Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: ГБОУ СОШ №237 Красносельского района (г. Санкт-Петербург).
Выборка: 23 ученика 6 «а» класса (возраст 12-13 лет).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….… 2
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ, ПОДВЕРЖЕННЫХ БУЛЛИНГУ….4
1.1 Феномен буллинга в социологических, психологических и педагогических исследованиях … 4
1.2 Психологические особенности младшего подросткового возраста как фактор риска возникновения буллинга…6
1.3 Технологии и методы деятельности социального педагога по выявлению и профилактике буллинга в подростковом возрасте …………….…..8
Выводы по I главе………………......... 11
Глава II. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛЛИНГА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ …12
2.1 Методы, организация и условия эмпирического исследования буллинга у подростков …12
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования буллинга у подростков … 14
2.3 Содержание социально-педагогической программы по профилактике буллинга у подростков …15
Выводы по II главе…………………………………….... 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…….. 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…….…………………………….... 25
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….. 39
Актуальность данного исследования обусловлена распространением буллинга в современной школе. Согласно данным Карабановой О.А., с буллингом регулярно сталкиваются 6% обучающихся [17], то есть почти в каждом классе присутствует травля.
Буллинг негативно сказывается на психологическом климате в коллективе, может стать причиной различных психологических отклонений. Буллингу часто подвергаются подростки, которые уже находятся в сложной жизненной ситуации, что только усугубляет их психологическое состояние. Поэтому крайне важной является профилактика буллинга, ведь компенсация причиненного вреда психологическому здоровью будет являться более трудным и длительным процессом. Правильно разработанная программа мероприятий по предотвращению буллинга позволит не допустить развитие травли и будет способствовать поддержанию безопасной атмосферы в учебном коллективе.
В качестве методологической базы были использованы труды Амонашвили Ш. А., Ананьева Б.Г.,Гордеевой Т. О.,Ильина Е.П., Калинкиной Е.М., Масловой А. С., Рубинштейна С.Л., Троицкой И. Ю. и других.
Целью данного исследования является изучение проявлений буллинга у младших подростков и разработка программы профилактических мер психолого-педагогической поддержки.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить систему представлений о буллинге в российской школе и деятельности социального педагога по его профилактике;
2. Провести эмпирическое исследование буллинга
3. Разработать рекомендации и программу мероприятий по профилактике буллинга в школе
Таким образом, объектом исследования является деятельность социального педагога по профилактике буллинга среди младших подростков.
Предметом исследования является профилактика буллинга мерами психолого-педагогической поддержки.
База исследования. Исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ N°237 Красносельского района Санкт-Петербурга. В исследовании принимали участие 28 подростков в возрасте 13-14 лет. Из них 16 девочек,12 мальчиков
Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, опрос, тестирование
Целевым ориентиром настоящего исследования была разработка комплексной программы социально-педагогического сопровождения коллектива учащихся 6 класса по диагностике и профилактике буллинга. Данная проблема является актуальной для современного российского общества и активно обсуждается в научном и психолого-педагогическом сообществах.
Изучение специальной литературы позволило выявить психологические особенности, являющиеся факторами риска возникновения буллинга, а также инструментарий для его диагностики. Первым человеком, который призван профессионально предотвращать появление буллинга, является школьный социальный педагог. Именно к его компетенции относится выбор методов и методик работы, составление программ по работе с учащимися, проведение консультаций.
Так, социальный педагог может, проводя социометрию, выявлять социальную структуру класса, распределение социальных ролей в классе, а также некоторые методики позволяют выявлять детей-инициаторов буллинга, их помощников, жертв, их защитников и наблюдателей.
Существующие опросники позволяют определять наличие и уровень буллинга в коллективе. Также возможно проведение дополнительных методик для определения уровня самооценки, преимущественного способа решения конфликтов и других психологических особенностей, которые влияют на подверженность коллектива буллингу.
В эмпирической части исследования, проходившего на базе ГБОУ СОШ 237 Санкт-Петербурга, были организованы диагностика, наблюдение и анализ внутришкольной документации. В исследовании участвовал 6а класс (23 человека). Для исследования применялись методики Э. Норкиной и Д. Олвеуса. Было также организовано наблюдение учащихся во время классного часа и исследование внутришкольной документации (характеристики на детей).
На основании экспериментального исследования буллинга был сделан вывод о том, что буллинг в коллективе отсутствует, однако есть дети группы риска (учащиеся в повышенным уровнем виктимизации и дети из неполных семей). Было сделано предположение о том, что данный возраст имеет психологические характеристики, которые являются факторами риска для возникновения буллинга, поэтому была разработана полугодовая программа профилактики буллинга.
В рамках данной программы предполагается проведение диагностических мероприятий (двух констатирующих срезов - перед началом программы и по ее окончании), далее предполагается проведение просветительских мероприятий для формирования знаний о буллинге и на основе этих мероприятий фронтальные тренинги и индивидуальные консультации. Тренинги призваны сформировать совладающее поведение у коллектива в целом, а также улучшить психологический климат в нем и применять полученные теоретические знания на практике. Индивидуальные консультации предназначены для реализации принципа индивидуального подхода к учащимся, входящим в группу риска и нуждающимся в индивидуальной помощи.
Подобная программа призвана предотвращать буллинг в классе, работая с коллективом целиком, что повышает эффективность подобной профилактики. Данная программа может быть использована для 5-7 классов, если первичная диагностика показывает отсутствие буллинга.
