Социально- педагогическая деятельность по профилактике буллинга у младших подростков (Российский Государственный Педагогический Университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: ГБОУ СОШ №237 Красносельского района (г. Санкт-Петербург).
Выборка: 23 ученика 6 «а» класса (возраст 12-13 лет).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….… 2
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ, ПОДВЕРЖЕННЫХ БУЛЛИНГУ….4
1.1 Феномен буллинга в социологических, психологических и педагогических исследованиях … 4
1.2 Психологические особенности младшего подросткового возраста как фактор риска возникновения буллинга…6
1.3 Технологии и методы деятельности социального педагога по выявлению и профилактике буллинга в подростковом возрасте …………….…..8
Выводы по I главе………………......... 11
Глава II. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛЛИНГА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ …12
2.1 Методы, организация и условия эмпирического исследования буллинга у подростков …12
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования буллинга у подростков … 14
2.3 Содержание социально-педагогической программы по профилактике буллинга у подростков …15
Выводы по II главе…………………………………….... 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…….. 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…….…………………………….... 25
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….. 39
База исследования: ГБОУ СОШ №237 Красносельского района (г. Санкт-Петербург).
Выборка: 23 ученика 6 «а» класса (возраст 12-13 лет).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….… 2
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ, ПОДВЕРЖЕННЫХ БУЛЛИНГУ….4
1.1 Феномен буллинга в социологических, психологических и педагогических исследованиях … 4
1.2 Психологические особенности младшего подросткового возраста как фактор риска возникновения буллинга…6
1.3 Технологии и методы деятельности социального педагога по выявлению и профилактике буллинга в подростковом возрасте …………….…..8
Выводы по I главе………………......... 11
Глава II. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛЛИНГА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ …12
2.1 Методы, организация и условия эмпирического исследования буллинга у подростков …12
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования буллинга у подростков … 14
2.3 Содержание социально-педагогической программы по профилактике буллинга у подростков …15
Выводы по II главе…………………………………….... 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…….. 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…….…………………………….... 25
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….. 39
Актуальность данного исследования обусловлена распространением буллинга в современной школе. Согласно данным Карабановой О.А., с буллингом регулярно сталкиваются 6% обучающихся [17], то есть почти в каждом классе присутствует травля.
Буллинг негативно сказывается на психологическом климате в коллективе, может стать причиной различных психологических отклонений. Буллингу часто подвергаются подростки, которые уже находятся в сложной жизненной ситуации, что только усугубляет их психологическое состояние. Поэтому крайне важной является профилактика буллинга, ведь компенсация причиненного вреда психологическому здоровью будет являться более трудным и длительным процессом. Правильно разработанная программа мероприятий по предотвращению буллинга позволит не допустить развитие травли и будет способствовать поддержанию безопасной атмосферы в учебном коллективе.
В качестве методологической базы были использованы труды Амонашвили Ш. А., Ананьева Б.Г.,Гордеевой Т. О.,Ильина Е.П., Калинкиной Е.М., Масловой А. С., Рубинштейна С.Л., Троицкой И. Ю. и других.
Целью данного исследования является изучение проявлений буллинга у младших подростков и разработка программы профилактических мер психолого-педагогической поддержки.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить систему представлений о буллинге в российской школе и деятельности социального педагога по его профилактике;
2. Провести эмпирическое исследование буллинга
3. Разработать рекомендации и программу мероприятий по профилактике буллинга в школе
Таким образом, объектом исследования является деятельность социального педагога по профилактике буллинга среди младших подростков.
Предметом исследования является профилактика буллинга мерами психолого-педагогической поддержки.
База исследования. Исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ N°237 Красносельского района Санкт-Петербурга. В исследовании принимали участие 28 подростков в возрасте 13-14 лет. Из них 16 девочек,12 мальчиков
Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, опрос, тестирование
Буллинг негативно сказывается на психологическом климате в коллективе, может стать причиной различных психологических отклонений. Буллингу часто подвергаются подростки, которые уже находятся в сложной жизненной ситуации, что только усугубляет их психологическое состояние. Поэтому крайне важной является профилактика буллинга, ведь компенсация причиненного вреда психологическому здоровью будет являться более трудным и длительным процессом. Правильно разработанная программа мероприятий по предотвращению буллинга позволит не допустить развитие травли и будет способствовать поддержанию безопасной атмосферы в учебном коллективе.
В качестве методологической базы были использованы труды Амонашвили Ш. А., Ананьева Б.Г.,Гордеевой Т. О.,Ильина Е.П., Калинкиной Е.М., Масловой А. С., Рубинштейна С.Л., Троицкой И. Ю. и других.
Целью данного исследования является изучение проявлений буллинга у младших подростков и разработка программы профилактических мер психолого-педагогической поддержки.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить систему представлений о буллинге в российской школе и деятельности социального педагога по его профилактике;
2. Провести эмпирическое исследование буллинга
3. Разработать рекомендации и программу мероприятий по профилактике буллинга в школе
Таким образом, объектом исследования является деятельность социального педагога по профилактике буллинга среди младших подростков.
Предметом исследования является профилактика буллинга мерами психолого-педагогической поддержки.
База исследования. Исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ N°237 Красносельского района Санкт-Петербурга. В исследовании принимали участие 28 подростков в возрасте 13-14 лет. Из них 16 девочек,12 мальчиков
Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, опрос, тестирование
Целевым ориентиром настоящего исследования была разработка комплексной программы социально-педагогического сопровождения коллектива учащихся 6 класса по диагностике и профилактике буллинга. Данная проблема является актуальной для современного российского общества и активно обсуждается в научном и психолого-педагогическом сообществах.
