Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование готовности к самостоятельной (независимой) жизни молодых людей с ментальной инвалидностью, проживающих в условиях интернатного учреждения

Работа №154086

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы115
Год сдачи2017
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Подготовка к самостоятельной жизни молодых людей с ментальной инвалидностью, проживающих в домах-интернатах, как актуальная социально-педагогическая проблема 10
1.1 Переход к сопровождающим технологиям как базовая тенденция социальной работы с молодыми людьми с ментальной инвалидностью 10
1.2 Анализ имеющихся отечественных и зарубежных социальных практик сопровождаемой социализации молодых людей с ментальной инвалидностью 23
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА 2. Организация экспериментальной работы по развитию готовности молодых людей с ментальной инвалидностью к самостоятельной жизни в краевом государственном бюджетном учреждении социального обслуживания «Красноярский дом-интернат для инвалидов» 35
2.1 Изучение особенностей готовности к самостоятельной жизни молодых людей с ментальной инвалидностью 35
2.2 Включение молодых людей с ментальной инвалидностью в социально-ориентированную ответственную деятельность. Реализация условий развития готовности к самостоятельной жизни молодых людей 18-35лет с легкой и умеренной степенью умственной отсталости 48
Выводы по второй главе 62
Заключение 65
Библиографический список: 70
Приложения 76


Актуальность исследования.
Развитие готовности к самостоятельной жизни молодых людей с ментальной инвалидностью проживающих в домах-интернатах играет важную роль для полноценного включения их в социум.
Самостоятельное проживание человека с недостаточным интеллектуальным развитием, проведшего несколько лет в интернате и не имеющего навыков самостоятельного проживания, невозможно без специальной подготовки и поддержки.
Недостаточность реабилитационных программ в детских домах- интернатах и практически полное отсутствие реабилитационных центров постинтернатного сопровождения приводит к невозможности реализации права молодых людей на самостоятельную жизнь, обучение и трудоустройство. При этом «умственная отсталость», установленная в детских домах-интернатах, порой связана не столько с реальным снижением интеллектуальных возможностей, сколько с так называемой педагогической запущенностью, отсутствием должного обучения и воспитания в дошкольном и школьном возрасте. [10]
Швейцарский ученый Гуннар Чилен в своих работах весьма подробно описывает влияние проживания в закрытых учреждениях на психическое состояние людей с интеллектуальными нарушениями, он утверждает, что такие характеристики, как восприятие, движение, эмоции, потребности, отношения, умственные способности и знания тем или иным образом (первично или вторично) сильно отличаются у людей, проживающих в закрытых учреждениях. Нарушение эмоциональной сферы на самом деле является порождением той среды, в которой люди с интеллектуальными нарушениями вынуждены проживать [10]
Длительное наблюдение за молодыми людьми с ментальной инвалидностью проживающих в психоневрологических интернатах, позволило выделить группу, которая не нуждается в пристальном и тщательном санитарном уходе, а напротив, после определенной работы специалистов может самостоятельно и взвешенно принимать решения и, что немало важно, в принципе обходится без посторонней помощи в процессе своей жизнедеятельности.
В середине 2013 г. в Красноярском крае началась планомерная тщательная работа по выявлению людей, которые могут жить вне стен психоневрологических интернатов, их подготовка и поэтапное восстановление в дееспособности, а значит, перевод из одного типа учреждения в другой с целью дальнейшего его вывода из системы стационарного социального обслуживания в целом, то есть в самостоятельную жизнь.
В настоящее время специалисты, занимающиеся подготовкой молодых людей с ментальной инвалидностью проживающих в домах-интернатах, как недееспособных, так и с восстановленной дееспособностью, к самостоятельной жизни, столкнулись с проблемой недостаточной теоретической подготовки данного вопроса: нет научного обоснования и практических разработок. Таким образом, получается, что запрос от общества и государства поступил, новая категория сформировалась, а специалисты домов-интернатов оказались не готовы принять данный вызов современности.
