Формирование безопасного поведения обучающихся в природной среде
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты формирования безопасного поведения обучающихся в природной среде в условиях туристического слета 8
1.1. Понятие «Безопасное поведение», его компоненты 8
1.2. Безопасное поведение у обучающихся в природной среде 11
1.3. Туристический слет как средство формирования безопасного
поведения в природной среде 16
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Методические рекомендации по формированию безопасного поведения в природной среде в условиях туристического слета обучающихся 20
2.1. Процесс формирования туристического слета посредством учебной
деятельности 20
2.2. Процесс формирования туристического слета посредством
внеурочной деятельности 29
2.3. Методические рекомендации по формированию безопасного
поведения в природной среде в условиях туристического слета путем спортивного ориентирование 32
2.4. Организация и методы исследования по спортивному
ориентированию 37
2.4.1 Организация исследования 37
2.4.2 Методы исследования 38
2.4.3 Экспериментальная методика технической подготовки
ориентировщиков 12-13 лет 44
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 45
3.1 Диагностика уровня технической подготовленности
ориентировщиков 12-13 лет 45
3.2 Влияние экспериментальной методики на техническую подготовленность ориентировщиков 12-13 лет 46
Заключение 49
Список литературы 51
Приложение 57
Глава 1. Теоретические аспекты формирования безопасного поведения обучающихся в природной среде в условиях туристического слета 8
1.1. Понятие «Безопасное поведение», его компоненты 8
1.2. Безопасное поведение у обучающихся в природной среде 11
1.3. Туристический слет как средство формирования безопасного
поведения в природной среде 16
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Методические рекомендации по формированию безопасного поведения в природной среде в условиях туристического слета обучающихся 20
2.1. Процесс формирования туристического слета посредством учебной
деятельности 20
2.2. Процесс формирования туристического слета посредством
внеурочной деятельности 29
2.3. Методические рекомендации по формированию безопасного
поведения в природной среде в условиях туристического слета путем спортивного ориентирование 32
2.4. Организация и методы исследования по спортивному
ориентированию 37
2.4.1 Организация исследования 37
2.4.2 Методы исследования 38
2.4.3 Экспериментальная методика технической подготовки
ориентировщиков 12-13 лет 44
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 45
3.1 Диагностика уровня технической подготовленности
ориентировщиков 12-13 лет 45
3.2 Влияние экспериментальной методики на техническую подготовленность ориентировщиков 12-13 лет 46
Заключение 49
Список литературы 51
Приложение 57
Урбанизация приносит свои плоды, и дети все дальше уходят от природы, все реже бывают в лесу. И бывают такие случаи, когда дети оказываются в природной среде одни и не понимают, как правильно себя вести при появлении небезопасной ситуации, не могут оказывать первую доврачебную помощь себе и друзьям при появлении всевозможных травм. Мы считаем, это незнание связано с тем, что родители и учителя не заостряют внимание ребят на личной безопасности, дети не имеют навыка в участии туристских мероприятий, а еще они владеют недостаточной физической, технической и психологической подготовкой.
Каждый год в России пропадает большое количество людей, по статистике добровольческого некоммерческого общественного объединения «ЛизаАлерт», которые занимаются поиском пропавших без вести людей, за 2020 год поступило более 30000 заявок из них 17% пропавших в природной зоне т.е. лес.
По существующей статистике происшествий, которые происходят с туристами на спортивных маршрутах, специалисты выделяют одними из основных гибель людей на воде (40% от общего числа происшествий), травмы при горных, пеших и лыжных походах в условиях горного рельефа (19%), переохлаждение (13%) и автомобильные катастрофы на активных туристических маршрутах всех видов (12%).
На спортивных самостоятельных маршрутах (при неорганизованном туризме) основными причинами происшествий с туристами остаются гибель на воде (46% от общего числа происшествий), в том числе при перевороте
плавательных средств (40%) и травмы в условиях горного рельефа (45% от общего числа всех происшествий).
Программой учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на изучение темы безопасность в природной среде (программа А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников) выделяется всего 2 темы (18 уроков) в 6 классе: «Экстремальные ситуации в природных условиях» и «Безопасность в дальнем (внутреннем) и международном (выездном) туризме». Это количество часов, для данной темы недостаточно, чтобы овладеть навыками безопасного поведения в условиях туристического слета.
В тоже время педагогическая практика показала, что почти все педагоги имеют недостаточное количество научно - методической и педагогической литературы, в которой давались бы определенные методические рекомендации учащимся и учителям по формированию безопасного поведения в природных ситуациях.
Анализ ситуации в рамках комплексного формирования безопасного поведения у обучающихся в природной среде в аспектах туристического мероприятия с потребностями практики туристических слетов в образовательном учреждении, позволил обозначить ряд противоречий:
1. На социально-педагогическом уровне возражение имеет место быть в том, что необходимость общества в формировании безопасного поведения в природных условиях у обучающихся подразумевает у них в период обучения в школе лишь только теоретических познаний, но в реальном туристском мероприятии необходимы практические способности, которым школьное воспитание уделяет недостаточное внимание.
