ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 8
1.1. Особенности понятия гражданственности 8
1.2. Нормативно-правовые документы и государственные программы,
направленные на формирование гражданственности 15
1.3. Формы и методы формирования гражданственности 22
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В КУРСЕ
ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 29
2.1. Особенности формирования гражданственности на уроках истории и
обществознания 29
2.2. Особенности формирования гражданственности во внеурочной
деятельности 44
Заключение 53
Список источников и литературы 56
Приложения
Российское современное образование нацелено на формирование активного и ответственного члена общества, и становление гражданственности в процессе воспитания подрастающего поколения является одним из главных направлений современной образовательной политики. Важность данного направления определяется тем, что именно в школьном возрасте закладываются основы формирования личности, происходит усвоение различных общественных норм и ценностей. Дальнейшее развитие нашего государства зависит от уровня гражданских качеств будущего поколения, от их участия в жизни общества и страны. Поэтому следует обратить особое внимание на систему формирования гражданственности в школе, которая обеспечивает становление сознательного гражданина, способного активно участвовать в политической и общественной жизни страны.
Актуальность данной работы объясняется тем, что воспитание социально-активной личности гражданина и патриота, который обладает чувством национальной гордости, любви к своему Отечеству и народу, является невозможным без систематической целенаправленной работы по формированию гражданственности у подрастающего поколения в период обучения в общеобразовательной школе.
На данном этапе мы не можем говорить о том, что действующая система формирования гражданского сознания у школьников достаточно эффективно функционирует. Это указывает на значимость изучения данного воспитательного направления.
Воспитание социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу, невозможно без целенаправленной и систематической работы по формированию патриотического сознания у подрастающего поколения в период обучения в общеобразовательной школе.
Цель воспитания гражданственности в школе - способствовать формированию гражданского сознания, нравственных позиций (воспитание интереса к истории родного края и Отечества, расширение представлений детей о родном городе, о героях Великой Отечественной войны, воспитание чуткости, доброты и милосердия).
Однако в современных реалиях возникает противоречие между социальным заказом воспитания личности с одной стороны, и низким уровнем формирования гражданских качеств у выпускников общеобразовательной школы с другой стороны. Новые потребности российского общества, во многом обусловленные глобальными вызовами человечества, настоятельно требуют разработки эффективных методов воспитания подрастающего поколения, значимыми компонентами которого должны стать ценности патриотизма и гражданственности. Это делает принципы гражданско-патриотического воспитания актуальными, а их последовательную реализацию важной общественной и педагогической задачей.
Для формирования вышеперечисленных ценностей большие возможности открываются перед учителями истории и обществознания. Основной целью исторического и обществоведческого образования в Российской Федерации согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) является «воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества».
Цель исследования: определение способов и методов формирования гражданственности у учеников общеобразовательной школы в процессе изучения истории и обществознания.
Объект исследования: процесс формирования гражданственности у учеников общеобразовательной школы.
Предмет исследования: способы и методы формирования гражданственности у учеников общеобразовательной школы.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие гражданственности;
2. Проанализировать нормативные документы и государственные программы, направленные на формирование гражданственности в системе общего образования;
3. Выявить (предложить) наиболее эффективные методы и формы работы на уроках истории и обществознания для формирования гражданственности в соответствии с ФГОС и ИКС;
4. Создать методические разработки уроков и внеурочных мероприятий, направленных на формирование гражданственности;
Для достижения оставленных задач был использован ряд методов исследования, которые в совокупности дополняли друг друга. Изучение и анализ тематической исторической, психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования. Использовалось теоретическое обобщение, педагогическое наблюдение.
Степень изученности проблемы. Тема гражданско-патриотического воспитания привлекает внимание многих исследователей.
С самых древних времен от Нестора и Владимира Мономаха, а затем и в работах Н.М.Карамзина, М.В.Ломоносова, В.Н.Татищева говорится о важности воспитания гражданских качеств у детей. На любовь и преданность к земле Русской обращали внимание В.А.Жуковский, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, которые должны быть присущи гражданину. В советское время такие педагоги как А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский обращались к патриотическому воспитанию.
Среди современных исследователей можно отметить таких авторов как Артамонова О.Е., Гнездилова П.А., Куршев А.В., Макеева И.А., Портнова, Потехина Е.Н., O.A., Радченко О.А., Савотина, Н. А., Филонов Г. И. и другие.
Однако данные работы в большей степени посвящены именно понятию патриотизма, нежели гражданственности. Таким образом, после анализа научно-методической литературы мы сделали вывод, что специальной литературы, полностью раскрывающей тему нашего исследования нет, что свидетельствует о ее актуальности.
Апробация и внедрение результатов исследования проводилось в форме обсуждения на практических занятиях, доклада на студенческой практической конференции на базе кафедры педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева.
Практические результаты исследования внедрены в образовательный процесс учащихся МАОУ СШ №151 г. Красноярска.
Структура исследования: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
Во введении определены актуальность исследования, цель и задачи, объект и предмет исследования. Изложена научная новизна работы, а также степень изученности проблемы.