На этапе пребывания человека в доме-интернате общего типа необходимо как можно подробнее составить его социальный анамнез, максимально нормализовать его жизнедеятельность и продолжить его подготовку к самостоятельной жизни. И тут специалисты сталкиваются с основной особенностью людей с восстановленной дееспособностью - не желание (связанное с различными факторами от страха до иждивенческой позиции) покидать стены интерната. Многие молодые люди, которые были признаны судом дееспособными, получили возможность реализовать свое право на труд, то есть, трудоустраиваться. Но как показывает практика нашего учреждения, не все молодые люди оказываются готовы к самостоятельной жизни. В период с 2015 по июнь 2017 года в разное время всего было трудоустроено 16 человек, из них на сегодняшний день работают 12. По нашим наблюдениям молодые люди работают после трудоустройства не более 3-4 месяцев, после увольняются вовсе, или меняют место работы.
Вследствие этого актуальной становится мысль о необходимости внедрения в практику работы с этой категорией лиц концепции независимой жизни.
Однако на пути подготовки к независимой жизни возникает множество проблем:
1. У специалиста, готовящего клиента - как и чем замотивировать человека, чтобы он захотел пойти учиться, начать работать, а самое главное, выписаться из дома-интерната и начать жить самостоятельно. Как научить всем тем бытовым вещам, которые необходимы в повседневной жизни обычному человеку.
2. У самого клиента - принять себя как полноправного члена общества, избавиться от страха неизвестности («что там, впереди, за этими стенами?»).
3. У учреждения - как наиболее эффективно организовать работу в данном направлении, какие новые методы организации использовать.
4. У государства - как законодательно сделать так, чтобы молодые люди с восстановленной дееспособностью, не боясь за свое будущее покидали стены дома-интерната и начинали самостоятельную жизнь, как обеспечить социальную стабильность данной категории лиц. [10]
Таким образом, возникает определенное противоречие, требующее решения: появилась новая категория лиц с ментальной инвалидностью, способных к восстановлению дееспособности и самостоятельной жизни, а апробированных методов работы с ней нет; клиентов необходимо выводить из системы стационарного обслуживания, а специалисты, общество и государство недостаточно подготовлены к этому. А значит, современная наука получает вызов от практики - поиск и разработка путей решения данной проблемы, что наиболее рационально сделать через концепцию независимой жизни.
Именно поэтому, нами, под руководством профессора КГПУ им. В.П. Астафьева, Фуряевой Т.В., в рамках магистерской программы проведено специальное исследование по изучению особенностей готовности к самостоятельной жизни молодых людей с ментальной инвалидностью проживающих в КГБУ СО «Красноярский дом-интернат для инвалидов». В своем исследовании мы опирались на результаты психолого-педагогических и социологических исследований Болотненко Л.Н., Гребенниковой В.М., Гурович И.Я., Карповой Т.П.. Этим и определяется актуальность проведения исследования.
В связи с этим, проблема нами представляется в таком виде: поиск наиболее эффективных психолого-педагогических условий развития готовности к самостоятельной жизни молодых людей с ментальной инвалидностью, проживающих в доме-интернате.
Цель исследования: определение и создание условий развития готовности к самостоятельной жизни молодых людей с ментальной инвалидностью, проживающих в условиях дома-интерната.
В соответствии с целью определены следующие задачи диссертационного исследования:
1) Провести анализ результатов отечественных и зарубежных социологических и психолого-педагогических исследований по проблеме независимой жизни молодых людей с ментальной инвалидностью.
2) Провести диагностическое исследование особенностей сформированности социальных умений у молодых людей с ментальной инвалидностью (с легкой и умеренной умственной отсталостью) проживающих в КГБУ СО «Красноярский дом-интернат для инвалидов».
3) Разработать и реализовать специальную программу по развитию социальных умений у молодых людей с ментальной инвалидностью, проживающих в условиях дома-интерната.
Объект исследования: самостоятельная социально-бытовая жизнь молодых людей с ментальной инвалидностью проживающих в условиях дома-интерната.
Предмет исследования: развитие готовности к самостоятельной жизни молодых людей с ментальной инвалидностью (с легкой и умеренной степенью умственной отсталости) проживающих в доме-интернате.
Гипотеза исследования: развитию готовности к самостоятельной жизни молодых людей с ментальной инвалидностью, проживающих в доме- интернате будет способствовать:
1. организация специального диагностического изучения (исследования) особенностей готовности к самостоятельной жизни молодых людей с ментальной инвалидностью;
2. разработка и реализация специальной программы по формированию социальных умений.
Исследование будет проводиться в три этапа:
Первый этап: изучение и анализ литературы по проблеме исследования, формулирование цели и задач исследования, объекта и предмета исследования, постановка гипотезы.
