комплексного формирования безопасного поведения в природных условиях?
Актуальность и проблема исследования позволила сформулировать тему выпускной дипломной работы: «Формирование безопасного поведения обучающихся в природной среде».
Объект исследования: образовательный процесс в образовательной организации.
Предмет исследования: безопасное поведение обучающихся в условиях туристического слета.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать эффективную методику формирования безопасного поведения обучающихся в условиях туристического слета.
Гипотеза исследования: процесс формирования навыков безопасного поведения в природных условиях в туристическом слете станет удачным, в случае если он станет, регламентирован разработанной программой «Безопасное поведение в условиях туристических слетов в природной среде» и станет ежегодным мероприятием среди школьников.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую и педагогическую литературу;
2. Рассмотреть понятие «безопасное поведение», туристический слет, безопасное поведение в туристическом слете;
3. Проанализировать сформированность безопасного поведения у обучающихся в туристическом слете;
4. Разработать программу и рекомендации по формированию безопасного поведения обучающихся в природные ситуациях в условиях туристического слета.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической, научно-методической и справочно-энциклопедической литературы, нормативно-программной документации по тематике исследования); эмпирические (наблюдение, беседа, изучение опыта, анализ продуктов деятельности учителей и обучающихся, педагогическое тестирование, самооценка, экспертная оценка); социологические (анкетирование, опрос); статистические (ранжирование, шкалирование); методы математической обработки данных.
Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья - одна из важнейших задач человека была и есть во все времена. Человек всегда существовал в окружении различных опасностей. В условиях современного общества вопросы безопасности жизни резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека. Навыки безопасного поведения в природе должны формироваться у человека с детства. В школе большая часть информации преподается в 6 классе. Для того чтоб теоретические, практические знания не утратили своей значимости их нужно довести до автоматизма посредством туристических мероприятий (туристический слет, спортивное ориентирование).
Познания, умения, способности - теоретическая и практическая база, но без сформированной установки на внедрение данных познаний, они делаются ненужным грузом, вследствие этого нам нужно воздействовать на понимание и создавать безопасное поведение.
В результате исследования и проведения педагогического эксперимента нами были сделаны следующие выводы:
• Анализ литературных источников показал, что техническая подготовка, имеет значительную роль при занятиях спортивным ориентированием на начальном периоде обучения, однако она имеет обобщенный характер и недостаточно разработана.
• По результатам тестов, проведенных в начале эксперимента, выявлен практически равный уровень знаний и умений технической подготовки у обеих групп на начало эксперимента.
• . В ходе проведения педагогического эксперимента выявлены такие данные:
статистически достоверный прирост результатов в конце эксперимента;
на конец эксперимента, в обеих группах (экспериментальной и контрольной) улучшились результаты по технической подготовке. Однако в экспериментальной группе они существенно выше, чем в контрольной;.
использованная нами методика повышения количества часов на техническую подготовку в экспериментальной группе дала более значительные положительные сдвиги в технической подготовке участников экспериментальной группы, чем в контрольной с использованием общепринятой типовой программой.
• Педагогический эксперимент доказал эффективность применяемой нами методики для повышения технического уровня юных ориентировщиков 12 - 13 лет.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что на занятиях в школе и туристическом клубе «Урагус» у детей формируются умения и навыки безопасного поведения в природной среде, которые являются важнейшей составляющей здорового и безопасного образа жизни. Все приобретенные навыки без сомнения будут совершенствоваться, и использоваться ими в дальнейшей жизни.
1. Александрова, А.Ю., Аигина Е.В., Баюра В.Н. География туризма: учебник. Москва, Кнорус 2016. 592с. - Текст: Электронный.
2. Алексеев, А.А. Питаниев туристском походе. Изд.десятое, дополненное./Москва, 2015. - 96 с. - Текст: Электронный.
3. Асташкина, М. В. География туризма: учеб. пособие для СПО по специальности "Туризм". Москва.: Альфа-М: ИНФРА-М., 2011. - 430с. - Текст: Электронный.
4. Балабанов, И.Т. Экономика туризма: Учебное пособие для студентов вузов, эконом. спец. Москва, 2012.-р174 с. - Текст: Электронный.
5. Бгатов, А. П. Безопасность в туризме. Москва: Форум, 2014. - 176 с. - Текст: Электронный.