Эти противоречия позволили сформулировать проблему исследования: какой компонент образовательного процесса подготовки обучающихся в школе в области туристических мероприятий и при каких педагогических условиях организации этого процесса сможет стать связующим, стержневым средством комплексного формирования безопасного поведения в природных условиях?
Актуальность и проблема исследования позволила сформулировать тему выпускной дипломной работы: «Формирование безопасного поведения обучающихся в природной среде».
Объект исследования: образовательный процесс в образовательной организации.
Предмет исследования: безопасное поведение обучающихся в условиях туристического слета.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать эффективную методику формирования безопасного поведения обучающихся в условиях туристического слета.
Гипотеза исследования: процесс формирования навыков безопасного поведения в природных условиях в туристическом слете станет удачным, в случае если он станет, регламентирован разработанной программой «Безопасное поведение в условиях туристических слетов в природной среде» и станет ежегодным мероприятием среди школьников.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую и педагогическую литературу;
2. Рассмотреть понятие «безопасное поведение», туристический слет, безопасное поведение в туристическом слете;
3. Проанализировать сформированность безопасного поведения у обучающихся в туристическом слете;
4. Разработать программу и рекомендации по формированию безопасного поведения обучающихся в природные ситуациях в условиях туристического слета.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической, научно-методической и справочно-энциклопедической литературы, нормативно-программной документации по тематике исследования); эмпирические (наблюдение, беседа, изучение опыта, анализ продуктов деятельности учителей и обучающихся, педагогическое тестирование, самооценка, экспертная оценка); социологические (анкетирование, опрос); статистические (ранжирование, шкалирование); методы математической обработки данных.
Каждый год в России пропадает большое количество людей, по статистике добровольческого некоммерческого общественного объединения «ЛизаАлерт», которые занимаются поиском пропавших без вести людей, за 2020 год поступило более 30000 заявок из них 17% пропавших в природной зоне т.е. лес.
По существующей статистике происшествий, которые происходят с туристами на спортивных маршрутах, специалисты выделяют одними из основных гибель людей на воде (40% от общего числа происшествий), травмы при горных, пеших и лыжных походах в условиях горного рельефа (19%), переохлаждение (13%) и автомобильные катастрофы на активных туристических маршрутах всех видов (12%).
На спортивных самостоятельных маршрутах (при неорганизованном туризме) основными причинами происшествий с туристами остаются гибель на воде (46% от общего числа происшествий), в том числе при перевороте
плавательных средств (40%) и травмы в условиях горного рельефа (45% от общего числа всех происшествий).
Программой учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на изучение темы безопасность в природной среде (программа А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников) выделяется всего 2 темы (18 уроков) в 6 классе: «Экстремальные ситуации в природных условиях» и «Безопасность в дальнем (внутреннем) и международном (выездном) туризме». Это количество часов, для данной темы недостаточно, чтобы овладеть навыками безопасного поведения в условиях туристического слета.
В тоже время педагогическая практика показала, что почти все педагоги имеют недостаточное количество научно - методической и педагогической литературы, в которой давались бы определенные методические рекомендации учащимся и учителям по формированию безопасного поведения в природных ситуациях.
Анализ ситуации в рамках комплексного формирования безопасного поведения у обучающихся в природной среде в аспектах туристического мероприятия с потребностями практики туристических слетов в образовательном учреждении, позволил обозначить ряд противоречий:
1. На социально-педагогическом уровне возражение имеет место быть в том, что необходимость общества в формировании безопасного поведения в природных условиях у обучающихся подразумевает у них в период обучения в школе лишь только теоретических познаний, но в реальном туристском мероприятии необходимы практические способности, которым школьное воспитание уделяет недостаточное внимание.
Эти противоречия позволили сформулировать проблему исследования: какой компонент образовательного процесса подготовки обучающихся в школе в области туристических мероприятий и при каких педагогических условиях организации этого процесса сможет стать связующим, стержневым средством комплексного формирования безопасного поведения в природных условиях?
Актуальность и проблема исследования позволила сформулировать тему выпускной дипломной работы: «Формирование безопасного поведения обучающихся в природной среде».
Объект исследования: образовательный процесс в образовательной организации.
Предмет исследования: безопасное поведение обучающихся в условиях туристического слета.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать эффективную методику формирования безопасного поведения обучающихся в условиях туристического слета.