Составление плана исследования, подбор методик констатирующего эксперимента, проведение и анализ констатирующего эксперимента.
Второй этап: разработка и реализация программы по развитию готовности к самостоятельной жизни молодых инвалидов с ментальной инвалидностью проживающих в доме-интернате.
Третий этап: определение уровня развития готовности к самостоятельной жизни молодых людей с ментальной инвалидностью 18-35 лет с легкой и умеренной степенью умственной отсталости на этапе контрольного эксперимента;
обработка и систематизация материала, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.
При выполнении диссертационной работы был использован комплексный подход, включающий в себя взаимосвязанные методы исследования:
1. Теоретический анализ и обобщение данных социологической и психолого-педагогической литературы.
2. Наблюдение.
3. Эксперимент.
4. Методы математической статистики.
Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы.
анализ и изучение литературных источников проводился с целью определения актуальности темы диссертационного исследования, тенденций и перспектив решения проблем развития готовности к самостоятельной жизни молодых людей с легкой и умеренной степенью умственной отсталости.
Анализировалась научно-методическая литература по социологии, педагогике, психологии и другим направлениям.
В них рассматривались особенности развития готовности к самостоятельной жизни молодых людей с ментальной инвалидностью.
Психологические методы
Для решения указанных задач применяли следующие методы:
Наблюдение и эксперимент.
Использовалось наблюдение за деятельностью молодых людей в свободное время, в процессе проведения реабилитационной деятельности и на занятиях, цель которых была фиксация особенностей сформированности социальных и бытовых умений у молодых людей с ментальной инвалидностью.
Ведущее место в исследовании было отведено эксперименту.
Организовывались следующие его виды:
- констатирующий эксперимент - выявил уровень сформированности готовности к самостоятельной жизни до специального экспериментального обучения;
- формирующий эксперимент - выявил сформированность готовности к самостоятельной жизни после специально организованной обучающей работы;
- с целью подтверждения гипотезы нами был проведён педагогический эксперимент, в котором приняло участие 20 молодых инвалидов в возрасте 18-35 лет.
по количеству испытуемых, участвовавших в исследовании: индивидуальный, групповой.
Экспериментальная работа проводилась в соответствии с общепринятыми этапами научного исследования.
Метод математической статистики. метод статистической обработки - метод статистической обработки - t-критерий Стьюдента — статистический критерий, используемый для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно.
Практическая значимость исследования ориентирована на решение проблемы совершенствования практики интернатного учреждения в развитии готовности к самостоятельной жизни молодых людей с ментальной инвалидностью, что может существенно обогатить их социальный опыт и стать первым шагом на пути к полноценной жизни молодых инвалидов с легкой и умеренной степенью умственной отсталости.
Достоверность и надежность результатов исследования обеспечиваются апробацией в печати, внедрением разработанных материалов в практику работы дома-интерната, экспертной оценкой результатов работы учреждения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенный нами теоретический и экспериментальный анализ проблемы готовности к самостоятельной жизни молодых людей с ментальной инвалидностью в возрасте 18-35 лет, проживающих в доме интернате, позволил сформулировать следующие выводы.
Развитие готовности к самостоятельной жизни молодых людей с ментальной инвалидностью является одной из важных задач, стоящих перед учреждениями социального обслуживания, на этапе перехода к стационарозамещающим технологиям.
Экспериментальная работа проходила в несколько этапов:
Первый этап: изучение и анализ литературы по проблеме исследования, формулирование цели и задач исследования, объекта и предмета исследования, постановка гипотезы.
Составление плана исследования, подбор методик констатирующего эксперимента, проведение и анализ констатирующего эксперимента.
Второй этап: разработка и апробация программы по развитию готовности к самостоятельной жизни молодых инвалидов с ментальной инвалидностью проживающих в доме-интернате.
Третий этап: определение уровня развития готовности к самостоятельной жизни молодых людей с ментальной инвалидностью 18-35 лет с легкой и умеренной степенью умственной отсталости на этапе контрольного эксперимента;
обработка и систематизация материала, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.
При выполнении диссертационной работы был использован комплексный подход, включающий в себя взаимосвязанные методы исследования:
1. Теоретический анализ и обобщение данных социологической и психолого-педагогической литературы.
2. Наблюдение.
3. Эксперимент.
Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы.