В первой главе рассматривается понятие гражданственности у разных исследователей, отличие понятий патриотизма и гражданственности. Также в первой главе анализируются нормативно-правовые документы и государственные программы, направленные на формирование гражданственности в системе общего образования такие как Закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», региональная программа Красноярского края «Патриотическое воспитание граждан в Красноярском крае на 2017 - 2020 годы».
Вторая глава посвящена обобщению педагогического опыта по формированию гражданственности на уроках истории и обществознания и во внеурочных мероприятиях. Представлен комплекс разработанных нами внеурочных мероприятий по теме исследования. Например, интеллектуальная игра «Я гражданин России» в формате QUIZ, программа экскурсии и знакомство с деятельностью Молодежного Парламента Красноярского края, проект «Мы любим/губим наш край».
В заключении представлены результаты исследования.
Формирование гражданских качеств личности является одной из самых серьезных и актуальных задач общества. Современный период в российской истории можно охарактеризовать крупными социально¬политическими изменениями в стране, которые приводят к смене ценностных ориентиров у людей, тем самым ставя под удар духовно- нравственное развитие подрастающего поколения.
Анализ теории и практики по теме исследования позволил нам сделать следующие выводы.
Исторический опыт показывает, что одним из важнейших средств формирования гражданственности и патриотизма является институт образования, который осуществляет воспитание подрастающего поколения.
В современном образовательном процессе формирование гражданственности у учеников средней школы является важным аспектом. Современные реалии показывают, что для становления гражданского общества в России необходимо участие в общественно-политической жизни людей с активной гражданской позицией. Именно в школьном возрасте закладываются основы формирования личности, происходит усвоение различных общественных норм и ценностей.
В ходе исследования мы ставили перед собой цель способствовать повышению уровня формирования гражданственности у учеников общеобразовательной школы. Для достижения данной цели нами были решены следующие задачи:
• проанализирована научно-методическая литература, касающаяся определения понятия гражданственности;
• проанализированы нормативные документы и государственные программы, направленные на формирование гражданственности в системе общего образования;
• выявлены наиболее эффективные методы и формы работы на уроках истории и обществознания для формирования гражданственности;
• созданы методические разработки уроков и внеурочных
мероприятий, направленных на формирование гражданственности;
Под гражданственностью мы понимаем сформированную систему знаний и отношений личности к себе как гражданину, к гражданскому обществу, к государству и государственным структурам, к собственным гражданским правам и обязанностям, позволяющую ей успешно жить в условиях государства и гражданского общества, реализовывать свои гражданские права и обязанности в определенной политической и социокультурной среде. Анализ работ, посвященным понятию
гражданственности показал, что единого понятия не существует даже на законодательном уровне.
Проанализированные нами нормативные документы и государственные программы, направленные на формирование гражданственности в системе общего образования, такие как Закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», региональная программа Красноярского края «Патриотическое воспитание граждан в Красноярском крае на 2017 - 2020 годы» позволили определить, что одной из главных задач, стоящих перед современным педагогом, является формирование активной гражданской позиции обучающихся, сохранение и развитие патриотических чувств; формирование в сознании молодежи общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений; воспитание уважения к историческому наследию России.
Исследованные нами методы и формы работы на уроке и на внеурочных мероприятиях позволяют повысить уровень формирования гражданственности у учеников общеобразовательной школы. Применение современных технологий образования способствует повышению интереса обучающихся, и, как следствие, их мотивации.
В ходе исследования нами были разработаны и апробированы на практике уроки и внеурочные мероприятия, направленные на повышение уровня гражданственности у учеников общеобразовательной школы. В ходе апробации данные разработки показали свою значимость в процессе формирования гражданственности. Также стоит отметить, что для формирования гражданственности неотъемлемым условием является системность.
Таким образом, была достигнута поставленная нами цель исследования и решены сформулированные задачи.
1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] :
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата
обращения: 4.12.2019)
2. Об утверждении региональной программы Красноярского края
«Патриотическое воспитание граждан в Красноярском крае на 2017 - 2020 годы» [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Красноярского Края от 23.12.16 года №1163-р. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/444958332
3. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493. — Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192149/
(дата обращения: 9.01.2020)
4. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт среднего
общего образования [Электронный ресурс] : от 17.05.12 №413. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/ (дата
обращения: 19.12.2019)
Литература
1. Арапова Г.З. Игровое обучение на уроках истории и обществознания //
Преподавание истории в школе. - 2014. - №2. - С. 16-18.
2. Артамонова О.Е. Формирование представлений о гражданственности в
молодежной среде // Вестн. Новгор. филиала РАНХиГС. 2017. Т. 6.
№ 1-1 (7). С. 222-226.
3. Бессонова Т.Н. Воспитание гражданственности: институциональный
подход // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. 2011. Т 4. № 3. С. 121-130.
4. Бодалёв А.А. Нравственность и гражданственность человека -
бесценный капитал общества // Человеческий капитал. 2014. № 5 (65). С. 7.
5. Гендугова, М.Н. Формирование гражданственности молодежи в
современной России / М.Н. Гендугова // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. - Москва, 2011.