6. Бобкова, А.Г. Безопасность туризма / под ред. Писаревского.Е.Л./ Москва: Федеральное агентство по туризму, 2014. -272с. - Текст: Электронный.
7. Бостанджогло, М.М. Методические рекомендации по организации и проведению туристских походов с обучающимися / Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ДОД «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения Российской Федерации». - Москва.: Изд-во «Канцлер».- 2015. -24 с. - Текст: Электронный
8. Бутко, И.И. Туризм.Безопасность в программах туров и на туристских маршрутах: епособие для студентов гуманитар. и профил. фак. вузов, специалистов туристских организаций.; Москва: МарТ;2013. - 319 с. Текст: Электронный.
9. Вовк, М. А. Формирование умений безопасного поведения у младших школьников в спортивно-оздоровительной работе.; Молодой ученый. 2014. №5.1. С. 11 - 14. -Текст: Электронный.
10. Волович, В. Г. Как выжить в экстремальной ситуации.; Москва: Знание, 1990. 190 с. -Текст: Электронный.
11. Воронова, Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры.; Ростов на Дону: Феникс, 2013.-235с. - Текст: Электронный.
12. Гриднева, Т. Программа летнего отдыха (Методика и практика)Беспризорник. 2011. - №4. - С. 45-53. - Текст: Электронный.
13. Гуреев, Н. В. Активный отдых.; Москва: Рос.спорт, 2014. - 59 с. - Текст: Электронный.
14. Дыжина, Н. Н. География туризма: учеб. пособие.; Москва; Фоссет, 2010. -253с. - Текст: Электронный.
15. Дурович, А.П. Маркетинг в туризме: Учебное пособие для студентов вузов. Минск, 2013. - 495 с. - Текст: Электронный.
16. Дзятковская, Е.Н. Проектируем содержание внеурочной деятельности по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Методическое пособие.;Москва; Образование и здоровье, 2018. - 72 с. - Текст: Электронный.
17. Евлахов, В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: методическое пособие.; Москва: Дрофа, 2012. -180с. - Текст: Электронный.
18. Ефремова, М. Эффективность коммуникационных процессов в сфере туризма (семантика, дефиниции в терминологическом аппарате). ;Маркетинг. - 2014. - N 2. - C. 88-102. - Текст: Электронный.
19. «Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися общеобразовательных
школ и профессиональных училищ, воспитанниками детских домов и школ интернатов, студентами педагогических училищ Российской Федерации»
Приложение 1 к приказу Министерства образования Российской Федерации
от 13 июля 1992 г. № 293.
20. Казаков, Н.П. Безопасность жизнедеятельности. Обеспечение безопасности в туризме.; Москва: Academia, 2015. - 240 c. - Текст: Электронный.
21. Кислякова, А.В. Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской
научно-практической конференции.; Челябинск : ЧИППКРО, 2014. - С. 416. -
Текст: Электронный.
22. Константинов, Ю. С. Организация детско-юношеского туризма : учеб. по специальности 080502 "Экономика и упр. на предприятии физ. культуры и спорта" .; Санкт-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб.: СПбГУФК им. П. Ф. Лесгафта, 2012. - 474 с. - Текст: электронный.
23. Константинов, Ю.С., ер Туристско-краеведческая деятельность в школе. Учебно-методическое пособие.; Москва: ФЦДЮТиК, ИСВ РАО, 2017. - 352 с. - Текст: Электронный.
24. Косолапов, А. Б. География российского внутреннего туризма: учеб. пособие для студентов вузов / 3-е изд., стер/. ; Москва: Кнорус, 2016. - 269с. - Текст: Электронный.
25. Косолапов, А. Б. География российского внутреннего туризма: учеб. пособие для студентов вузов / 2-е изд., стер/.; Москва: КНОРУС, 2017. - 269 c. - Текст: Электронный.
26. Косолапов, А. Б. География российского внутреннего туризма: учеб. пособие для студентов вузов.; Москва: КНОРУС, 2018. - 269 c. - Текст:
Электронный.
27. Кузнецов, В.С., Колодницкий Г.А., Хабнер М.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания предмета: 5-11 классы.; Москва: ВАКО, 2012. -314с. - Текст: Электронный.