анализ и изучение литературных источников проводился с целью определения актуальности темы диссертационного исследования, тенденций и перспектив решения проблем развития готовности к самостоятельной жизни молодых людей с легкой и умеренной степенью умственной отсталости.
Анализировалась научно-методическая литература по социологии, педагогике, психологии и другим направлениям.
В них рассматривались особенности развития готовности к самостоятельной жизни молодых людей с ментальной инвалидностью.
Психологические методы
Для решения указанных задач применяли следующие методы:
Наблюдение и эксперимент.
Использовалось наблюдение за деятельностью молодых людей в свободное время, в процессе проведения реабилитационной деятельности и на занятиях, цель которых была фиксация особенностей сформированности социальных и бытовых умений у молодых людей с ментальной инвалидностью.
Ведущее место в исследовании было отведено эксперименту.
Организовывались следующие его виды:
- констатирующий эксперимент - выявил уровень сформированности готовности к самостоятельной жизни до специального экспериментального обучения;
- формирующий эксперимент - выявил сформированность готовности к самостоятельной жизни после специально организованной обучающей работы;
- с целью подтверждения гипотезы нами был проведён педагогический эксперимент, в котором приняло участие 20 молодых инвалидов в возрасте 18-35 лет.
по количеству испытуемых, участвовавших в исследовании: индивидуальный, групповой.
Экспериментальная работа проводилась в соответствии с общепринятыми этапами научного исследования.
Эмпирическое исследование проводилось при помощи специально подобранных и адаптированных диагностических методик.
База исследования: Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Красноярский дом-интернат для инвалидов», в эксперименте участвовали 20 молодых людей с легкой и умеренной степенью умственной отсталости в возрасте 18-35 лет, из них 14 юношей и 6 девушек.
Изучение особенностей готовности к самостоятельной жизни молодых людей с ментальной инвалидностью в возрасте 18-35 лет проводилось специалистом в ходе индивидуального обследования и состояло из нескольких разделов.
Из полученных данных мы увидели, что у большинства молодых людей с ментальной инвалидностью, которые входили исследуемую группу уровень развития готовности к самостоятельной жизни находится н уровне ниже среднего или низком уровне.
Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы исследования нами была сформирована экспериментальная группа, из числа молодых людей с легкой и умеренной степенью умственной отсталости, как с недееспособных, так и с восстановленной дееспособностью.
В экспериментальной группе мы апробировали разработанную нами программу по социально-бытовой ориентировке, организовали предметно - развивающую среду в учреждении.
Таким образом, в экспериментальную группу вошло 20 молодых людей 6 девушек и 14 юношей.
На контрольном этапе эксперимента мы применяли диагностические задания (аналогичные тем, которые использовались на констатирующем этапе).
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что в группе молодых людей, принявших участие в эксперименте, произошли значительные положительные изменения в развитии уровня готовности к самостоятельной жизни.
Значительно вырос уровень социального интереса, а так же, заметные результаты отмечаются в повышении уровня социальной компетентности молодых людей с ментальной инвалидностью. Уровень социального интеллекта повысился незначительно, но положительная динамика отмечается.
И так, на контрольном этапе мы получили данные, которые свидетельствуют о наличии статистически значимых различий в показателях измеряемых компонентов, способствующих развитию готовности к самостоятельной жизни молодых людей с ментальной инвалидностью проживающих в доме-интернате. Все три измеряемых компонента, после проведения контрольного среза показали положительную динамику. Это позволяет сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза верна.
Проведя анализ полученных в ходе экспериментальной работы результатов, мы можем сделать вывод, что повышению уровня готовности к самостоятельной жизни молодых людей с ментальной инвалидностью проживающих в доме-интернате, способствовала реализация следующих условий:
1. изучение особенностей готовности к самостоятельной жизни молодых людей с ментальной инвалидностью проживающих в доме - интернате;
2. разработка и апробация общеразвивающей программы по социально-бытовой ориентировке.
Таким образом, наш формирующий эксперимент показал положительные результаты. Заявленная гипотеза подтверждается



1. Агрба М. В. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости. - 2007.
2. Алтынцева Е. Н. Проблема готовности к самостоятельной жизни в психолого-педагогических исследованиях. - 2005.
3. Андреева Л. В. и др. Образование лиц с ограниченными
возможностями в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: опыт России //СПб.: Изд-во РГПУ им. АИ Герцена. - 2007.
4. Асмолов А. Г. Психология личности. - М : Смысл, 2001.