6. Гнездилова П.А. Социокультурные аспекты формирования
гражданственности учащейся молодежи в российском обществе: моногр. Рязань: Концепция, 2016.
7. Гончаров С.З. Социальная компетентность личности: сущность,
структура, критерии и значения. // Образование и наука. - 2004. №2(26) -С.11.
8. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития гражданина
России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - Москва: Просвещение, 2009.
9. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы. - М.:
Вако, 2008. - 352 с.
10. Доржиева Л. Б. Социальное партнерство как инструмент и ресурс воспитания жизнеспособной личности в информационном обществе (из опыта работы) // Наука и школа. - 2013. - № 6. - С. 12-14.
11. Ерисова Г.Ф., Чемёркина Е.Н., Демидова Н.М. Инновационный подход в формировании патриотизма и гражданственности молодежи посредством социального партнерства // Интерэкспо Гео- Сибирь. 2010. Т 6. С. 235-239.
12. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А.
М. Арсеньева. М. : Педагогика, 1982. С. 21-27.
13. Князев А. М. Акмеолого-педагогическая концепция воспитания гражданственности в системе российского образования: автореф. дис. д-ра пед. наук. - М., 2008. - 70 с.
14. Кочетков А. Б. Использование информационных технологий в процессе воспитания гражданственности молодежи // Вестн. Волгоград. филиала МУПК. - 2003. - Вып. 6. - С. 62-67.
15. Куршев А.В. Гражданственность личности как черта характера // Сиб. пед. журн. 2015. № 3. С. 26-32.
16. Куршев А.В. Понятие гражданственности в диссертационных исследованиях // Символ науки. 2015. № 3. С. 181-183.
17. Лебедева О. В. Гражданское образование и воспитание в России. - М.: Издательский центр Академия, 2008. - 138 с.
18. Лихачёв Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского
воспитания// Педагогика. - 2007. - № 9. - С. 23 - 27.
19. Макеева И.А. Влияние институциональной среды на формирование гражданственности детей-сирот // Символ науки. 2016. № 11-2 (23). С.
20. Мнацаканян И.А. Адаптация учащихся к новым социокультурным условиям. Ярославль, 2005.
21. Мищенко Л.И. Общеобразовательные стандарты как стратегическая задача и предпосылка формирования «Мира социума культуры личности» учащегося и подготовка современного учителя // Среда социума в условиях современной российской действительности: Материалы всероссийской научно-практической Internet- конференции (7 - 22 июня 2010 г.) / Отв. ред. Е.А. Алисов. - Курск: РОСИ, 2010. - С. 7 - 12.
22. Питинова, Т Г. О подготовке к проведению уроков-экскурсий в обучении истории / Т Г. Питинова, А. Ю. Курченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 745-748.
23. Потехина Е.Н. Сущностные характеристики понятия
«гражданственность»: современный контекст// Международный
научно-исследовательский журнал. 2017. № 11 (65). Ч. 2. С. 130— 137.
24. Портнова, O.A. К вопросу о гражданском воспитании / O.A. Портнова // Наука и школа. - М., 2014. - №4. - С. 164-169.
25. Портнова, O.A. О роли образования в формировании гражданского
общества в России / O.A. Портнова // Философия и наука в современном мире: сборник аспирантских статей №9. - Калуга, 2010. - С. 69-73.
26. Приводнова Е.В. Гражданственность как интегративное качество личности в образовании // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20: Педагогическое образование. 2015. № 2. С. 117-122.
27. Радченко О.А. Воспитание патриотизма и гражданственности в контексте социокультурного подхода // Инновации в социокультурном пространстве: материалы VII Междунар. науч.- практ. конф. Благовещенск, 2014. С. 154-159.
28. Савотина, Н. А. Гражданские ценности в контексте проблем социализации студенческой молодежи / Н. А. Савотина // Педагогика. -2010. - № 7. - С. 37.
29. Сайпулаева Т Ю. О понятии гражданственности // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. №4. С.23-25
30. Сериков, В. В. Природа педагогической деятельности и особенности профессионального образования педагога / В. В. Сериков // Педагогика. - 2010. - № 5. - С. 29.
31. Следзевский, И.В. Гражданско-патриотическое воспитание детей и
молодежи: проблемы и стратегия / И.В. Следзевский // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2007. - №7. - С. 13.
32. Смахтина Н.И. Воспитание патриотизма на уроках истории и обществознания // Научный вестник Крыма. 2016. №5(5). С.1-7
33. Соловьев Э. Г. Новая философская энциклопедия [Электронный
ресурс]. В 4 т. - М.: Мысль, 2001. - URL:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy-/8410.
34. Филонов Г. И. Феномен гражданственности в структуре личностного развития // Педагогика. - 2007. - № 8. -С. 38-44.
35. Филонов Г. Н. Деятельностная сущность воспитания // Педагогика. - 2008. - № 2. - С.13-15
36. Фролова П.И., Горина А.В., Дубынина М.Г. Психология и
педагогика: учебное пособие.- Омск, Изд-во СибАДИ, 2015. - 429 с.