28. Левин, Я. Н. Семнадцать уроков школьного воспитания. Урок 17. Физкультура в школе и летний отдых. - (Педагогическое наследие)
Воспитание школьников. - 2017. - №10. - С. 56-64. - Текст: Электронный.
29. Лукьянова, Н. С. География туризма: туристские регионы мира и России. ; Москва: Кнорус, 2016. -166 c. - Текст: Электронный.
30. Мастрюков, Б. С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях:
Учебник для студ. высш. учеб. заведений .; Москва: Издательский центр
"Академия", 2003. - 336 с. 131- Текст: Электронный
31. Постановление №753-ПП от 02.05.2019г. Правительства
Свердловской области от 25.10.2018 "Об утверждении комплексной
программы "Развитие Сысертского городского округа" на 2018 - 2023 годы"-
Текст: Электронный
32. Постановление от 30 сентября 2013 года N 512-пОб утверждении государственной программы Красноярского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов"Текст: Электронный
33. Писаревский, Е. Л. Безопасность туризма. Правовое обеспечение. В 3 книгах. Книга 1. Основы безопасности туризма.; Москва: Финансы и
Статистика, 2013. - 320 c. - Текст: Электронный.
34. Русак, О.Н. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие.; Москва: РГГУ, 2014. - 449 c. - Текст: Электронный.
35. Сапронов, Ю. Г. Безопасность жизнедеятельности. Обеспечение безопасности .; Москва: Феникс, 2015. - 288 с. - Текст: Электронный.
36. Сапронов, Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности .;Москва: Наука, 2014. - 320 c. - Текст: Электронный.
37. Сарафанова, Е. В. Маркетинг в туризме: учеб. пособие для студентов образоват. учреждений СПО по специальности "Туризм" .;Москва: Альфа-М : Инфра-М, 2017. - 239с. - Текст: Электронный.
38. Сборник нормативно-правовых актов по туристско- краеведческой работе, организации отдыха детей и молодежи .;Москва:
еФЦДЮТиК, 2012. - 388 с. - Текст: Электронный.
39. Сборник «Проблемы и перспективы социального и спортивно-оздоровительного туризма» / Материалы международной научно¬практической конференции «Роль и задачи массового туристского движения в воспитании и оздоровлении населения», посвященной 15-летию создания РОО «Академия детско-юношеского туризма и краеведения» 1-2 декабря Москва: 2012 г. - Текст: Электронный.
40. Севастьянов, Д. В. Основы страноведения и международного туризма: учеб. пособие по специальности "География" .; Москва: Академия, 2012. - 255с. - Текст: Электронный
41. Смирнов, А.Т. Программы общеобразовательных учреждений. ОБЖ. 5-11 кл. ; Москва: Просвещение, 2009. - 80с. - Текст: Электронный
42. Соловьев, С. С. Безопасный отдых и туризм .; Москва: Academia, 2014. - 288 c. - Текст: Электронный.
43. Соловьев, С.С. Безопасный отдых и туризм: учеб. пособие для студентов вузов по специальности "Безопасность жизнедеятельности".; Москва: ACADEMIA, 2012. - 282с. - Текст: Электронный.
44. Сорокина, Л. А. Педагогические условия формирования готовности подростков к безопасному поведению.; Челябинск Вестник ЧГПУ. - 2010 . - № 8. - С. 197 - 205.,р С. 198- Текст: Электронный
45. Сорокина, Л.А. О состоянии готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни. Инновационные проекты и программы в образовании. №3.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sostoyaniigotovnosti-
podrostkov-k-bezopasnomu-povedeniyu-v-povsednevnoy-zhizni-1 (дата обращения: 22.09.2019)
46. Федеральный закон от 4 октября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» - Текст: Электронный
47. Федеральный закон от 5 февраля 2007 года № 12-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"»- Текст: Электронный
48. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт среднего (полного) общего образования(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413) [Электронный ресурс] http://xn-- 80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D
49. Хромов, Н.И. Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях: метод. Пособие. ;Москва: Айрис-пресс, 2012. -267с. - Текст: Электронный
50. Чижова, В.П. Экологический туризм: географический аспект: учеб.
пособие для студентов вузов по специальности 020802 "Природопользование" .; Йошкар-Ола: МарГТУ, 2014. - 275 c.- Текст: Электронный