5. Бакк А., Грюневальд К. Забота и уход: Книга о людях с задержкой умственного развития/Пер. со шведского/Под ред //Ю. Колесовой. СПб. - 2001.
6. Барабанщиков В. А. Восприятие и событие //СПб.: Алетейя. - 2002.
7. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. - 2009.
8. Белявский Б. В., Соловьева И. Л. Система работы по профориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях //Специальное образование.-2016.- №.2.
9. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - " Издательский дом " Питер"", 2007.
10. Болотненко Л. Н. Подготовка лиц с восстановленной дееспособностью к независимой жизни как актуальная социальная проблема //Гуманитарные научные исследования. - 2015. - №. 11. - С. 320-324.
11. Булат Г., Кара А. Основные направления инклюзивного образования в Республике Молдова //Ресурсные материалы по вопросам инклюзивного образования и образования для устойчивого развития. - 2009. - С. 25-27.
12. Выготский Л. С. К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребенка //Собр. соч. в. - 1995. - С. 115-136.
13. Выготский Л. С. Коллектив как фактор развития дефективного ребенка //Собр. соч. - 1983. - Т. 5.
14. Выготский Л. С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка //Дефектология. - 1976. - №. 6. - С. 3-8.
15. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости //Собр. соч. - 1983. - Т. 5. - С. 231-256.
16. ^айдукевич С. Е. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. - 2008.
17. Гиллберг К., Хеллгрен Л. Психиатрия детского и подросткового возраста //Пер. со швед. М: ГЭОТАР-Мед. - 2004. - Т. 544.
18. Гилфорд Д. Три стороны интеллекта //Психология мышления.-М.: Прогресс. - 1965. - С. 433.
19. Гребенникова В. М., Никитина Н. И., Агронина Н. И. Социальная адаптивность молодых людей с ментальной инвалидностью к самостоятельной жизни в социуме: сущность, специфика, уровни проявления, критерии и показатели их оценки //Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - Т. 7. - №. 6-1.
20. Грозная Н. С. Включающее образование. История и зарубежный опыт //Вопросы образования. - 2006. - №. 2.
21. Гурович И. Я., Ньюфельдт О. Г. Современные тенденции развития и новые формы психиатрической помощи //М.: Медпрактика-М. - 2007. - Т. 355.
22. Дьяченко М. И. Кандыбович ЛА Психологические проблемы готовности к деятельности //Минск: Изд-во БГУ. - 1976. - С. 118-123.
23. Жаворонков Р. Реализация права детей-инвалидов на образование (европейская практика и российский опыт) //Человек и труд. - 2005. - №. 9. - С. 22-28.
24. Зайцев Д. В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями //Социологические исследования. - 2004. - №. 7. - С. 127-132.
25. Закон Ф. Об образовании в Российской федерации //М.: Проспект. - 2013.
26. Закон Ф. Об основах социального обслуживания населения в
Российской Федерации» от 10.12. 95. № 195—ФЗ //Собрание
законодательства РФ. - 1995. - №. 50.
27. Замский Х. С. Умственно отсталые дети //История изучения,
воспитания и обучения с древних времен до середины. - 2008. - Т. 19.
28. Зозуля Т. В. Основы социальной и клинической психиатрии. - М. : ИЦ" Академия", 2001.
29. Иовчук Н. М. Интегративное воспитание детей с ограниченными
возможностями здоровья: условия и перспективы //Вопросы
психического здоровья детей и подростков. - 2006. - №. 2.
30. Исаев Д. Н. Детская медицинская психология. - 2004.
31. Кабанов М. М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. Санкт-Петербург: СПб НИПИ им //ВМ Бехтерева; 1998. 255 с.
32. Клочко Е. Ю. Жизнь без барьеров: о перспективах и изменениях в положении детей с инвалидностью и инвалидов с детства //НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012-2017 ГОДЫ: НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ПРАКТИКА. - 2016. - С. 94.
33. Коллегова В. А., Янович Ф. П. Опыт организации внебольничной психиатрической помощи детям и подросткам //М.: Медицина.— 1975.—192 с. - 1975.
34. Конвенция О.О.Н. О правах инвалидов //Принята резолюцией. - 2006. - Т. 61. - №. 10.
35. Копылова Т. Г., Лашина О. Л. Система профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида //Дефектология. - 2006. - №. 5. - С. 75¬78.