1. Griezel L. et al. Uncovering the structure of and gender and developmental differences in cyber bullying //The Journal of Educational Research. – 2012. – Т. 105. – №. 6. – С. 442-455.
2. Olweus D. Bullying: What we know and what we can do //Mental disorder and crime. – 1993. – С. 353-365
3. Абасов, З.А. Школьная отметка: плюсы и минусы // Народное образование. 2015. №8 (1451). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkolnaya-otmetka-plyusy-i-minusy (дата обращения: 20.10.2023).
4. Амонашвили, Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. / Ш. А. Амонашвили. – Москва : Знание, 1980. – 96 с.
5. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологически труды. - М., Педагогика. В 2-х тт. Т. 2. – 1980, С. 128-265.
6. Ахунова, Г. Х. Буллинг в средних классах и его профилактика «Скажи СТОП буллингу» / Г. Х. Ахунова, В. В. Дугинова, А. Н. Арсланов // Осовские педагогические чтения "Образование в современном мире: новое время - новые решения". – б2022. – № 1-2. – С. 50-56.
7. Бадмаева Н. Ц. Мотивационная – основа развития умственных способностей // Вопросы психологии. 2012. №6. С. 14.
8. Бороздина Л.В., Рощина Е.С. Влияние уровня самооценки на продуктивность учебной деятельности // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - 1989. - № 1. - С. 23-26.
9. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
10. Гордеева Т. О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития: автореф. дис. ... д-ра псих. наук. М., 2013. 46 с.
11. Гордеева Т.О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития: дис. ... доктора психологических наук: 19.00.07. - Москва, 2013. - 444 с.
12. Иванюшина В.А., Ходоренко Д.К., Александров Д.А. Распространенность буллинга: возрастные и гендерные различия, значимость размера и типа школы // Вопросы образования. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rasprostranennost-bullinga-vozrastnye-i-gendernye-razlichiya-znachimost-razmera-i-tipa-shkoly (дата обращения: 18.10.2023).
13. Ильин, Е.П. Психология риска / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 288 с
14. Исследование оон по вопросу о насилии в отношении детей особенности гендерных проявлений в ситуации буллинга // Организация Объединенных Наций : сайт. – URL: https://web.dev.ohchr.un-icc.cloud/ru/treaty-bodies/crc/united-nations-study-violence-against-children (дата обращения: 01.11.2023)
15. Калинкина, Е.М. Преодоление и профилактика буллинга в школе / Департамент образования Вологод. обл., Вологод. ин-т развития образования / Е.М. Калинкина, Н.Ю. Камракова. – Вологда : ВИРО, 2018. – 52 с.
16. Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы // Управление начальной школой. - 2009. - № 12. - С. 9-11.
17. Карасюк Д.В., Пищёлко А.В., Чижова Е.А. Особенности гендерных проявлений в ситуации буллинга // Вестник науки. 2021. №12 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-gendernyh-proyavleniy-v-situatsii-bullinga (дата обращения: 18.10.2023)
18. Кон, И.С. Школьное насилие: буллинг и хейзинг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rumagic.com/ru_zar/sci_psychology/kon/1/j62.html
19. Крылова, М.А. Педагогическая психология. Конспекты лекций и методические материалы по педагогической психологии для студентов ЗФО (1 курс). –Тверь, Издательство Тверского государственного университета, 2018. – 98 с.
20. Маслова, А. С. Буллинг в школе. Причины и профилактика / А. С. Маслова, С. В. Овчинников // Образовательная среда: теория и практика : материалы IV Международной научно-практической конференции, Астрахань, 28 мая 2021 года. – Астрахань: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Астраханский государственный университет», 2021. – С. 26-31.
21. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. — М., 1989. — С. 182–191.
22. Николаева Е.И., Стрекосова В.С., Зиновьева И.И. Связь успеваемости с психологическими характеристиками учеников 4-7 классов (лонгитюдное исследование) // Российский гуманитарный журнал. 2017. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svyaz-uspevaemosti-s-psihologicheskimi-harakteristikami-uchenikov-4-7-klassov-longityudnoe-issledovanie (дата обращения: 18.10.2023).
23. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал. - 1996. - Т. 17, № 1. - С. 169-174.
24. Прыгин Г. С. Психология самостоятельности:монография. - Ижевск, Набережные Челны: Изд-во Ин-та управления, 2009. - 408 с.
25. Решетников О. В. Педагогическая технология оценки учителем личностного развития школьников в образовательном процессе: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2003. 16 с
26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2010. - 720 с.
27. Савенков А.И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 128 с.
28. Синягина, Н.Ю. Школа без насилия : Методическое пособие пособие / Н.Ю. Синягина. – Москва : АНО «ЦНПРО», 2015. – 150 с.
29. Троицкая, И. Ю. Влияние отметки на учебную мотивацию младших школьников / И. Ю. Троицкая, Е. Н. Рыбакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1 (80.1). — С. 132-134. — URL: https://moluch.ru/archive/80/13816/ (дата обращения: 30.10.2023).
30. Чурсинова, О.В. Буллинг в школе: практика оказания психологической помощи пострадавшим детям : учебно-методическое пособие / О.В. Чурсинова, А.А. Ярошук. – Ставрополь : СКИРО ПК и ПРО, 2021. – 86 с.
31. Шарина, К. А. Проблема буллинга в современной школе / К. А. Шарина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 518-520. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97025/ (дата обращения: 18.11.2023)