Гипотеза исследования: процесс формирования навыков безопасного поведения в природных условиях в туристическом слете станет удачным, в случае если он станет, регламентирован разработанной программой «Безопасное поведение в условиях туристических слетов в природной среде» и станет ежегодным мероприятием среди школьников.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую и педагогическую литературу;
2. Рассмотреть понятие «безопасное поведение», туристический слет, безопасное поведение в туристическом слете;
3. Проанализировать сформированность безопасного поведения у обучающихся в туристическом слете;
4. Разработать программу и рекомендации по формированию безопасного поведения обучающихся в природные ситуациях в условиях туристического слета.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической, научно-методической и справочно-энциклопедической литературы, нормативно-программной документации по тематике исследования); эмпирические (наблюдение, беседа, изучение опыта, анализ продуктов деятельности учителей и обучающихся, педагогическое тестирование, самооценка, экспертная оценка); социологические (анкетирование, опрос); статистические (ранжирование, шкалирование); методы математической обработки данных.
Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья - одна из важнейших задач человека была и есть во все времена. Человек всегда существовал в окружении различных опасностей. В условиях современного общества вопросы безопасности жизни резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека. Навыки безопасного поведения в природе должны формироваться у человека с детства. В школе большая часть информации преподается в 6 классе. Для того чтоб теоретические, практические знания не утратили своей значимости их нужно довести до автоматизма посредством туристических мероприятий (туристический слет, спортивное ориентирование).
Познания, умения, способности - теоретическая и практическая база, но без сформированной установки на внедрение данных познаний, они делаются ненужным грузом, вследствие этого нам нужно воздействовать на понимание и создавать безопасное поведение.
В результате исследования и проведения педагогического эксперимента нами были сделаны следующие выводы:
• Анализ литературных источников показал, что техническая подготовка, имеет значительную роль при занятиях спортивным ориентированием на начальном периоде обучения, однако она имеет обобщенный характер и недостаточно разработана.
• По результатам тестов, проведенных в начале эксперимента, выявлен практически равный уровень знаний и умений технической подготовки у обеих групп на начало эксперимента.
• . В ходе проведения педагогического эксперимента выявлены такие данные:
статистически достоверный прирост результатов в конце эксперимента;
на конец эксперимента, в обеих группах (экспериментальной и контрольной) улучшились результаты по технической подготовке. Однако в экспериментальной группе они существенно выше, чем в контрольной;.
использованная нами методика повышения количества часов на техническую подготовку в экспериментальной группе дала более значительные положительные сдвиги в технической подготовке участников экспериментальной группы, чем в контрольной с использованием общепринятой типовой программой.
• Педагогический эксперимент доказал эффективность применяемой нами методики для повышения технического уровня юных ориентировщиков 12 - 13 лет.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что на занятиях в школе и туристическом клубе «Урагус» у детей формируются умения и навыки безопасного поведения в природной среде, которые являются важнейшей составляющей здорового и безопасного образа жизни. Все приобретенные навыки без сомнения будут совершенствоваться, и использоваться ими в дальнейшей жизни.
Познания, умения, способности - теоретическая и практическая база, но без сформированной установки на внедрение данных познаний, они делаются ненужным грузом, вследствие этого нам нужно воздействовать на понимание и создавать безопасное поведение.
В результате исследования и проведения педагогического эксперимента нами были сделаны следующие выводы:
• Анализ литературных источников показал, что техническая подготовка, имеет значительную роль при занятиях спортивным ориентированием на начальном периоде обучения, однако она имеет обобщенный характер и недостаточно разработана.
• По результатам тестов, проведенных в начале эксперимента, выявлен практически равный уровень знаний и умений технической подготовки у обеих групп на начало эксперимента.
• . В ходе проведения педагогического эксперимента выявлены такие данные:
статистически достоверный прирост результатов в конце эксперимента;
на конец эксперимента, в обеих группах (экспериментальной и контрольной) улучшились результаты по технической подготовке. Однако в экспериментальной группе они существенно выше, чем в контрольной;.
использованная нами методика повышения количества часов на техническую подготовку в экспериментальной группе дала более значительные положительные сдвиги в технической подготовке участников экспериментальной группы, чем в контрольной с использованием общепринятой типовой программой.
• Педагогический эксперимент доказал эффективность применяемой нами методики для повышения технического уровня юных ориентировщиков 12 - 13 лет.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что на занятиях в школе и туристическом клубе «Урагус» у детей формируются умения и навыки безопасного поведения в природной среде, которые являются важнейшей составляющей здорового и безопасного образа жизни. Все приобретенные навыки без сомнения будут совершенствоваться, и использоваться ими в дальнейшей жизни.
Подобные работы
- Туризм как средство формирования безопасного поведения обучающихся в природной среде
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ В УСЛОВИЯХ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОХОДА
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ
Магистерская диссертация, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ ВО ВРЕМЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА НА ПРИРОДЕ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ПРИ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Культурно-массовые мероприятия формирования безопасного поведения обучающихся 7-8 классов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Формирование готовности обучающихся 7-8 классов к безопасному поведению в повседневной жизни
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Формирование безопасного поведения обучающихся 10-го класса при ЧС с обрушением строений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Актуальное состояние знаний младших школьников о безопасном поведении на природе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2021