Изучение специальной литературы позволило выявить психологические особенности, являющиеся факторами риска возникновения буллинга, а также инструментарий для его диагностики. Первым человеком, который призван профессионально предотвращать появление буллинга, является школьный социальный педагог. Именно к его компетенции относится выбор методов и методик работы, составление программ по работе с учащимися, проведение консультаций.
Так, социальный педагог может, проводя социометрию, выявлять социальную структуру класса, распределение социальных ролей в классе, а также некоторые методики позволяют выявлять детей-инициаторов буллинга, их помощников, жертв, их защитников и наблюдателей.
Существующие опросники позволяют определять наличие и уровень буллинга в коллективе. Также возможно проведение дополнительных методик для определения уровня самооценки, преимущественного способа решения конфликтов и других психологических особенностей, которые влияют на подверженность коллектива буллингу.
В эмпирической части исследования, проходившего на базе ГБОУ СОШ 237 Санкт-Петербурга, были организованы диагностика, наблюдение и анализ внутришкольной документации. В исследовании участвовал 6а класс (23 человека). Для исследования применялись методики Э. Норкиной и Д. Олвеуса. Было также организовано наблюдение учащихся во время классного часа и исследование внутришкольной документации (характеристики на детей).
На основании экспериментального исследования буллинга был сделан вывод о том, что буллинг в коллективе отсутствует, однако есть дети группы риска (учащиеся в повышенным уровнем виктимизации и дети из неполных семей). Было сделано предположение о том, что данный возраст имеет психологические характеристики, которые являются факторами риска для возникновения буллинга, поэтому была разработана полугодовая программа профилактики буллинга.
В рамках данной программы предполагается проведение диагностических мероприятий (двух констатирующих срезов - перед началом программы и по ее окончании), далее предполагается проведение просветительских мероприятий для формирования знаний о буллинге и на основе этих мероприятий фронтальные тренинги и индивидуальные консультации. Тренинги призваны сформировать совладающее поведение у коллектива в целом, а также улучшить психологический климат в нем и применять полученные теоретические знания на практике. Индивидуальные консультации предназначены для реализации принципа индивидуального подхода к учащимся, входящим в группу риска и нуждающимся в индивидуальной помощи.
Подобная программа призвана предотвращать буллинг в классе, работая с коллективом целиком, что повышает эффективность подобной профилактики. Данная программа может быть использована для 5-7 классов, если первичная диагностика показывает отсутствие буллинга.
Изучение специальной литературы позволило выявить психологические особенности, являющиеся факторами риска возникновения буллинга, а также инструментарий для его диагностики. Первым человеком, который призван профессионально предотвращать появление буллинга, является школьный социальный педагог. Именно к его компетенции относится выбор методов и методик работы, составление программ по работе с учащимися, проведение консультаций.
Так, социальный педагог может, проводя социометрию, выявлять социальную структуру класса, распределение социальных ролей в классе, а также некоторые методики позволяют выявлять детей-инициаторов буллинга, их помощников, жертв, их защитников и наблюдателей.
Существующие опросники позволяют определять наличие и уровень буллинга в коллективе. Также возможно проведение дополнительных методик для определения уровня самооценки, преимущественного способа решения конфликтов и других психологических особенностей, которые влияют на подверженность коллектива буллингу.
В эмпирической части исследования, проходившего на базе ГБОУ СОШ 237 Санкт-Петербурга, были организованы диагностика, наблюдение и анализ внутришкольной документации. В исследовании участвовал 6а класс (23 человека). Для исследования применялись методики Э. Норкиной и Д. Олвеуса. Было также организовано наблюдение учащихся во время классного часа и исследование внутришкольной документации (характеристики на детей).
На основании экспериментального исследования буллинга был сделан вывод о том, что буллинг в коллективе отсутствует, однако есть дети группы риска (учащиеся в повышенным уровнем виктимизации и дети из неполных семей). Было сделано предположение о том, что данный возраст имеет психологические характеристики, которые являются факторами риска для возникновения буллинга, поэтому была разработана полугодовая программа профилактики буллинга.
В рамках данной программы предполагается проведение диагностических мероприятий (двух констатирующих срезов - перед началом программы и по ее окончании), далее предполагается проведение просветительских мероприятий для формирования знаний о буллинге и на основе этих мероприятий фронтальные тренинги и индивидуальные консультации. Тренинги призваны сформировать совладающее поведение у коллектива в целом, а также улучшить психологический климат в нем и применять полученные теоретические знания на практике. Индивидуальные консультации предназначены для реализации принципа индивидуального подхода к учащимся, входящим в группу риска и нуждающимся в индивидуальной помощи.
Подобная программа призвана предотвращать буллинг в классе, работая с коллективом целиком, что повышает эффективность подобной профилактики. Данная программа может быть использована для 5-7 классов, если первичная диагностика показывает отсутствие буллинга.
Подобные работы
- Деятельность педагога-психолога по профилактике буллинга в начальной школе с особыми образовательными потребностями
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2020 - ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА У ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019 - Деятельность педагога по профилактике кибербуллинга у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ БУЛЛИНГА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2024 - Профилактика школьного буллинга как направление социальной работы
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2023 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С АГРЕССОРАМИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2023 - ИЗУЧЕНИЕ СТРЕССОСОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИЗУЧЕНИЕ СТРЕССОСОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая программа профилактики суицидального поведения в подростковом возрасте
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2023