36. Корень Е. В. Психосоциальная реабилитация детей и подростков с психическими расстройствами в современных условиях //Социальная и клиническая психиатрия. - 2008. - Т. 18. - №. 4.
37. Кулагина Е. В. Актуальные вопросы модернизации специального образования //Национальные приоритетные проекты/Под ред. д ра экон. наук. АЮ Ше вякова. М.: ИСЭПН РАН. - 2007.
38. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов //М.: Просвещение. - 1991.
39. Лукьянова М. И. Социальная компетентность как компонент управленческой культуры руководителя //Психология инновационного управления социальными группами и организациями. - 2001. - С. 240¬242.
40. Макаров И. В. Лекция 7. Олигофрении. Систематика, клиника, диагностика //ИВ Макаров. Лекции по детской психиатрии.-СПб.: Речь. - 2007. - С. 126-146.
41. Макаров И. В. Психозы у детей с олигофренией //Журн неврол и психиат. - 2004. - Т. 104. - С. 2.
42. Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии и опасность механического переноса западных моделей интеграции //Актуальные проблемы интегрированного обучения. - 2001. - С. 8-13.
43. Мартиненко А. В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование. - Nauka Publishers, 1999.
44. Мифтахова Л. Р. Умственно отсталые дети: социально -
демографические аспекты (на примере республики Татарстан) //Вестник экономики, права и социологии. - 2013. - №. 3.
45. Моргачева Е. Н. Компаративный анализ парадигм феномена умственной отсталости в специальной педагогике России и США: Автореферат дисс.... докт. пед. наук. - 2011.
46. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека/К. Обухов" ский. - 2003.
47. Олешкевич В. И. Интегрированное обучение как педагогическая
проблема //Ресурсные материалы по вопросам инклюзивного образования и образования для устойчивого развития.-Минск:
Международное бюро просвещения ЮНЕСКО. - 2009.
48. Плохова И. А. Социальная реадаптация молодых инвалидов с
умственной отсталостью //Современные проблемы науки и
образования. - 2014. - №. 5.
49. Посмитюха А. И., Борщева Н. М. Развитие социальной
компетентности подростков в условиях учреждения дополнительного образования //ББК Ч466я431 П86. - 2014. - С. 93.
50. Программа и направление работы Новосибирская региональная общественная организация инвалидов Центр независимой жизни «Финист»
51. Равен Д. Компетентность в современном обществе. - М. : Когито- центр, 2002. - С. 396.
52. Риппа Д., Риппа Б. Стратегии обучения в инклюзивном классе //Ресурсные материалы по вопросам инклюзивного образования и образования для устойчивого развития. - 2009. - С. 209.
53. Рубина Л. П., Макаров И. В. Организация и особенности детской психиатрической помощи в Санкт-Петербурге //Психиатрия. - 2004. - №. 3 (9). - С. 55-58.
54. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника //М.: Просвещение. - 1986. - Т. 192. - С. 1.
55. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. - 2010.
56. Сиротина Т. В., Хакимова М. П. Забота о людях с ментальными
нарушениями в психоневрологическом интернате: Социально -
исторический контекст //ББК 87.21+ 115 К 17. - С. 129.
57. Старобина Е. Профессиональная подготовка лиц с умственной
отсталостью. - Litres, 2017.
58. Статистика для психологов-Учебник М., Ермолаева О. Ю. 2-е изд. Испр //М.: Московский психолого-социальный институт Флинта. - 2003.
59. Столярова П. П. Изучение временной организации образа Я у детей 12 - 14 лет с умственной отсталостью //Дефектология. - 2005. - №. 6. - С. 83-88.
60. Трошин О. В., Жулина Е. В., Кудрявцев В. А. Основы социальной реабилитации и профориентации //М.: ТЦ Сфера. - 2005.
61. Худоренко Е. А. Лица с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы образования и инклюзии //Социологические исследования. - 2010. - №. 9. - С. 65-70.
62. Царёв А. М. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями - инструмент реализации права на образование детей с особыми //Сибирский вестник специального образования. - 2016. - №. 1-2. - С. 122-130.
63. Шевченко Ю. С., Северный А. А., Иовчук Н. М. Актуальные проблемы современной организации психиатрической помощи детям в России //Вопр. психического здоровья детей и подростков. - 2006. - Т. 2. - С. 23-32.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